Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Узнавание предметов с недостающими признакамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной психологической нагрузкой данной пробы является необходимость визуально классифицировать изображенный образ без полной информации о составляющих и значимых для его идентификации деталях. При этом часть характеристик, по которым предъявляемый рисунок все-таки может быть однозначно опознан, в его структуре присутствует. Сам стимульный материал в подобных пробах обычно задается в довольно схематичной манере, акцентирующей внимание на всем перечне достаточных для опознания признаков (рис. 13).
Рис. 13. Образцы изображений предметов с недостающими деталями
Исключение их этого правила серии картинок, предусматривающие их использование при обследовании детей — здесь степень проработанности образа может быть существенно увеличена. В ряде случаев при работе с детьми целесообразно использовать серии картинок, в которых число деталей, помогающих опознанию, ступенчато возрастает (последний фрагмент рис. 13). При проведении данной пробы для испытуемого оказываются типичными ошибки по типу фрагментации: ножницы — это «ложка», якорь — «стрелка» и т. п. Такие ошибки свойственны детям с трудностью восприятия целостного образа и дефицитарностью правополушарнои стратегии обработки зрительной информации (Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева). Тахистоскопический (см. выше) вариант этой методики направлен на выяснение того, как идет процесс опознания объектных изображений с удаленными участками контура в зависимости от количества и значимости признаков (фрагментов), содержащихся в невидимой зоне. Испытуемому поочередно предъявляются 12 изображений знакомых объектов, каждое из которых представлено в четырех реализациях. В первой отсутствовал небольшой, но информативный участок контура, содержащий значимый для объекта признак (например, хобот у слона), в других отсутствовали участки контура, содержащие 2-4 относительно менее значимых признака (например, крышка и ручка у чайника) при сохранности информативных. Таким образом предъявляются 4 изображения каждого объекта (всего 48 изображений), которые должны демонстрироваться испытуемому в случайном порядке. Время экспозиции вначале составляет 40 мс, что в два раза превышает время, нужное для опознания обычных изображений. При наличии неверных ответов экспозиция пошагово увеличивается каждый раз на Юме до тех пор, пока не будут опознаны все предъявляемые стимулы. Здоровые люди производят практически безошибочное опознание при удалении контура, содержащего 2, 3 и даже 4 относительно малоинформативных признака при экспозиции 215, 220 и 230 мс, а при удалении одного информативного значимого признака в среднем при 280 мс. У всех больных с затылочными очагами исключение в изображении любого признака, и значимого и второстепенного, нарушает процесс опознания. Успешность опознания хотя и зависит от времени экспозиции, однако при достижении 2000-3000 мс (2-3 сек) экспозиции ее нарастание не улучшало результатов. Затруднения обнаруживаются как при лево-, так и при правосторонних затылочных очагах, однако при исключении значимого признака количество ошибок в общем больше при правосторонних очагах. При левосторонних очагах более отчетливо проступает тенденция к росту числа ошибок в зависимости от количества исключаемых признаков и их значимости (Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон). Проба В. Поппельрейтера Испытуемому предъявляются перечеркнугые или наложенные изображения з том числе контурные), каждое из которых необходимо опознать. Зрительное восприятие предмета затрудняется необходимостью абстрагироваться от посторонних элементов, каждый из которых сам может идентифицироваться как предмет. Существует стандартный набор таких картинок, но возможно и использование их вариаций (рис. 14).
Рис. 14. Наложенные фигуры (рисунки Поппельрейтера) Для исследования детей может быть предложен упрощенный вариант обследования, при котором в качестве стимульного материала предъявляются наложенные изображения контуров животных, которые должны быть опознаны показом их изолированных образцов в нижнем ряду картинок (рис. 15). Рис. 15. Вариант стимульного материала «Наложенные фигуры» для исследования детей (по Ахутиной, Пылаевой) Нарушения в опознании рисунков Поппельрейтера обычно свидетельствуют о нарушениях функционирования правой затылочной коры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.007 с.) |