Запоминание рядов цифр (сукцессивные функции) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запоминание рядов цифр (сукцессивные функции)



Испытуемому последовательно зачитываются увеличивающиеся по длине числовые ряды— начиная с 3 цифр, после чего спустя 10—15с этот числовой

ряд должен быть воспроизведен. Если испытуемый после 3 попыток не смог повторить очередной зачитываемый ряд, первая часть опыта прекращается и экспериментатор меняет инструкцию. Во второй половине опыта задание ус­ложняется: от испытуемого требуется воспроизводить числовой ряд не в пря­мой, а в обратной последовательности.

Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил:

1. Цифры надо произносить предельно четко с интервалом в 1 с (в рит­ме стартового отсчета времени).

2. В период от окончания счета экспериментатором до начала его вос­произведения испытуемым не должно быть никаких звуков.

3. Один и тот же ряд дважды не повторять нельзя.

4. Следует начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.

Первая часть задания преимущественно характеризует иконическую сук-цессивную слухо-речевую память, а вторая часть — состояние оперативной памяти. Кроме того, вторая часть задания во многом обусловлена эффектив­ностью работы внимания.

Обычно количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем объема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, — показатель концентрации внимания.

В качестве стимульного материала целесообразно использовать число­вые ряды, предложенные в одном из субтестов батареи Дж. Векслера, по отношению к которым разработаны возрастные нормативы.

Прямой счет:

Обратный счет:

При работе с детьми числовые ряды должны начинаться не с 3, а с 2 цифр.

 

 

Возрастные нормативы

Для детей 5-7 лет объем кратковременной памяти равен 3—5 единицам, показатель объема внимания — 2-4 единицам. Показатель кратковременного запоминания меньше 3 единиц при прямом и обратном счете обычно свиде­тельствует о наличии органического поражения мозга.

8—9 лет — объем кратковременной памяти равен 3—6 единицам (среднее значение — 4), внимания — 2-5 единицам (среднее значение — 3).

10—11 лет— объем кратковременной памяти равен 4—7 единицам (сред­нее значение — 5), внимания — 3-6 единицам (среднее значение — 4).

12-14лет— объем кратковременной памяти равен 5—9единицам (сред­нее значение — 7), внимания — 3-7 единицам (среднее значение — 5).

Эффективность исполнения данной пробы связана с ресурсами слухо-речевой памяти, деятельность которой осуществляется в сукцессивном режи­ме и обеспечивается левовисочными участками коры.

Эксперимент с запоминанием рядов цифр может протекать и в модифи­цированном трехступенчатом режиме. Впервой серии от испытуемого воспро­изводить ряд требуется сразу после зачтения, во второй— через 10—15с, а в третьей указанная пауза заполняется отвлекающими вопросами или посторон­ними разговорами. Подобный прием позволяет отследить роль механизмов интерференции в стирании (затормаживании) образовавшихся следов побоч­ными воздействиями. Это эффект особенно заметен при функциональном ослаблении зон мозга, включаемых в лимбическую систему.

При ранних правополушарных или двухсторонних органических поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при левополушарных — в прямом. На результаты выполне­ния этой пробы существенное влияние оказывает и расстройство активного внимания, определяемого функциональным состоянием глубоких структур мозга.

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.007 с.)