Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узнавание предметов с недостающими признаками

Поиск

Основной психологической нагрузкой данной пробы является необходимость визуально классифицировать изображенный образ без полной информации о составляющих и значимых для его идентификации деталях. При этом часть характеристик, по которым предъявляемый рисунок все-таки может быть одно­значно опознан, в его структуре присутствует. Сам стимульный материал в по­добных пробах обычно задается в довольно схематичной манере, акцентирую­щей внимание на всем перечне достаточных для опознания признаков (рис. 13).

 

 

Рис. 13. Образцы изображений предметов с недостающими деталями

 

Исключение их этого правила серии картинок, предусматривающие их использование при обследовании детей — здесь степень проработанности об­раза может быть существенно увеличена. В ряде случаев при работе с детьми целесообразно использовать серии картинок, в которых число деталей, помо­гающих опознанию, ступенчато возрастает (последний фрагмент рис. 13).

При проведении данной пробы для испытуемого оказываются типичны­ми ошибки по типу фрагментации: ножницы — это «ложка», якорь — «стрел­ка» и т. п. Такие ошибки свойственны детям с трудностью восприятия цело­стного образа и дефицитарностью правополушарнои стратегии обработки зри­тельной информации (Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева).

Тахистоскопический (см. выше) вариант этой методики направлен на вы­яснение того, как идет процесс опознания объектных изображений с удаленны­ми участками контура в зависимости от количества и значимости признаков (фрагментов), содержащихся в невидимой зоне. Испытуемому поочередно предъявляются 12 изображений знакомых объектов, каждое из которых представ­лено в четырех реализациях. В первой отсутствовал небольшой, но информатив­ный участок контура, содержащий значимый для объекта признак (например, хобот у слона), в других отсутствовали участки контура, содержащие 2-4 отно­сительно менее значимых признака (например, крышка и ручка у чайника) при сохранности информативных. Таким образом предъявляются 4 изображения каж­дого объекта (всего 48 изображений), которые должны демонстрироваться испы­туемому в случайном порядке. Время экспозиции вначале составляет 40 мс, что в два раза превышает время, нужное для опознания обычных изображений. При наличии неверных ответов экспозиция пошагово увеличивается каждый раз на Юме до тех пор, пока не будут опознаны все предъявляемые стимулы.

Здоровые люди производят практически безошибочное опознание при удалении контура, содержащего 2, 3 и даже 4 относительно малоинформатив­ных признака при экспозиции 215, 220 и 230 мс, а при удалении одного ин­формативного значимого признака в среднем при 280 мс.

У всех больных с затылочными очагами исключение в изображении любо­го признака, и значимого и второстепенного, нарушает процесс опознания. Успешность опознания хотя и зависит от времени экспозиции, однако при до­стижении 2000-3000 мс (2-3 сек) экспозиции ее нарастание не улучшало ре­зультатов. Затруднения обнаруживаются как при лево-, так и при правосторон­них затылочных очагах, однако при исключении значимого признака колич­ество ошибок в общем больше при правосторонних очагах. При левосторонних очагах более отчетливо проступает тенденция к росту числа ошибок в зависимо­сти от количества исключаемых признаков и их значимости (Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон).

Проба В. Поппельрейтера

Испытуемому предъявляются перечеркнугые или наложенные изображения з том числе контурные), каждое из которых необходимо опознать. Зрительное

восприятие предмета затрудняется необходимостью абстрагироваться от посто­ронних элементов, каждый из которых сам может идентифицироваться как предмет. Существует стандартный набор таких картинок, но возможно и ис­пользование их вариаций (рис. 14).

 

 

Рис. 14. Наложенные фигуры (рисунки Поппельрейтера)

Для исследования детей может быть предложен упрощенный вариант обследования, при котором в качестве стимульного материала предъявляются наложенные изображения контуров животных, которые должны быть опозна­ны показом их изолированных образцов в нижнем ряду картинок (рис. 15).

Рис. 15. Вариант стимульного материала «Наложенные фигуры» для исследования детей

(по Ахутиной, Пылаевой)

Нарушения в опознании рисунков Поппельрейтера обычно свидетель­ствуют о нарушениях функционирования правой затылочной коры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.176 (0.01 с.)