Проба на совмещение признаков (В. М. Коган — по Л. Чупрову) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проба на совмещение признаков (В. М. Коган — по Л. Чупрову)



Данная проба позволяет но 5 временным параметрам, коэффициенту врабатываемости и ошибкам диагностировать основные характеристики про­извольного внимания (концентрация, переключаемость, распределяемость, устойчивость) и его дефицит, исследовать особенности умственной работо­способности. При качественном анализе возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования по­рядка действий, наличия фактора инертности деятельности.

Основной вариант методики представляет собой 49 разноцветных карточек и таблицу совмещения форм. Одна карточка представляет собой квадрат разме­ром 4 х 4 см, в середине которого располагается одна из семи фигур. Каждая из фигур (единой конфигурации) имеет свой цвет: красный, синий, коричневый, зеленый, желтый, голубой, фиолетовый. Таблица совмещения форм —- расчер­ченный на 49 секторов лист для раскладывания карточек при процессе совме­щения. По левому краю листа обозначены семь цветов в виде мазков, а по верхнему— контуры семи фигур (рис. 134). Для работы с детьми (начиная с 4,5-5,5 лет) обычно используется таблица с пятью фигурами и пятью цветами.

Рис. 134. Рабочее поле пробы на совмещение признаков

 

Выполнение методики предполагает прохождение исследуемым (ребен­ком) 4 этапов задания. Перед каждым из этапов карточки тщательно перета­совываются экспериментатором. Желательно, чтобы психолог, объяснив цель исследования, сделал показ на нескольких первых карточках и лишь после этого предложил самостоятельное выполнение ребенку.

На I этапе ребенку предлагают произвести простой пересчет карточек вслух. Инструкция I этапа: «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол». На этом этапе определяется показатель Вр который сви­детельствует об индивидуальном темпе работы. Ошибки в пересчете на этом этапе могут указывать на слабость порядкового счета.

На II этапе предлагают произвести пересчет карточек с одновременной их сортировкой по цвету: «Красную к красной, синюю к синей и т. д.». Инструк­ция II этапа: «Теперь ты должен также вслух пересчитать эти карточки и од­новременно разложить их на группы по цвету». Временной показатель, полу­ченный по окончании процедуры, записывают как Вц. Ошибки на II этапе интерпретируются как нарушение концентрации произвольного внимания.

На III этапе происходит операция отвлечения от ведущего признака (цвета). Исследуемый должен, пересчитывая карточки вслух, располагать их по соответствующим стопкам в зависимости от формы фигур. Инструкция III этапа: «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме». Показатель Вш отражает способность к переклю­чению внимания.

На IV этапе перед ребенком кладут таблицу совмещения форм. Ему предлагают раскладывать карточки в соответствии с их местоположением на таблице форм: на пересечении формы и цвета предполагаемого места кар­точки, сопровождая это пересчетом карточек вслух. Инструкция IV этапа: «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет — пересчиты­вай карточки». Временные показатели (B]V), наличие ошибок в просчитыва-нии и совмещении отражают особенности распределяемости внимания у исследуемого субъекта.

В протокол заносят показатели времени, затраченного на пересчет каж­дого десятка карточек-стимулов и за весь этап полностью, а также допущен­ные ошибки при счете и в сортировке. Ошибки в счете всегда свидетельству­ют либо о нарушениях концентрации внимания, либо о низком навыке про-считывания. Ошибки в сортировке и совмещении специфичны для каждого из этапов.

Показатели В,, Вп, Вш и B1V являются самостоятельными диагностиче­скими данными. Кроме них учитываются показатели «Д» и «К». Показатель «Д» — дефицит внимания или разница между временем, затраченном на IV этапе и суммой временных затрат на II и III этапах. Он определяется по формуле: Д = BIV— (Вп + Вш). Показатель «Д» указывает на способность/ неспособность испытуемого к совмещению признаков, дефицит произволь­ного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях его распределе­ния. Этот показатель высок при астенических состояниях и при нарушениях

психики по сосудистому типу. Показатель «К» может быть назван «коэффи­циентом врабатываемости» и определяется формулой: К = m/Bw). Чем мень­ше величина этого коэффициента, тем выше врабатываемость исследуемого, тем лучше он усваивает принцип работы. В норме показатель «К» не превы­шает 0,1-0,2. Запись в протоколе количества секунд, потраченных на пере­счет десяти карточек, позволит проследить, как нарастают нарушения рабо­тоспособности у ребенка в ходе выполнения задания.

Анализ кривых распределения ошибок (Т. Д. Молодецких и А. Я. Иванова) позволяет выделить 4 их типа.

«Нормальный» тип— кривая с малым количеством ошибок (не более 1-2) на II, III и IV этапах характерна для детей с нормальным развитием. При соответствующих временных показателях она действительно свидетельствует о нормальном уровне умственной работоспособности.

«Истощающийся» тип, при котором кривые распределения ошибок но­сят характер неуклонно нарастающей вверх линии от.минимального количе­ства ошибок на II этапе и до максимального на IV этапе. Это свидетельству­ет об истощаемости, утомляемости и плохой способности сохранять устойчи­вое внимание.

«Ригидно-возбудимый» тип — кривая, обращенная вверх, свидетельству­ет о значительном колебание внимания, о трудностях переключения: рабо­тоспособность снижалась на II этапе, а число ошибок нарастает на III этапе, затем к концу задания (IV этап) работоспособность вновь повышается, но не достигает первоначального уровня.

«Заторможенный» тип — количество ошибок, максимальное на II этапе выполнения методики, достигает минимума в конце, что говорит о значи­тельном затруднении в организации целенаправленного внимания.

«Лабильный» (Л. Ф. Чупров) — при этом типе большое количество оши­бок дети допускали на II и наибольшее на IV этапе, в то время как на III этапе количество ошибок резко снижалось. Этот тип кривой может указывать на затруднения врабатываемости и истощаемость внимания.

Лабиринты

Методика предназначена для исследования произвольного внимания, зрительно-моторной координации и пространственной ориентации. Наибо­лее распространенным вариантом стимульного материала являются лабирин­ты субтеста из детской версии теста Дж. Векслера, предназначенного для оценки общего интеллекта (рис. 135). Достоинство данной версии— наличие возрастных норм.

Испытуемому необходимо в кратчайшие сроки найти выход из лабирин­та, начав поиск выхода с центральной его части. Для этого испытуемый, не отрывая карандаша от бумаги, рисует линию, отмечает свой путь. При за­хождении в тупик, так же, не отрывая карандаша, разрешается проделывать путь назад. Пересечение линий (стенок лабиринта) не допускается. Отрыв

карандаша (за исключением случаев, когда это необходимо для исправления ранее допущенной ошибки) и пересечение линий считаются ошибками.

Время прохождения каждого лабиринта фиксируется и ограничивается.

Существуют и другие варианты лабиринтов, как, например, лабиринты Н. С. Курека и лабиринты X. Хекхаузена, исходно предназначенные для иных

Рис. 135. Лабиринты к субтесту из Шкал оценки интеллекта Векслера

 

исследовательских целей, но пригодные и для оценки мозговых функций взрослого человека (рис. 136).

Рис. 136. Лабиринты Курека

Лабиринты X. Хекхаузена

Оригинальные размеры лабиринтов— 3x18 см (примеры— рис. 137). Прослеживание лабиринтов предъявляется как тип головоломок, то есть как задача на смекалку. Инструкция испытуемому в формулировке Хекхаузена звучит следующим образом: «Решение предлагаемых задач потребует от вас способностей к быстрому „схватыванию" ситуации. Вы видите перед собой ряд лабиринтов, из которых вам надлежит как можно скорее найти выход.

Прослеживание каждого лабиринта вы начинаете справа по моему сигналу: „Внимание, начали!", — и попытаетесь максимально быстро достигнуть вы­хода слева. Я буду каждый раз фиксировать время, за которое вы пройдете лабиринт. Все лабиринты одинаковой сложности».

После того как испытуемый выполнит первую попытку решения задачи с лабиринтом, экспериментатор сообщает ему время его работы. Затем испы­туемому предлагают наметить его дальнейшую цель или уровень притязаний в такой форме: «Как вы думаете, сколько секунд вам потребуется для следу­ющего прохождения?». Это повторяется перед каждой новой пробой

Рис. 137. Лабиринты Хекхаузена

Опыт может включать до 14 проб. Экспериментатор учитывает время про­слеживания 10 лабиринтов с 5 по 14 (первые 4 лабиринта исключаются как тре­нировочные). Эффект научения при использовании этой задачи весьма выра­жен, в связи с чем при необходимости число попыток целесообразно сократить.

Задание может быть рекомендовано для испытуемых начиная со старшего подросткового возраста. Оно апробировано также на клиническом контингенте. Это тип методик, предназначенных для оценки величины отклонения от цели. Сравнивается время, намечаемое испытуемым для прослеживания лабиринта в каждой пробе, с реальным временем решения им задачи в предыдущей. Сред­няя величина целевого отклонения для нормы составляет 5-6 с.

Важнейшую роль при исполнении данной пробы играют механизмы внимания.

Перепутанные линии

Эта проба имеет примерно такую же психическую нагрузку, что и мето­дика «Лабиринты», поскольку и в данном случае проблемная ситуация для

.

испытуемого заключается в зрительном отслеживании сложно пространственно организованной конструкции. Вместе с тем, «Перепутанные линии» при прочих равных условиях сложнее в силу того, что здесь отсутствует возможность опоры на «кончик карандаша» и вся нагрузка внимания ложится на способность взгляда плавно, быстро и без скачков обеспечивать криволинейное сканирование.

Испытуемому предлагается специальный бланк, на котором изображено несколько перепутанных линий, начинающихся от левой вертикали и закан­чивающихся на правой. Начала и концы линий пронумерованы (рис. 138). Необходимо отследить ход каждой линии и, начиная с номера 1, записать тот номер, на котором эта линия заканчивается. При этом нужно прослеживать линию только взглядом, не пользуясь ни карандашом, ни пальцем. Экспери­ментатор засекает время прохождения каждой линии, а позднее фиксирует и правильность выполнения задания.

Рис. 138. Взрослый и детский варианты перепутанных линий

 

Картинки с перепутанными линиями могут существенно различаться по сложности, в зависимости от возраста испытуемого и конкретных задач. В част­ности, для дошкольников и младших школьников эта проба может носить иг­ровой характер, при котором в начале и конце линий не проставляются цифры, а рисуются герои сказок и т. п.

При наблюдении желательно зафиксировать, что преобладает у исследуе­мого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли ему сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли у него желание помочь себе каким-ни­будь путем (пальцем, карандашом) или же он выполняет задание без труда.

При опросе необходимо установить, что в данном задании было труд­ным для исследуемого; отчего он медленно выполнял работу: боялся ли сде­лать ошибки или сбивался в прослеживании линии и вынужден был возвра­щаться к началу; считает ли, что у него много ошибок, и чем может это объяснить. При определении количественных показателей учитывается вре­мя, затраченное на нахождение линий. Можно фиксировать время, за кото­рое испытуемый находит окончания каждых 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и так далее). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумерации линий и медленное выполнение задания при ус­тановленной достаточной остроте зрения свидетельствуют о низкой способ­ности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) внимания можно судить по снижению темпа работы по мере выполнения задания.

Проба X. Мюнстерберга

Данная проба, предназначенная для определения степени избирательно­сти и устойчивости внимания, пригодна для исследования взрослых и детей, уже умеющих читать. Испытуемому предлагается бланк с напечатанными на нем несколькими строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов (ниже даны детский и взрослый варианты стимульного материала).

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ ОСМЕТЛАОУКЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

 

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжшкопргщ хэнзвосприятиейцукеншщэхъвафыапролдблюбовьавфыфыфлм

ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлоркнародш

лджьэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж

эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячытлджэ

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиеезщдэрке

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьйфясмтзацэьагнтзхтлкськ

Среди этих букв испытуемый должен отыскать максимальное количе­ство слов (3-, 4-, 5-сложных) и подчеркнуть их. Время, как правило, ограни­чивается. Показателями успешности могут служить количество правильно найденных слов и скорость выполнения задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.251.57 (0.028 с.)