Методика Л. С. Выготского — Л. С. Сахарова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика Л. С. Выготского — Л. С. Сахарова



Данная методика предназначена для исследования мышления (обобще­ния, отвлечения, классификации) и способности к формированию понятий. Материал методики представляет набор объемных фигур (рис. 156), отличаю­щихся друг от друга формой, цветом и величиной. Допустимо и использова­ние реалистичных изображений таких же фигур. На нижней поверхности на­несены обозначения в виде бессмысленных искусственных слов. Испытуемому демонстрируется одна из фигур и объясняется, что эта надпись совершенно условная, однако имеющимся в наборе фигурам с такой же надписью прису­щи определенные признаки. Задача испытуемого — обобщить признаки по группам. По ходу работы с методикой испытуемому можно оказывать помощь.

Рис. 156. Объемные фигуры к методике Выготского — Сахарова

•'■

По данным Л. С. Выготского, с помощью предложенной им методики можно констатировать нарушение процессов обобщения не только при яв­ных расстройствах мышления, но и в тех случаях, когда вне условий экспе­римента нарушения формального мышления заметить трудно.

В данной версии методика в основном применяется для исследований мышления у взрослых. Для исследования детей применяется модифициро­ванный вариант (А. Ф. Говорков), стимульный материал которого состоит из 16 вырезанных из картона фигур (рис. 157), также отличающихся друг от друга формой, цветом (красные и зеленые) и величиной (по 4 варианта) и с услов­ными надписями на обратной стороне. Одна из фигур дается ребенку с просьбой отобрать другие фигуры из этого же разряда. Каждую из отобран­ных фигур ребенок переворачивает и убеждается в правильности или оши­бочности своего выбора. О результатах исследования судят по количеству «ходов», понадобившихся для формирования искусственного понятия.

Рис. 157. Плоские фигуры для исследования формирования понятий в версии Говоркова

При обследовании детей с помощью этой методики определяются спо­собность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ, уровень процессов обобщения и отвлечения. Методика чрезвычайно чувствительна к функциональной слабости лобных долей.

Образование искусственных понятий

Данная методика по своему характеру в значительной степени повторяет методику Выготского — Сахарова, но отличается от нее характером использу­емого материала (рис. 158).

На двух таблицах изображены 32 беспорядочно расположенных фигуры. Всего задано 4 вида фигур. Каждый вид предусматривает условное обозначение.

1 и 2 — имеющие хотя бы одну округлую сторону (ОКС — светлые и ОКТ — темные);

3 и 4 — ограниченные прямыми линиями (ПЕС — светлые и ПЕТ — темные).

Рис. 158. Стимульный материал к методике «Образование искусственных понятий»

Исследуемому показывают одну из фигур, называя ее условным обозна­чением, и предлагают в таблице показать фигуры, которые можно обозна­чить тем же именем. Экспериментатор каждый раз подтверждает правиль­ность или неправильность выбора до тех пор, пока не становится ясно, что испытуемый безошибочно производит выбор. Когда это происходит, испыту­емого просят объяснить, какие признаки характерны для фигур ОКС, ПЕТ,

ПЕС, ОКТ. Если исследуемый правильно определяет общие признаки, зада­ча считается решенной. Иногда правильно распознавая фигуры, исследуе­мый не может правильно назвать их общие признаки, что можно объяснить недостаточностью высших функций второй сигнальной системы. Фиксирует­ся время работы и количество допущенных ошибок. В норме испытуемый допускает 8-10 ошибок (И. А. Полищук, А. Е. Видренко).

С физиологической точки зрения, в образовании искусственных понятий можно различать:

• анализ (различение отдельных признаков фигур);

• выработку тормозных условных реакций на отдельные признаки;

• образование положительных условных реакций на комплекс призна­ков (цвет, форма, словесное обозначение).

, Методика Д. Брунера

Перед испытуемым раскладывается набор карточек (всего 81), каждая из которых отличается от других цветом фона, цветом фигуры на карточке, формой фигуры и количеством фигур (рис. 159). Экспериментатор задумыва­ет понятие, которое включает одну из возможных комбинаций указанных признаков. Задача испытуемого — за минимальное количество ходов устано­вить эту комбинацию. Для этого он выбирает из набора по одной карточке и предъявляет их экспериментатору, который отвечает «Да», если карточка содержит хотя бы один из выбранных признаков, или «Нет», если на карточ­ке нет ни одного из нужных признаков. В результате испытуемый должен назвать задуманную комбинацию признаков (указать карточку).

Рис. 159. Образцы карточек к методике Брунера (в оригинале цветные и имеют иной размер)

Регистрируются время работы с методикой и количество сделанных ходов. Нормой для впервые работающих с методикой считается 12—16 ходов за 12—16 минут (Л. М. Шипицина, А. Д. Виноградова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.005 с.)