Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Корректурная проба Б. БурдонаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика выявляет колебания внимания больных по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Применяется для выявления утомляемости, упражняемое™, устойчивости и концентрации внимания. Исследования проводят с помощью специального бланка, на котором нанесены ряды букв (в стандартном варианте 40 рядов по 40 букв; рис. 128). Рис. 128. Фрагмент бланка к буквенной корректурной пробе При проведении опыта необходимо учитывать состояние зрения испытуемого. В соответствии с инструкцией, он должен по сигналу начать как можно быстрее просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать одну из букв, указанных экспериментатором, например, «к» или «б» (возможно и зачеркивание двух букв сразу). Через предусмотренные интервалы (каждые 30 или 60 с) экспериментатор дает команду «Черта», а испытуемый в этот момент должен проставить соответствующую метку в том месте, где находится карандаш и, не прерываясь, продолжить работу до просмотра всех строк. Проверка правильности выполнения задания проводится по заранее изготовленному «ключу» — специальному бланку, на котором выделены все подлежащие вычеркиванию буквы. Наиболее эффективной считается обработка, при которой после подсчета просмотренных за интервалы времени
знаков, а также допущенных ошибок (пропусков букв или строчек, зачеркивания других, расположенных рядом или внешне схожих букв) строятся совмещенные графики, отражающие динамику рассматриваемых показателей. Эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. Построение таких графиков позволяет установить факт утомляемости (снижение скорости и точности) или врабатываемости (повышение скорости и точности). Здоровые испытуемые выполняют задание за 6-8 минут, допуская не более 15 ошибок. При органических поражениях мозга количество ошибок доходит до 40-60. На основании полученных результатов выводится обобщенная оценка работы. Проба может модифицироваться в зависимости от конкретных задач исследования. Например, с помощью корректурной пробы можно исследовать и переключаемость внимания. В этом случае испытуемому предлагается работать на разных строках корректурной таблицы различными способами. Задание может быть, например, следующим: вычеркивать на двух строчках две буквы (например, «в» и «н»), а на третьей строке — две другие буквы (например, «к» и «и»); затем вновь «в» и «н» на двух строках, а «к» и «и» — на одной строке. В другом варианте задание может различаться для четных и нечетных строк корректурной таблицы. Устойчивость произвольного внимания (при сохранности гностического фактора) связана, прежде всего, с функционированием лобной коры больших полушарий, а также с эффективностью работы глубоких участков мозга. Корректурная проба по таблицам колец Э. Ландольта Корректурная таблица Ландольта представляет собой ряды незамкнутых колец, причем разрывы в кольцах расположены в 8 различных направлениях (рис. 129). Испытуемому предлагается, начиная с верхнего левого угла и до конца таблицы, зачеркивать кольца с определенным местоположением разрыва, а через определенные промежутки времени (30 или 60 с), как и при исполнении пробы Бурдона, делать пометки на бланке. Такой вариант корректурной пробы считается более удобным для обследования детей, поскольку не предполагает знания букв алфавита. После того как работа испытуемого с таблицами заканчивается, рассчитывают показатели его пропускной способности, точности и продуктивности. Пропускная способность (в битах)— S: S = (0,5436N-2,807n)/T, где N — общее число подсчитанных колец; п — число допущенных ошибок; Т — время, затраченное на просмотр таблицы; 0,5436 — средняя информация каждого кольца; 2,807 — величина потери информации, приходящейся на одно кольцо. Рис. 129. Фрагмент бланка к корректурной пробе с кольцами Ландольта Пропускная способность зрительного анализатора (бит/с) может быть оценена в баллах по приведенной шкале: Баллы Бит/с 1 < 0,57 2 0,57-0,63 3 0,64-0,73 4 0,74-0,83 7?;о5:!;?9 8 1,20-1,34 10 >1,36 Точность- А: A-M/N, где М — число правильно зачеркнутых колец; N — общее число колец, которое следовало зачеркнуть. Продуктивность — Р: P = AxS, где S — общее количество просмотренных колец. Использование различных модификаций таблиц с кольцами Ландольта дает возможность при определенном процессе обработки получить единый показатель, измеряемый количеством знаков за 1 мин. Он рассчитывается по формуле: Ayp = (M/t)x[(n-a)/N], где А — показатель умственной работоспособности; М — число всех прослеженных знаков при выполнении пробы; N — общее число заданных для вычеркивания (или подчеркивания) знаков, которые необходимо отметить в таблице среди М, прослеженных за t время; t — время выполнения корректурной пробы, мин; п — число отмеченных знаков из N суммы; а — число дополнительных допущенных ошибок, не связанных с отмечаемыми знаками (пропуск строки, зачеркивание других букв и т. д.). Информативность методики может быть повышена, если проба выполняется в режиме, позволяющем оценить кривую устойчивости умственной работоспособности. С этой целью испытуемый работает с таблицей в течение 10 мин, отмечая по команде через каждые 2 минуты выполненный отрезок работы. В этом случае количество просмотренных знаков и допущенных ошибок определяют по 2-минутным отрезкам работы, строя затем соответствующую кривую. Существуют модификации корректурной таблицы, рекомендуемые для оценки работоспособности у лиц, профессиональная деятельность которых связана с различием мелких деталей и требует очень высокой точности. Предлагая испытуемому корректурное задание, недопустимо использовать нечетко отпечатанные таблицы, так как это может существенно исказить результат тестирования. Данный эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми, если они не носят очки. . Детские варианты корректурных проб Для работы с детьми разного возраста используются многочисленные бланки, предусматривающие упрощенную процедуру работы с методикой, как по объему стимульного материала, по его наглядности (крупные простые геометрические фигуры, профили животных) так и по времени работы, которое, например, для детей 4—5 лет может ограничиваться 2,5 минутами (рис. ] 30). Понимать задание и работать по образцу дети могут с 5-5,5 лет. Однако часть шестилетних и большинство детей 6,5-7 лет воспринимают и словесную инструкцию, они уже не нуждаются во внешних опорах и подсказках. Дети 5-6 лет могут проработать 4-5 минут. Нормой для них считается наличие 1-2 ошибок за минуту работы. Через 5 минут работы у 5-6-летних (или 10 минут у 7-летних) детей количество ошибок резко увеличивается, они начинают отвлекаться. В этот момент дается новая инструкция, в которой говорится, что осталось поработать всего одну минуту. После этого обычно их деятельность нормализовыва-ется, а появившиеся ошибки ненадолго исчезают. Этот тест показывает также и степень утомляемости, астеничности детей. Слабые дети устают быстро и начинают допускать много ошибок не через 5-10 минут, как в норме, а уже через 2-3 минуты. Но астеничные дети в первую минуту задание принимают и начинают правильно зачеркивать фигуры, в
то время как у детей с низкой произвольностью (низким уровнем регуляции волевых процессов) ошибки, попытки ухода и отвлечения появляются с самого начала. Рис. 130. Фрагменты детских корректурных проб
Счет по Э. Крепелину См. выше, в разделе «Цифровой гнозис и счет». Шифровка Данная проба в основном известна как один из субтестов в исследовании интеллекта по Д. Векслеру. В верхней части специального бланка размещается ряд цифр с расположенными под ними графическими символами. Это образец. Ниже предлагается несколько рядов случайно подобранных цифр, под каждой из которых необходимо проставить соответствующие образцу символы (рис. 131). Задание выполняется на время, но первые десять цифр обрабатываются в произвольном режиме, в качестве примера, подтверждающего, что испытуемый понял инструкцию, и в дальнейших расчетах не учитываются. Рис. 131. Бланк к методике «Шифровка» Помимо исследования внимания, этот тест характеризует психомоторику, память и способность к обучению. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после 40 лет. При работе с тестом ребенка-школьника на выполнение задания отводится 120 с. Если по истечению этого времени он не закончит выполнять задание, его необходимо остановить. За каждое правильное заполнение приписывается 1 балл. Подсчитывается общая сумма баллов, которая по таблице переводится в количественную оценку уровня развития способностей ребенка в соответствии с его возрастом. Кроме формального подсчета баллов при анализе выполнения задания следует обратить внимание на характер его выполнения: как нарисованы
значки (небрежно или наоборот— тщательно), сколько ошибок и где их больше всего (начало задания — конец задания), как вел себя испытуемый во время выполнения (отвлекался или нет, был напряжен или расслаблен). Так, если небрежно расставленные знаки сочетаются с увеличением количества ошибок к концу задания, то это, скорее всего, говорит о том, что ребенок не способен к длительной устойчивой концентрации произвольного внимания. Увеличение количества ошибок к концу задания говорит об утомляемости и быстрой истощаемости внимания (эти показатели для более уверенного вывода можно сопоставить с данными корректурной пробы). Изменение качества прорисовки знаков может говорить как об истощаемости произвольного внимания, так и о более высокой подвижности (переключаемое™) психических процессов. Тщательное выполнение задания в сочетании с напряженностью при выполнении, вероятнее всего, говорит о малой подвижности психических процессов, о способности к поддержанию высокой концентрации внимания продолжительное время. Методика Пьерона — Рузера (для детей дошкольного возраста) Целью исследования является определение уровня концентрации внимания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, степени развития элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации. Перед началом выполнения задания ребенку показывают бланк и объясняют, как с ним работать: в каждой из фигур нужно проставить тот знак, который задан в образцах, расположенных в верхней части бланка (рис. 132). В некоторых случаях целесообразно верхние четыре фигуры на бланке оставлять пустыми для демонстрации того, как их нужно заполнять. Важно, чтобы метки в фигуре не совпадали с ее формой. Знаки нужно расставлять подряд и построчно. Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!» Далее возможны два варианта процедуры исследования — укороченный и полный, с соответствующими способами обработки результатов. При укороченном варианте время работы ограничивается 60 с, а оценка производится по количеству просмотренных фигур. При полном варианте ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 2 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: S = (0,5N-2,8n)/120, где S — показатель переключения и распределения внимания; N — количество геометрических фигур, помеченных соответствующими знаками за две минуты; п — количество ошибок (неправильно проставленные знаки или пропущенные фигуры). Рис. 132. Бланк к методике Пьерона—Рузера Помимо методики Пьерона—Рузера, широкую известность имеет и тест Тулуз—Пьерона, где в качестве стимульного материала используются ряды квадратиков различной внутренней конфигурации. Этот тест доступен для проведения с 6 лет. Таблицы Шульте Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций, распределенности и устойчивости внимания. Может использоваться для обследования детей с 7—8 лет. Исследование проводят с помощью нескольких специальных таблиц (рис. 133), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Необходимо отыскать числа по порядку, показывая каждое число и называя его вслух. Затем процедура повторяется для всех последующих таблиц. Каждый раз секундомером регистрируется затрачиваемое время. Можно учитывать количество чисел, найденных за 30 с, или время, за которое отыскиваются очередные 5 чисел.
Рис. 133. Образец таблицы Шульте Для оценки полученных результатов сравниваются показатели времени, затраченного на каждую таблицу, а результаты выражаются графически. Существенное значение имеет установление темпа выполнения задания. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается ускорение темпа сенсомоторных реакций при работе с последующими таблицами. Если же поиск неравномерен, следует уточнить, является ли это признаком повышенной истощаемости или запоздалой вра-батываемости. Важную роль играет «кривая истощаемости», объективно отражающая характер астении. При гиперстеническом варианте астении кривая, построенная по таблицам, характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостени-ческой форме астении кривая истощаемости отличается невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показателей деятельности больного, без заметных их колебаний в сторону улучшения. Гиперсте-ническая форма астении более благоприятна в прогностическом отношении. Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки: пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок при поиске чисел в каждой последующей таблице. Возможны ошибки, при которых испытуемый вместо однозначного числа показывает соответствующую цифру в двухзначном (2 находит в 21). Иногда при наличии слабоумия это происходит из-за неточного понимания инструкции (В. М. Блейхер). Существуют усложненные варианты данной пробы, как, например, модификация Ф. Д. Горбова, в таблице которой в случайном порядке расположены два ряда чисел — красные и черные. Их поиск необходимо производить в возрастающем и убывающем порядках. В других модификациях в таблицах помимо цифр должны учитываться и стоящие рядом буквы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.149 (0.013 с.) |