Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация понятий по мыслительному или художественному типу (Е. А. Рушкевич)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Испытуемому предлагаются карточки, на каждой из которых написаны слова (наборы по 9 слов). Предлагается разложить карточки с одним набором слов на 3 группы по 3 слова так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Например: Орел Овца Карась Летать Бегать Плавать Перья Шерсть Чешуя Глаз Ухо Нос Зрение Слух Обоняние Свет Звук Запах Возможны 4 способа группировки. Первый способ возникает на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов и реализовываются обобщения на основе этих признаков. Подобный вариант мыслительных операций свидетельствует об относительном доминировании левопулушарного стиля обработки информации. Второй способ отражает образное мышление — предметы и явления обобщаются по их фактическим, наглядным связям, без глубокого анализа; это признак преобладания правополушарных стратегий. Третий способ заключается в том, что испытуемый решает задания обоими способами; это можно рассматривать как равновесное отношение между полушариями. Четвертый способ — беспорядочный, хаотичный, в котором невозможно установить какую-либо систему группировки. Он является признаком отсутствия ориентировочной фазы поведения в проблемной ситуации, что наиболее типично для лобных поражений. Третий лишний Испытуемому одновременно предъявляют 3 изображения предметов, причем каждая триада содержит 2 изображения, сходных в перцептивном отношении (лампочка и груша, ложка и ракетка, авторучка и ракета) и 2 изображения, сходных в категориальном отношении (лампочка и свеча, ложка и тарелка, воздушный шар и ракета) (рис. 140). Рис. 140. Стимульный материал для поиска третьего лишнего Предлагается указать, какой объект является лишним в каждой триаде. Здоровые испытуемые и больные с поражением правого полушария объединяют объекты на основе их категориальных свойств, выделяя существенные признаки. Больные с поражением среднезадних отделов левого полушария преимущественно объединяют объекты, сходные по внешним признакам (Л. И. Вас-серман и соавт.). Понимание сюжетных картин Больному предлагаются различные по сюжетной сложности картины, в отношении которых он должен произвести анализ происходящего, выделить его основные существенные элементы и синтезировать их таким образом, чтобы своим устным или письменным рассказом передать заложенный в образы смысл. Спектр возможных картин колеблется от таких, где смысл может восприниматься сразу, наглядно, непосредственно, до достаточно сложных, понимание которых может быть достигнуто лишь при сопоставлении многих деталей и фрагментов, а иногда исходя и из социального контекста изображенного. В качестве начального стимульного материала могут выступать картинки из школьных учебников для младших школьников, а заканчиваться исследование может предъявлением репродукций сложных художественных картин типа «Опять двойка!» Ф. П. Решетникова, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Сватовство майора» П. А. Федотова, «Утопленица» В.Г.Перова (рис. 141) и т. п. Рис. 141. Образцы репродукций художественных полотен, используемых для понимания сюжета Для облегчения дальнейшего анализа результатов ответы целесообразно фиксировать в протоколе. Возможны наводящие вопросы, касающиеся деталей сюжета, действий персонажей и т. п. Предметом анализа со стороны экспериментатора становятся: умение давать точное словесное описание изображенного на картине события, развернутость и подробность описания, выделение существенных признаков изображения (в отличие от импульсивных заключений на основе случайно выхваченных деталей), умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Должны учитываться правильность употребления грамматических конструкций: наличие местоимений и наречий (опускание подлежащего и замена его местоимением), многократное употребление одного и того же местоимения («он», «она» и др.), отнесение одного местоимения в одном предложении к различным субъектам или объектам; использование наречий «там», «тут» без указания, где именно; неразвернутость фраз; пояснение рассказа показом, жестикуляцией; завершенность фраз, четкость наименований, а также активность, инициативность и критичность. Дополнительно могут оцениваться способность ориентироваться в пространстве, во взаимоотношениях между деталями сюжета и т. д. Односложность, скупость ответов не обязательно свидетельствует о плохом развитии речи, иногда это может быть следствием недостаточной мотивации, сниженного настроения, недоверия к собеседнику и пр. Л. С. Цветковой была предложена особая форма работы с сюжетными картинами, состоящая из 5 этапов. 1. Испытуемому предлаются изображения, не имеющие какого-то особого подтекста (В. А. Серов «Девочка с персиками», И. И. Шишкин «Сосновый бор»; рис. 142). Рис. 142. Образцы репродукций художественных полотен, используемых в пробе на понимание сюжета. Этап 1 2. Предъявляются пары конфликтных картин: похожие внешне, но противоположные по смыслу и по содержанию (М. П. Клодт «Последняя весна» и «Наташа Ростова у окна»; рис. 143). Для правильного понимания этих картин от испытуемого помимо идентификации фактического материала требуются личностное, мотивированное отношение к изображенным событиям и актуализация жизненного опыта, то есть проникновение в смысл. Рис. 143. Образцы репродукций художественных полотен, используемых в пробе на понимание сюжета. Этап 2 3. Предъявляются внешне похожие картины, имеющие один смысл, но разные значения («Неравный брак» В. В. Пукирева и «Сватовство майора» П. А. Федотова; рис. 144). Рис. 144. Образцы репродукций художественных полотен, используемых в пробе на понимание сюжета. Этап 3 4. Предъявляются внешне частично похожие, но различные по смыслу картины «Проводы покойника» В. Г. Перова и «Санный путь» Н. Н. Дубов-ского (рис. 145). Рис. 145. Образцы репродукций художественных полотен, используемых в пробе на понимание сюжета. Этап 4 5. Предъявляются внешне разные картины, имеющие разный смысл, но одно и то же значение (серия «Любовь»; см. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. М., 1995). Подобный материал позволяет исследовать способность отвлекаться от общих, но несущественных признаков и выделять существенные. Материал предлагается без ограничения по длительности исполнения и с предварительным подтверждением сохранности зрительного восприятия. В противном случае (при зрительных агнозиях, возникающих при поражениях затылочных отделов мозга) будут появляться трудности понимания сюжетных картин без подлинного общего снижения интеллекта. Например, при симультанной агнозии больной не сможет сразу увидеть все изображенные фрагменты картины и будет вынужден для создания целостного смысла пользоваться предположениями и догадками, причем при критическом отношении к себе и к собственным высказываниям. Наиболее грубые нарушения понимания смысла картин регистрируются при поражениях лобных долей мозга. В подобных случаях делаются невозможными общая ориентировка в картине и последовательный анализ ее деталей. Рассматривание картины и попытки понять ее содержание заменяются импульсивными суждениями, возникающими на основе непосредственных впечатлений от отдельных фрагментов. Часто инертно фиксируется одна деталь, по которой и делается необоснованное, но уверенное заключение о смысле картины. Кроме того, лобные больные часто не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние персонажей картины, их мимику и пантомимику, общий эмоциональный фон изображаемого. Если при интерпретации картины не учитываются обстоятельства, связанные с персонажами, расположенными в левой части изображения, то это свидетельствует о расстройствах теменной и затылочных зон правого полушария, а также, возможно, и о недостаточности в работе межполушарных комис-сур. Правополушарные повреждения височно-затылочных отделов могут сопровождаться неузнаванием и перепутыванием пола и возраста персонажей. Подбор картины по рассказу экспериментатора Для работы с этой методикой необходимо заранее подготовить 2 набора стимульного материала — сюжетные картинки разной сложности и эмоциональной насыщенности (см., например, предыдущую методику) и краткие их описания с фабулой, позволяющие однозначно установить их соответствие данному изображению. Перед испытуемым раскладываются несколько репродукций отобранных картин и поочередно зачитываются их описания, по которым он должен указать на картинку с соответствующим сюжетом. Особенность данной методики заключается в исключении собственной устной речи испытуемого как предпосылки понимания, но ввода фактора ее понимания со слуха. Подобное проведение пробы способствует дифференцированию нарушений собственно понимания речи (например, у больных с афазией, то есть с поражением речевых зон левого полушария) от нарушений устной речи. В группе больных с поражением лобных систем мозга эта методика помогает дифференцировать собственно понимание речи от таких структурных компонентов интеллектуальной деятельности, как внимание, контроль, ориентировочно-исследовательская деятельность и др., которые организуют деятельность больного, способствуя тем самому пониманию (Л. С. Цветкова). Понимание серий сюжетных картин (А. Бине — А. Н. Бернштейн) Испытуемому одновременно, но в разрозненном виде, на отдельных листках беспорядочно предлагаются несколько картин, изображающих некоторое развертывающееся во времени событие. Больной должен установить их скрытую последовательность, разложить картинки и рассказать узнанный сюжет. Если с заданием такого уровня сложности он не справляется, то картинки в нужном порядке раскладывает сам экспериментатор, а больной лишь должен корректно по смыслу описать увиденное. Либо испытуемому задаются вопросы, цель которых— помочь установить противоречие в его рассуждениях. Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту, а также серии для взрослых; иногда для установления смысла привлекаются картинки с юмористическим, карикатурным содержанием. В последнем случае центр тяжести задания переносится с установления строгой последовательности этапов события на понимание юмора, то есть скрытого смысла. В качестве стимульного материала могут использоваться наборы картинок из теста интеллекта Д. Векслера (рис. 146), рисунки известного норвежского карикатуриста X. Бидструпа (рис. 147), наборы картинок из сказок, иллюстрированных В. Г. Сутеевым или Н. Э. Радловым (рис. 148). Рис. 146. Фрагмент стимульного материала к субтесту «Последовательные картинки» из теста интеллекта Векслера Рис. 147. Пример серии картинок Бидструпа Рис. 148. Примеры иллюстраций к сказкам и рисованных фильмов Сутеева и Радлова Исследователь наблюдает за тем, может ли больной понять, что отдельные картины изображают лишь моменты общего развертывающегося сюжета, либо описывает каждую картинку в отдельности; опирается ли он на повторяющиеся в картинках идентичные фигуры и является ли препятствием для оценки единого развертывающегося сюжета смена наглядной обстановки; сколько времени, по его мнению, проходит между этапами изображенных событий; понимает ли он мотивы действующих лиц и т. п. Интерпретация результатов исследования близка к предыдущей пробе. При выполнении этого задания некоторые больные создают произвольный, вымышленный порядок и, излагая сюжет события, не считаются с противоречащим такому порядку содержанием рисунка, они не обращают внимания на замечания и возражения, которые содержатся в вопросах экспериментатора. Это является признаком некритичности мышления, встречающимся, например, при умственной отсталости. Некоторые больные не в состоянии справиться с установлением последовательности событий по 5 или 6 картинкам, так как не могут охватить столь значительный объем данных. Если ту же серию сократить, то есть ограничить стимульный материал 3 картинками (первой, средней и последней), они успешно справляются с заданием. Такое сужение объема доступных для рассмотрения данных наблюдается при сосудистых и иных астениях органического генеза. Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая «склонность к застреваниям» наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте (С. Я. Рубинштейн). Для изучения степени критичности мышления может быть предложен модифицированный вариант данной пробы, при котором в одну из серий экспериментатором преднамеренно включаются картинки, не соответствующие сюжету либо игнорирующие его фрагменты. Таким образом, перед испытуемым возникает новая проблемная ситуация, к которой он не подготовлен. Для работы с ребенком предлагается следующая процедура. Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». После того как ребенок разложит все картинки, экспериментатор записывает в протоколе порядок картинок. Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось, то есть составить устный рассказ по этим картинкам. Бывают случаи, когда при неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как верное. Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хороший рассказ, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит, или недостает словарного запаса для описания происходящего на рисунках. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне. Если ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное. Особо рассматриваются случаи, когда молчание ребенка обусловлено личностными причинами: боязнью общения с незнакомыми людьми, страхом допустить ошибку, ярко выраженной неуверенностью в себе и др. Считается, что испытуемый не справился с заданием, если: 1) не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа; 2) по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; 3) составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность и соответствующий рассказ); 4) каждая картинка описывается отдельно, сама по себе, вне связи с остальными — в результате рассказа не получается; 5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы. Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в 4-м и 5-м пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка, поскольку невозможность связать воедино, а тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в целостную композицию может свидетельствовать о неразвитой способности к обобщению, что в возрасте 6-7 лет и старше наблюдается, по данным патопсихологов, в случае задержки психического развития или даже умственной отсталости (И. М. Соловьев, С. Д. Забрамная). В случае если ребенок устанавливает правильную последовательность лишь на этот раз, ему предлагают новую серию картинок, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» усвоенного способа рассуждений на новую ситуацию. Во взрослом возрасте при сохранности речевых функций и зрительного гнозиса неспособность справиться с заданием будет свидетельствовать о недостаточности в работе лобных долей. ■ Окончание серии картинок Испытуемому предлагается серия картинок, в которых «правильно» развивается какой-то сюжет, но последней картинки, которая завершает логику развития ситуации, не хватает (рис. 149). Необходимо из нескольких предлагаемых вариантов выбрать такой, который корректно «вписывается» и осмысленно завершает серию. В качестве стимульного материала могут использоваться те же серии сюжетных картинок, что и в предыдущей методике, с той лишь разницей, что для их окончания каждой из них необходимо подготовить стилистически схожие, но разные окончания. •■''•М-! Понимание сюжетных картин с конфликтным смыслом (нелепицы) ! При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления испытуемого об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами внешней среды, умение Рис. 149. Пример стимульного материала к методике «Окончание серии картинок» анализировать ситуацию и находить в ней противоречия. С помощью этой же методики определяется умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. При общей оценке работы учитываются выраженность эмоциональной реакции и ее адекватность. Испытуемому поочередно предъявляют все картинки серии с просьбой найти и указать на имеющиеся в них нелепые, невозможные фрагменты. Время предъявления одной картинки в зависимости от ее сложности может в некоторых случаях ограничиваться. После нахождения «неправильностей» необходимо, чтобы испытуемый объяснил, что и как должно быть верно. Существует большое число вариантов стимульного материала нелепиц, различающихся по сложности и доступности для понимания детьми различного возраста (примеры на рис. 150, см. также материал к методике «Узнавание конфликтных изображений»). Для последней картинки, предназначенной для обследования детей, разработана следующая процедура (Р. С. Немов). Рис. 150. Различные варианты стимульного материала к методике «Нелепицы» Ребенку зачитывается следующая инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно ли нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Картинка с животными предъявляется на 3 минуты. После обнаружения нелепиц осуществляется пересчет полученных результатов в балльную систему: 10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 минуты) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть; 8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 1—3 из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть; 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть; 4—5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть; 2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло; 0-1 балл— за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4из 7 имеющихся нелепиц. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, то есть обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть. Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4—7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-1 балл— очень низкий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.106.43 (0.014 с.) |