Ограниченный поток ассоциаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограниченный поток ассоциаций



Испытуемому в течение 2-3 минут предлагается как можно быстрее на­звать как можно больше предметов, относящихся к одному классу, напри­мер, только красных, или острых, или начинающихся с буквы «т» и т. п. При ограничении по времени фиксируется общее количество названных слов, отдельно — количество правильно названных слов. Если облегченной инст­рукцией ограничивается само количество предметов (например, детей просят назвать слова, с помощью которых можно обозначать членов семьи), то фиксируется время их называния. В рамках данной пробы по частотному словарю русского языка может быть проведен и соответствующий сравни­тельный анализ.

Неудовлетворительное исполнение данной пробы может свидетельство­вать о функциональной слабости двух зон коры больших полушарий — лево-височной, имеющей отношение к вербальным амнестическим расстройствам (ограниченному словарному запасу), и лобной, связанной с эффектами об­щей адинамии, в том числе в интеллектуальной сфере. В подобных случаях необходима дополнительная дифференциация с помощью других исследова­тельских приемов.

Разновидностью данной пробы является предложение испытуемому за 20 с назвать максимальное количество слов, начинающихся на какую-то букву.

Анаграммы

Это игровая методика, предназначенная для оценки словарного запаса и комбинаторных способностей испытуемого. Целесообразна для проведения на детях и подростках. Она построена на вербальном стимульном материале, в котором буквы осмысленного слова перепутаны, а испытуемому необходимо восстановить исходное слово (например: «мдо — дом»). В других случаях одно осмысленное слово путем перестановки букв может быть преобразовано в другое (например, «крот— корт»). Обычно слова упорядочиваются по длине и частоте встречаемости.

Методика в основном отражает состояние левополушарных функций.

Стимульный материал:

онс, члу, кеар, алун, шпаек, занак, сакнот, адмевь, быктаул, киномгис.

ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Продолжение числового ряда

Испытуемому предлагается несколько числовых рядов, подчиненных скрытой математической закономерности. Последняя цифра в ряду отсутствует и ее требуется восстановить (вычислить). Фиксируется время работы с мето­дикой и количество правильно решенных рядов.

Данная методика имеет большое число вариантов, различающихся по сложности внутренней организации рядов. Например, в некоторых случаях вычисляется не последняя цифра в ряду, а одна из расположенных в середи­не либо ряд необходимо закончить не одной, а двумя цифрами и т. д.

Решение арифметических примеров

Испытуемому предлагается набор арифметических примеров нарастаю­щей сложности. Фиксируются время работы со стандартным комплектом, число допущенных ошибок, а также может быть рассчитан производный показатель эффективности калькуляционных функций, позволяющий срав­нивать между собой результаты разных лиц — общее время работы делится

на количество правильно решенных примеров. Чем, при прочих равных ус­ловиях, он выше, тем ниже эффективность.

Специфика работы с приведенными ниже примерами заключается в том, что в соответствии с инструкцией, их необходимо решать без учета правил приоритетности действий, то есть слева направо. Для первого примера это: 53 + 47 = 100, 100: 2 = 50 (правильный ответ).

Калькуляционные функции являются индикатором работы задних ниж­нетеменных, на стыке с височными участков коры левого полушария.

Восполнение математического материала

Испытуемому дается лист бумаги, на котором напечатаны примеры с пропущенными цифрами. Необходимо их вставить так, чтобы обеспечива­лось правильное, уже имеющееся решение. Всего предлагается 3 равноцен­ных столбика постепенно усложняющихся примеров.

 

Эффективность исполнения подобной пробы связана с совместным функ­ционированием теменно-затылочных участков мозга, ответственных за ком­бинаторные способности, и лобной коры, способной устанавливать законо­мерности регистрируемых изменений.

Логико-количественные отношения

Испытуемому предлагается в уме и без ошибок как можно быстрее ре­шить 20 задач, в которых необходимо определить, какая величина больше или меньше другой.

1. А больше Б в 6 раз 11. А меньше Б в 3 раза Б меньше В в 7 разБ больше В в 4 раза В А В А

2. А меньше Б в 10 раз 12. А больше Б в 2 раза Б больше В в 6 разБ меньше В в 5 раз А В А В

3. А больше Б в 3 раза 13. А меньше Б в 10 раз Б меньше В в 6 разБ больше В в 3 раза В А В А

4. А больше Б в 3 раза 14. А меньше Б в 5 раз Б меньше В в 5 разБ больше В в 2 раза А В А В

5. А меньше Б в 3 раза 15. А больше Б в 4 раза Б больше В в 5 разБ меньше В в 3 раза В А В А

6. А больше Б в 9 раз 16. А меньше Б в 3 раза Б меньше В в 12 разБ больше В в 2 раза В А А В

7. А больше Б в 9 раз 17. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 4 разаБ меньше В в 7 раз В А В А

8. А меньше Б в 3 раза 18. А больше Б в 4 раза Б больше В в 7 разБ меньше В в 3 раза А В В А

9. А меньше Б в 5 раз 19. АменьшеБв5раз Б больше В в 6 разА больше В в 8 раз В А В А

10. А меньше Б в 2 раза 20. А больше Б в 7 раз Б больше В в 8 разБ меньше В в 3 раза А В В А

Результат оценки записывается под чертой в виде соотношения между величинами «А» и «В» с помощью знаков «>» или «<». В стандартном вари­анте на решение всех 20 задач отводится 10 минут. По истечении этого вре­мени эксперимент прерывается и определяется число правильно решенных логических конструкций. Для подростков и взрослых более 16 верно решен­ных задач рассматривается как высокий результат, а менее 6 — как низкий.

Данная проба предъявляет повышенные требования к функциональной сохранности теменно-затылочных и лобных участков коры больших полушарий.

Решение арифметических задач

Это наиболее распространенный вариант исследования развернутого про­цесса мышления, построенного на последовательных и логически упорядочен­ных рассуждениях. Здесь испытуемый должен проанализировать составные элементы условий задачи, выделить существенные отношения и сформировать промежуточные операции, приводящие к достижению решения. Сам ход мыс­лительных операций должен контролироваться (обеспечивать «отстраивание» от побочных, уводящих связей) до момента достижения желаемого результата.

Проба начинается с решения простых задач, выполняемых в одно действие (сложение, вычитание) либо требующих элементарных промежуточных опера­ций. К числу таких задач, например, относятся: «У Пети было 2 яблока, а у Маши 6 яблок. Сколько яблок было у обоих?» или «У Кати было 7 яблок, из них Зона отдала. Сколько яблок осталось?». Более сложная задача, требующая для своего решения осуществления промежуточной операции: «У Маши было 4 яблока, у Сони — на два яблока больше. Сколько яблок было у обеих?».

Затем серия продолжается более сложными задачами, при решении ко­торых испытуемый должен удерживать условия и проделывать ряд последо­вательных операций. Например: «У колхозников было 10 га земли, с каждого они сняли по 6 ц семян; третью часть они продали. Сколько у них оста­лось?». К следующему, усложненному варианту относятся задачи типа: «На двух полках было 18книг; на одной из них— в два раза больше (меньше), чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?». Выполнение задач этого типа может вызывать значительные затруднения, поскольку некоторые больные оказываются не в состоянии прибегнуть к нужному приему «деле­ния на части» и пытаются решить задачу пугем «примеривания» или, упро­щая условия, делят сумму на 2 части (А. Р. Лурия).

К третьему, наиболее сложному виду задач относят те, при чтении кото­рых может создаться впечатление, что их условия сформулированы не пол­ностью (необходима дополнительная формулировка промежуточных вопро­сов). Например: «Сыну 5лет, через 15лет отец будет в Зраза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?».

Последний вид задач— конфликтный, где формулировка условий может про­воцировать неверное решение. Например: «Длина карандаша 15 см, тень от ка­рандаша длиннее его на 45 см. Во сколько раз тень длиннее карандаша?».

Поражения нижнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого полушария будут сопровождаться явлениями семантической афазии, а также могут сказываться на симультанном обозрении всех условий задачи. Поэтому такой больной не сразу усваивает условие, которое обычно облечено в слож­ную грамматическую форму, часто останавливается на отдельных элементах, последовательно прочитывает его части и акцентирует голосом наиболее су­щественные компоненты. В конце концов, общий смысловой план задачи в большинстве случаев начинает становиться доступным, в то время как от­дельные операции, если они требуют одновременного совмещения несколь­ких систем связей, оказываются дефектными. Такой больной может решить задачу, раскладывая ее на последовательные части и записывая последние, но не может осуществить операции «в уме».

При поражении височных отделов на фоне сенсорной (нарушений ре­цептивной речи) или акустико-мнестической афазии возникает отчуждение смысла, происходит легкое угасание словесных следов. Поэтому усвоение условий и осуществление нужной цепи операций остается недоступным, но если, как это бывает при амнестическом варианте височной афазии, больно­му дают достаточно короткую задачу или используют наглядные «опоры», то обнаруживаются большие успехи, чем можно было бы ожидать вначале.

Больные с лобным синдромом (за исключением самых тяжелых) могут относительно легко повторить условия задачи, однако они не подвергаются нужному анализу. Системы связей, которые заключают условия, не опреде­ляют дальнейшего течения операций. Такие больные часто упускают основ­ной вопрос задачи, который замещается эхолалическим воспроизведением какого-то элемента, заданного в условиях. Общая предварительная ориента­ция в условиях задачи отсутствует или ослаблена. План решения не строит­ся, часто хаотично и импульсивно производятся отдельные счетные опера­ции, которые не наполняются никаким смыслом и не соотносятся с конеч­ной целью. Поэтому решение самых простых задач таким больным доступно, но решение задач, включающих промежуточное, не сформулированное в инструкциях звено, становится очень трудным. Даже несколько раз прослу­шав объяснения решения одной задачи, они продолжают применять это ре­шение как инертный стереотип, игнорируя изменения, которые вводятся в условия новой задачи.

Понимание временной последовательности и интервала времени (М. М. Семаго и Н. Я. Семаго)

Испытуемому предлагается самостоятельно прочитать предлагаемые пред­ложения и вопросы, либо, при условии сохранной слухоречевой памяти, они предъявляются на слух. Необходимо дать устный ответ. Задание доступно детям с 7-8-летнего возраста.

1. Перед тем как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?

2. Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть?

3. Что длиннее— час или сутки?

4. Что короче — день или секунда?

5. Что длится меньше — перемена или урок?

6. Какое время года бывает перед осенью?

7. Какой день недели бывает перед средой?

8. После какого дня недели наступает пятница?

9. Какой месяц является первым месяцем зимы?

10. Какой месяц является последним месяцем весны?

Проба является чувствительной к повреждению задних участков нижне­теменной коры левого полушария.

Понимание условий задач (М. М. Семаго и Н. Я. Семаго)

Задания представлены в порядке возрастания сложности. Материал либо прочитывается ребенком самостоятельно, либо, при условии сохранной слу-хоречевой памяти, предъявляется на слух. Задание 26 предъявляется детям, свободно владеющим счетными операциями в пределах 40. Правильное вы­полнение задач 2а, 26 условно нормативно для детей 7-8-летнего возраста. Задания За и 36 отличаются сложностью математических вычислений. Пер­вое задание нормативно доступно детям после 6 лет при самостоятельном анализе.

1а. Сколько половинок может быть у яблока (конфеты, мандарина)?

2а. В корзине было 4 яблока, это на 3 яблока меньше, чем их было в вед­ре. Сколько яблок было в ведре?

26. В корзине было 24 яблока, это на 13 яблок меньше, чем в ведре. Сколько яблок было в ведре?

За. На двух полках было 18 книг. На одной полке на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?

36. На двух полках было 18 книг. На одной полке в 2 раза больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?

4. Арбуз и еще половина точно такого же арбуза весят вместе 9 кг. Сколь­ко весит один арбуз?

5. Длина свечи 15 см. Тень от свечи длиннее свечи на 45 см. Во сколько раз тень длиннее свечи?

6. Сыну 5лет. Через 15лет отец будет в Зраза старше сына. Сколько лет сейчас отцу?

Взрослым предлагаются задачи большего спектра сложности.

У них при теменно-затылочной недостаточности возникают трудности, связанные с непониманием логических связей между условиями задачи, из-за чего страдает и понимание ее смысла (полная информация из текста задачи не извлекается), а также возникают трудности нахождения арифметических операций, соответствующих логическим отношениям в задаче. Возможно и непонимание смысла математических действий (например, испытуемый не в состоянии уяснить, в каких случаях нужно делить или умножать).

При поражениях лобных систем мозга для больных характерна достаточ­ная сохранность отдельных интеллектуальных операций, но распадается ори­ентировочная основа действий, из-за чего к решению задачи они могут при­ступать без каких-либо попыток анализа ее конкретных условий. Конечный вопрос задачи не удерживается или же внимание больного соскальзывает на побочные связи и стереотипы. При медиобазальных очагах становится замет­ной импульсивность. Простые задачи больными с лобными поражениями решаются успешно.

При задне-лобных поражениях (преимущественно левого полушария) операции решения задач приобретают развернутый дезавтоматизированный характер, нередко продуктивные мыслительные операции становятся невоз­можными из-за возникновения инертно действующего стереотипа, сформи­ровавшегося при решении предыдущей задачи или на основе иного опыта.

При массивных поражениях передних отделов лобной доли характерным является полный распад ориентировочной основы действия, разрушается стра­тегия решения задачи, конкретные операции становятся хаотичными и неадек­ватными. Контроль над своими действиями отсутствует (Л. С. Цветкова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.024 с.)