Дорисовывание симметричных фигур (для детей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дорисовывание симметричных фигур (для детей)



Испытуемому предлагаются несколько бланков с неполными изображе­ниями каких-то фигур, которые необходимо симметрично дорисовать до полного образа (рис. 93).

Рис. 93. Стимульный материал к пробе на дорисовывание геометрических фигур

В версии Т. Н. Головиной для проведения данной пробы используются таблицы размером 21x30 см, на которых изображены геометрические фигу­ры (треугольники, круги — рис. 93) с неполными контурами и незакончен­ные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука — см. рис. 94). Сначала дается задание дорисовать треугольники и подчеркивается, что все шесть треугольников имеют одинаковую величину.

Рис. 94. Половинчатые изображения фигур, которые необходимо дорисовать до полного образца (масштаб уменьшен)

 

Эта проба позволяет получить представление о способности испытуемо­го к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков и способности осуществлять симметричные изображения. Дети стар­шего дошкольного возраста с нормальным интеллектом эффективно справ­ляются с заданием, при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя и допускают небольшую асимметрию.

У детей с умственной отсталостью наибольшие трудности возникают при дорисовывании круга, который замыкается без осуществления необходимых кругообразных движений, при этом площадь полученной фигуры оказывает­ся, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умствен­но отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место слу­чаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера, или «не узнают» равенства.

При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) возника­ют трудности в понимании принципов работы, допускается выраженная асим­метрия, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы.

Раскладывание кубиков

Перед ребенком на столе в беспорядке выкладываются несколько (5-6) кубиков, различающихся размером. Эти кубики нужно разложить слева на­право в порядке убывания или возрастания их величины.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС

Пересчет пальцев

Испытуемому предлагается поочередно прикоснуться I (большим) паль­цем ко II, III, IV и V пальцам, делая эти движения одновременно обеими руками в обычном, а затем максимальном темпе. Наблюдаемая разница в выполнении движений правой и левой руками, особенно неравномерное истощение, а также нарушения силы, точности, быстроты и координирован­ное™ движений могут являться признаками функциональной недостаточно­сти или поражения мозговых структур, обслуживающих исполнение движе­ний. К их числу предположительно могут относиться лобные, передне-темен­ные участки мозга и его глубокие структуры. Последнее особенно вероятно, если дефекты подобной пробы включают патологическую дистонию, атаксию или тремор. Вероятность вовлеченности лобных структур возрастает при ре­гистрации двигательных персевераций, а переднетеменных — при неспособ­ности исполнить эту же пробу с закрытыми глазами или экранированными (заслоненными от глаз листом бумаги или картона) руками.

Эту пробу можно проводить с 6 лет.

Сходной по нагрузке является проба «Игра на рояле»: необходимо по­очередно прикоснуться пальцами к столу, начиная от большого пальца к мизинцу и в обратном направлении, сначала правой, затем левой рукой, а затем двумя руками одновременно.

Проба «Кулак-ребро-ладонь»

Испытуемому предлагается последовательно придавать своей руке три различных положения: кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром, и ладони, ударяющей по столу плашмя (рис. 95). Инструкция сопровождает­ся зрительным показом. Подобная проба считается достаточно сложной и с известными трудностями исполняется не только больными, но и некоторой частью здоровых. Вместе с тем, если у последних динамические навыки после некоторых усилий все-таки обеспечивают выполнение пробы, то у испытуе­мых с проблемами передних отделов коры «кинетическая мелодия» не уста­навливается: теряется последовательность нужных жестов, инертно повторя­ется один жест или прежнее пространственное расположение (например, после горизонтального жеста «кулак» выполняется горизонтальный жест «ладонь»).

Если исполнение пробы в ее стандартном варианте упорно не получает­ся, экспериментатор может предложить испытуемому помочь себе речевым сопровождением — командами: «Кулак, ребро, ладонь, кулак, ребро, ладонь».

Рис. 95. Положение кисти при выполнении пробы «Кулак-ребро-ладонь»

Введение речевой регуляции само по себе становится дифференцирующим приемом, поскольку у больных только с дефектами премоторных систем та­кой дополнительный фактор может дать существенный эффект, а при более обширных или сдвинутых вперед поражениях регулирующее влияние речи настолько ослабляется, что даже при правильном повторении инструкции больной продолжает выполнять нужное действие с ошибками.

При работе с ребенком предлагается воспроизводить по образцу серию из 9 движений, состоящую из 3 вышеназванных движений. Если ребенок не справляется с заданием, образец демонстрируется повторно до 5 раз.

Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифи­ческому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты рас­стройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение между движениями в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором слу­чае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.

Задание доступно большинству здоровых детей с 6 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.007 с.)