Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Узнавание изображенных (реалистических) предметовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Испытуемому предлагается набор картинок (обычно от 6 до 24), изображающих отдельные достаточно хорошо знакомые предметы, часто встречающиеся в повседневной жизни (начиная от бытового оборудования, мебели, транспорта и заканчивая изображениями животных, цветов и т. п.). Степень детализации или проработанности картинок может быть различной — от фотографической копии до стилизованного, но очевидно понятного изображения, от полноцветных до монохромного (черно-белого) спектра (рис. 6).
Рис. 6. Образцы стимульного материала к методике «Узнавание изображенных предметов» В ряде случаев целесообразно предусмотреть в наборе присутствие изображений-соперников», внешне напоминающих друг друга: лампа — гриб, змея— ремень, часы— телефон и т. п. (рис. 7). Рис. 7. Примеры «соперничающих» изображений реальных предметов Неузнавание реалистичных предметов, как в данной, так и в предыдущей пробах должно расцениваться как результат поражения затылочно-теменных отделов коры — синтеза привычных информативных признаков в целостную структуру не происходит, а обилие деталей даже может усложнять процесс восприятия. Специальные варианты реалистических картинок, учитывающих специфику возрастного восприятия, используются при обследовании детей. Например, дети из стандартного комплекта рисунков (16 штук), отобранных из классического набора А. Р. Лурия, в среднем правильно опознают 13, допуская ошибки по принципу перцептивной близости (фуражка — «тарелка»), перцептивно-вербальным связям (диван — «кресло»), либо производя замену номинации функциональным описанием (лампа— «чтобы не было темно»). Сенсибилизированным вариантом данной пробы является ее проведение с помощью тахистоскопа. Испытуемому предлагается поочередно узнавать изображения 12 обиходных предметов (чайник, стул, очки, лопата и т. д.), которые предъявляются на экране тахистоскопа в центральном поле зрения. Определяется минимальное время, необходимое для их опознания. Начальное время составляет 1 мс, увеличиваясь при последующем предъявлении также на 1 мс до тех пор, пока изображение не узнается. У здоровых испытуемых появление изображения на экране отмечается в среднем при экспозиции 5 мс, при 7-9 мс испытуемый уже может оценить форму и отнести образ к какому-либо классу (мебель, посуда и т. д.). При 15-18 мс изображение, как правило, узнается. У больных с локальными корковыми поражениями пороги обнаружения и опознания оказываются более высокими. При поражениях затылочной коры они в 50 и более раз превышают пороги здоровых, а при внезатылочных поражениях— в 20-30 раз. У больных с теменными, височными и заднелобными очагами временные пороги опознания превышали пороги здоровых не более чем в 5—7 раз (Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон). В условиях дефицита времени отличается и стратегия опознания изображений. При левозатылочных поражениях процесс опознания идет путем постепенного накопления отдельных деталей изображения при сканировании его контура без их обобщенной оценки. А у правополушарных (затылочных) преобладает стратегия, при которой больной на основе какой-либо одной выделенной детали пытается путем логических заключений судить об изображении в целом. В зарубежной версии опознанию подлежат женские лица, морды обезьян и автомобили, по 30 образцов в обычной и перевернутой позиции, которые предъявляются на экране монитора с расстояния в 1,5 м (рис. 8). Лучше идентифицируются женские лица. Рис. 8. Примеры стимульного материала для зрительного опознания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.005 с.) |