Различение правой и левой сторон по рисункам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различение правой и левой сторон по рисункам



Данная проба предназначена для исследования детей дошкольного и млад­шего школьного возраста. Она заключается в просьбе к ребенку нарисовать

себя в полный рост без каких-либо других ограничений. После того как рису­нок закончен, ребенку предлагается показать на нем, где правая и левая рука или нога. Если возникают ошибки, то аналогичная просьба повторяется в отношении его собственного тела — ребенка на себе просят показать левую и правую конечности.

Если рисунок оказался сюжетным или включающим какие-то предметы либо других людей, животных, то дополнительно могут быть заданы вопросы об их расположении по отношению к «основному персонажу» и друг к другу.

Показ частей своего тела и лица

Экспериментатор называет различные части тела (глаз, колено, брови, локоть, подбородок, ресницы, плечо и др.) и просит испытуемого показать их на себе.

Другим вариантом данной пробы является такой, при котором акцент смещается на эффективность оценки расположения частей тела и лица по отношению друг к другу. Например, Н. Я. Семаго и М. М.Семаго предлагают для исследования детей следующую инструкцию и процедуру: «Закрой глаза и скажи, что у тебя над/под глазами, под/над подбородком, над лбом, под губа­ми» и т. п. «А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха», «...над плеча­ми», «...под шеей», «...под коленями» и т. п. В ситуации, когда ребенку трудно выполнить задание с закрытыми глазами, ему предлагается сделать это с опо­рой на зрительный анализатор.

Проба Хеда

Существует несколько вариантов или частных форм проведения этой пробы, а также ее модификаций.

Наглядная форма. В самом простом случае экспериментатор, сидящий напротив испытуемого, показывая, предлагает ему воспроизвести положение одной своей руки (правой — для правой, левой — для левой, а не зеркаль­но) — фронтальное, горизонтальное или сагиттальное (рис. 79). В более слож­ных сериях испытуемый должен воспроизвести положение руки, прикасаю­щейся к одноименному или противоположному уху или глазу. В еще более сенсибилизированном варианте необходимо одновременно воспроизвести положение двух рук, из которых правая прикасается к носу, а левая — к правому уху и т. д. Каждый раз испытуемый сталкивается с необходимостью преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению позы.

Используются и другие варианты взаимного положения рук и тела:

• «голосование»;

• рука горизонтально перед грудью;

• ладонь горизонтально под подбородком;

• левая рука — правая щека;

• левый кулак под правой ладонью ребром;

• правая рука — левое ухо, левая рука — правая щека.

Рис. 79. Соотношение рук и разных частей тела в пробах Хеда

Первичные дефекты выполнения пробы Хеда— замена левой руки пра­вой и наоборот, искажение направления движения, замена одной щеки дру­гой и т. п. — являются результатом нарушения пространственного синтеза и часто возникают при поражении теменно-затылочных (или нижнетеменных) отделов левого полушария. Но иного рода затруднения (эхопраксичные зер­кальные повторения) могут возникать и при поражении лобных отделов моз­га. В последнем случае испытуемый не критичен к своим действиям и прак­тически не реагирует на поправки экспериментатора.

Речевая форма. Те же движения выполняются по речевой инструкции. Несмотря на кажущееся сходство с предыдущей формой, тест адресован к иным психическим функциям — он оценивает владение понятиями «право-лево» и речевую регуляцию двигательных актов. Его выполнение затруднено у испытуемых (в том числе детей) с левополушарной недостаточностью и у многих детей, страдающих дислексией. Задание легко выполняется большин­ством здоровых детей с 8-9 лет.

Данная проба может применяться и для оценки зеркальности движений у левшей. Экспериментатор, сидя напротив испытуемого, просит повторить

позу своей правой или левой руки. Повторению должно предшествовать мыс­ленное изменение пространственного положения. Например, экспериментатор согнутую в локтевом суставе правую руку подносит к подбородку и тыльной поверхностью кисти касается нижней части подбородка. Левшам часто не удается повторить подобные движения и расположение руки относительно подбородка. Левша может повторить движения левой (а не правой) рукой. Сам, без помощи экспериментатора, этого часто не замечает. Если ему ука­зывают на неточность воспроизведения позы руки, он становится растерян­ным или надолго задумывается, попеременно переводя взгляд с руки врача на собственную руку, повторяющую показанный врачом жест (Т. А. Доброхо­това, Н. Н. Брагина).

Проба Хеда является одной из наиболее чувствительных к мозговым поражениям, но в силу обусловленности своих результатов многими мозго­выми «обстоятельствами» часто требует для уточнения локализации очага поражения дополнительных дифференцирующих исследований.

■ ■ ■..

Воспроизведение положения руки по отношению к лицу (Л. И. Вассерман и соавт.)

Экспериментатор, сидя напротив испытуемого, показывает на себе или демонстрирует по заранее приготовленным рисункам 6 вариантов позы одной из рук, определенным образом расположенной по отношению к лицу (рис. 80). Испытуемый должен на себе их воспроизвести. По сути, это — лаконичный вариант использования проб Хеда.

Рис. 80. Образцы позиций рук по отношению к лицу

 

Перенос позы с одной руки на другую

Исследователь придает руке испытуемого ту или иную позицию и пред­лагает с закрытыми глазами воспроизвести этот жест другой рукой. В случае невозможности исполнения заданий или выраженных затруднениях можно сделать вывод о наличии дефектов кинестетической афферентации или сла­бости в работе переднетеменных участков больших полушарий. В некоторых случаях перенос становится невозможным из-за дефектов работы межполу-шарных комиссур.

Воспроизведение соотносительного положения кистей двух рук

Экспериментатор, стоя напротив испытуемого, показывает на себе или демонстрирует по заранее приготовленным рисункам несколько позиций рук, которые испытуемый должен повторить. Часть проб требует ориентации че­ловека в пространственном положении одной руки, а часть— двух (рис. 81). При более простом варианте этой пробы экспериментатор располагается ря­дом с испытуемым, снимая тем самым для последнего необходимость мыс­ленно перекодировать изображение с правой руки на левую и наоборот.

Рис. 81. Образцы взаимного положения рук, демонстрируемого экспериментатором

Эта проба в силу своей простоты мало обусловлена кинестетическим фактором, но существенно зависит от степени совершенства зрительно-про­странственной организации двигательного акта. В структуре исполнения дан­ного задания в качестве условия выступает не только понимание конечного пространственного положения рук, но и возможность мысленного перемеще­ния рук к необходимой позиции. Поэтому нарушения исполнения пробы

 

могут быть связаны и с передне- и нижнетеменными отделами коры, и с теменно-затылочными ее участками (обычно ведущего полушария).

' ■.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.45 (0.009 с.)