Определение порога различения (Л. И. Вассерман и соавт.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение порога различения (Л. И. Вассерман и соавт.)



Эта тахистоскопическая методика, с помощью которой производится оценка порогов различения острых углов, дуг различной кривизны и отрез­ков прямых линий.

Тахистоскоп — прибор для дозированного по времени предъявления зрительных стимулов (рис. 4). Тахистоскопический метод — исследование

Рис. 4. Одна из моделей тахистоскопа

 

зрительного восприятия или зрительного внимания, позволяющее исклю­чить перемещение взора по предъявляемому объекту и тем самым устано­вить минимальное время, необходимое для восприятия зрительного объек­та.

Вначале определяются пороги различения острых углов в градусах при одновременном попарном кратковременном (не более 5000 мс) их предъявле­нии (рис. 5). Испытуемого просят сказать, одинаковые они или разные. Пары различающихся углов чередуются в случайном порядке с парами одинако­вых. Различия в величине углов в предъявляемых парах постепенно умень­шаются до того предела, который испытуемый еще способен различить. У здо­ровых лиц дифференциальный порог различения составляет в среднем 3°, а у больных с поражениями теменной области — 4°, а у больных с затылочны­ми и височными поражениями — 4,3°. Далее те же углы предъявляются в ус­ловиях, когда они различно ориентированы по отношению друг к другу в пространстве, и вновь устанавливается порог различения. У больных с те­менным поражениями при подобных условиях пороги возрастали в среднем в 2,5 раза (у здоровых в 0,5-1,0 раза).

 

Рис. 5. Образцы стимульного материала к методике «Определение порога различения»

Аналогичная процедура повторяется в отношении изображения дуг и

 

Диоптическая экспозиция

Для проведения пробы используется линзовый стереоскоп, в который парами вставляются слайды (каждый слайд перед одним глазом). 10 пар цвет­ных слайдов подбираются так, чтобы внутри каждой пары изображения чет­ко различались по цвету и композиции. Время предъявления каждой пары (например, засветки изображений вспышкой света)— около 0,2с. При про­чих равных условиях изображение опознается ведущим глазом (некоторые испытуемые даже в конце опыта не понимают, что им показывали две кар­тинки), но возможно и комбинированное восприятие двух слайдов сразу.

Подсчитывается количество случаев, когда испытуемый воспринимал каж­дое изображение в отдельности (для каждого глаза) и когда видел комбинации из двух картинок. При этом учитывается, какую часть (]/2, '/з, '/4 и т. д.) каж­дой картинки испытуемый видел одним глазом; эта часть приплюсовывается к количеству изображений, воспринятых соответствующим глазом. При явном доминировании одного из изображений включение в него одного-двух элемен­тов из другого во внимание не принимается.

Максимальная правосторонняя асимметрия выражается в восприятии только картинок, предъявляемых правому глазу, а максимальная левосторон­няя — в восприятии только картинок, предъявляемых левому глазу. Расчет­ный коэффициент выражается в условных единицах со знаком «+» при пра­восторонней и со знаком «-» — при левосторонней асимметрии. За точку отсчета принимается симметрия, равная 0. Например, если испытуемый ви­дел 8 картинок правым глазом и 2 — левым, то показатель асимметрии рав­няется +3, так как он видел правым глазом на 3 картинки больше, чем мог бы увидеть в случае симметрии: +5 и -5.

 

предметный гнозис

Зрительные представления

Испытуемого просят представить и описать 3—6 предметов (очки, арбуз, велосипед и др.). Обращают внимание на такие параметры описания, как яркость (отчетливость) образа, его фрагментарность или полнота, устойчи­вость, обобщенность или конкретность и др. Неполноценность подобных представлений может быть объяснена как слабостью затылочных и теменно-затылочных зон коры, которые, собственно, обеспечивают хранение зритель­ных образов, так и функциональной недостаточностью лобной коры, ответ­ственной за волевое произвольное усилие по извлечению этих образов из модально-специфической памяти.

Узнавание реальных предметов

Исследование сложных форм зрительного гнозиса может начинаться с пробы на узнавание реальных бытовых предметов. Для этого испытуемому предлагают (расставляют на столе или последовательно предъявляют из рук) несколько небольших по размеру и ранее знакомых предметов: очки, часы, небольшая игрушка, кубик, записная книжка, авторучка и т. п. (до десяти разных объектов). Время для опознания каждого из них не ограничивается, а сам процесс рассматривания, равно как и предположения, которые делает больной, могут стать дополнительным материалом для анализа особенностей его предметного восприятия.

Данная проба может преднамеренно осложняться тем, что для узнавания будут подобраны предметы, сходные в каком-то отношении (по форме, ок­раске, размеру, например, карандаш и авторучка, игрушечные фигурки кош­ки и собаки и т. п.); это будет затруднять идентификацию и провоцировать испытуемого на однотипные ответы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.005 с.)