Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание двойного отрицанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Испытуемому зачитываются предложения, содержащие сложные грамматические конструкции с двойным отрицанием, и предлагается «своими словами» объяснить их смысл. Данная проба относится к числу сенсибилизированных, требует определенного владения логикой и может вызывать затруднения не только у лиц с локальными поражениями мозга (височных, те-менно-затылочных участков левого полушария и лобных долей), но и у практически здоровых. Я не привык не подчиняться правилам. Коля не мог не согласиться с товарищем. Я больше никогда-никогда не буду маму не не слушаться. Со мной никогда не происходило того, чего не происходило и т. п. ... ■ Понимание инструкций к пробам Хеда Испытуемому предлагается несколько фраз-инструкций, в соответствии с которыми он должен выполнить действия руками. Требуется показать: • указательным пальцем правой руки — нос; • указательным пальцем левой руки — правый глаз; • указательным пальцем правой руки — левое ухо; • указательным пальцем левой руки — нос и ухо; • указательным пальцем правой руки — левый глаз и нос; • указательным пальцем левой руки — левое ухо и правый глаз. Хотя эта проба свидетельствует о нарушении целого ряда проявлений психической деятельности, обусловленных нестойкостью удержания речевого ряда, расстройством ориентировки в правом-левом, изменениями номинативной функции речи, она тем не менее позволяет довольно достоверно судить о нарушениях у больного понимания сложных форм речи. Понимание сравнительных конструкций Испытуемому предлагаются фразы, в которых обозначены некоторые стороны количественных отношений между объектами. Например, просят сравнить фразы «Ваня выше Пети» или «Петя выше Вани» — «Кто из мальчиков ниже?». Ответы на подобные вопросы требуют мыслительных инверсивных операций. Вариантом этой пробы служит опыт, при котором больному предлагается сказать, какая из двух конструкций — «муха больше слона» или «слон больше мухи» — является правильной, или опыт, когда перед испытуемым помещают две бумажки разных оттенков и предлагают указать, какая из них «более светлая», «более темная», «менее светлая», «менее темная». Этот опыт можно усложнить тем, что предложить объекты, различающиеся не только по цвету, но и по размеру. Такая комбинация приводит к трудностям совмещения двух смысловых систем и побуждает больного вместо более светлой показывать бумажку большего размера. Наиболее сложным вариантом этой серии является проба Берта, при которой испытуемому предлагаются фразы, требующие двойного сопоставления. Например, «Оля светлее Кати, но темнее Сони — какая из трех девушек самая светлая?». Дефекты исполнения указанных проб возникают при поражениях левой нижнетеменной и теменно-затылочной областей, то есть тех участков мозга, дефект которых приводит к семантической афазии. Понимание синонимов Испытуемому предлагается подобрать к данному слову другое, обозначающее то же самое. В качестве стимульного материала выступают два ряда слов (по Л. С. Цветковой). Слова первого ряда предъявляются списком, слова второго пишутся на карточках, беспорядочно раскладываемых на столе. Учитель Преподаватель Артист Актер Шофер Водитель Друг Товарищ .. Доктор Врач Село Деревня Лошадь Конь Враг Неприятель Школьник Ученик Собака Пес Дом Здание Понимание антонимов • Данная методика позволяет установить словарный запас испытуемого, выявляет аналитико-синтетические способности, а также способность к образованию понятий. Испытуемому предлагается найти слово, противоположное данному. В качестве стимульного материала выступают 2 ряда слов. Перед началом пробы следует убедиться, что испытуемый правильно понял, чего от него хотят, и на каком-нибудь примере подтвердить, что вместо антонимов не подбираются синонимы. Белый - Злой - Худой - Длинный - Добрый - Умный - Светлый — Большой — Сильный - Здоровый - Смех - Горе - Радость - Праздник - Город - Высота - Бежать — Сидеть — Плакать - Работать - Тупой - Крупный - Тонкий — Враг — Грязный — Младший — Чужой — Сухой — Низ — Красивый — Твердый — Беречь — Поднимать - Истина - Бодрость — Победа — Для лиц с оскудненным словарным запасом, с признаками интеллектуальной недостаточности характерны варианты ответов с частицей «не», по типу «громкий — не громкий». Определенное диагностическое значение имеет и характер пауз перед вербальной реакцией. Их длительность может свидетельствовать об инертности, вязкости мыслительных процессов. Понимание омонимов Испытуемый (ребенок) инструктируется следующим образом: «Ты знаешь, что одно и то же слово может обозначать разные предметы или иметь разные значения. Например, слово «лук» — это растение, растет на огороде, его едят. И слово «лук» обозначает старинное оружие, с ним ходили на охоту. Сейчас я тебе буду называть такие слова, а ты постарайся объяснить оба их значения». В качестве стимульного материала выступают (по Л. С. Цветковой): лук, лавка, лист, мостик, коса, кран, песок, ласточка, мат, яблоко, перо, раковина, звено, ключ, стопка, труба, ручка. Понимание интонаций (Л. С. Цветкова) Испытуемому разным голосом и с разной интонацией дважды произносятся одни те же слова с предложением объяснить, о чем или о ком говорится в этом слове, то есть каково его значение. Приводится пример: Я говорю: «Медведь— это животное. А если я говорю: „У, медведь!" — это значит неуклюжий человек». Слова для предъявления: «Свинья»— «Фу, свинья». «Орел» — «О, орел». «Лиса» — «У, какая лиса». «Хорош гусь»-... «Шляпа»-... «Мокрая курица»—... «Вот это дубина»—... «Казнить! Нельзя помиловать». — «Казнить нельзя! Помиловать». Данная проба представляет интерес как индикатор корректности работы височной зоны правого полушария. 249 ■ ■ ' ■' - ■ ■■'. ■. ■;■;■■■■ БУКВЕННЫЙ ГНОЗИС И ЧТЕНИЕ ■...■.. Узнавание букв Данная проба, вместе с исследованием остроты зрения, полей зрения и движений глаз должна предшествовать остальным формам изучения речи. Испытуемому предъявляется ряд изолированных букв (обычно на карточках) разных начертаний — написанных печатным, письменным и стилизованным шрифтом (рис. ПО) Рис. ПО. Буквы для предъявления: а. Печатное начертание, б. Письменное начертание, в. Стилизованное начертание Их предлагается либо назвать (прочитать), либо (если имеются речевые дефекты) указать на подобную же букву, но написанную другим шрифтом.
Допускается для опознания использовать и простые слова, в которых данная буква встречается. Чтобы установить причины затрудненного узнавания буквы, больному разрешается ее обводить, списывать либо ощупывать объемные, рельефные буквы (вырезанные из картона, пластмассы, позаимствованные из дидактических игр и т. п.). Дефекты визуального опознания букв (литеральная алексия) в основном связаны с поражениями затылочных долей мозга и зоны стыка затылочных, височных и теменных долей левого полушария. Синтетическое восприятие графем и выделение их сигнальных признаков оказывается настолько нарушенными, что буквы либо вообще теряют свой смысл, либо узнавание становится неустойчивым. Начинают смешиваться буквы, близкие по начертанию и имеющие сходные пространственные детали («м», «н» и «п», «к» и «х», «в», «з» и «е», «ш» и «щ», «у» и «ц» и т. д.). Особо выраженные трудности возникают при использовании стилизованных букв. При повреждении нижнетеменной коры левого полушария зрительное узнавание отдельных букв оказывается относительно сохранным, но из-за резкой ослабления афферентной поддержки артикуляционного аппарата начинает страдать четкость произношения букв, близких по позиции губ и языка. Вторично может нарушаться и оптическое узнавание. Нахождение букв среди сходных (Б. Г. Ананьев, Р. И. Лалаева) Испытуемому предлагается таблица с наборами букв одного шрифта, сгруппированных таким образом, что образованы пары, близкие по начертанию. После называния буквы экспериментатором, необходимо найти ее среди предлагаемого набора (рис. 111). Для сенсибилизации пробы время предъявления таблицы может ограничиваться. Рис. 111. Образцы похожих по начертанию букв
Результаты пробы являются индикатором работы затылочных и височно-затылочных зон коры левого полушария.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.012 с.) |