Упражнение 22: Созерцание св. Игнатия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 22: Созерцание св. Игнатия



 

Эту форму молитвы, рекомендованную св. Игнатием Лойолой в его Духовных упражнениях, практиковали многие святые. Смысл упражнения в том, чтобы вы­брать сцену из жизни Христа и вообразить ее себе, как если бы вы были непосредственным участником собы­тий. Лучший способ объяснить, как это делается, — просто предложить вам выполнить само упражнение. В качестве примера я выбрал отрывок из Евангелия от Иоанна:

После сего был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот ку­пальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов:

В них лежало великое множество больных, сле­пых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды;

Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздорав­ливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

Больной отвечал Ему: так. Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел.

 

В качестве подготовки к упражнению успокойте свой ум, выполнив одно из упражнений на осо­знание...

 

Теперь представьте себе купальню, о которой говорится в Евангелии... пять крытых ходов... Вообразите это место. Какое оно? Каковы раз­меры купальни? Там чисто или грязно? Оглядите строения... посмотрите на воду...

Рассмотрите людей рядом с купальней... Сколько их там?.. Кто они?.. Как они одеты?.. Что они делают?.. Чем они больны?.. Что они говорят?.. Что они делают?..

 

Не будьте в стороне, участвуйте в происходя­щем... что вы там делаете?.. Почему вы пришли в это место?.. Что вы чувствуете?.. Вы с кем-то разговариваете?.. С кем?..

 

Теперь взгляните на того человека, о котором сказано в цитируемом выше отрывке из Еванге­лия... Где он в толпе?.. Как он одет?.. Его кто-нибудь сопровождает?.. Подойдите к нему и заговорите с ним... Что вы ему говорите?.. Что он отвечает?.. Постарайтесь выяснить как можно больше о нем, о его жизни... Какое впечатление он производит на вас?.. Что вы чувствуете, раз­говаривая с ним?.. Краем глаза вы замечаете, как входит Иисус... наблюдайте за каждым движени­ем Христа... Куда Он направляется? Что он делает?.. Что, как вы думаете, Он чувствует?..

 

Иисус приближается... Какие чувства испытыва­ете вы?.. Тут вы понимаете, что Он хочет гово­рить с этим человеком, и отступаете на шаг назад... вы присутствуете при их разговоре...

 

Особо отметьте вопрос Иисуса: «Хочешь ли быть здоров?»... И вот Иисус говорит ему: «встань, возьми постель твою и ходи». Какова первая реакция этого человека?.. Он пытается встать... и... свершилось чудо! Как реагирует Иисус... и какова ваша реакция...

 

Теперь Иисус оборачивается к вам... поговорите с Ним о только что произошедшем чуде...

 

Подвержены ли вы каким-либо недугам?.. Боль­ны ли вы физически, эмоционально или духов­но?.. Поведайте об этом Иисусу... Что отвечает вам Иисус?.. Осознайте Его слова, обращенные к вам: «Действительно ли ты хочешь быть здо­ров, когда просишь излечить тебя?..» Воистину, готовы ли вы принять все последствия своего излечения... теперь, когда милость Господа вот-вот будет дарована вам?.. Достаточно ли в вас веры в Него?.. Верите ли вы, что чудо случится, поскольку люди здесь, вокруг вас, желают это­го?.. Вслушайтесь в слова исцеления, которые произносит Иисус, ощутите, как Он возлагает на вас руки... Что вы чувствуете?.. Сознаете ли вы, насколько это событие значимо для вас?..

 

Некоторое время тихо молитесь в присутствии Иисуса...

 

Не расстраивайтесь, если вначале вы потерпите неуда­чу. В следующий раз наверняка получится лучше. Когда мы в группе практикуем созерцание этого типа, я, в завершение занятия, предлагаю участникам поделиться друг с другом своими впечатлениями. Иногда мы все вместе возлагаем руки на кого-нибудь из присутствую­щих и молимся во имя Иисуса.

 

Для некоторых людей это упражнение может создавать определенные трудности. Им бывает сложно погрузить­ся в нереальные, по их мнению, события, подобные тем, что описываются в приведенном мной отрывке из Еван­гелия. Они не осознают глубокий символизм (что от­нюдь не означает нереальность) таких переживаний и крепко держатся за достоверность, совершенно упуская из виду таинство. Им виден лишь исторический аспект истины, но не мистический.

 

Когда святой Франциск Ассизский, исполненный люб­ви к Иисусу, снимал Его с креста, он знал, что в данный момент Иисус не висит на кресте. Точно так же святой Антоний из Падуи, держа младенца Иисуса на руках, знал, что Христос уже давно не ребенок. Однако они практиковали эту форму созерцания, они создавали в своем воображении возвышенные образы, благодаря которым испытывали глубокие мистические переживания.

 

Любимой формой медитации Терезы Авильской было пребывание подле Христа во время его страданий в саду. Игнатий Лойола предлагал духовному искателю стать слугой Марии и Иосифа и с любовью сопровождать их в Вифлеем; прислуживать им, беседовать с ними и таким образом получать духовную пользу. Игнатия Лойолу не интересовала географическая достоверность мистических событий в том смысле, в котором мы понимаем ее сегодня. Он бывал в святых местах и мог их описать, но не делал этого, поскольку полагал, что духовный искатель должен творить свою Дорогу в Вифлеем, к месту, где родился Иисус, и свой Назарет. Очевидно, что никакие находки современных исследо­вателей Писания не могли бы поколебать его привер­женность этой форме созерцания.

 

Сущность такого созерцания раскрывается в восхити­тельной притче, которую очень любил индусский мистик Рамакришна.

 

Маленькому мальчику из бедной семьи приходилось ходить в школу в соседнюю деревню. Он отправлялся в путь ранним утром и возвращался домой вечером в сумерках. Дорога в школу лежала через лес. И вот, боясь ходить один, ребенок попросил свою овдовевшую мать дать ему в спутники слугу. Мать ответила:

 

— Сынок, мы слишком бедны, чтобы позволить себе иметь слугу. Но у тебя есть брат, его зовут Кришна. Он — Господин джунглей. Попроси его сопровождать тебя в школу и обратно.

 

Малыш так и сделал. На следующий день он позвал Кришну, и тот откликнулся на его просьбу. С тех пор они ходили в школу и обратно вдвоем.

 

И вот настал день рождения деревенского учителя. Все ученики должны были подарить ему подарки. Мать сказала мальчику:

 

— Послушай, нам нечем одарить твоего учителя. По­проси для него подарок у своего брата Кришны.

Кришна дал мальчику кувшин молока, который тот с гордостью поставил у ног учителя среди подарков дру­гих учеников. Но учитель не обратил на его подарок внимания. Мальчик огорчился и стал ныть: «Никто не обращает внимания на мой подарок... Мой подарок никому не понравился...» Учитель сказал слуге:

 

— Ради всего святого, скорей перелей молоко в миску и верни кувшин мальчику, иначе покоя не будет!

 

Слуга перелил молоко и уже собрался было отдать кувшин, но к своему удивлению заметил, что тот опять полон молока. Он опустошил кувшин еще раз. И это не помогло. Кувшин по-прежнему был полон до краев. Узнав о случившемся, учитель позвал мальчика и спро­сил, откуда у него такой кувшин.

 

— Мне его дал мой брат Кришна, — ответил малыш.

 

— Кто-кто? Брат Кришна? —- учитель не верил своим ушам.

 

— Он — Господин джунглей, —- торжественно Про­изнес мальчик. — Он каждый день провожает меня в школу и обратно.

 

— Ну, -—недоверчиво хмыкнул учитель, —мы хоте­ли бы увидеть твоего Кришну. Отведи нас к нему.

 

Затем все присутствующие — и школьный учитель, и его слуга, и ученики — отправились в лес. Мальчик возглавлял эту процессию. Он был крайне взволнован, ведь ему предстояло познакомить своих попутчиков с Кришной. Наконец они достигли того места на опушке леса, где Кришна обычно поджидал мальчика. Малыш позвал его раз, потом другой, он звал Кришну все громче и громче, но ответа не было. Послышались насмешки одноклассников. Мальчик разрыдался. Что могло случиться?

 

— Брат Кришна, — прошептал он сквозь слезы, — пожалуйста, приди. Видишь, они говорят, что я обманщик.

 

На некоторое время все стихло, а затем он ясно услы­шал голос Кришны:

 

— Не сейчас. Я приду в тот день, когда твой учитель обретет простую детскую веру и будет так же чист сердцем, как и ты.

 

Услышав эту притчу, я был потрясен. Ведь точно так же и Господь являет Себя лишь тем, кто верит. Он словно бы говорит: «Уверовавший да увидит!» Это как если бы вы сказали кому-нибудь: «Полюби меня, и увидишь, сколь я прекрасен!»

 

Вот с каким настроем нужно выполнять это упражне­ние. Мы должны уподобиться детям, и тогда наше воображение приведет нас к таинственной мистической истине.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.017 с.)