Узнавание изображенных (реалистических) предметов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узнавание изображенных (реалистических) предметов



Испытуемому предлагается набор картинок (обычно от 6 до 24), изобра­жающих отдельные достаточно хорошо знакомые предметы, часто встречаю­щиеся в повседневной жизни (начиная от бытового оборудования, мебели, транспорта и заканчивая изображениями животных, цветов и т. п.). Степень детализации или проработанности картинок может быть различной — от фотографической копии до стилизованного, но очевидно понятного изобра­жения, от полноцветных до монохромного (черно-белого) спектра (рис. 6).

 

Рис. 6. Образцы стимульного материала к методике «Узнавание изображенных предметов»

В ряде случаев целесообразно предусмотреть в наборе присутствие изоб­ражений-соперников», внешне напоминающих друг друга: лампа — гриб, змея— ремень, часы— телефон и т. п. (рис. 7).

Рис. 7. Примеры «соперничающих» изображений реальных предметов

Неузнавание реалистичных предметов, как в данной, так и в предыдущей пробах должно расцениваться как результат поражения затылочно-теменных отделов коры — синтеза привычных информативных признаков в целостную структуру не происходит, а обилие деталей даже может усложнять процесс восприятия.

Специальные варианты реалистических картинок, учитывающих специ­фику возрастного восприятия, используются при обследовании детей. Напри­мер, дети из стандартного комплекта рисунков (16 штук), отобранных из клас­сического набора А. Р. Лурия, в среднем правильно опознают 13, допуская ошибки по принципу перцептивной близости (фуражка — «тарелка»), перцеп­тивно-вербальным связям (диван — «кресло»), либо производя замену номи­нации функциональным описанием (лампа— «чтобы не было темно»).

Сенсибилизированным вариантом данной пробы является ее проведение с помощью тахистоскопа.

Испытуемому предлагается поочередно узнавать изображения 12 обиход­ных предметов (чайник, стул, очки, лопата и т. д.), которые предъявляются на экране тахистоскопа в центральном поле зрения. Определяется минимальное время, необходимое для их опознания. Начальное время составляет 1 мс, уве­личиваясь при последующем предъявлении также на 1 мс до тех пор, пока изображение не узнается.

У здоровых испытуемых появление изображения на экране отмечается в среднем при экспозиции 5 мс, при 7-9 мс испытуемый уже может оценить форму и отнести образ к какому-либо классу (мебель, посуда и т. д.). При 15-18 мс изображение, как правило, узнается. У больных с локальными корковыми пора­жениями пороги обнаружения и опознания оказываются более высокими. При поражениях затылочной коры они в 50 и более раз превышают пороги здоровых, а при внезатылочных поражениях— в 20-30 раз. У больных с теменными, височ­ными и заднелобными очагами временные пороги опознания превышали пороги здоровых не более чем в 5—7 раз (Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон).

В условиях дефицита времени отличается и стратегия опознания изобра­жений. При левозатылочных поражениях процесс опознания идет путем по­степенного накопления отдельных деталей изображения при сканировании его контура без их обобщенной оценки. А у правополушарных (затылочных) преобладает стратегия, при которой больной на основе какой-либо одной выделенной детали пытается путем логических заключений судить об изоб­ражении в целом.

В зарубежной версии опознанию подлежат женские лица, морды обезь­ян и автомобили, по 30 образцов в обычной и перевернутой позиции, кото­рые предъявляются на экране монитора с расстояния в 1,5 м (рис. 8). Лучше идентифицируются женские лица.

Рис. 8. Примеры стимульного материала для зрительного опознания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.006 с.)