Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нахождение категориальных названийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данное исследование целесообразно проводить после пробы на называние отдельных предметов. Для этой цели больному показывают ряд предметов или их изображений (рис. 104) и предлагают назвать их обобщающим словом (мебель, посуда, животные, транспорт и т. д.). Расхождение между легко доступным названием отдельных предметов и затруднения в нахождении родовых названий говорят о сложных нарушениях обобщающей функции речи, реализуемой на достаточно высоком мозговом уровне. Рис. 104. Несколько серий картинок для поиска категориальных названий
Рис. 104. Несколько серий картинок для поиска категориальных названий (окончание)
Составление фраз по сюжетной картинке (Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева) Испытуемому поочередно предлагаются сюжетные картинки, по каждой из которых необходимо составить простое предложение (рис. 105). Картинки подобраны таким образом, что длина, грамматическая и лексическая сложность составляемых предложений значительно варьируют. Первые 5 наиболее простых рисунков предусматривают использование конструкции «подлежащее — сказуемое — простое дополнение». Образование фраз по следующим 5 картинкам предполагает использование не только простых, но и сложных предлогов, а составление фраз по последним 5 картинкам предусматривает построение предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой или сложных предложений. Рис. 105. Примеры сюжетных картинок для составления предложений различной сложности Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снежную бабу. Кошка лакает молоко. Мальчик лезет через забор. Мальчики играют в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя). Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати). Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мужчина и женщина грузят сено на машину. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар. . ■■ ■■' ■ Эти пробы провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все ошибки фиксируются.
Сформированность грамматического строя речи (Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина) Данное исследование включает несколько проб, рассчитанных на работу со школьниками 1-3 и 8-11 классов. Эти пробы имеют комплексный характер и являются составными частями более полного исследования речевой патологии у детей, однако могут использоваться и самостоятельно. На успешность их выполнения влияют объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и реже литеральные парафазии. Ребенок нередко затрудняется в поиске слов и испытывает трудности при удержании смысловой программы. По мнению авторов, нижеприведенные пробы преимущественно отражают функциональное состояние передних отделов мозга. Для детей 1—3 классов. A. Составление предложений из слов в начальной форме. Инструкция для ребенка: «Я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение». ■ Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, дать, косточка. Петя, купить, шар, мама, красный. Б. Повторение предложений. Инструкция для ребенка: «Повторяй за мной как можно точнее». В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. B. Верификация предложении. Инструкция для ребенка: «Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить». Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. Г. Добавление предлогов в предложение. Инструкция для ребенка: «Попробуй вставить пропущенное слово». Лена наливает чай... чашки. Птенец выпал... гнезда. Щенок спрятался... крыльцом. Деревья шумят.... ветра. Пес сидит... конуры. Д. Завершение предложений. Инструкция для ребенка: «Закончи предложение». Игорь промочил ноги, потому что... Сережа замерз, хотя... Для учащихся 8-11 классов. A. Составление предложений из слов в начальной форме. Миша, косить, трава, кролики, для. Сын, купить, шар, красный, мама. Солнце, земля, освещаться. Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак. Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у. Б. Повторение предложений. ■ '■ Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу. После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену. В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. B. Верификация предложений. ■ Зима пришла, потому что река замерзла. Мама довольна сыну. Самолет разбился, хотя мотор был неисправен. Все старики когда-то будут молодыми. Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа. Г. Добавление предлогов в предложение. Лодка плывет... озеру. Чайка летит... водой. Молодая трава выглядывает... снега. ... конуры сидит пес. Большая толпа собралась... театром. Ж. Завершение предложения ■ Сережа промочил ноги, потому что... Игорь замерз, хотя... Для дальнейшего сравнения получаемые результаты обрабатываются (переводятся в баллы) следующим образом: Составление предложений из слов в начальной форме. Оценки грамматического строя речи: 3 — правильное выполнение; 2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения; 1 — негрубые аграмматизмы; О — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. Максимальная оценка— 15баллов. Штрафные оценки за смысловые ошибки: 0 — правильное выполнение; 1 — смысловая неполнота; 2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации; 3 — невозможность смыслового программирования предложения, смысловая неадекватность. Повторение предложений. Оценки за грамматическое структурирование: 3 — правильное выполнение; 2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения; 1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы; О— грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. Максимальная оценка— 15баллов. Штрафные оценки за смысловые ошибки: 0 — правильное выполнение; 1 — смысловая неполнота; 2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации; 3 — грубое искажение смысла, смысловая неадекватность. Верификация предложений. Оценки за грамматическое структурирование: 3 — правильное выполнение; 2 — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки; 1 — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения; О — ошибка не выявлена. Максимальная оценка — 15 баллов. Штрафные оценки за смысловые ошибки: 0 — отсутствие смысловых ошибок; 1 — смысловая неполнота; 2 — невозможность преодолеть смысловую ошибку, несмотря на ее выявление, незначительные смысловые искажения; 3 — игнорирование смысловой ошибки, допущение грубых искажений смысла в ответах. Добавление предлога в предложение. Оценки за грамматическое структурирование: 3 — правильное выполнение; 2 — самокоррекция; 1 — коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»); О — неправильное выполнение даже после помощи или отказ. Максимальная оценка— 15 баллов. В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, так как их трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена трудностями грамматического структурирования. Завершение предложения. Оценки за грамматическое структурирование: 15— оба предложения достроены правильно; 10— самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым; 5 — правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях; О — неправильное завершение обоих предложений или отказ. Штрафные оценки за смысловые ошибки: 0 — отсутствие смысловых ошибок; 1 — смысловые ошибки с самокоррекцией или коррекцией после стимулирующей помощи; 2 — невозможность достроить смысловую программу одного из предложений; 3 — невозможность достроить смысловую программу в обоих предложениях. ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ ■. ■ Повторение изолированных гласных и согласных звуков Испытуемому предлагается вслед за экспериментатором повторять сперва изолированные гласные звуки, а затем согласные: а, о, у, и, э, ы, е, ю, ё, я;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.204 (0.01 с.) |