Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика Л. С. Выготского — Л. С. СахароваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данная методика предназначена для исследования мышления (обобщения, отвлечения, классификации) и способности к формированию понятий. Материал методики представляет набор объемных фигур (рис. 156), отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной. Допустимо и использование реалистичных изображений таких же фигур. На нижней поверхности нанесены обозначения в виде бессмысленных искусственных слов. Испытуемому демонстрируется одна из фигур и объясняется, что эта надпись совершенно условная, однако имеющимся в наборе фигурам с такой же надписью присущи определенные признаки. Задача испытуемого — обобщить признаки по группам. По ходу работы с методикой испытуемому можно оказывать помощь. Рис. 156. Объемные фигуры к методике Выготского — Сахарова •'■ По данным Л. С. Выготского, с помощью предложенной им методики можно констатировать нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и в тех случаях, когда вне условий эксперимента нарушения формального мышления заметить трудно. В данной версии методика в основном применяется для исследований мышления у взрослых. Для исследования детей применяется модифицированный вариант (А. Ф. Говорков), стимульный материал которого состоит из 16 вырезанных из картона фигур (рис. 157), также отличающихся друг от друга формой, цветом (красные и зеленые) и величиной (по 4 варианта) и с условными надписями на обратной стороне. Одна из фигур дается ребенку с просьбой отобрать другие фигуры из этого же разряда. Каждую из отобранных фигур ребенок переворачивает и убеждается в правильности или ошибочности своего выбора. О результатах исследования судят по количеству «ходов», понадобившихся для формирования искусственного понятия. Рис. 157. Плоские фигуры для исследования формирования понятий в версии Говоркова При обследовании детей с помощью этой методики определяются способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ, уровень процессов обобщения и отвлечения. Методика чрезвычайно чувствительна к функциональной слабости лобных долей. Образование искусственных понятий Данная методика по своему характеру в значительной степени повторяет методику Выготского — Сахарова, но отличается от нее характером используемого материала (рис. 158). На двух таблицах изображены 32 беспорядочно расположенных фигуры. Всего задано 4 вида фигур. Каждый вид предусматривает условное обозначение. 1 и 2 — имеющие хотя бы одну округлую сторону (ОКС — светлые и ОКТ — темные); 3 и 4 — ограниченные прямыми линиями (ПЕС — светлые и ПЕТ — темные). Рис. 158. Стимульный материал к методике «Образование искусственных понятий» Исследуемому показывают одну из фигур, называя ее условным обозначением, и предлагают в таблице показать фигуры, которые можно обозначить тем же именем. Экспериментатор каждый раз подтверждает правильность или неправильность выбора до тех пор, пока не становится ясно, что испытуемый безошибочно производит выбор. Когда это происходит, испытуемого просят объяснить, какие признаки характерны для фигур ОКС, ПЕТ, ПЕС, ОКТ. Если исследуемый правильно определяет общие признаки, задача считается решенной. Иногда правильно распознавая фигуры, исследуемый не может правильно назвать их общие признаки, что можно объяснить недостаточностью высших функций второй сигнальной системы. Фиксируется время работы и количество допущенных ошибок. В норме испытуемый допускает 8-10 ошибок (И. А. Полищук, А. Е. Видренко). С физиологической точки зрения, в образовании искусственных понятий можно различать: • анализ (различение отдельных признаков фигур); • выработку тормозных условных реакций на отдельные признаки; • образование положительных условных реакций на комплекс признаков (цвет, форма, словесное обозначение). , Методика Д. Брунера Перед испытуемым раскладывается набор карточек (всего 81), каждая из которых отличается от других цветом фона, цветом фигуры на карточке, формой фигуры и количеством фигур (рис. 159). Экспериментатор задумывает понятие, которое включает одну из возможных комбинаций указанных признаков. Задача испытуемого — за минимальное количество ходов установить эту комбинацию. Для этого он выбирает из набора по одной карточке и предъявляет их экспериментатору, который отвечает «Да», если карточка содержит хотя бы один из выбранных признаков, или «Нет», если на карточке нет ни одного из нужных признаков. В результате испытуемый должен назвать задуманную комбинацию признаков (указать карточку). Рис. 159. Образцы карточек к методике Брунера (в оригинале цветные и имеют иной размер) Регистрируются время работы с методикой и количество сделанных ходов. Нормой для впервые работающих с методикой считается 12—16 ходов за 12—16 минут (Л. М. Шипицина, А. Д. Виноградова).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.007 с.) |