Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проба «Асимметричные программы»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данная проба относится к числу реализаций сложных двигательных программ, требующих своего удержания на протяжении всего исполнения задания. Испытуемому предлагается выкладывать ряд шашек (или других «контрастных» объектов) по схеме «одна черная, две белых». Инструкция может сопровождаться показом наглядного образца. Больные с поражением лобных долей начинают правильно выполнять задание, но скоро его упрощают либо переходят к выполнению симметричных действий (выкладывают ряд из двух черных, одной черной и одной белой шашек и т. п.), персевераторно начиная повторять лишь один фрагмент ряда. В наиболее тяжелых случаях испытуемый не замечает своих ошибок и даже отдача команд самому себе к их исправлению не приводит. Сходные результаты будет давать и аналогичная по нагрузке проба с рисованием последовательного ряда фигур (два креста, один кружок). А. Р. Лурия считает указанные «асимметричные» пробы одним из наилучших индикаторов поражения лобной коры. Графическая проба «Забор» (воспроизведение графического стереотипа) Испытуемому предлагается, не отрывая руки от бумаги, рисовать до края страницы достаточно простой узор, в котором чередуются одни и те же серийно организованные графические контуры (рис. 97). Рис. 97. Образец для выполнения пробы «Забор» Испытуемому показывают узор, который тот должен в точности скопировать. В случаях повреждения премоторных отделов будут регистрироваться различные изменения рисунка, свидетельствующие о неспособности дифференцировать кинетическую структуру движения и правильно распределить двигательные импульсы во времени. Испытуемый при упомянутых поражениях начинает вырисовывать каждый элемент отдельно, либо после ]—2правильных по чередованию фрагментов вырабатывает простой двигательный стереотип, состоящий из одного повторяющегося звена. Больной не может остановить раз начавшееся действие, становящееся персевераторным. Аналогично используются и другие графические стереотипы:
Рисование фигур Диагностический опыт начинается со срисовывания простых геометрических фигур (крест, круг, квадрат), которые по отдельности на несколько секунд предъявляются испытуемому. Если дефектов копирования «по следам» не отмечается, задание усложняется и человеку на протяжении 20-30 с экспонируется уже серия простых фигур (например, треугольник, круг, круг, черта или квадрат, квадрат, треугольник, крест) (рис. 98). У больных с поражениями лобных долей первая серия воспроизводится успешно, а во второй часть входящих в нее элементов начинает заменяться на те, которые входили в первую. Рис. 98. Серия фигур для перерисовывания Усложнение аналогичного задания связано с заменой наглядного образца на выполнение заданий по вербальной инструкции лишь с называнием желаемых фигур. Их количество увеличивается в сериях от 1 до 4-5. Здесь в качестве предпосылки нарушений исполнения могут также рассматриваться и поражения лобно-височных участков мозга. Если такой дефект действительно имеет место, то в структуру симптоматики будет вплетаться отчуждение смысла слов: испытуемый в начале диагностического эксперимента, даже удерживая вербальную инструкцию, будет изображать совсем другие фигуры, либо, в более тяжелых случаях, перестанет понимать и смысл инструкции в целом. Для дифференциального уточнения целесообразно провести дополнительную пробу— сравнительное рисование фигур по наглядному материалу и по словесной инструкции. В отличие от дефектов лобной коры, поражение височных отделов не будет сопровождаться искажением рисуемых фигур при копировании, зато будут встречаться графические ошибки, связанные с непониманием инструкции. Другим вариантом уточняющей пробы является попытка предложить испытуемому при выполнении аналогичного задания дополнительно пользоваться проговариванием инструкции (самокомандами). Их введение позволяет значительно улучшать точность рисования при общемозговых поражениях и при поражениях височных долей, но обычно ни к чему не приводит у больных с тяжелым «лобным синдромом». Пробы на оральный праксис Исследования орального праксиса начинаются с ряда проб, обычно принятых в неврологических клиниках и направленных на выявление наиболее простых нарушений движений губ и языка. Испытуемого просят высунуть язык и ведут наблюдение за его тремором, отклонением от среднелицевой линии, нарушением возможности длительно удерживать нужную позу, асимметрией лицевых мышц. Дополнительную информацию в этом отношении может дать и проба с надуванием щек, сопровождающаяся проверкой симметричности тонуса лицевых мышц. Визуально также могут наблюдаться тремор губ, парез лицевой мускулатуры, слюнотечение и другие неврологические симптомы, облегчающие в дальнейшем дифференциальную диагностику. Затем испытуемому предлагается по образцу или речевой инструкции воспроизвести некоторые движения языка, губ, щек и других участков лицевой мускулатуры (оскалить зубы; вытянуть губы трубочкой; высунуть и убрать язык; прикоснуться языком к верхней и нижней губе; высунуть язык «лопаткой» или «трубочкой»; высунуть язык как можно дальше и длительно удерживать его в этом положении; разместить язык между зубами и нижней или верхней губой; упереться кончиком языка в правую или левую щеку; надуть щеки; пощелкать; посвистеть; поцокать; наморщиться; нахмуриться; зажмуриться; поднять брови; попробовать поднять лишь одну бровь). Здоровые дети старше 6 лет ошибок в подобных заданиях практически не допускают. Если движения по инструкции не выполняются, то экспериментатор просит выполнить их по образцу (Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина): • язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; • упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому; • упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы; • чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка». Дефекты исполнения этих проб могут возникать по разным причинам, как в силу дизартрических расстройств или расстройств иннервации артику-ляторного аппарата (паретических, дистонических, гиперкинетических), так и в силу специфических изменений речевого акта афатического происхождения. Поэтому элементы оральной апраксии могут встречаться при поражении нижнего отдела сенсомоторной зоны, отвечающего за кинестетическую основу движений, прилегающих к ней теменно-височных участков коры и при поражении некоторых глубоких структур мозга и его проводящих путей. Больные с признаками нарушения орального праксиса, возникшими в силу повреждения нижних участков постцентральной коры, предпринимают длительные попытки найти нужное движение («кривляются»), заменяют искомое движение другим, выполняют задания в целом плохо и недифференцированно. Нарушения динамического компонента легко регистрируются при предложении испытуемому воспроизвести 2 или более движений подряд (например, сперва оскалить зубы, а потом высунуть язык или сперва сложить язык «трубочкой», а потом поместить его кончик между зубами и нижней губой). Упорное застревание на каком-то фрагменте этих последовательных циклических действий будет являться признаком функциональной недостаточности передних отделов двигательной коры. В отличие от достаточно определенных связей между указанными симптомами и соответствующими зонами мозга, символический оральный прак-сис предполагает вовлечение многих участков коры, в том числе и теменно-затылочных, связанных с воображением того, что необходимо воспроизвести. При такой направленности исследований в качестве специфических проб выступают предложения показать: как задувают свечу, как целуются, жуют, плюются, сдувают пушинку с ладони и т. п. Несмотря на то что подобные извлекаемые из памяти и комбинированные действия являются достаточно чувствительными к мозговым поражениям вообще, конкретная топическая диагностика возможного очага поражения могут вызывать затруднения и требовать дополнительных исследований. . Простые условные реакции Данная проба является начальным этапом исследования сложных двигательных реакций, требующих для своего исполнения предварительной программы, сформированной на основе внешней или внутренней речи. Испытуемому предлагается в ответ на известный сигнал (например, стук) каким-то образом двигательно реагировать— поднять руку, нажать на кнопку и т. п. До начала экспериментальной серии необходимо убедиться, что испытуемый правильно понял инструкцию. Несмотря на то что дефекты исполнения таких проб при локальных поражениях мозга встречаются относительно редко, при лобном или общемозговом синдромах больной может выполнять преждевременные реакции, возникающие без условного сигнала. При этом ошибки не замечаются и не коррегируются. Поражения передних отделов мозга также могут приводить к своеобразному «застреванию» на активной части двигательного акта (рука остается в поднятом состоянии). Реакции выбора (по А. Р. Дурия) Подобные пробы являются формой исследования более сложно организованных движений, поскольку предполагают большую роль речевой инструкции в обусловливании конечного результата. Испытуемому предлагается в ответ на один сигнал (например, один стук) поднимать руку, а в ответ на другой сигнал (два стука) воздерживаться от движения. При ином варианте проведения на первый сигнал нужно поднимать правую руку, а на второй — левую. Перед началом эксперимента необходимо получить подтверждение, что испытуемый правильно понял инструкцию. Сначала сигналы предъявляются в произвольном порядке, и исследующий устанавливает, выполняет ли больной только что повторенную инструкцию. Затем оба сигнала даются в ритмичном чередовании (1-2—1—2-1-2), и у больного вырабатывается соответствующий стереотип двигательных реакций. На последнем этапе опыта этот стереотип внезапно ломается, и один из сигналов предъявляется неожиданно (например, 1-2-1-2-1-2-2). Тем самым проверяется, продолжает ли испытуемый и в этих условиях выполнять движения в соответствии с инструкцией или же они перестают подчиняться изначально заданной программе и двигательный стереотип доминирует над инструкцией. Сенсибилизированный вариант этой пробы заключается в предложении испытуемому реагировать на сигналы более дифференцированным образом (например, на один стук поднимать руку быстро, энергично, а на два стука— медленно и вяло). Больные с поражением теменных (кинестетических) отделов коры, хорошо выполняя относительно простые пробы, в последней из описанных проб плохо регулируют интенсивность своих движений рукой, контрлатеральной очагу поражения. При массивных поражениях лобных отделов мозга испытуемые, понимая в принципе предлагаемую инструкцию, правильно реагируют лишь на 1-2 первых сигнала, затем реакции делаются затянутыми, менее интенсивными и скоро совсем исчезают либо заменяются стереотипными повторениями движений. В ряде случаев встречаются эхопраксичные воспроизведения свойств воспринимаемого раздражителя, например, испытуемый в ответ на два стука поднимает не левую руку (как требуется по инструкции), а два раза правую. Аналогичная картина наблюдается и при изменении привычного порядка предъявления. Связь с подаваемыми сигналами теряется. Поправки и указания экспериментатора фактически в расчет не принимаются и на результатах пробы не сказываются: регулирующая функция речи (важнейший индикатор сохранности лобной коры) утрачивается. Конфликтная реакции выбора Данную пробу можно рассматривать как сенсибилизированный вариант реакции выбора, при которой испытуемого своеобразно провоцируют на демонстрацию эхопраксии. Для этого ему предлагается инструкция, в соответствии с которой необходимо «в ответ на поднятый кулак поднимать палец, а в ответ на поднятый палец — поднимать кулак». Тем самым достигается конфликтность между условным значением раздражителя с его непосредственным воздействием. Буквальное повторение движений экспериментатора вместо необходимых по инструкции (в ответ на кулак показывается кулак или в ответ на палец показывается палец) будет свидетельствовать об инертности, склонности испытуемого устранять сложную перешифровку сигналов и подчинять свои движения непосредственному воздействию (упрощать алгоритм исполнения двигательного акта), что является признаком серьезного поражения лобных долей. 198 Кроме того, зарегистрированные ошибки могут расцениваться и как признаки нарушения пространственной схемы, типичного для дисфункции верхнетеменных и теменно-затылочных участков мозга. Аналогичные результаты можно получить и при исследованиях реакции выбора, предлагая испытуемому в ответ на один стук поднять руку два раза, а в ответ на два стука— один раз, либо в ответ на короткий акустический сигнал реагировать медленно, а на длинный — быстро. РЕЧЬ
Чтение вслух (произносительные особенности речи) Данная проба является индикатором самых общих дефектов речи. Испытуемому предлагается вслух и с выражением прочитать небольшой рассказ или отрывок из рассказа, газетную статью (детям — сказку) и т. п. Предпочтителен подбор такого материала, в котором присутствуют слова различной сложности, простые и сложноподчиненные предложения, прямая речь и эмоциональный фон. В процессе чтения экспериментатор отслеживает наличие выраженных усилий при чтении, адекватность интонаций, чувство ритма, правильность расстановки ударений, естественный темп чтения, его плавность или, напротив, признаки скандирования, наличие персевераций, вербальных и литеральных парафазии, смазанности и гнусавости. Пробы на артикуляцию Испытуемому вслед за экспериментатором предлагается повторять звуки, различающиеся по артикуляционной сложности: «м», «б», «п»; «д», «н», «л»; «с», «ш», «ж»; «к», «х», «г». Для детального исследования указанные звуки могут предъявляться изолированно или группами (парами и тройками). В отдельных случаях исследуется артикуляция открытых и закрытых слогов или групп нескольких согласных («тпру», «стро» и т. п.), что дает возможность констатировать признаки инертности речедвигательных стереотипов. Существенное значение имеет четкость произнесения указанных звуков, интенсивность их произнесения, легкость переключения с одной артикуляции на другую и наличие голосового компонента, который в норме сопровождает каждую артикуляцию. Смешение близких по своему звучанию, а в наиболее грубых случаях и резко различающихся фонем из-за нарушения слухового анализа звуков, сопровождает поражения левой височной доли (сам артикуляторный акт относительно сохранен). Наиболее грубые расстройства артикуляторного акта со смешением близких артикулем являются свидетельством нарушения кинестетической основы речевого акта и поражения нижних участков сенсомоторной области и постцентральных отделов. Поражения премоторных отделов речевой зоны могут не вызывать затруднений в артикуляции звуков, но приводят к затруднению в переключении одной артикуляции на другую.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.135 (0.015 с.) |