Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Срисовывание предметных изображенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Испытуемому предлагаются образцы простых геометрических фигур или каких-то нарисованных объектов (бытовых предметов, овощей и т. п.), которые нужно в точности скопировать. Методика предназначена для оценки зрительно-моторной координации. Срисовывание образцов (3. Матсйчек, М. Стрнадова) Данная методика предназначена для диагностики уровня развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки, сформированности графических навыков у детей 5—13 лет. Стимульным материалом служат 12 карточек (примерный размер 7х 10 см) с изображениями геометрических фигур (рис. 87). Задание теста заключается в срисовывании стимулов— от простых плоскостных изображений (окружность, крест, квадрат и др.) до более сложных объемных изображений (пересекающиеся плоскости, пересекающиеся параллелепипеды и др.). В качестве образцов используются фигуры, в основе которых знакомые детям геометрические формы — треугольники и четырехугольники. Поэтому все изображения (кроме первого рисунка— окружности) должны выполняться прямыми линиями. Данное требование обусловлено тем, что возможные нарушения в развитии моторики и зрительно-моторной координации могут более явно обнаружиться именно при изображении прямых линий. Кроме того, отклонения от правильной формы образца легче оценивать на рисунках, составленных из прямых линий. Испытуемому сообщают, что сейчас он получит интересное задание: срисовывать специальные рисунки. Затем предъявляется первый образец — окружность — и предлагается самому нарисовать на бумаге такой же кружок. После того как ребенок справится с этим заданием, ему дается инструкция: «А сейчас будут другие рисунки: легкие и немного сложнее. Попробуй срисовать их так хорошо, как только сможешь. Постарайся, чтобы они были такой же величины, как и на образце. Если у тебя не все будет получаться, можно попробовать снова». Затем ребенку предлагают по порядку все 12 образцов. Рис. 87. Образцы фигур для срисовывания При необходимости можно вновь попросить ребенка, чтобы он нарисовал то, что видит на карточке. Если ребенок считает, что выполненный им рисунок неудачен, он может попробовать нарисовать снова (количество попыток не ограничивается). Оценивается только наиболее удачный рисунок. Предупредите, что во время работы не рекомендуется стирать нарисованное, пользоваться линейкой, пытаться обводить образец, подложив его под бумагу. Каждый рисунок оценивается в баллах от 0 (полное несоответствие образцу) до 4 (точное выполнение с учетом сложности образца). За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл. Общей оценкой является сумма баллов, набранных испытуемым по всем 12 образцам. При оценивании учитывается степень соответствия выполненного рисунка образцу: точность передачи пропорций, величина углов, отклонение от вертикальной и горизонтальной осей, наличие лишних или недостающих линий и другие параметры. Кроме того, учитывается замысел ребенка: если он что-то исправил, принимается исправленный рисунок; если он выполнил рисунок дважды или несколько раз, желая улучшить результат, оценивается наиболее удачный рисунок. Укороченные линии, не доведенные до необходимого пересечения, оцениваются более строго, так как они чаще всего свидетельствуют о недостаточном развитии зрительно-моторной координации (интервал между линиями не должен превышать 2 мм). У детей младшего возраста допускаются при рисовании линий небольшие искривления, вызванные неловкостью или дрожанием руки. Если же искривление возникло после проведения еще одной линии или же прямая линия рисуется как ломаная и возникают дополнительные углы, такой результат оценивается как неудачный. Окончательный подсчет баллов производится в соответствии со специальной схемой. Предполагается, что при выполнении рисунка способность ребенка правильно копировать образец во многом определяется степенью зрелости его нервной системы, прежде всего центральных мозговых структур, которые отвечают за развитие функций, обеспечивающих процесс срисовывания: зрительного восприятия, моторики и их взаимодействия. Недоразвитие или нарушение какой-либо из этих функций и проявляется в несовершенном исполнении рисунка. Нарушения перцептивно-моторной координации — один из наиболее частых показателей, свидетельствующих о мозговой дисфункции. Поэтому методика «Срисовывание образцов» используется как один из инструментов при диагностике минимальной мозговой дисфункции (легкой формы детской энцефалопатии). Установлено, что разные группы образцов имеют неодинаковую дифференцирующую способность для детей разных возрастов: образцы простых геометрических фигур (1-5)— для детей 5-6 лет, образцы с более сложными изображениями (6—9)— для детей 7—Шлет, группа наиболее сложных образцов (10-12)— для детей в возрасте Шлет и старше. Кубики К. Коса См. описание в разделе «Пространственный гнозис». Куб Линка См. описание в разделе «Пространственный гнозис». Пирамида (С. Д. Забрамная) Методика предназначена для исследования у ребенка с Злет сформированное™ восприятия величины, цвета, состояния моторики, конструктивного праксиса и обучаемости. Перед ребенком ставят пирамиду из четырех колец разной величины одного цвета и разбирают ее, после чего предлагают ребенку вновь ее собрать (рис. 88). Если он делает это безошибочно, предлагают вторую пирамиду с кольцами разного цвета. Рис. 88. Пирамида
До Злет допустимо собирание пирамид без учета величины колец. Неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. С 4 лет ребенок должен собрать пирамиду с учетом величины колец. При этом у одних наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца по величине и затем нанизывают их на стержень. К 5 годам дети пользуются способом зрительного соотнесения колец. В работе с разборной пирамидой могут обнаруживаться различные нарушения моторики: плохая координация, неловкость, неточность, тремор, гиперки-незы. При умственной отсталости возможно непонимание задачи, совершение
неадекватных действий (манипуляции с кольцами, их разбрасывание и т. п.). При попадании в поле зрения посторонних предметов ребенок с умственной отсталостью часто отвлекается и прекращает работу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.236 (0.009 с.) |