Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проба на совмещение признаков (В. М. Коган — по Л. Чупрову)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная проба позволяет но 5 временным параметрам, коэффициенту врабатываемости и ошибкам диагностировать основные характеристики произвольного внимания (концентрация, переключаемость, распределяемость, устойчивость) и его дефицит, исследовать особенности умственной работоспособности. При качественном анализе возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности. Основной вариант методики представляет собой 49 разноцветных карточек и таблицу совмещения форм. Одна карточка представляет собой квадрат размером 4 х 4 см, в середине которого располагается одна из семи фигур. Каждая из фигур (единой конфигурации) имеет свой цвет: красный, синий, коричневый, зеленый, желтый, голубой, фиолетовый. Таблица совмещения форм —- расчерченный на 49 секторов лист для раскладывания карточек при процессе совмещения. По левому краю листа обозначены семь цветов в виде мазков, а по верхнему— контуры семи фигур (рис. 134). Для работы с детьми (начиная с 4,5-5,5 лет) обычно используется таблица с пятью фигурами и пятью цветами. Рис. 134. Рабочее поле пробы на совмещение признаков
Выполнение методики предполагает прохождение исследуемым (ребенком) 4 этапов задания. Перед каждым из этапов карточки тщательно перетасовываются экспериментатором. Желательно, чтобы психолог, объяснив цель исследования, сделал показ на нескольких первых карточках и лишь после этого предложил самостоятельное выполнение ребенку. На I этапе ребенку предлагают произвести простой пересчет карточек вслух. Инструкция I этапа: «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол». На этом этапе определяется показатель Вр который свидетельствует об индивидуальном темпе работы. Ошибки в пересчете на этом этапе могут указывать на слабость порядкового счета. На II этапе предлагают произвести пересчет карточек с одновременной их сортировкой по цвету: «Красную к красной, синюю к синей и т. д.». Инструкция II этапа: «Теперь ты должен также вслух пересчитать эти карточки и одновременно разложить их на группы по цвету». Временной показатель, полученный по окончании процедуры, записывают как Вц. Ошибки на II этапе интерпретируются как нарушение концентрации произвольного внимания. На III этапе происходит операция отвлечения от ведущего признака (цвета). Исследуемый должен, пересчитывая карточки вслух, располагать их по соответствующим стопкам в зависимости от формы фигур. Инструкция III этапа: «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме». Показатель Вш отражает способность к переключению внимания. На IV этапе перед ребенком кладут таблицу совмещения форм. Ему предлагают раскладывать карточки в соответствии с их местоположением на таблице форм: на пересечении формы и цвета предполагаемого места карточки, сопровождая это пересчетом карточек вслух. Инструкция IV этапа: «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет — пересчитывай карточки». Временные показатели (B]V), наличие ошибок в просчитыва-нии и совмещении отражают особенности распределяемости внимания у исследуемого субъекта. В протокол заносят показатели времени, затраченного на пересчет каждого десятка карточек-стимулов и за весь этап полностью, а также допущенные ошибки при счете и в сортировке. Ошибки в счете всегда свидетельствуют либо о нарушениях концентрации внимания, либо о низком навыке про-считывания. Ошибки в сортировке и совмещении специфичны для каждого из этапов. Показатели В,, Вп, Вш и B1V являются самостоятельными диагностическими данными. Кроме них учитываются показатели «Д» и «К». Показатель «Д» — дефицит внимания или разница между временем, затраченном на IV этапе и суммой временных затрат на II и III этапах. Он определяется по формуле: Д = BIV— (Вп + Вш). Показатель «Д» указывает на способность/ неспособность испытуемого к совмещению признаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях его распределения. Этот показатель высок при астенических состояниях и при нарушениях психики по сосудистому типу. Показатель «К» может быть назван «коэффициентом врабатываемости» и определяется формулой: К = m/Bw). Чем меньше величина этого коэффициента, тем выше врабатываемость исследуемого, тем лучше он усваивает принцип работы. В норме показатель «К» не превышает 0,1-0,2. Запись в протоколе количества секунд, потраченных на пересчет десяти карточек, позволит проследить, как нарастают нарушения работоспособности у ребенка в ходе выполнения задания. Анализ кривых распределения ошибок (Т. Д. Молодецких и А. Я. Иванова) позволяет выделить 4 их типа. «Нормальный» тип— кривая с малым количеством ошибок (не более 1-2) на II, III и IV этапах характерна для детей с нормальным развитием. При соответствующих временных показателях она действительно свидетельствует о нормальном уровне умственной работоспособности. «Истощающийся» тип, при котором кривые распределения ошибок носят характер неуклонно нарастающей вверх линии от.минимального количества ошибок на II этапе и до максимального на IV этапе. Это свидетельствует об истощаемости, утомляемости и плохой способности сохранять устойчивое внимание. «Ригидно-возбудимый» тип — кривая, обращенная вверх, свидетельствует о значительном колебание внимания, о трудностях переключения: работоспособность снижалась на II этапе, а число ошибок нарастает на III этапе, затем к концу задания (IV этап) работоспособность вновь повышается, но не достигает первоначального уровня. «Заторможенный» тип — количество ошибок, максимальное на II этапе выполнения методики, достигает минимума в конце, что говорит о значительном затруднении в организации целенаправленного внимания. «Лабильный» (Л. Ф. Чупров) — при этом типе большое количество ошибок дети допускали на II и наибольшее на IV этапе, в то время как на III этапе количество ошибок резко снижалось. Этот тип кривой может указывать на затруднения врабатываемости и истощаемость внимания. Лабиринты Методика предназначена для исследования произвольного внимания, зрительно-моторной координации и пространственной ориентации. Наиболее распространенным вариантом стимульного материала являются лабиринты субтеста из детской версии теста Дж. Векслера, предназначенного для оценки общего интеллекта (рис. 135). Достоинство данной версии— наличие возрастных норм. Испытуемому необходимо в кратчайшие сроки найти выход из лабиринта, начав поиск выхода с центральной его части. Для этого испытуемый, не отрывая карандаша от бумаги, рисует линию, отмечает свой путь. При захождении в тупик, так же, не отрывая карандаша, разрешается проделывать путь назад. Пересечение линий (стенок лабиринта) не допускается. Отрыв карандаша (за исключением случаев, когда это необходимо для исправления ранее допущенной ошибки) и пересечение линий считаются ошибками. Время прохождения каждого лабиринта фиксируется и ограничивается. Существуют и другие варианты лабиринтов, как, например, лабиринты Н. С. Курека и лабиринты X. Хекхаузена, исходно предназначенные для иных Рис. 135. Лабиринты к субтесту из Шкал оценки интеллекта Векслера
исследовательских целей, но пригодные и для оценки мозговых функций взрослого человека (рис. 136). Рис. 136. Лабиринты Курека Лабиринты X. Хекхаузена Оригинальные размеры лабиринтов— 3x18 см (примеры— рис. 137). Прослеживание лабиринтов предъявляется как тип головоломок, то есть как задача на смекалку. Инструкция испытуемому в формулировке Хекхаузена звучит следующим образом: «Решение предлагаемых задач потребует от вас способностей к быстрому „схватыванию" ситуации. Вы видите перед собой ряд лабиринтов, из которых вам надлежит как можно скорее найти выход. Прослеживание каждого лабиринта вы начинаете справа по моему сигналу: „Внимание, начали!", — и попытаетесь максимально быстро достигнуть выхода слева. Я буду каждый раз фиксировать время, за которое вы пройдете лабиринт. Все лабиринты одинаковой сложности». После того как испытуемый выполнит первую попытку решения задачи с лабиринтом, экспериментатор сообщает ему время его работы. Затем испытуемому предлагают наметить его дальнейшую цель или уровень притязаний в такой форме: «Как вы думаете, сколько секунд вам потребуется для следующего прохождения?». Это повторяется перед каждой новой пробой Рис. 137. Лабиринты Хекхаузена Опыт может включать до 14 проб. Экспериментатор учитывает время прослеживания 10 лабиринтов с 5 по 14 (первые 4 лабиринта исключаются как тренировочные). Эффект научения при использовании этой задачи весьма выражен, в связи с чем при необходимости число попыток целесообразно сократить. Задание может быть рекомендовано для испытуемых начиная со старшего подросткового возраста. Оно апробировано также на клиническом контингенте. Это тип методик, предназначенных для оценки величины отклонения от цели. Сравнивается время, намечаемое испытуемым для прослеживания лабиринта в каждой пробе, с реальным временем решения им задачи в предыдущей. Средняя величина целевого отклонения для нормы составляет 5-6 с. Важнейшую роль при исполнении данной пробы играют механизмы внимания. Перепутанные линии Эта проба имеет примерно такую же психическую нагрузку, что и методика «Лабиринты», поскольку и в данном случае проблемная ситуация для . испытуемого заключается в зрительном отслеживании сложно пространственно организованной конструкции. Вместе с тем, «Перепутанные линии» при прочих равных условиях сложнее в силу того, что здесь отсутствует возможность опоры на «кончик карандаша» и вся нагрузка внимания ложится на способность взгляда плавно, быстро и без скачков обеспечивать криволинейное сканирование. Испытуемому предлагается специальный бланк, на котором изображено несколько перепутанных линий, начинающихся от левой вертикали и заканчивающихся на правой. Начала и концы линий пронумерованы (рис. 138). Необходимо отследить ход каждой линии и, начиная с номера 1, записать тот номер, на котором эта линия заканчивается. При этом нужно прослеживать линию только взглядом, не пользуясь ни карандашом, ни пальцем. Экспериментатор засекает время прохождения каждой линии, а позднее фиксирует и правильность выполнения задания. Рис. 138. Взрослый и детский варианты перепутанных линий
Картинки с перепутанными линиями могут существенно различаться по сложности, в зависимости от возраста испытуемого и конкретных задач. В частности, для дошкольников и младших школьников эта проба может носить игровой характер, при котором в начале и конце линий не проставляются цифры, а рисуются герои сказок и т. п. При наблюдении желательно зафиксировать, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли ему сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли у него желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или же он выполняет задание без труда. При опросе необходимо установить, что в данном задании было трудным для исследуемого; отчего он медленно выполнял работу: боялся ли сделать ошибки или сбивался в прослеживании линии и вынужден был возвращаться к началу; считает ли, что у него много ошибок, и чем может это объяснить. При определении количественных показателей учитывается время, затраченное на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое испытуемый находит окончания каждых 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и так далее). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания. Ошибки в нумерации линий и медленное выполнение задания при установленной достаточной остроте зрения свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) внимания можно судить по снижению темпа работы по мере выполнения задания. Проба X. Мюнстерберга Данная проба, предназначенная для определения степени избирательности и устойчивости внимания, пригодна для исследования взрослых и детей, уже умеющих читать. Испытуемому предлагается бланк с напечатанными на нем несколькими строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов (ниже даны детский и взрослый варианты стимульного материала). ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ ОСМЕТЛАОУКЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжшкопргщ хэнзвосприятиейцукеншщэхъвафыапролдблюбовьавфыфыфлм ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлоркнародш лджьэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячытлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиеезщдэрке нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьйфясмтзацэьагнтзхтлкськ Среди этих букв испытуемый должен отыскать максимальное количество слов (3-, 4-, 5-сложных) и подчеркнуть их. Время, как правило, ограничивается. Показателями успешности могут служить количество правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.156 (0.014 с.) |