Понимание значении отдельных слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание значении отдельных слов



. ■

Испытуемому предлагается последовательно показывать:

1) называемые экспериментатором реальные предметы (например, окно, дверь, часы, карандаш, подоконник, люстру) или их изображения, положен­ные на стол, — названный предмет совмещается со зрительным восприяти­ем, что облегчает выполнение;

2) называемые предметы, которые он непосредственно не видит и кото­рые сначала должен найти (например, «глаз», «ухо», «нос», «подбородок»), — номинация опирается только на кинестетическое выделение названного объек­та, что затрудняет исполнение пробы.

Сенсибилизированными вариантами, затрудняющими понимание, явля­ются:

1) использование для обозначения показа реже встречающихся слов (на­пример, «колено», «пятка», «скула», «стопа»);

2) многократное повторение группы одних и тех же слов (например, «глаз — ухо — нос», «глаз — ухо — нос» или «нож — стакан — карандаш», «нож — стакан — карандаш»);

3) предъявление испытуемому не одного, а двух-трех слов, соответствую­щих частям лица или предметам, которые нужно последовательно, сразу друг за другом, но в разном порядке показать (например: «глаз — нос — ухо», «ухо — нос— глаз», «нос— ухо— глаз» или «стакан— нож— карандаш» и т. д.);

4) предложение испытуемому найти названную картинку из 3, 5 или 7 разложенных перед ним образцов либо показать названный объект на одной картинке, но содержащей много предметов. Эффективность выполнения дан­ной пробы существенно зависит от числа предлагаемых альтернатив.

Индикатором понимания слова служит правильность исполнения требу­емого действия. Больные с поражением левой височной доли (синдромом сен­сорной афазии) демонстрируют симптом «отчуждения смысла слов» — не воспринимают предъявленное слово достаточно отчетливо и поэтому не мо­гут понять его значение либо подобная функция ослабевает после несколь­ких повторений. Если потеря понимания слова наступает после увеличения количества предъявляемых сразу слов, то это может свидетельствовать о функциональной неполноценности средних отделов левой височной области, сопровождающейся акустико-мнестической афазией.

Больные с лобными и лобно-височными поражениями хорошо понимают отдельные изолированно предъявляемые слова, но испытывают затруднения при переходе от одного слова к другому— инертно застревают на одном

значении предъявленного слова и при предложении следующего продолжают приписывать ему смысл предшествующего.

Понимание малочастотных слов

Испытуемому предлагается объяснить значение слов, имеющих невысо­кую частоту встречаемости в русском языке (заусеница, гусеница, мокрица, баталия, всполох, излучина, логово, флирт, махина и др.).

■ ■ •■.

Понимание ситуативной речи

Испытуемому задают ряд вопросов, на которые он должен ответить сло­вом или каким-то действием. Часть из них не должна быть связана с преды­дущими по контексту, то есть понять их можно, только восприняв входящие в его состав слова и их синтаксические связи. Например: «Вы хотите пить?»; «Что вы прочитали за последнее время?» и т. д.

Идентификация сюжета по смыслу фразы

Испытуемому предъявляются простые фразы, после чего он должен най­ти среди нескольких картинок такую, на которой изображение соответствует заложенному во фразе событию. Например: мужчина копает землю; кошка лакает молоко (рис. 107) и т. д.

Рис. 107. Образцы картинок для сопоставления с фразой

Стимульный материал для этой пробы может быть заимствован из мето­дики «Составление фраз по картинке», в которой, по существу, оценивается обратный процесс.

 

 

Понимание простых команд

Испытуемому отдаются простые команды, выполнение которых зависит от понимания как отдельных слов, так и системы отношений, заложенной в короткие фразы («откройте рот», «закройте глаза», «покажите язык», «подни­мите руку», «посмотрите в окно», «положите левую руку в карман», «зажгите и погасите свет», «поправьте волосы», «застегните пуговицу» и т. д.). Обычно подобные задания, опирающиеся на привычные и ранее хорошо упроченные действия, у больных с мозговыми поражениями трудностей не вызывают, но увеличение длины команды (например, «указательным пальцем левой руки покажите правое ухо», «возьмите книгу, положите ее на стол, а тарелку дайте мне») могут оказаться невыполнимыми, поскольку при серьезных поражени­ях височных отделов коры предложение перестает восприниматься как целое, отдельные слова выпадают, и у больного появляется тенденция реагировать лишь на отдельные, выхваченные из контекста слова.

Понимание определений

Испытуемому предлагается 2 ряда стимульного материала. Первый ряд содержит устные определения (без буквального называния) различных пред­метов или явлений, а второй представлен их изображениями. Необходимо по определениям выбрать соответствующую картинку. Например, по формули­ровке «с помощью чего определяется время» испытуемый из разложенных карточек должен выбрать изображение часов, а в более сложных случаях по обобщенной формулировке типа «материнство» указать на картинку с изоб­ражением женщины с ребенком на руках и т. п.

.....

Понимание инструкции

Данная проба относится к числу достаточно чувствительных, поскольку требует от испытуемого избирательного торможения догадок о смысле, кото­рые возникают по поводу отдельных слов, включенных в предложение. Предъявляются простые по своей структуре, но вступающие в конфликт с привычными связями предложения, в которых один их фрагмент никак в реальности не связан со вторым, то есть догадка смысле о второй половины предложения становится невозможной (например, «если сейчас день — по­ставьте крест на черном квадрате», «в ответ на поднятый кулак поднимите палец», «если я возьму в руки авторучку— дотроньтесь до часов» и т. п.).

Подобная проба может быть усложнена, например, следующей органи­зацией эксперимента и формулировкой инструкции для разложенных на сто­ле шашек: «Положи белую, потом не клади еще белую, а положи черную, потом не клади еще черную, а положи белую» и т. д. Эту программу, состоя­щую из двух сменных звеньев, можно назвать симметричной программой. Что­бы еще больше усложнить задачу, дается асимметричная программа, например:

«Положить две белые шашки, одну черную, две белые, одну черную» и т. д. Этот опыт можно поставить в двух вариантах: в одном случае дается нагляд­ный образец и речевая инструкция лишь «подкрепляет» этот образец; во втором варианте дается «чистая» речевая инструкция и испытуемый не имеет никакой наглядной опоры. Он должен подчиниться лишь сложной програм­ме, сформулированной в инструкции (В. В. Лебединский, Е. В. Субботский). Нарушения исполнений заданий по конфликтной инструкции могут быть связаны с патологией как височных отделов, так и лобных долей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.007 с.)