Нахождение категориальных названий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нахождение категориальных названий



Данное исследование целесообразно проводить после пробы на называ­ние отдельных предметов. Для этой цели больному показывают ряд предме­тов или их изображений (рис. 104) и предлагают назвать их обобщающим

словом (мебель, посуда, животные, транспорт и т. д.). Расхождение между легко доступным названием отдельных предметов и затруднения в нахождении родовых названий говорят о сложных нарушениях обобщающей функции речи, реализуемой на достаточно высоком мозговом уровне.

Рис. 104. Несколько серий картинок для поиска категориальных названий

 

Рис. 104. Несколько серий картинок для поиска категориальных названий (окончание)

 

Составление фраз по сюжетной картинке (Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева)

Испытуемому поочередно предлагаются сюжетные картинки, по каждой из которых необходимо составить простое предложение (рис. 105). Картинки подобраны таким образом, что длина, грамматическая и лексическая слож­ность составляемых предложений значительно варьируют. Первые 5 наиболее простых рисунков предусматривают использование конструкции «подлежа­щее — сказуемое — простое дополнение». Образование фраз по следующим 5 картинкам предполагает использование не только простых, но и сложных предлогов, а составление фраз по последним 5 картинкам предусматривает построение предложений с прямым и косвенным дополнением, однородны­ми членами, инфинитивной группой или сложных предложений.

Рис. 105. Примеры сюжетных картинок для составления предложений различной сложности

Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снежную бабу. Кошка лакает молоко.

Мальчик лезет через забор.

Мальчики играют в мяч (в футбол).

Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).

Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).

Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).

Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мужчина и женщина грузят сено на машину. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет.

Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

. ■■ ■■' ■

Эти пробы провоцируют не только грамматические, но и многочислен­ные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового програм­мирования. Все ошибки фиксируются.

 

Сформированность грамматического строя речи (Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина)

Данное исследование включает несколько проб, рассчитанных на работу со школьниками 1-3 и 8-11 классов.

Эти пробы имеют комплексный характер и являются составными частя­ми более полного исследования речевой патологии у детей, однако могут ис­пользоваться и самостоятельно. На успешность их выполнения влияют объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памя­ти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встреча­ются вербальные и реже литеральные парафазии. Ребенок нередко затрудня­ется в поиске слов и испытывает трудности при удержании смысловой про­граммы.

По мнению авторов, нижеприведенные пробы преимущественно отража­ют функциональное состояние передних отделов мозга.

Для детей 1—3 классов.

A. Составление предложений из слов в начальной форме. Инструкция для ребенка: «Я назову слова, а ты попробуй составить из

них предложение».

■ Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, дать, косточка. Петя, купить, шар, мама, красный.

Б. Повторение предложений.

Инструкция для ребенка: «Повторяй за мной как можно точнее».

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

B. Верификация предложении.

Инструкция для ребенка: «Я буду читать предложения, если ты заме­тишь ошибку, постарайся ее исправить».

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Г. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция для ребенка: «Попробуй вставить пропущенное слово».

Лена наливает чай... чашки. Птенец выпал... гнезда. Щенок спрятался... крыльцом. Деревья шумят.... ветра. Пес сидит... конуры.

Д. Завершение предложений.

Инструкция для ребенка: «Закончи предложение».

Игорь промочил ноги, потому что... Сережа замерз, хотя...

Для учащихся 8-11 классов.

A. Составление предложений из слов в начальной форме.

Миша, косить, трава, кролики, для.

Сын, купить, шар, красный, мама.

Солнце, земля, освещаться.

Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.

Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.

Б. Повторение предложений.

■ '■

Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу. После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо гото­виться к экзамену.

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.

B. Верификация предложений.

■ Зима пришла, потому что река замерзла. Мама довольна сыну.

Самолет разбился, хотя мотор был неисправен. Все старики когда-то будут молодыми. Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа.

Г. Добавление предлогов в предложение.

Лодка плывет... озеру.

Чайка летит... водой.

Молодая трава выглядывает... снега.

... конуры сидит пес.

Большая толпа собралась... театром.

Ж. Завершение предложения

Сережа промочил ноги, потому что... Игорь замерз, хотя...

Для дальнейшего сравнения получаемые результаты обрабатываются (пе­реводятся в баллы) следующим образом:

Составление предложений из слов в начальной форме. Оценки грамматического строя речи: 3 — правильное выполнение;

2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения; 1 — негрубые аграмматизмы;

О — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыду­щих пунктов.

Максимальная оценка— 15баллов. Штрафные оценки за смысловые ошибки:

0 — правильное выполнение;

1 — смысловая неполнота;

2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;

3 — невозможность смыслового программирования предложения, смыс­ловая неадекватность.

Повторение предложений. Оценки за грамматическое структурирование: 3 — правильное выполнение;

2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения; 1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы;

О— грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыду­щих пунктов.

Максимальная оценка— 15баллов. Штрафные оценки за смысловые ошибки:

0 — правильное выполнение;

1 — смысловая неполнота;

2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;

3 — грубое искажение смысла, смысловая неадекватность.

Верификация предложений.

Оценки за грамматическое структурирование:

3 — правильное выполнение;

2 — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправ­лении ошибки;

1 — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с граммати­ческими ошибками или упрощением структуры предложения;

О — ошибка не выявлена.

Максимальная оценка — 15 баллов. Штрафные оценки за смысловые ошибки:

0 — отсутствие смысловых ошибок;

1 — смысловая неполнота;

2 — невозможность преодолеть смысловую ошибку, несмотря на ее вы­явление, незначительные смысловые искажения;

3 — игнорирование смысловой ошибки, допущение грубых искажений смысла в ответах.

Добавление предлога в предложение.

Оценки за грамматическое структурирование:

3 — правильное выполнение;

2 — самокоррекция;

1 — коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»);

О — неправильное выполнение даже после помощи или отказ.

Максимальная оценка— 15 баллов.

В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, так как их трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена трудностями грам­матического структурирования.

Завершение предложения.

Оценки за грамматическое структурирование:

15— оба предложения достроены правильно;

10— самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;

5 — правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;

О — неправильное завершение обоих предложений или отказ.

Штрафные оценки за смысловые ошибки:

0 — отсутствие смысловых ошибок;

1 — смысловые ошибки с самокоррекцией или коррекцией после стиму­лирующей помощи;

2 — невозможность достроить смысловую программу одного из предло­жений;

3 — невозможность достроить смысловую программу в обоих предложе­ниях.

ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ

■. ■ Повторение изолированных гласных и согласных звуков

Испытуемому предлагается вслед за экспериментатором повторять спер­ва изолированные гласные звуки, а затем согласные:

а, о, у, и, э, ы, е, ю, ё, я;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.024 с.)