Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение порога различения (Л. И. Вассерман и соавт.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эта тахистоскопическая методика, с помощью которой производится оценка порогов различения острых углов, дуг различной кривизны и отрезков прямых линий. Тахистоскоп — прибор для дозированного по времени предъявления зрительных стимулов (рис. 4). Тахистоскопический метод — исследование Рис. 4. Одна из моделей тахистоскопа
зрительного восприятия или зрительного внимания, позволяющее исключить перемещение взора по предъявляемому объекту и тем самым установить минимальное время, необходимое для восприятия зрительного объекта. Вначале определяются пороги различения острых углов в градусах при одновременном попарном кратковременном (не более 5000 мс) их предъявлении (рис. 5). Испытуемого просят сказать, одинаковые они или разные. Пары различающихся углов чередуются в случайном порядке с парами одинаковых. Различия в величине углов в предъявляемых парах постепенно уменьшаются до того предела, который испытуемый еще способен различить. У здоровых лиц дифференциальный порог различения составляет в среднем 3°, а у больных с поражениями теменной области — 4°, а у больных с затылочными и височными поражениями — 4,3°. Далее те же углы предъявляются в условиях, когда они различно ориентированы по отношению друг к другу в пространстве, и вновь устанавливается порог различения. У больных с теменным поражениями при подобных условиях пороги возрастали в среднем в 2,5 раза (у здоровых в 0,5-1,0 раза).
Рис. 5. Образцы стимульного материала к методике «Определение порога различения» Аналогичная процедура повторяется в отношении изображения дуг и
Диоптическая экспозиция Для проведения пробы используется линзовый стереоскоп, в который парами вставляются слайды (каждый слайд перед одним глазом). 10 пар цветных слайдов подбираются так, чтобы внутри каждой пары изображения четко различались по цвету и композиции. Время предъявления каждой пары (например, засветки изображений вспышкой света)— около 0,2с. При прочих равных условиях изображение опознается ведущим глазом (некоторые испытуемые даже в конце опыта не понимают, что им показывали две картинки), но возможно и комбинированное восприятие двух слайдов сразу. Подсчитывается количество случаев, когда испытуемый воспринимал каждое изображение в отдельности (для каждого глаза) и когда видел комбинации из двух картинок. При этом учитывается, какую часть (]/2, '/з, '/4 и т. д.) каждой картинки испытуемый видел одним глазом; эта часть приплюсовывается к количеству изображений, воспринятых соответствующим глазом. При явном доминировании одного из изображений включение в него одного-двух элементов из другого во внимание не принимается. Максимальная правосторонняя асимметрия выражается в восприятии только картинок, предъявляемых правому глазу, а максимальная левосторонняя — в восприятии только картинок, предъявляемых левому глазу. Расчетный коэффициент выражается в условных единицах со знаком «+» при правосторонней и со знаком «-» — при левосторонней асимметрии. За точку отсчета принимается симметрия, равная 0. Например, если испытуемый видел 8 картинок правым глазом и 2 — левым, то показатель асимметрии равняется +3, так как он видел правым глазом на 3 картинки больше, чем мог бы увидеть в случае симметрии: +5 и -5.
предметный гнозис Зрительные представления Испытуемого просят представить и описать 3—6 предметов (очки, арбуз, велосипед и др.). Обращают внимание на такие параметры описания, как яркость (отчетливость) образа, его фрагментарность или полнота, устойчивость, обобщенность или конкретность и др. Неполноценность подобных представлений может быть объяснена как слабостью затылочных и теменно-затылочных зон коры, которые, собственно, обеспечивают хранение зрительных образов, так и функциональной недостаточностью лобной коры, ответственной за волевое произвольное усилие по извлечению этих образов из модально-специфической памяти. ■ Узнавание реальных предметов Исследование сложных форм зрительного гнозиса может начинаться с пробы на узнавание реальных бытовых предметов. Для этого испытуемому предлагают (расставляют на столе или последовательно предъявляют из рук) несколько небольших по размеру и ранее знакомых предметов: очки, часы, небольшая игрушка, кубик, записная книжка, авторучка и т. п. (до десяти разных объектов). Время для опознания каждого из них не ограничивается, а сам процесс рассматривания, равно как и предположения, которые делает больной, могут стать дополнительным материалом для анализа особенностей его предметного восприятия. Данная проба может преднамеренно осложняться тем, что для узнавания будут подобраны предметы, сходные в каком-то отношении (по форме, окраске, размеру, например, карандаш и авторучка, игрушечные фигурки кошки и собаки и т. п.); это будет затруднять идентификацию и провоцировать испытуемого на однотипные ответы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.032 с.) |