Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник Безингер для детей (адаптация И. А. Вартанян)

Поиск

Первая серия утверждений

1. Я решаю, как поступить при покупке игры.

2. Я точно знаю, что делать.

3. Я люблю инструменты и железные игрушки.

4. Я люблю командовать.

5. Я хочу, чтобы меня хвалили.

6. Мне нравятся числа, игры с числами.

7. Мне нравится спорить,

8. Я принимаю решения самостоятельно.

9. Я хорошо конструирую механизмы, машины.

10. Мне нравится, когда мои родители и воспитатели хорошо работают.

11. Мои друзья и знакомые видят, что я могу быть начальником.

12. Я всегда придумываю, что делать, если меня ругают взрослые.

13. Я умею распоряжаться в играх с другими.

14. Мне нравится все делать своими руками.

15. Я люблю думать, а не кричать и плакать.

Вторая серия утверждений

1.Мне нравится, когда день проходит по распорядку, по расписанию.

2. Я люблю наводить порядок в играх, на своем столе.

3. Я люблю, когда мне говорят четко, что надо делать.

4. Я считаю, что правила надо соблюдать дома, в гостях, в детском саду, в школе.

5. Я сначала разбираюсь в том, как собрать конструктор, а потом делаю.

6. Я люблю, когда мне читают инструкцию, как собрать конструктор или игру.

"7 П

7. Я запоминаю или записываю, что надо делать.

8. Я всегда кладу вещи на место.

9. Я не люблю, когда люди кричат, ругаются или плачут.

10. Я всегда выполняю то, что обещал.

11. Я хорошо выполняю задания.

12. Я выполняю задания последовательно.

13. Я учитываю все мелочи при выполнении задания.

14. Мне нравится, когда дома все в порядке.

15. Я подметаю и убираю комнату тщательно.

Третья серия утверждений

1. Когда я разговариваю, я размахиваю руками.

2. Я делаю несколько дел сразу, потому что мне это нравится.

3. Я часто придумываю что-либо новое.

4. Когда я начинаю что-либо делать, то не всегда знаю как, что делаю.

5. Самые интересные дела я придумываю случайно.

6. Я очень активен.

7. Я люблю выполнять какую-либо роль— как в театре или в кино артисты.

8. Когда я рассказываю, то представляю все, что говорю, зрительно.

9. Я люблю все новое.

10. Я не кладу свои вещи на их место, а бросаю, где придется.

11. Я рассматриваю картинки целиком и не обращаю внимания на детали.

12. Я быстро соображаю, как поставить вещи, чтобы уместить их компактно.

13. Я люблю шутить.

14. Я люблю компьютерные игры.

15. Я не люблю делать одно и то же.

Четвертая серия утверждений.

1. Яне люблю ссориться.

2. Я прикасаюсь к человеку.

3. Я люблю петь, танцевать, слушать музыку.

4. Я хочу быть лучше, чем сейчас.

5. Мне важно чувствовать, а не думать.

6. Я люблю свою семью.

7. Когда я разговариваю, то смотрю, как реагируют окружающие.

8. Я и без разговора понимаю, что обо мне думают.

9. Я не люблю споры.

10. Я умею «заводить» друзей и взрослых.

11. Я люблю быть довольным собой.

12. Для меня похвала важнее конфеты.

13. Мне нравится касаться собеседника (в школе, в саду, дома, в гостях).

14. Я хорошо понимаю выражения лица и жестов.

15. Я могу заплакать от грусти, обиды и просто так.

После того как даны ответы на все вопросы, по полученным количе­ственным характеристикам каждого из стилей мышления строится гисто­грамма (рис. 165), подвергающаяся в дальнейшем интерпретации.

Рис. 165. Возможные варианты получаемых гистограмм

Задняя левая часть мозга, по мнению Безингер, специализируется на привычном и шаблонном, соответствующем установившейся практике и опи­саниям, здесь хранятся уже сформулированные определения.

Задняя правая часть мозга обеспечивает эмоциональный тон, отражает и устанавливает гармонию, в том числе гармоничные отношения между людьми.

Передняя левая часть мозга связана со структурным анализом, обеспе­чивает приоритеты в логическом мышлении и в математике.

Передняя правая часть мозга связана с внутренними образами, метафо­рическим мышлением, воображением и экспрессивностью.

Существуют развернутые описания психических свойств и качеств, ти­пичных для того или иного профиля гистограмм, и даже рекомендации по выбору профессий, основанные на соотношений описанных 4 векторов.

Как и всякий опросник, данная методика требует серьезной перепровер­ки на валидность.

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Бимануальный ритмический тест

Данная проба направлена на оценку эффективности межполушарного взаимодействия.

Испытуемому предлагается одновременно выстукивать правой и левой ру­ками разные ритмы (меняются темп и «привязка» ритма к рукам). Например:

 

и др.

Корректное исполнение данной пробы связано с сохранностью лобных долей больших полушарий и комиссур мозга, в частности, мозолистого тела.

Координационные пробы (Ю. В. Малова)

Испытуемому предлагается исполнить:

1) круговые движения правой и левой руками, по часовой стрелке и против;

2) синхронное рисование разных фигур (треугольника и круга) одновре­менно двумя руками;

3) совмещение разных движений (плавных одной рукой в области живо­та и похлопывания в области головы) со сменой рук.

Корректное исполнение данной пробы связано с сохранностью лобных долей больших полушарий и комиссур мозга, в частности, мозолистого тела.

Тест на фингершозию

Экспериментатор, сидя напротив испытуемого, демонстрирует ему один из поднятых пальцев, а испытуемый должен быстро и правильно показать его на себе (на одноименной руке). Затем демонстрируется другой палец на другой руке и таким образом проба повторяется несколько раз (руки меняются в произвольном порядке). Она может усложняться, если экспериментатор предъявляет пальцы на перекрещенных руках. Испытуемые с ослабленным межполушарным взаимодействием будут допускать многочисленные ошибки.

Ориентировка во времени

Данная проба направлена на исследование способности испытуемого корректно отслеживать собственную позицию во временной системе коорди­нат. В большинстве случаев подобная ориентировка регистрируется двумя методами.

1. Словесная оценка, которая предусматривает ряд вопросов:

• Какое сегодня число? (месяц, год).

• Какой день недели?

• Сколько сейчас времени? (не глядя на часы).

• Сколько длилось обследование?

2. Отмеривание или сравнение интервалов различной модальности (обыч­но — «индивидуальной минуты»). Существуют и модификации данного вари­анта пробы — равноделение и удвоение интервалов (испытуемый воспроиз­водит длительность в 2 раза короче или длиннее заданной).

Исследования больных с очаговыми поражениями головного мозга пока­зали, что нарушения ориентировки во временной последовательности харак­терны для поражений теменной области. При поражениях лобных долей страда­ет способность планировать собственные действия во времени (кроме того, при поражении лобных долей и некоторых подкорковых структур характерна общая дезориентация, в том числе и во времени (присоединяются расстрой­ства сознания)); при поражениях сосцевидных тел страдает восприятие интер­валов времени; нарушения со стороны гиппокампа приводят к дефектам запус­ка механизма отсчета времени, который позволяет организму осуществлять адекватные временному интервалу эфферентные реакции (В. А. Москвин).

Ориентировка в сезонах года

Данная проба является вспомогательной, позволяя оценить общую спо­собность испытуемого ориентироваться в последовательности протекания времени в смене сезонных годовых циклов и в типичных признаках измене­ний в природе, сопровождающих эти циклы.

Испытуемому демонстрируются изображения различных времен года с просьбой их назвать и разложить в их естественной последовательности.

В качестве стимульного материала могут использоваться репродукции поло­тен известных авторов (рис. 166) либо (для детей) стилизованные картинки, на которых помимо явных признаков сезона (сугробы снега, опавшая лист­ва и т. п.) могут фигурировать ситуативные сюжеты, подчеркивающие вре­менную принадлежность изображения (купание в реке, катание на лыжах, сбор грибов и т. п.).

Рис. 166. Образцы репродукций живописных полотен для оценки ориентации в сезонах

года (в оригинале цветные)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.007 с.)