Идентификация разрядных чисел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификация разрядных чисел



Основной задачей нижеописанных проб является выяснение того, насколь­ко сохранным у испытуемого остается разрядное строение числа, опирающееся

на известную систему пространственных координат, в значительной степени определяющую десятичную систему вычислений.

Для этого вначале предлагаются числа, состоящие из двух, трех, четырех цифр (14, 27, 34, 158, 396, 4339 и т. д.), которые необходимо или написать, после того как они надиктовываются, либо прочитать, если они предлагают­ся на карточках. Особое внимание уделяется узнаванию чисел, в которых словесное обозначение не совпадает с их написанием (14, 17, 19 и т. п., то есть таких, которые при произнесении в русском языке начинаются с еди­ниц), а также многозначных чисел, у которых некоторые разряды имеют нулевое значение, не обозначаемое в речи (например, 109023 — сто девять тысяч двадцать три и т. п.). При нарушениях в опознании разрядов подобные числа могут записываться с перестановкой цифр («семнадцать» как 71, «сто четыре» как 100 и 4, «тысяча двадцать три» как 1000 и 23 и т. д.).

Чтение чисел с нулями. Предлагается прочитать несколько чисел, вклю­чающих схожие цифры, перемешанные с нулями: 150; 105; 1500; 50100; 102000.

Идентификация симметричных чисел. К числу специфических разновид­ностей предыдущей пробы, ориентированной на понимание пространствен­ной ориентации, обеспечивающей полноценное представление о структуре числа, является предложение испытуемому написать или прочесть числа, изображаемые симметрично (17 и 71, 69 и 96, 201 и 102 и т. п.). Особенно эффективно использование в данной пробе не арабских, а римских цифр (IV и VI, IX и XI и др.).

Сравнение чисел. Задачей данной пробы является возможность установ­ления различий в числовых значениях многозначных чисел, что предполага­ет способность испытуемого дифференцировать непосредственные значения отдельных цифр от их разрядной позиции. Этот эксперимент состоит из двух частей.

В первой части испытуемому предлагается сказать, какое из двух на­званных или написанных чисел больше (10 и 150; 14 и 68, 23 и 56; 66 и 99; 123 и 489), при этом очевидного конфликта между восприятием меньших и больших числовых значений не предусматривается.

Во второй части для сравнения предлагаются пары, где подобный кон­фликт заложен в разрядности числа и внешней «величине» входящих в него цифр (189 и 201; 501 и 105; 1967 и 3002; 2051 и 2501 и т. п.).

Идентификация чисел с необычной расстановкой цифр. Данная проба так­же является разновидностью исследования разрядного строения многознач­ных чисел и может рассматриваться как сенсибилизированный его вариант. Испытуемому говорят, что сейчас ему в письменной форме будут предложе­ны цифры с необычной расстановкой, например, вертикальной или горизон­тальной или требующей прочтения справа налево. Эти числа необходимо кор­ректно прочитать либо указать на них, какая цифра в числе выражает десят­ки, тысячи, единицы или сотни.

Трудности, провоцируемые перечисленными пробами, наиболее типич­ны для поражения нижнетеменных и теменно-затылочных участков мозговой

коры преимущественно левого полушария. Больной не дифференцирует пра­вую и левую стороны разрядного числа, не может отличить симметричных чисел, появляются ошибки при сравнении чисел, имеющих и не имеющих сконцентрированные цифры большего и меньшего значения. Необычная рас­становка цифр делает прочтение числа вообще невозможной.

Нарушение сложной системы числовых понятий может встречаться и при поражениях лобных долей, но в этих случаях на фоне аспонтанности и инак-тивности оно будет выражаться в эхопраксичном написании и прочтении тех чисел, словесное выражение которых не совпадает с их разрядным строени­ем (1023 как 100023).

Элементарный счет

Данная проба позволяет выявить самые грубые дефекты счетных опера­ций при наиболее выраженных формах распада понятия числа, источником которых в том числе могут быть и афазические расстройства. Испытуемому предлагается устно или письменно произвести сложение и вычитание в пре­делах первого десятка-двух:

3 + 5, 9 - 6, 4 + 4, 8-3, 7 + 8, 12-4.

Эта проба позволяет произвести первичную ориентацию в способности выполнять собственно калькуляционные функции, которые могут страдать, в том числе, и при общем понижении мозговой активности. Первичное нару­шение счетных операций (особенно в связи с переходом через десятки) свя­зано с левополушарным теменным синдромом (поражение угловой извилины). Но счетные расстройства могут встречаться и как следствие акустико-мнес-тических расстройств при соответствующей форме афазии, а также при на­рушениях внутренней речи и ее дезавтоматизации при поражениях премо-торных отделов речевой зоны.

Автоматизированный счет

Для его исследования больному предлагается выполнить несколько опе­раций умножения или деления, не выходящих из границ хорошо упроченных навыков, выработанных при работе с привычной таблицей умножения. Зада­ния могут выполняться как устно, так и письменно:

3x4, 9x7, 4x6, 8x9, 6x9, 9x8.

К ошибкам в автоматизированном счете (при правильном переходе че­рез десятки) приводит правополушарная патология со стороны зоны ТРО (сты­ка теменных, затылочных и височных долей).

Серийный счет

Испытуемому предлагается производить многократное отсчитывание (обычно вычитание) какого-то конкретного числа, начиная от заданного,

например, 7 от 100 или 13 от 105 (для детей— Зот 30). Будучи чувствительной к лобным поражениям (лобному синдрому), эта проба, требующая операций с уже полученным результатом, предъявляет особенно высокие требования к подвижности нервных процессов. Больной может правильно начать необходи­мые операции, но скоро выпускает отдельные звенья, либо заменяет подлин­ный счет персевераторным повторением результата (100—93-83-73...).

По мнению Н. К. Корсаковой и Л. И. Московичуте, расстройства се­рийного счета можно рассматривать как индикатор правополушарной патоло­гии {зоны ТРО) при медиальном расположении патологического процесса.

Проба может использоваться и для оценки темпа интеллектуальной ра­ботоспособности. Увеличение количества операций сложения или вычитания за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации ин­теллектуального навыка и об отсутствии истощаемости внимания. Сокраще­ние количества заданий, увеличение пауз между ними говорят о неустойчи­вости внимания и его колебаниях.

-Сложный счет в уме

Это центральная проба на исследование счета, которая предполагает выполнение более сложных вычислительных операций, то есть сложения и вычитания разрядных чисел с переходами через десяток (27 + 8; 31-7; 32-15, 41 — 14, 57 + 28, 83-47, 27+ 64 и т.д.). Эти операции выполняются в уме, после чего испытуемый сообщает их результат. Для анализа логики расче­тов может быть предложено устное проговаривание составных частей вы­числений.

Если больной с заданием такого уровня сложности не справляется, для облегчения пробы устный счет может быть заменен на письменный — сперва «в строчку» (промежуточные результаты приходится удерживать в оператив­ной памяти), а если и этот вариант недоступен, то «столбиком».

Во время выполнения пробы экспериментатор отслеживает, сохраняет ли больной разрядное строение числа, не упрощает ли операции, не пропускает ли их отдельные звенья, до какой степени использует письменные «опоры».

Усложненный вариант исследования сохранности разрядного строения письма включает предложение испытуемому выполнить счетные операции, либо когда в предлагаемых примерах уменьшаемое располагается под вычитаемым, либо когда сами числа задаются в виде вертикально расположенных групп.

Вторичные нарушения в исполнении данной пробы могут встречаться при левовисочных поражениях (на фоне сенсорной афазии), причем их осо­бенностью будет являться то, что больные будут демонстрировать затрудне­ния счета в основном при устных вычислениях или при счете в уме с опорой на речевые процессы. Аналогичные по трудности письменные задания (на бумаге) будут выполняться успешнее. При более грубых поражениях начнет серьезно нарушаться и письменный счет, особенно сопряженный с перехо­дом через десяток и заданный не «столбиком», а «в строчку».

 

При поражениях нижних премоторных отделов также грубо страдает счет «в уме», и такие больные на фоне моторной афазии приобретают тенден­цию переходить к упрощенным формам счета, например отсчету по едини­цам, при том, что разрядное строение числа продолжает оставаться у них сохранным.

При поражениях лобных долей элементарные счетные операции могут оставаться сохранными (за исключением наиболее грубых вариантов лобного синдрома).

> Ц ■ ■ ■ ■ ■ ■ ' ■■ \ ■

Выполнение тройного счета

Другим вариантом исполнения счета является такой, при котором испы­туемому предлагаются примеры, состоящие из нескольких звеньев (12 + 9 — 6 или 32-4 + 9 и т. п.). В принципе, многократные счетные шаги могут услож­няться и добавлением большего числа калькуляций. Наиболее серьезный отпечаток на подобные операции накладывает слабость мнестических про­цессов, приводящая к выполнению лишь первой части примера и персевера-торному повторению последней цифры.

Данная проба может рассматриваться как сенсибилизированный вари­ант сложного счета. При этом ее ценность возрастает при подозрении на лобные поражения, при которых отдельные счетные операции или их фраг­менты могут выполняться успешно, но из-за всплытия побочных связей ут­рачивается обусловленность конечной целью и счетное задание оказывается невыполненным.

Письменный счет

Испытуемому предлагаются более сложные арифметические примеры, решение которых необходимо произвести письменно, то есть с использова­нием знаний и навыков вычислений «в столбик»:

49 + 36, 227 + 369, 669-185, 931-486, 131x14, 576:24.

Забывание последовательности вертикального способа вычислений при сохранности гностического компонента характерно для поражения угловой извилины и прилегающих участков левого полушария.

Простановка знака и числа

Данная проба предназначена для изучения степени осознанности счет­ных операций, то есть исключает автоматизированный характер исполнения. Для этого испытуемому предлагаются примеры с готовым решением и пропу­щенным знаком (например, 10... 2= 8; 10... 2= 5; 10... 2= 12; 10... 2= 20 и т. п.) либо пропущенным числом (12—... = 8; 12+... = 16). Испытуемый этот знак или число должен проставить.

Счет (Э. Крепелин)

Первоначально методика использовалась для исследования работоспо­собности и утомляемости, колебаний внимания, но она может применяться и для оценки собственно калькуляционных функций. В наиболее известной модификации Р. Шульте испытуемый под контролем времени производит сложение в столбцах, состоящих из двух цифр. При получении в сумме дву­значного числа записываются только единицы, а десятки отбрасываются, что требует от испытуемого быстрой ориентации в разрядном строении числа.

Если подобная форма записи вызывает трудности, то она может быть заменена на традиционную (число записывается полностью). Для проведе­ния подобной пробы необходим специальный бланк.

Проба может проводиться в двух вариантах. В первом случае каждые 30 с или каждую минуту экспериментатор делает отметки в тех местах, где в этот момент остановился испытуемый, а затем подчитывается количество произ­веденных сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно полу­чить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости и расстройств внимания (В. М. Блейхер, И. В. Крук).

 

Во втором случае испытуемого предупреждают, что он должен быстро решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп» (через 15 с после начала). После этого сразу надо переходить к решению заданий следующей строки, и так далее до конца бланка, имеющего 8 строк примеров (при необходимости можно продолжить исследование на втором бланке). По полученным результатам также строятся графики работоспособ­ности и количества ошибок (С. Я. Рубинштейн).

Существует модификация пробы, в которой нечетные пары строк не складываются, а вычитаются. Тогда в качестве анализируемого показателя дополнительно выступает и разница темпов сложения чисел и их вычитания, а также легкость перехода от одной счетной операции к другой.

Следует иметь в виду, что на исполнение данной пробы могут оказывать влияние счетные навыки, вырабатываемые в некоторых видах профессио­нальной деятельности.

■■ ■

■;- !

Счет с учетом приоритета операций

Испытуемому для устного или письменного решения предлагаются не­сложные арифметические примеры, в которых необходим учет приоритетности операций. Такие примеры могут иметь или не иметь скобки, а также включать скобки различных уровней (круглые, квадратные, фигурные). Например:

Хаотичное по последовательности исполнение действий в подобных при­мерах при отсутствии критики к получаемым результатам либо упорные по­пытки произведения счетных операций слева направо без учета правил будут свидетельствовать о недостаточности лобной коры, а попытки решить приме­ры, избирательно выполняя действия справа налево, вероятнее всего, укажут на дефектную работу теменно-затылочных участков мозга, отвечающих за реализацию пространственного и квазипространственного факторов (послед­ний симптом может быть и признаком нарушения межполу тарного взаимо­действия). Автоматизированные компоненты счета при этом оказываются сохранными или страдают незначительно.

Нарушения решений сложных по конструкции арифметических приме­ров могут возникать и при левовисочных очагах поражения, являясь состав­ным симптомом нарушения рецептивной речи.

Решение задач

Испытуемому предлагается несколько арифметических задач, доступных по интеллекту и возрасту (для детей). Например:

В одной корзине было 9 яблок, а в другой — в 4 раза больше. Сколько яблок во второй корзине?

На одной полке стоит 6 книг, а на другой на 5 книг больше. Сколько всего книг на полках?

В двух вагонах перевозили 32 тонны груза. В одном на 8 тонн больше. Сколько груза было в каждом вагоне?

При оценке результатов исследования необходимо оценить избиратель­ность нарушений счета: обусловлены ли они собственно акалькулией или речевыми расстройствами, в частности, неудержанием речевого ряда и от­чуждением смысла слов.

Для более сложных форм обследования возможно использование задач, которые подбираются по принципу последовательного усложнения как алго­ритма решения, так и речевой формы и смысла (Л. С. Цветкова).

1-я группа. Простые задачи типа:

В коробке было 19 конфет. Часть конфет съели. Осталось 11 конфет. Сколь­ко конфет съели?

Я группа.

A. Простые составные задачи типа:

Один пешеход прошел 5 км, а другой на Зкм больше (меньше). Сколько километров прошли оба пешехода вместе?

Простые задачи могут быть решены одной арифметической операцией, условие этой задачи и ее вопрос однозначно определяют алгоритм решения. Данная группа задач не требует сложной ориентировки в условиях. Психоло­гически решение таких задач следует рассматривать не как мыслительный процесс, а лишь как актуализацию упроченных в прошлом опыте ассоциа­ций. Вместе с тем, лобные больные при решении даже таких задач уже на­чинают допускать ошибки.

Б. Сложные составные задачи типа:

Сыну 5 лет. Отец старше сына на 30 лет. Мать моложе отца на 10 лет. Сколько им всем вместе?

.

B. Сложные составные задачи с инвертированным ходом решения типа:

Деду 50 лет. Через 10 лет внук будет в 5 раз моложе деда. Сколько лет внуку сейчас?

Данный тип задач отличается сложной логической и психологической структурой, а также более сложными математическими взаимоотношениями элементов задачи. Здесь порядок арифметических действий не согласован с порядком предъявления данных.

Я группа.

А. Задачи, в которых требуется составление и сличение двух уровней и выделение вспомогательных операций типа:

276

Одна ручка и один букварь стоят 37 копеек, а две ручки и один букварь — 49 копеек. Сколько стоит одна ручка и один букварь?

Особенностью этих задач является то, что их невозможно решить одним непосредственно возникающим шаблонным действием. Для правильного ре­шения подобных задач необходимо усмотрение и выделение промежуточного звена, что возможно лишь на основе понимания сути задачи, ее смысла и логики построения и взаимодействия данных.

Б. Конфликтные задачи типа:

От дерева высотой 18м падает тень на 54 м длиннее дерева. Во сколько раз тень длиннее дерева?

В этих задачах решение состоит из определенного числа последователь­ных операций, каждая из которых взаимосвязана со всей системой вычисле­ний. Сложные составные задачи, помимо сказанного, требуют выполнения еще ряда промежуточных операций, которые непосредственно не сформули­рованы в задаче, но включены в ее смысл.

4-я группа. Типовые задачи на части:

В двух коробках 42 конфеты. В одной из них в 2 раза больше, чем в дру­гой. Сколько конфет в каждой коробке?

Решение задач этой группы требует удержания не простых данных, а данных в их взаимосвязи. Решение предполагает выполнение ряда операций, использующих эту систему взаимосвязанных данных, которые не приводят к окончательному ответу, а являются лишь вспомогательными (опосредующи­ми) операциями. Все данные в такой задаче — неизвестные величины, и они могут быть найдены лишь при сопоставлении данных и создания из них системы, в которой каждое данное находится в зависимости от другого и от системы в целом.

У больных с поражениями теменно-затылочных отделов мозга дефекты понимания задач идут, как правило, в синдроме семантической афазии и в основе трудностей лежат дефекты понимания значений логико-грамматиче­ских конструкций текста. Простой текст задачи понимается с первого предъяв­ления и схема решения составляется сразу. При повторном прочтении усло­вий задачи наблюдается осознанный самоконтроль. Непосредственному по­ниманию доступен лишь общий смысл задачи, который служит основой, базой для развернутого процесса понимания конкретного содержания задачи. Понимание предшествует решению.

У больных с поражением лобных систем мозга при повторении задачи отмечается тенденция к упрощению ее условий, а иногда и к полному его искажению, пропускается вопрос, возникают персеверации с вопросом преды­дущей задачи, появляются бессмысленные вопросы (для задач 2-4-й группы). Арифметические операции носят бессмысленный, вырванный из контекста характер. Понимание и активная деятельность замещаются в одних случаях

стереотипами и шаблонами, в других— импульсивными действиями, вызы­ваемыми непосредственными впечатлениями. Конечный вопрос замешается одним из условий (особенно при поражениях задне-лобных отделов мозга).

У здоровых испытуемых при знакомстве с задачей также может встре­чаться неспособность решить задачу при правильном ее прочтении. Этот фе­номен встречается лишь при решении сложных задач, но здоровые люди правильно понимают задачу, улавливают ее содержание и смысл, хотя и не могут найти нужную тактику решения.

ПАМЯТЬ

:■:.'■Воспроизведение событии

Исследование памяти может начинаться с самой простой пробы, при которой испытуемому предлагается вспомнить, какие события и в какой последовательности произошли на протяжении текущего дня, чем испытуе­мый занимался перед приходом на эксперимент. Если обследование проис­ходит утром, то просьба касается дня прошедшего. После воспоминаний о ближайших событиях можно переходить к воспроизведению следов более далекого прошлого, отнесенных от текущего дня на месяцы и годы.

Данная проба, не ориентированная на количественные параметры запо­минания, позволяет получить ценный материал об общем состоянии мнести-ческих процессов; характере волевых усилий, осуществляемых испытуемым; ассоциативных процессах, реализуемых при той или иной стратегии поиска необходимых следов; о соотношении информации, поступившей на хранение в кратковременную и долговременную память. Последнее обстоятельство ока­зывается особенно важным при подозрении на поражение или функциональ­ную недостаточность некоторых участков лимбической системы и, в частности, гиппокампа, ответственного за перевод следов кратковременной памяти в дол­говременную, а также ослабление его связей с другими отделами мозга.

Следует иметь в виду, что определенный отпечаток на характеристики памяти могут наложить и лобные расстройства, связанные с ослаблением произвольного волевого компонента вспомнить желаемое.

Запоминание зрительных образов

Данный методический прием включает в себя несколько вариантов про­ведения эксперимента, общим для которых является экспозиция перед ис­пытуемым на 5-10 с нескольких комплектов изображений, различающихся по сложности восприятия. К числу таких изображений традиционно относят­ся геометрические фигуры (как, например, в тесте зрительной ретенции А. Бентона), или реалистические изображения (см. рисунки к методикам на узнавание предметов или на нахождение категориальных названий, карточки которых предъявляются случайно сгруппированными по 6 или по 9), или контурные фигуры, не имеющие словесного эквивалента (см. материал к пробе «Узнавание полувербализуемых графических изображений»). Последние особенно трудны для запоминания, поскольку для них блокируется возмож­ность использования мнемотехники.

Далее течение эксперимента и предшествующей ему инструкции может варьироваться. В одном случае фигуры после экспонирования убираются или

закрываются, и перед испытуемым выкладывается другой, больший по со­ставу комплект. В нем необходимо найти фигуры из первого комплекта. Та­кая процедура повторяется несколько раз.

В другом случае от испытуемого требуется нарисовать запомненные фигуры, причем качество рисунков в расчет не принимается, а предметом оценки является сам факт воспроизведения изображений.

В третьем случае опоры на повторно предъявляемые образы не предус­матривается и испытуемый по прошествии 2-3 минут должен вербально вос­произвести запомненные образы.

В одной из версий данной пробы дается образец (4 абстрактных рисунка; рис. 125), который испытуемый должен скопировать на нелинованную бумагу.

Рис. 125. Абстрактные фигуры для копирования по памяти

Затем образец убирается, а испытуемого просят вновь воспроизвести рисунки на чистом листе нелинованной бумаги по памяти. Процедуру повто­ряют трижды. Затем внимание испытуемого отвлекают (например, просят произвести ряд устных расчетов) и исследуют отсроченное воспроизведение тех же рисунков. В норме после третьего предъявления испытуемый должен по памяти правильно воспроизвести все рисунки, а после отвлечения внима­ния он может ошибиться не более чем в одном рисунке. Неправильно вос­произведенные рисунки не засчитываются.

В ряде случаев дефекты зрительной памяти являются одним из ранних симптомов поражения затылочных зон мозга, к которому позднее присоеди­няются другие признаки зрительной агнозии.

Проба «Тройки»

- Испытуемому предлагается повторить слова: «холод — рама — книга». Они

должны предъявляться только 1 раз, максимально разборчиво, со скоростью примерно одно слово в секунду. Результаты повторения фиксируются.

Аналогично предъявляется вторая тройка слов: «гость — риск — дождь». Фиксируется повторение второй тройки. Затем предлагается вспомнить сло­ва, которые были предложены для запоминания в первый раз. Ответ фикси­руется. Повторно спрашивается: «А во второй раз?» — и ответ вновь фикси­руется. Затем тройки слов аналогичным образом предъявляются второй и при

 

необходимости третий раз. При втором и третьем предъявлении дается спе­циальная команда запомнить слова («А теперь повторите и запомните»). Аналогично первому предъявлению фиксируют непосредственное повторение и припоминание для каждой из троек. После третьего предъявления в норме должны быть запомнены все слова. Затем внимание испытуемого отвлекает­ся, например, можно попросить его последовательно вычитать из 20 по 3.

После выполнения отвлекающего задания пациента вновь просят при­помнить слова, которые заучивались ранее. В норме после третьего предъяв­ления пациент должен запомнить все 6 слов, а после отвлечения внимания может быть забыто не более одного слова. Если слово воспроизводится иска­женно, его не засчитывают. В пожилом возрасте выполнение этого теста может несколько ухудшаться.

Опосредованное запоминание (А. Н. Аеонтьев)

Данная методика направлена на оценку ассоциативной и логической памяти, а также мышления. Способность к опосредованному запоминанию отражает характер развития высших форм памяти, что является одним из основных критериев интеллектуальной деятельности, приобретающей особое значение для ребенка 5-6 лет, так как позволяет судить о его готовности к усвоению школьной программы.

Начальный этап данного опыта может проводиться в трех вариантах.

1. Испытуемому одновременно предъявляется ряд слов (12-15), и такой же ряд картинок, причем каждому слову строго соответствует одна картинка, по которой он должен его запомнить. Рисунки подбираются таким образом, чтобы они не были прямой иллюстрацией к запоминаемым словам, а лишь находились с ними в каких-то ассоциативных связях— близких (например, слово «дождь», картинка «зонтик») или достаточно сложных (слово «лето», картинка «калоши»).

2. Перед испытуемым раскладывается 15-20 картинок (больше, чем чис­ло запоминаемых слов), из которых он каждый раз должен выбирать одну, более всего пригодную для запоминания предъявляемого слова. Испытуемого каждый раз спрашивают, с помощью какой смысловой связи он запоминает данное слово.

3. Испытуемому предлагается запомнить ряд слов или целых выраже­ний. Для этого ему предлагают каждый раз рисовать любой значок или лю­бое изображение, которое могло бы быть использовано для запоминания данного слова (пиктограмма). В качестве материала для запоминания предъяв­ляются такие слова (выражения), которые непосредственно изображены быть не могут (например, «глухая старуха», «развитие» и т. п.). Данный вариант проведения пробы особенно популярен при работе с детьми.

После того как к каждому слову подбирается наглядная пара, отобран­ные картинки (рисунки-пиктограммы) перемешивают и предъявляют в слу­чайном порядке. При очередном предъявлении рисованного образа испытуе­мый должен вспомнить соответствующее слово.

Для обследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста следует подбирать разные серии слов и картинок: для первых они должны быть конкретными, а для вторых — более отвлеченными.

Рекомендуемый стимульный материал для детей в возрасте 5—7 лет (В. А. Худик):

 

Зачитываемые слова Карточки с рисунками
Обед, сад, дорога, поле, молоко, Хлеб, кровать, ножик, диван, яблоко, сани,
свет, одежда, ночь, ошибка, дерево, здание школы, шкаф, лампа, земляника,
лошадь, птица, ученье, стул, лес, чашка, часы, корова, рубашка, велосипед,
мышь карандаш, кошка, автомобиль, домик, диван,
  самолет, грабли, телега

 

 

Рекомендуемый стимульный материал для детей в возрасте 8-12 лет:

 

Зачитываемые слова Карточки с рисунками
Дождь, ответ, горе, сила, театр, Умывальник, лошадь, стул, топор, перья,
драка, пожар, игра, утро, отряд, телефон, тетрадь, электрическая лампочка,
встреча, труд, собрание, сосед, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли,
праздник дерево, картина в раме, самолет, домик, стакан,
  зеркало, трамвай, стол, ключ

 

 

В соответствии с инструкцией, необходимо при назывании каждого сло­ва не более чем за 30 с подобрать карточку с изображением, которая впо­следствии поможет вспомнить это слово. После каждого выбора испытуемого спрашивают, почему он выбрал именно эту картинку. По окончании всех выборов испытуемый отвлекается от ранее выполнявшегося задания (ему предлагается другое по характеру задание), а спустя 15—20 минут ему снова поочередно показывают картинки с просьбой назвать то слово, которое он запомнил.

В видоизмененной (упрощенной для детей) методике А. Н. Леонтьева предлагается 5 слов и 16 карточек:

Зачитываемые слова Карточки с рисунками
Пожар, дождь, труд, ошибка, горе Столовый прибор, школьная доска, булочная,
  расческа, солнце, глобус, кувшин, петух,
  забор, детские штанишки, уличный фонарь,
  ботинки, часы, заводские трубы, карандаш

При анализе результатов обращают внимание на наличие в ответах не­адекватных ассоциаций, использование второстепенных признаков для фор­мирования связей, припоминания близких по смыслу слов вместо запомнен­ных, а также слов, вызывающих у ребенка излишне выраженную эмоцио­нальную реакцию.

Потеря выделенной смысловой связи возможна у больных с грубо дара-* женным диэнцефальным синдромом, сопровождаемым нарушениями мнести-ческих процессов, а также у детей с умственной отсталостью.

Специфическая картина нарушений наблюдается при поражении лобных отделов мозга: такие больные не в состоянии выделять и использовать вспо­могательные смысловые связи как средства для запоминания — предложен­ная картинка начинает вызывать побочные, самостоятельные ассоциации, не связанные с соответствующим словом. Повторное совместное предъявление пар «слово — картинка» к улучшению результатов запоминания не приводит.

Пиктограммы (Л. С. Выготский)

Как и предыдущая методика, данная проба предназначена для выявления особенностей опосредованного запоминания, специфики мыслительной дея­тельности и ассоциативных процессов. Методика может проводиться на взрос­лых и на детях от Шлет (при наличии достаточной дифференцированности зрительных образов и хорошей сформированности графических навыков). Она заключается в предложении испытуемому ряда слов, которые нужно запом­нить, а для облегчения запоминания к каждому слову на отдельном листе нарисовать такой рисунок, который позднее поможет его вспомнить. Качество рисунка не имеет никакого значения. Слова и буквы писать запрещается.

Слова, предлагаемые для запоминания, следует называть в том порядке, в котором они предлагаются:

1. Веселый праздник.

2. Тяжелая работа.

3. Вкусный ужин.

4. Болезнь.

5. Печаль.

6. Счастье.

7. Любовь.

8. Развитие.

9. Разлука.

10. Обман.

11. Победа.

12. Подвиг.

13. Вражда.

14. Справедливость.

15. Сомнение.

16. Дружба.

В варианте, предложенном С. В. Логиновой и С. Я. Рубинштейн, исполь­зуются 3 набора слов, из которых возможен выбор.

Испытуемому зачитывается первое слово, после чего следует пауза, во вре­мя которой он должен сделать рисунок. После того как рисунок закончен, зачи­тывается следующее слово. По прошествии контрольного времени, определяе­мого экспериментатором (обычно через 30—60 минут), необходимо по своим рисункам вспомнить предлагавшиеся слова. Рисунки для воспроизведения луч­ше предлагать или в случайном порядке или одно с начала, другое с конца.

Веселый праздник Тяжелая работа Вкусный ужин

Развитие Разлука Богатство

Богатство Сомнение Справедливость

Ядовитый вопрос Смелый поступок Теплый вечер

Глухая старушка Слепой мальчик Девочке холодно

Печаль Болезнь Счастье

Дружба Война Ум

Беззубый дед Темная ночь Голодный человек

Сердитая Мальчик-трус Больная женщина

учительница Страх Отчаяние

Надежда Зависть Сожаление

Любовь Власть Ожидание Мысль

При обработке пиктограмм первоначально подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов и выясняется, как удалось вспомнить сло­во, чем помог рисунок.

Особенности опосредованного запоминания выражаются в рисунках об­следуемого, которые анализируются по следующим характеристикам:

1) особенности выполнения рисунков (величина, завершенность, их об­рамление, подчеркивание, наличие уточняющих линий, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным понятиям);

2) расположение рисунков на листе;

3) принципы запоминания;

4) оригинальность или стандартность.

По формальным признакам выделяют реалистичные, схематичные, фор­мальные (используются геометрические формы и знаки) и символические рисунки.

С содержательной стороны выделяют следующие варианты изображений.

Стандартные образы — если рисунки отражают контекст ситуации, в которой изображенные предметы могут встречаться (например, изображение флагов, шаров для запоминания понятия «веселый праздник»).

Атрибутивные образы — если при изображении понятий используется принадлежность к чему-то, то есть преобладают рисунки, отражающие неотъемлемую часть понятия (например, изображение блюд, ассоциирующих­ся с «вкусным ужином»).

Конкретные образы — если рисунки содержат предметы или явления, непосредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели че­ловек при изображении понятия «болезнь»).

Метафоры — если для изображения понятия берутся конкретные обра­зы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце, при изображении «болезни»).

Индивидуально значимые образы — если при изображении понятий используются значимые для данного человека образы (например, ребенок на понятие «счастье»).

«Органичность» графики — если в рисунках преобладают незаконченные линии, штриховка в тех случаях, когда предполагается завершенность (круг), повторные линии, персевераторные включения.

Грубая органическая графика— если преобладают макрографии, подчер­кивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.

Геометрические изображения — если понятия запоминаются с помощью геометрических фигур.

В норме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядо­ченные образы.

Для органических поражений головного мозга характерны стереотипии, упорядоченность, подчеркнутая аккуратность изображений, незавершенность линий, штриховка, подчеркивание, обрамление изображений. При шизофре­нии преобладают вычурные, абстрактные образы, буквенное изображение, геометрические фигуры, атипичное расположение рисунков.

В зависимости от того, какой символ использован испытуемым для за­поминания слова, можно судить не только об опосредованном запоминании, но и о характере ассоциаций (мнестические, причинно-следственные, функ­циональные, осмысленные, механические, случайные), уровне обобщения, абстрагирования, конкретности, условности мыслительной деятельности. Нормальные здоровые люди обычно быстро рисуют, придумывают образы, лаконично и адекватно символизирующие слово, предложенное для запоми­нания, между словом и образом устанавливают содержательные связи. Не­смотря на разнообразие рисунков, их, как правило, можно легко «прочи­тать», даже не зная предложенных для запоминания слов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.143 (0.128 с.)