Корректурная проба Б. Бурдона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корректурная проба Б. Бурдона



Методика выявляет колебания внимания больных по отношению к од­нообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Применяется для выявления утомляемости, упраж­няемое™, устойчивости и концентрации внимания.

Исследования проводят с помощью специального бланка, на котором нанесены ряды букв (в стандартном варианте 40 рядов по 40 букв; рис. 128).

Рис. 128. Фрагмент бланка к буквенной корректурной пробе

При проведении опыта необходимо учитывать состояние зрения испы­туемого. В соответствии с инструкцией, он должен по сигналу начать как можно быстрее просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать одну из букв, указанных экспериментатором, например, «к» или «б» (возможно и зачеркивание двух букв сразу). Через предусмотренные интервалы (каждые 30 или 60 с) экспериментатор дает команду «Черта», а испытуемый в этот момент должен проставить соответствующую метку в том месте, где находится карандаш и, не прерываясь, продолжить работу до про­смотра всех строк.

Проверка правильности выполнения задания проводится по заранее из­готовленному «ключу» — специальному бланку, на котором выделены все подлежащие вычеркиванию буквы. Наиболее эффективной считается обра­ботка, при которой после подсчета просмотренных за интервалы времени

 

знаков, а также допущенных ошибок (пропусков букв или строчек, зачер­кивания других, расположенных рядом или внешне схожих букв) строятся совмещенные графики, отражающие динамику рассматриваемых показателей. Эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. Построение таких графиков позволяет установить факт утомля­емости (снижение скорости и точности) или врабатываемости (повышение скорости и точности).

Здоровые испытуемые выполняют задание за 6-8 минут, допуская не более 15 ошибок. При органических поражениях мозга количество ошибок доходит до 40-60.

На основании полученных результатов выводится обобщенная оценка работы.

Проба может модифицироваться в зависимости от конкретных задач исследования. Например, с помощью корректурной пробы можно исследо­вать и переключаемость внимания. В этом случае испытуемому предлагается работать на разных строках корректурной таблицы различными способами. Задание может быть, например, следующим: вычеркивать на двух строчках две буквы (например, «в» и «н»), а на третьей строке — две другие буквы (например, «к» и «и»); затем вновь «в» и «н» на двух строках, а «к» и «и» — на одной строке. В другом варианте задание может различаться для четных и нечетных строк корректурной таблицы.

Устойчивость произвольного внимания (при сохранности гностического фактора) связана, прежде всего, с функционированием лобной коры больших полушарий, а также с эффективностью работы глубоких участков мозга.

Корректурная проба по таблицам колец Э. Ландольта

Корректурная таблица Ландольта представляет собой ряды незамкнутых колец, причем разрывы в кольцах расположены в 8 различных направлениях (рис. 129). Испытуемому предлагается, начиная с верхнего левого угла и до конца таблицы, зачеркивать кольца с определенным местоположением раз­рыва, а через определенные промежутки времени (30 или 60 с), как и при исполнении пробы Бурдона, делать пометки на бланке. Такой вариант кор­ректурной пробы считается более удобным для обследования детей, посколь­ку не предполагает знания букв алфавита.

После того как работа испытуемого с таблицами заканчивается, рассчи­тывают показатели его пропускной способности, точности и продуктивности.

Пропускная способность (в битах)— S:

S = (0,5436N-2,807n)/T,

где N — общее число подсчитанных колец; п — число допущенных оши­бок; Т — время, затраченное на просмотр таблицы; 0,5436 — средняя инфор­мация каждого кольца; 2,807 — величина потери информации, приходящей­ся на одно кольцо.

Рис. 129. Фрагмент бланка к корректурной пробе с кольцами Ландольта

Пропускная способность зрительного анализатора (бит/с) может быть оценена в баллах по приведенной шкале:

Баллы Бит/с

1 < 0,57

2 0,57-0,63

3 0,64-0,73

4 0,74-0,83

7?;о5:!;?9

8 1,20-1,34

10 >1,36

Точность- А:

A-M/N,

где М — число правильно зачеркнутых колец; N — общее число колец, которое следовало зачеркнуть.

ПродуктивностьР:

P = AxS,

где S — общее количество просмотренных колец.

Использование различных модификаций таблиц с кольцами Ландольта дает возможность при определенном процессе обработки получить единый показа­тель, измеряемый количеством знаков за 1 мин. Он рассчитывается по формуле:

Ayp = (M/t)x[(n-a)/N],

где А — показатель умственной работоспособности; М — число всех прослежен­ных знаков при выполнении пробы; N — общее число заданных для вычеркива­ния (или подчеркивания) знаков, которые необходимо отметить в таблице среди М, прослеженных за t время; t — время выполнения корректурной пробы, мин; п — число отмеченных знаков из N суммы; а — число дополнительных допущен­ных ошибок, не связанных с отмечаемыми знаками (пропуск строки, зачерки­вание других букв и т. д.).

Информативность методики может быть повышена, если проба выполня­ется в режиме, позволяющем оценить кривую устойчивости умственной рабо­тоспособности. С этой целью испытуемый работает с таблицей в течение 10 мин, отмечая по команде через каждые 2 минуты выполненный отрезок работы. В этом случае количество просмотренных знаков и допущенных ошибок опре­деляют по 2-минутным отрезкам работы, строя затем соответствующую кри­вую. Существуют модификации корректурной таблицы, рекомендуемые для оценки работоспособности у лиц, профессиональная деятельность которых связана с различием мелких деталей и требует очень высокой точности.

Предлагая испытуемому корректурное задание, недопустимо использо­вать нечетко отпечатанные таблицы, так как это может существенно иска­зить результат тестирования.

Данный эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми, если они не носят очки.

.

Детские варианты корректурных проб

Для работы с детьми разного возраста используются многочисленные бланки, предусматривающие упрощенную процедуру работы с методикой, как по объему стимульного материала, по его наглядности (крупные простые гео­метрические фигуры, профили животных) так и по времени работы, которое, например, для детей 4—5 лет может ограничиваться 2,5 минутами (рис. ] 30).

Понимать задание и работать по образцу дети могут с 5-5,5 лет. Однако часть шестилетних и большинство детей 6,5-7 лет воспринимают и словес­ную инструкцию, они уже не нуждаются во внешних опорах и подсказках.

Дети 5-6 лет могут проработать 4-5 минут. Нормой для них считается наличие 1-2 ошибок за минуту работы.

Через 5 минут работы у 5-6-летних (или 10 минут у 7-летних) детей количество ошибок резко увеличивается, они начинают отвлекаться. В этот момент дается новая инструкция, в которой говорится, что осталось порабо­тать всего одну минуту. После этого обычно их деятельность нормализовыва-ется, а появившиеся ошибки ненадолго исчезают.

Этот тест показывает также и степень утомляемости, астеничности де­тей. Слабые дети устают быстро и начинают допускать много ошибок не через 5-10 минут, как в норме, а уже через 2-3 минуты. Но астеничные дети в пер­вую минуту задание принимают и начинают правильно зачеркивать фигуры, в

 

то время как у детей с низкой произвольностью (низким уровнем регуляции волевых процессов) ошибки, попытки ухода и отвлечения появляются с са­мого начала.

Рис. 130. Фрагменты детских корректурных проб

 

 

 

 

Счет по Э. Крепелину

См. выше, в разделе «Цифровой гнозис и счет».

Шифровка

Данная проба в основном известна как один из субтестов в исследова­нии интеллекта по Д. Векслеру.

В верхней части специального бланка размещается ряд цифр с располо­женными под ними графическими символами. Это образец. Ниже предлагается несколько рядов случайно подобранных цифр, под каждой из которых необхо­димо проставить соответствующие образцу символы (рис. 131). Задание выпол­няется на время, но первые десять цифр обрабатываются в произвольном режи­ме, в качестве примера, подтверждающего, что испытуемый понял инструкцию, и в дальнейших расчетах не учитываются.

Рис. 131. Бланк к методике «Шифровка»

Помимо исследования внимания, этот тест характеризует психомотори­ку, память и способность к обучению. Каждое правильно выполненное зада­ние оценивается в 1 балл. Показатель результативности обнаруживает отчет­ливую тенденцию к снижению после 40 лет.

При работе с тестом ребенка-школьника на выполнение задания отво­дится 120 с. Если по истечению этого времени он не закончит выполнять задание, его необходимо остановить. За каждое правильное заполнение при­писывается 1 балл. Подсчитывается общая сумма баллов, которая по таблице переводится в количественную оценку уровня развития способностей ребен­ка в соответствии с его возрастом.

Кроме формального подсчета баллов при анализе выполнения задания следует обратить внимание на характер его выполнения: как нарисованы

 

значки (небрежно или наоборот— тщательно), сколько ошибок и где их больше всего (начало задания — конец задания), как вел себя испытуемый во время выполнения (отвлекался или нет, был напряжен или расслаблен).

Так, если небрежно расставленные знаки сочетаются с увеличением коли­чества ошибок к концу задания, то это, скорее всего, говорит о том, что ребенок не способен к длительной устойчивой концентрации произвольного внимания.

Увеличение количества ошибок к концу задания говорит об утомляемости и быстрой истощаемости внимания (эти показатели для более уверенного вывода можно сопоставить с данными корректурной пробы).

Изменение качества прорисовки знаков может говорить как об истощае­мости произвольного внимания, так и о более высокой подвижности (пере­ключаемое™) психических процессов.

Тщательное выполнение задания в сочетании с напряженностью при выполнении, вероятнее всего, говорит о малой подвижности психических процессов, о способности к поддержанию высокой концентрации внимания продолжительное время.

Методика Пьерона — Рузера (для детей дошкольного возраста)

Целью исследования является определение уровня концентрации вни­мания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, степени развития элемен­тарных графических навыков, зрительно-моторной координации.

Перед началом выполнения задания ребенку показывают бланк и объясня­ют, как с ним работать: в каждой из фигур нужно проставить тот знак, который задан в образцах, расположенных в верхней части бланка (рис. 132). В некото­рых случаях целесообразно верхние четыре фигуры на бланке оставлять пусты­ми для демонстрации того, как их нужно заполнять. Важно, чтобы метки в фигуре не совпадали с ее формой. Знаки нужно расставлять подряд и построчно.

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Далее возможны два варианта процедуры исследования — укороченный и полный, с соответствующими способами обработки результатов. При уко­роченном варианте время работы ограничивается 60 с, а оценка произво­дится по количеству просмотренных фигур. При полном варианте ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 2 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0,5N-2,8n)/120, где S — показатель переключения и распределения внимания; N — количество геометрических фигур, помеченных соответствующими знаками за две минуты; п — количество ошибок (неправильно проставленные знаки или пропущенные фигуры).

Рис. 132. Бланк к методике Пьерона—Рузера

Помимо методики Пьерона—Рузера, широкую известность имеет и тест Тулуз—Пьерона, где в качестве стимульного материала используются ряды квадратиков различной внутренней конфигурации. Этот тест доступен для проведения с 6 лет.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций, распределенности и устойчивости внимания. Может использоваться для об­следования детей с 7—8 лет.

Исследование проводят с помощью нескольких специальных таблиц (рис. 133), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Необходимо отыскать числа по порядку, показывая каж­дое число и называя его вслух. Затем процедура повторяется для всех после­дующих таблиц. Каждый раз секундомером регистрируется затрачиваемое время. Можно учитывать количество чисел, найденных за 30 с, или время, за которое отыскиваются очередные 5 чисел.

 

Рис. 133. Образец таблицы Шульте

Для оценки полученных результатов сравниваются показатели времени, затраченного на каждую таблицу, а результаты выражаются графически. Су­щественное значение имеет установление темпа выполнения задания. Обыч­но здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иног­да даже наблюдается ускорение темпа сенсомоторных реакций при работе с последующими таблицами. Если же поиск неравномерен, следует уточнить, является ли это признаком повышенной истощаемости или запоздалой вра-батываемости.

Важную роль играет «кривая истощаемости», объективно отражающая характер астении. При гиперстеническом варианте астении кривая, постро­енная по таблицам, характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостени-ческой форме астении кривая истощаемости отличается невысоким исход­ным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показателей деятель­ности больного, без заметных их колебаний в сторону улучшения. Гиперсте-ническая форма астении более благоприятна в прогностическом отношении.

Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки: пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушен­ного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении ко­личества ошибок при поиске чисел в каждой последующей таблице. Возмож­ны ошибки, при которых испытуемый вместо однозначного числа показыва­ет соответствующую цифру в двухзначном (2 находит в 21). Иногда при наличии слабоумия это происходит из-за неточного понимания инструкции (В. М. Блейхер).

Существуют усложненные варианты данной пробы, как, например, моди­фикация Ф. Д. Горбова, в таблице которой в случайном порядке расположены

два ряда чисел — красные и черные. Их поиск необходимо производить в возрастающем и убывающем порядках. В других модификациях в таблицах по­мимо цифр должны учитываться и стоящие рядом буквы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.04 с.)