Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание значении отдельных словСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
. ■ Испытуемому предлагается последовательно показывать: 1) называемые экспериментатором реальные предметы (например, окно, дверь, часы, карандаш, подоконник, люстру) или их изображения, положенные на стол, — названный предмет совмещается со зрительным восприятием, что облегчает выполнение; 2) называемые предметы, которые он непосредственно не видит и которые сначала должен найти (например, «глаз», «ухо», «нос», «подбородок»), — номинация опирается только на кинестетическое выделение названного объекта, что затрудняет исполнение пробы. Сенсибилизированными вариантами, затрудняющими понимание, являются: 1) использование для обозначения показа реже встречающихся слов (например, «колено», «пятка», «скула», «стопа»); 2) многократное повторение группы одних и тех же слов (например, «глаз — ухо — нос», «глаз — ухо — нос» или «нож — стакан — карандаш», «нож — стакан — карандаш»); 3) предъявление испытуемому не одного, а двух-трех слов, соответствующих частям лица или предметам, которые нужно последовательно, сразу друг за другом, но в разном порядке показать (например: «глаз — нос — ухо», «ухо — нос— глаз», «нос— ухо— глаз» или «стакан— нож— карандаш» и т. д.); 4) предложение испытуемому найти названную картинку из 3, 5 или 7 разложенных перед ним образцов либо показать названный объект на одной картинке, но содержащей много предметов. Эффективность выполнения данной пробы существенно зависит от числа предлагаемых альтернатив. Индикатором понимания слова служит правильность исполнения требуемого действия. Больные с поражением левой височной доли (синдромом сенсорной афазии) демонстрируют симптом «отчуждения смысла слов» — не воспринимают предъявленное слово достаточно отчетливо и поэтому не могут понять его значение либо подобная функция ослабевает после нескольких повторений. Если потеря понимания слова наступает после увеличения количества предъявляемых сразу слов, то это может свидетельствовать о функциональной неполноценности средних отделов левой височной области, сопровождающейся акустико-мнестической афазией. Больные с лобными и лобно-височными поражениями хорошо понимают отдельные изолированно предъявляемые слова, но испытывают затруднения при переходе от одного слова к другому— инертно застревают на одном значении предъявленного слова и при предложении следующего продолжают приписывать ему смысл предшествующего. Понимание малочастотных слов Испытуемому предлагается объяснить значение слов, имеющих невысокую частоту встречаемости в русском языке (заусеница, гусеница, мокрица, баталия, всполох, излучина, логово, флирт, махина и др.). ■ ■ •■. Понимание ситуативной речи Испытуемому задают ряд вопросов, на которые он должен ответить словом или каким-то действием. Часть из них не должна быть связана с предыдущими по контексту, то есть понять их можно, только восприняв входящие в его состав слова и их синтаксические связи. Например: «Вы хотите пить?»; «Что вы прочитали за последнее время?» и т. д. Идентификация сюжета по смыслу фразы Испытуемому предъявляются простые фразы, после чего он должен найти среди нескольких картинок такую, на которой изображение соответствует заложенному во фразе событию. Например: мужчина копает землю; кошка лакает молоко (рис. 107) и т. д. Рис. 107. Образцы картинок для сопоставления с фразой Стимульный материал для этой пробы может быть заимствован из методики «Составление фраз по картинке», в которой, по существу, оценивается обратный процесс.
Понимание простых команд Испытуемому отдаются простые команды, выполнение которых зависит от понимания как отдельных слов, так и системы отношений, заложенной в короткие фразы («откройте рот», «закройте глаза», «покажите язык», «поднимите руку», «посмотрите в окно», «положите левую руку в карман», «зажгите и погасите свет», «поправьте волосы», «застегните пуговицу» и т. д.). Обычно подобные задания, опирающиеся на привычные и ранее хорошо упроченные действия, у больных с мозговыми поражениями трудностей не вызывают, но увеличение длины команды (например, «указательным пальцем левой руки покажите правое ухо», «возьмите книгу, положите ее на стол, а тарелку дайте мне») могут оказаться невыполнимыми, поскольку при серьезных поражениях височных отделов коры предложение перестает восприниматься как целое, отдельные слова выпадают, и у больного появляется тенденция реагировать лишь на отдельные, выхваченные из контекста слова. Понимание определений Испытуемому предлагается 2 ряда стимульного материала. Первый ряд содержит устные определения (без буквального называния) различных предметов или явлений, а второй представлен их изображениями. Необходимо по определениям выбрать соответствующую картинку. Например, по формулировке «с помощью чего определяется время» испытуемый из разложенных карточек должен выбрать изображение часов, а в более сложных случаях по обобщенной формулировке типа «материнство» указать на картинку с изображением женщины с ребенком на руках и т. п. ..... Понимание инструкции Данная проба относится к числу достаточно чувствительных, поскольку требует от испытуемого избирательного торможения догадок о смысле, которые возникают по поводу отдельных слов, включенных в предложение. Предъявляются простые по своей структуре, но вступающие в конфликт с привычными связями предложения, в которых один их фрагмент никак в реальности не связан со вторым, то есть догадка смысле о второй половины предложения становится невозможной (например, «если сейчас день — поставьте крест на черном квадрате», «в ответ на поднятый кулак поднимите палец», «если я возьму в руки авторучку— дотроньтесь до часов» и т. п.). Подобная проба может быть усложнена, например, следующей организацией эксперимента и формулировкой инструкции для разложенных на столе шашек: «Положи белую, потом не клади еще белую, а положи черную, потом не клади еще черную, а положи белую» и т. д. Эту программу, состоящую из двух сменных звеньев, можно назвать симметричной программой. Чтобы еще больше усложнить задачу, дается асимметричная программа, например: «Положить две белые шашки, одну черную, две белые, одну черную» и т. д. Этот опыт можно поставить в двух вариантах: в одном случае дается наглядный образец и речевая инструкция лишь «подкрепляет» этот образец; во втором варианте дается «чистая» речевая инструкция и испытуемый не имеет никакой наглядной опоры. Он должен подчиниться лишь сложной программе, сформулированной в инструкции (В. В. Лебединский, Е. В. Субботский). Нарушения исполнений заданий по конфликтной инструкции могут быть связаны с патологией как височных отделов, так и лобных долей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.223.84 (0.01 с.) |