Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтение вслух коротких рассказовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предлагается вслух прочесть короткий рассказ или отрывок, состоящий из нескольких строк четко напечатанного текста. Например: СТАДО Пастух пас стадо. Пастух заснул. Из леса вышел серый волк и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок, он погнался за волком и отбил овечку. ХИТРАЯ ЛИСА (Л. И. Толстой) Бегала лиса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки ее и видели. Обращается внимание на движения глаз больного, прослеживающих строку, а также на то, насколько легко он переходит с одной строки на другую. Особенно важны те случаи, когда, легко читая отдельные слова, больной оказывается не в состоянии читать целый текст, теряя строку и беспорядочно выхватывая отдельные слова (симультанная агнозия и оптическая атаксия). Другим предметом наблюдения является факт игнорирования одной (чаще левой) стороны текста. В этих случаях (левосторонняя гемианопсия) больной начинает читать текст не с начала, а с середины строки, прочитывая лишь ту часть текста, которая обрабатывается правым полем зрения. В другом варианте исполнения чтения больной начинает читать текст относительно правильно, но затем переходит к «угадывающему» чтению и фактически подменяет процесс чтения плохо контролируемыми ассоциациями и побочными связями, которые замешают чтение. Подобные явления встречаются при лобном синдроме. «Молчаливое чтение» Испытуемому предлагается прочитать про себя слово или фразу, написанную на отдельной карточке, и найти соответствующую предметную или сюжетную картинку. Стимульным материалом к этой пробе могут выступить картинки к методикам «Идентификация сюжета по смыслу фраз» и «Называние действий». Разновидность этой пробы — просьба к больному выполнить простые инструкции, также предъявляемые в письменном виде (улыбнуться, закрыть глаза, встать, посмотреть в окно и т. п.). Исследования навыков чтения (3. Матейчик, адаптация Л. И. Вассермана и соавт.) Данная методика предназначена для исследования диссоциации между так называемым «умственным возрастом», или коэффициентом интеллектуального развития, и уровнем владения чтением у детей в возрастном диапазоне 2-6 классов. Ребенку предлагается прочитать 2 текста, каждый из которых содержит более 200 слов. Фиксируется число слов, прочитанных за одну минуту. Секундомер включается после прочтения заголовка. Слова, прочитанные неправильно, вычитаются. После этого по специальной таблице находится «коэффициент техники чтения», соответствующий количеству верно прочитанных слов для соответствующего класса (года обучения). Для каждого текста выводится своя оценка. Фрагмент первого текста: «В нашей деревне текут два ручейка. В них 8 живет много раков. Мальчики ловят их руками 15 под камнями, в дырах между корнями или под 23 берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. 31 Одного рака я получил от моего друга, и он мне 41 очень понравился, был очень вкусный. 46 ... они были красными! И очень вкусными» 227 Понимание прочитанного проверяется отдельно путем пересказа или ответа на стандартный набор вопросов («Сколько ручейков текут в деревне?», «Кто в них живет?», «Где мальчики ловят раков?» и т. д.). Вопросы имеют отношение к фрагменту текста объемом 98 слов. В связи с этим в процессе тестирования ребенок должен прочитать отрезок текста не менее вышеуказанного. Понимание прочитанного считается удовлетворительным, если ребенок дает верные ответы на 7 и более вопросов из 10. Письмо Списывание букв Больному предлагают списывать буквы (а в усложненном варианте — слоги и отдельные слова) письменного и печатного, обычного и стилизованного шрифтов. Для проверки прочности тех следов, которые оставляет предъявленный образец, используется прием «зрительного диктанта» (А. Р. Лурия), при котором буквенный стимул показывают лишь на 3—5 с, после чего больной должен его письменно воспроизвести (см. материал к методике «Узнавание букв»). Данная проба имеет наибольшее значение при изучении оптико-гностических и двигательных расстройств и дает надежные результаты в случаях, где на первый план выступает снижение активности больного и эхопраксичный характер его действий (поражение префронтальных и премоторных отделов коры). При исполнении пробы экспериментатор учитывает, насколько легко испытуемый выполняет задачу, не заменяется ли списывание копированием, при котором несущественные детали стилизованного шрифта воспроизводятся с той же тщательностью, что и существенные элементы (функциональная недостаточность левого височно-затылочного отдела). Обращается внимание на пространственные искажения букв, их зеркальное изображение, неадекватность соотношений входящих в них элементов (поражение теменно-затылочных отделов коры). Если при проведении подобных проб техника написания букв оказывается нарушенной, дальнейшее изучение более сложных форм письма должно принимать специальные формы, например, выкладывания слов из разрезанной азбуки. Списывание слов (М. Г. Храковская) Испытуемому предлагается списать следующие, различающиеся по сложности слова с печатного и письменного шрифта: МАМА ДОРОГА ОКНО ПАРИКМАХЕРСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО .иа.на gap&ru. акма nafum.inajee.p.etuiji afmuuuuLpAijL элжхт/илчяып.'б^ Списывание коротких фраз Испытуемому предлагается списать несколько коротких фраз, исполненных крупными печатными буквами, что упрощает это задание. В качестве образца могут выступить такие фразы, как: ЗОЛОТЯ ГОЛОВА В ЛЕСУ РАСТУТ ГРИБЫ НА СТОЛЕ СТОЯТ ЦВЕТЫ СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА и др. Письмо автоматизированных энграмм — идеографическое письмо Испытуемому предлагается записать ранее хорошо упрочившиеся у него речевые стереотипы — собственные имя и фамилию, родной город, название улицы, где он живет, и т. п. Письмо букв под диктовку Больному диктуются отдельные звуки, которые он должен записывать в виде букв АТЧНИФУДЮЯСВЛКЗМНСРХЦЩЭШ. Это исследование может проводиться в разных вариантах, начиная от диктовки четких фонем и заканчивая недостаточно ясно произносимыми звуками, при которых больной должен перешифровывать услышанный звук сперва в известную фонему, а затем и в графему. Затруднения в подобной перешифровке (больной может выполнять эту задачу сразу или длительно искать нужный звук, включая проговаривание) указывают на дефекты слухового или слухо-артикуляторного анализа и синтеза, связанные с поражением задне-височных или нижне-теменных отделов коры левого полушария. В последнем случае даже написание отдельных букв оказывается затрудненным. Из-за дефектов артикуляций больной не может уточнить подлежащий воплощению в письме звук. Поэтому случаи отказа написать произносимый экспериментатором звук, а также артикуляторные замены («д» вместо «н» или «л», «м» вместо «б») и т. д., являются симптомами, свидетельствующими о нарушении кинестетической основы письма. Особую сложность для таких больных представляет молчаливое письмо. Функциональная недостаточность тех же отделов иногда может приводить к тому, что при диктовке отдельных звуков (например «н»), больной начинает приписывать и сопровождающий ее призвук («эн» или «те» вместо нужной фонемы «т»). Поражения премоторных отделов к дефектам письма отдельных букв под диктовки практически не приводят. Затруднения в нахождении образа нужной графемы, неправильное изображение ее элементов свидетельствуют о нарушениях зрительно-простраствен-ных синтезов, встречающихся при поражениях височно-затылочных или за-тылочно-теменных отделов коры и являющихся симптомами оптической аграфии или дефектов конструктивно-пространственных синтезов (подобные дефекты будут иметь место как при списывании, так и при диктовке). В пробах на письмо букв под диктовку экспериментатор должен исключать зрительный образ произносимого звука. Письмо под диктовку слогов и слов Больному диктуются простые открытые и закрытые слоги («па», «ба», «от», «ан», «ра», «эр», «дил»), а также слоги со стечением согласных («кто», «пра», «сти», «чест», «стра») с предложением их записать. В этом случае для выполнения задания с бессмысленными звукосочетаниями необходим чисто слуховой или слухо-артикуляторный анализ. Вторая половина пробы предусматривает диктовку и запись простых и фонетически сложных слов типа «кот», «мак», «ночь», «стена», «ремонт», «портной», «мужество», «Псков», «кораблекрушение», а также сложных и малознакомых слов типа «астролябия», «экзофтальм» (последний вариант письма может рассматриваться и как самостоятельная проба). Здесь больным при выполнении задания могут привлекаться и следы зрительного образа слова в форме энграмм, сохранившихся в результате индивидуального прошлого опыта. Для предотвращения ошибок, вызванных уже зарегистрированными специфическими нарушениями письма, но для оценки сохранности выделения звуков из сложных акустических комплексов, а также для учета их порядка, можно использовать прием складывания слогов и слов из разрезанной азбуки или кубиков. Основная цель этой вспомогательной пробы — сравнение трудностей при исполнении письма как такового со сложением слов из уже готовых графических элементов. Учету подлежат пропуски и замены букв, изменения в последовательности букв, повторение отдельных букв и слогов, наличие лишних штрихов, часто появляющихся при написании таких букв, как «и», «ш», «п» и «т». При поражении левой височной области, сопровождающимся нарушением фонематического слуха, списывание как копирование достаточно сохранно, но такие больные не в состоянии написать продиктованные слоги, особенно имеющие сложное акустическое строение (страдает слухо-речевая память). Еще хуже осуществляется письменное исполнение слов, среди которых могут относительно успешно воспроизводиться лишь привычные, ранее хорошо упроченные слова, имеющие под собой ранее часто повторяемые двигательные стереотипы. Но и здесь часто наблюдается лишь воспроизведение их фрагментов. Из-за слабости фонематического анализа возникают пропуск букв, их перестановки, смешение букв, за которыми скрываются сходные акустические образы. При поражении лобных отделов мозга на фоне инактивности и истощаемое™, больной, начиная писать нужное слово, либо прерывает его, либо переходит ко все более уменьшающимся буквам, так что конец слова становится неразборчивым. Потеря намерения приводит к замещению нужных письменных действий персеверациями. Письмо фраз под диктовку Испытуемому последовательно надиктовываются сперва простые, а потом более сложные и длинные фразы, которые необходимо записать, например: «Я еду на дачу», «Завтра будет хорошая погода», «Войсками командовал выдающийся полководец», «Машина, шурша шинами, выехала из-за поворота». Данная проба предусматривает акцент на перешифровке устной речи на письменную при дополнительных трудностях, возникающих в связи с техникой написания. Самым слабым звеном оказывается способность больного удерживать следы продиктованного, то есть оперативно и в нужной последовательности воспроизводить их в письменной речи. Подобные дефекты возникают как при поражениях средне- и нижневисочных височных отделов — на первый план выступают мнестические дефекты, сопровождаемые парафазиями и контаминациями, так и при лобных и лобно-височных поражениях— в данном случае затруднения вызывают серийная организация ряда и известная инертность всей психической деятельности: больной не в состоянии удержать нужный порядок слов в предложении, появляются элементы персевераций и спонтанности, проецируемые на письмо. На фоне неспецифического лобного синдрома возникают письменные повторения одной, раз продиктованной фразы. Поражения верхне-задних участков левой височной области делают написание фраз совершенно недоступным. При попытке выполнить задачу встречаются лишь отдельные фрагменты сохранных слов или вербальные парафазии. Самостоятельное письмо Испытуемому предлагается написать несколько (обычно 2-3) фраз на заданную тему (квартира, семья, работа и т. п.), либо сделать то же, опираясь на сюжет, изображенный на предложенной картинке. ЦИФРОВОЙ ГНОЗИС И СЧЕТ Идентификация простых чисел Данная проба начинает серию исследований навыков счета. Испытуемому предлагается прочитать простые однозначные числа, которые показываются ему на заранее подготовленных карточках. Если речевые процессы больного нарушены, то числа могут надиктовываться или показываться на пальцах (спичках), после чего соответствующее число (цифра) должно быть записано. Если в силу каких-либо обстоятельств задание оказывается невыполнимым, то больному диктуется или дается в написанном виде натуральный ряд чисел (1, 2, 3, 4...), который также необходимо написать или прочесть. Экспериментатор обращает внимание на специфику трудностей: возникают ли они при понимании вербального обозначения числа, при написании цифры или в зрительном ее узнавании. Трудности при выполнении этой пробы могут возникать в основном в двух случаях. При затылочных поражениях (на фоне оптической алексии) больной не может ни прочесть, ни написать предложенное число, но способен показать его на пальцах или назвать количество предложенных ему пальцев. При задневисочных поражениях (при сенсорной афазии) больной не в состоянии понять произнесенного слова (цифры), но легко узнает его в написанном виде и тогда может оперировать им. Узнавание арабских и римских цифр Испытуемому на специально приготовленных карточках предлагаются простые цифры — арабские и римские, выполненные разными шрифтами (рис. 119). Идентификация римских цифр может стать самостоятельной пробой, в которой помимо цифр первого десятка, могут быть предложены и большие: XXI, XIX, XVI, XIV, XLVI, CDXLI, MCMIX и др. Очевидно, что опознание римских цифр должно быть предварительно подтверждено знанием законов их структурной организации. Умение справляться с подобными пробами (при умении копировать цифры как рисунки) служит индикатором сохранности теменно-затылочных зон левого полушария, но если Помимо узнавания нарушается и срисовывание знаков, то можно предполагать и вовлеченность затылочных участков коры. Рис. 119. Цифры разных начертаний '■ -
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.011 с.) |