Подбор полосок и кругов разного цвета (для детей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор полосок и кругов разного цвета (для детей)



Данная упрощенная методика предназначена для исследования цветового гнозиса младших детей. Перед ребенком беспорядочно раскладываются выре­занные из плотной бумаги и окрашенные в разные цвета полоски (примерно 25 х 80 мм). Экспериментатор поочередно показывает ребенку небольшие (диа­метром 5 —6 см) кружки, окрашенные в те же цвета, что и полоски. Ребенка просят среди лежащих на столе полосок показать ту, которая окрашена в точ­но такой же цвет.

Проба может усложняться, если среди полосок предусмотреть не только полностью совпадающие по цвету, но и включающие 2^-3 оттенка того же цвета.

В игровом варианте того же приема кружки и полоски могут быть заме­нены изображениями бабочек с развернутыми окрашенными крыльями или цветов с раскрытыми лепестками. Одного крыла или части лепестков не хва­тает и их необходимо дополнить деталями из предлагаемого дополнительно набора.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

И ЭФФЕКТ ИГНОРИРОВАНИЯ

Зрительная идентификация при кратковременной экспозиции

Данная методика представляет собой сенсибилизированную пробу на оценку зрительной кратковременной памяти и модально специфического зрительного внимания. Она является достаточно сложной и для исполнения здоровыми людьми.

Испытуемому с экспозицией примерно Юс показываются для запоми­нания 9 изображений предметов, с разной вероятностью встречающихся в повседневной жизни (их изображения могут быть взяты из стимульного ма­териала к пробе на узнавание реалистичных изображенных предметов). Затем требуется найти их (а при возможности и назвать) среди 20 рисунков, предъяв­ляемых в наборе. Проба повторяется 3 раза с разными матрицами по 9 изоб­ражений. Если испытуемый с заданием не справляется, ему для запомина­ния могут быть предложены не 9, а 6 или 4 предмета.

Возрастные нормы исполнения данной пробы по числу запоминаемых фигур (JI. И. Вассерман и соавт.) определены следующим образом: 14-30 лет — 6,6+ 1,1; 31-50лет- 6,0 ± 0,74; 51-69лет- 5,8+ 1,54.

Наиболее отчетливые расстройства идентификации предметных изобра­жений выявляются у больных с поражением левой височной области.

Узнавание «полувербализуемых» графических изображений

Испытуемому с экспозицией 10 с предъявляются для запоминания 9 гра­фических «полувербализуемых» изображений (рис. 35 — верхняя часть). За­тем требуется найти их среди 20 изображений соответствующего набора (рис. 35 — нижняя часть). Опыт проводится 3 раза с разными комплектами для запоминания. Как и в предыдущей пробе, при неудаче (больной запоми­нает лишь 2—3 изображения) число графических элементов может быть со­кращено с 9 до 4—6.

Нормы, полученные для данной пробы (Л. И. Вассерман), выглядят следующим образом: 14-30 лет— 5,8+ 0,87; 31-50 лет- 5,6 ± 0,89; 51-69лет- 5,1 ± 0,83.

Аналогичная проба может проводиться и с другими по характеру изоб­ражения и по количеству «полувербализируемыми» и «невербализируемыми» изображениями (рис. 36).

Рис. 35. Образцы полувербализуемых фигур, предназначенных для запоминания и воспроизведения (Вариант 1)

Рис. 36. Образцы полувербализуемых фигур, предназначенных для запоминания и воспроизведения (Вариант 2)

 

Наихудшие результаты по данной пробе демонстрируют испытуемые с поражением у правшей височно-теменых отделов правого полушария.

Последние 2 две пробы могут быть сенсибилизированы с помощью ин­терференции, то есть повторением просьбы к испытуемому после проведения 2-й серии вновь указать в наборе изображения из 1-й серии. Количество изображений для запоминания в таких случаях сокращается с 9 до 3-4.

Для работы с детьми может применяться упрощенная проба с полуверба­лизуемыми геометрическими изображениями (А. В. Семенович). Перед ребен­ком на 10-15 с выкладывается ряд из 6 нарисованных фигур (рис. 37), которые нужно как можно точнее запомнить.

Рис. 37. Образцы полувербализуемых фигур, предназначенных для запоминания и воспроизведения (Вариант 3 — детский)

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточности воспроизведения эталон предъявляется еще раз, после чего закрываются и эталон, и то, что было нарисовано первый раз. Весь ряд ри­суется заново. Такая процедура при необходимости повторяется до 4 раз. Нормативным считается точное изображение всего ряда с 3-го раза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.005 с.)