Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дорисовывание симметричных фигур (для детей)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Испытуемому предлагаются несколько бланков с неполными изображениями каких-то фигур, которые необходимо симметрично дорисовать до полного образа (рис. 93). Рис. 93. Стимульный материал к пробе на дорисовывание геометрических фигур В версии Т. Н. Головиной для проведения данной пробы используются таблицы размером 21x30 см, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги — рис. 93) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука — см. рис. 94). Сначала дается задание дорисовать треугольники и подчеркивается, что все шесть треугольников имеют одинаковую величину. Рис. 94. Половинчатые изображения фигур, которые необходимо дорисовать до полного образца (масштаб уменьшен)
Эта проба позволяет получить представление о способности испытуемого к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков и способности осуществлять симметричные изображения. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом эффективно справляются с заданием, при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя и допускают небольшую асимметрию. У детей с умственной отсталостью наибольшие трудности возникают при дорисовывании круга, который замыкается без осуществления необходимых кругообразных движений, при этом площадь полученной фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера, или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) возникают трудности в понимании принципов работы, допускается выраженная асимметрия, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы. Раскладывание кубиков Перед ребенком на столе в беспорядке выкладываются несколько (5-6) кубиков, различающихся размером. Эти кубики нужно разложить слева направо в порядке убывания или возрастания их величины. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС Пересчет пальцев Испытуемому предлагается поочередно прикоснуться I (большим) пальцем ко II, III, IV и V пальцам, делая эти движения одновременно обеими руками в обычном, а затем максимальном темпе. Наблюдаемая разница в выполнении движений правой и левой руками, особенно неравномерное истощение, а также нарушения силы, точности, быстроты и координированное™ движений могут являться признаками функциональной недостаточности или поражения мозговых структур, обслуживающих исполнение движений. К их числу предположительно могут относиться лобные, передне-теменные участки мозга и его глубокие структуры. Последнее особенно вероятно, если дефекты подобной пробы включают патологическую дистонию, атаксию или тремор. Вероятность вовлеченности лобных структур возрастает при регистрации двигательных персевераций, а переднетеменных — при неспособности исполнить эту же пробу с закрытыми глазами или экранированными (заслоненными от глаз листом бумаги или картона) руками. Эту пробу можно проводить с 6 лет. Сходной по нагрузке является проба «Игра на рояле»: необходимо поочередно прикоснуться пальцами к столу, начиная от большого пальца к мизинцу и в обратном направлении, сначала правой, затем левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Проба «Кулак-ребро-ладонь» Испытуемому предлагается последовательно придавать своей руке три различных положения: кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром, и ладони, ударяющей по столу плашмя (рис. 95). Инструкция сопровождается зрительным показом. Подобная проба считается достаточно сложной и с известными трудностями исполняется не только больными, но и некоторой частью здоровых. Вместе с тем, если у последних динамические навыки после некоторых усилий все-таки обеспечивают выполнение пробы, то у испытуемых с проблемами передних отделов коры «кинетическая мелодия» не устанавливается: теряется последовательность нужных жестов, инертно повторяется один жест или прежнее пространственное расположение (например, после горизонтального жеста «кулак» выполняется горизонтальный жест «ладонь»). Если исполнение пробы в ее стандартном варианте упорно не получается, экспериментатор может предложить испытуемому помочь себе речевым сопровождением — командами: «Кулак, ребро, ладонь, кулак, ребро, ладонь». Рис. 95. Положение кисти при выполнении пробы «Кулак-ребро-ладонь» Введение речевой регуляции само по себе становится дифференцирующим приемом, поскольку у больных только с дефектами премоторных систем такой дополнительный фактор может дать существенный эффект, а при более обширных или сдвинутых вперед поражениях регулирующее влияние речи настолько ослабляется, что даже при правильном повторении инструкции больной продолжает выполнять нужное действие с ошибками. При работе с ребенком предлагается воспроизводить по образцу серию из 9 движений, состоящую из 3 вышеназванных движений. Если ребенок не справляется с заданием, образец демонстрируется повторно до 5 раз. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение между движениями в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Задание доступно большинству здоровых детей с 6 лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.006 с.) |