Понимание двойного отрицания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание двойного отрицания



Испытуемому зачитываются предложения, содержащие сложные грам­матические конструкции с двойным отрицанием, и предлагается «своими словами» объяснить их смысл. Данная проба относится к числу сенсибили­зированных, требует определенного владения логикой и может вызывать за­труднения не только у лиц с локальными поражениями мозга (височных, те-менно-затылочных участков левого полушария и лобных долей), но и у практи­чески здоровых.

Я не привык не подчиняться правилам.

Коля не мог не согласиться с товарищем.

Я больше никогда-никогда не буду маму не не слушаться.

Со мной никогда не происходило того, чего не происходило и т. п.

... ■

Понимание инструкций к пробам Хеда

Испытуемому предлагается несколько фраз-инструкций, в соответствии с которыми он должен выполнить действия руками. Требуется показать:

• указательным пальцем правой руки — нос;

• указательным пальцем левой руки — правый глаз;

• указательным пальцем правой руки — левое ухо;

• указательным пальцем левой руки — нос и ухо;

• указательным пальцем правой руки — левый глаз и нос;

• указательным пальцем левой руки — левое ухо и правый глаз.

Хотя эта проба свидетельствует о нарушении целого ряда проявлений психической деятельности, обусловленных нестойкостью удержания речевого ряда, расстройством ориентировки в правом-левом, изменениями номина­тивной функции речи, она тем не менее позволяет довольно достоверно су­дить о нарушениях у больного понимания сложных форм речи.

Понимание сравнительных конструкций

Испытуемому предлагаются фразы, в которых обозначены некоторые стороны количественных отношений между объектами. Например, просят сравнить фразы «Ваня выше Пети» или «Петя выше Вани» — «Кто из маль­чиков ниже?». Ответы на подобные вопросы требуют мыслительных инвер­сивных операций.

Вариантом этой пробы служит опыт, при котором больному предлагает­ся сказать, какая из двух конструкций — «муха больше слона» или «слон больше мухи» — является правильной, или опыт, когда перед испытуемым помещают две бумажки разных оттенков и предлагают указать, какая из них «более светлая», «более темная», «менее светлая», «менее темная». Этот опыт можно усложнить тем, что предложить объекты, различающиеся не только по цвету, но и по размеру. Такая комбинация приводит к трудностям совмеще­ния двух смысловых систем и побуждает больного вместо более светлой по­казывать бумажку большего размера.

Наиболее сложным вариантом этой серии является проба Берта, при которой испытуемому предлагаются фразы, требующие двойного сопоставле­ния. Например, «Оля светлее Кати, но темнее Сони — какая из трех девушек самая светлая?».

Дефекты исполнения указанных проб возникают при поражениях левой нижнетеменной и теменно-затылочной областей, то есть тех участков мозга, дефект которых приводит к семантической афазии.

Понимание синонимов

Испытуемому предлагается подобрать к данному слову другое, обознача­ющее то же самое.

В качестве стимульного материала выступают два ряда слов (по Л. С. Цвет­ковой). Слова первого ряда предъявляются списком, слова второго пишутся на карточках, беспорядочно раскладываемых на столе.

Учитель Преподаватель

Артист Актер

Шофер Водитель

Друг Товарищ ..

Доктор Врач

Село Деревня

Лошадь Конь

Враг Неприятель

Школьник Ученик

Собака Пес

Дом Здание

Понимание антонимов

Данная методика позволяет установить словарный запас испытуемого, выявляет аналитико-синтетические способности, а также способность к об­разованию понятий.

Испытуемому предлагается найти слово, противоположное данному.

В качестве стимульного материала выступают 2 ряда слов. Перед нача­лом пробы следует убедиться, что испытуемый правильно понял, чего от него хотят, и на каком-нибудь примере подтвердить, что вместо антонимов не подбираются синонимы.

Белый - Злой -

Худой - Длинный -

Добрый - Умный -

Светлый — Большой —

Сильный - Здоровый -

Смех - Горе -

Радость - Праздник -

Город - Высота -

Бежать — Сидеть —

Плакать - Работать -

Тупой - Крупный -

Тонкий — Враг —

Грязный — Младший —

Чужой — Сухой —

Низ — Красивый —

Твердый — Беречь —

Поднимать - Истина -

Бодрость — Победа —

Для лиц с оскудненным словарным запасом, с признаками интеллекту­альной недостаточности характерны варианты ответов с частицей «не», по типу «громкий — не громкий». Определенное диагностическое значение име­ет и характер пауз перед вербальной реакцией. Их длительность может сви­детельствовать об инертности, вязкости мыслительных процессов.

Понимание омонимов

Испытуемый (ребенок) инструктируется следующим образом: «Ты знаешь, что одно и то же слово может обозначать разные предметы или иметь разные значения. Например, слово «лук» — это растение, растет на огороде, его едят. И слово «лук» обозначает старинное оружие, с ним ходили на охоту. Сейчас я тебе буду называть такие слова, а ты постарайся объяснить оба их значения». В качестве стимульного материала выступают (по Л. С. Цветковой):

лук, лавка, лист, мостик, коса, кран, песок, ласточка, мат, яблоко, перо, раковина, звено, ключ, стопка, труба, ручка.

Понимание интонаций (Л. С. Цветкова)

Испытуемому разным голосом и с разной интонацией дважды произно­сятся одни те же слова с предложением объяснить, о чем или о ком говорит­ся в этом слове, то есть каково его значение. Приводится пример:

Я говорю: «Медведь— это животное. А если я говорю: „У, медведь!" — это значит неуклюжий человек».

Слова для предъявления:

«Свинья»— «Фу, свинья».

«Орел» — «О, орел».

«Лиса» — «У, какая лиса».

«Хорош гусь»-...

«Шляпа»-...

«Мокрая курица»—...

«Вот это дубина»—...

«Казнить! Нельзя помиловать». — «Казнить нельзя! Помиловать».

Данная проба представляет интерес как индикатор корректности работы височной зоны правого полушария.

249

■ ■ ' ■' - ■ ■■'. ■. ■;■;■■■■

БУКВЕННЫЙ ГНОЗИС И ЧТЕНИЕ

■...■..

Узнавание букв

Данная проба, вместе с исследованием остроты зрения, полей зрения и движений глаз должна предшествовать остальным формам изучения речи.

Испытуемому предъявляется ряд изолированных букв (обычно на кар­точках) разных начертаний — написанных печатным, письменным и стили­зованным шрифтом (рис. ПО)

Рис. ПО. Буквы для предъявления: а. Печатное начертание, б. Письменное начертание, в. Стилизованное начертание

Их предлагается либо назвать (прочитать), либо (если имеются речевые дефекты) указать на подобную же букву, но написанную другим шрифтом.

 

Допускается для опознания использовать и простые слова, в которых данная буква встречается.

Чтобы установить причины затрудненного узнавания буквы, больному разрешается ее обводить, списывать либо ощупывать объемные, рельефные буквы (вырезанные из картона, пластмассы, позаимствованные из дидакти­ческих игр и т. п.).

Дефекты визуального опознания букв (литеральная алексия) в основном связаны с поражениями затылочных долей мозга и зоны стыка затылочных, височных и теменных долей левого полушария. Синтетическое восприятие гра­фем и выделение их сигнальных признаков оказывается настолько нарушен­ными, что буквы либо вообще теряют свой смысл, либо узнавание становит­ся неустойчивым. Начинают смешиваться буквы, близкие по начертанию и имеющие сходные пространственные детали («м», «н» и «п», «к» и «х», «в», «з» и «е», «ш» и «щ», «у» и «ц» и т. д.). Особо выраженные трудности возни­кают при использовании стилизованных букв.

При повреждении нижнетеменной коры левого полушария зрительное уз­навание отдельных букв оказывается относительно сохранным, но из-за рез­кой ослабления афферентной поддержки артикуляционного аппарата начи­нает страдать четкость произношения букв, близких по позиции губ и языка. Вторично может нарушаться и оптическое узнавание.

Нахождение букв среди сходных (Б. Г. Ананьев, Р. И. Лалаева)

Испытуемому предлагается таблица с наборами букв одного шрифта, сгруппированных таким образом, что образованы пары, близкие по начерта­нию. После называния буквы экспериментатором, необходимо найти ее среди предлагаемого набора (рис. 111). Для сенсибилизации пробы время предъявле­ния таблицы может ограничиваться.

Рис. 111. Образцы похожих по начертанию букв

 

Результаты пробы являются индикатором работы затылочных и височно-затылочных зон коры левого полушария.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.009 с.)