Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проба на тактильное запоминаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
■' Испытуемому душ ощупывания с закрытыми глазами и запоминания предлагаются один-два предмета, которые не могут быть опознаны как однозначно знакомые образы. Например, это могут быть предварительно вырезанные из картона или пластмассы небольшие фигуры из стимульного материала к пробе «Узнавание полувербализуемых графических изображений». После ощупывания одной или двумя руками (в зависимости от конкретных задач исследования) делается пятиминутная пауза, после которой запомненные фигуры нужно наощупь найти среди нескольких схожих. Перенос тактильного образа в зрительную сферу Для выполнения данной пробы используется тот же стимульный материал и та же инструкция («запомнить»), что и в предыдущей пробе. Но после ощупывания испытуемому предлагается нарисовать форму запомненной наощупь фигуры. Последовательно предлагается 5—10 фигур. Для детей и больных с целью облегчения пробы для тактильного запоминания могут предлагаться и более знакомые, то есть лучше вербализируемые предметы. Доски Э. Сегена Обычно эта методика используется для исследования доступности очень простых целенаправленных действий, диагностики грубых расстройств прак-сиса, зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного гно-зиса, наглядно-действенного мышления у детей в возрасте от Здо 8 лет, а также оценки невербального интеллекта у детей с 6 лет. Возможно использование методики при обследовании слабоумных взрослых. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше Злет Само задание предусматривает вкладывание плоских фигур различного профиля в выемки соответствующей формы, проделанные в небольших досках. Более сложные варианты отличаются тем, что выемки в доске могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок (рис. 77, 78). Ценность данной методики состоит в том, что она не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригодна для исследования даже умственно отсталых детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще не имеют сформированной речи. Экспериментатор показывает доски с правильно вложенными вкладками (время предъявления-- примерно Юс), а затем на глазах у испытуемого опрокидывает доску так, что вкладки выпадают на стол. Нужно разместить выпавшие вкладки на соответствующих местах. Время выполнения хронометрируется. В случае, если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера. В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендация изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Рис. 77. Вкладки к разным вариантам досок Сегена ■ Интеллектуально полноценные дети в раннем дошкольном возрасте (с 2 лет) способны правильно соотнести фигуру с пазом и уложить каждую в соответствующее ей место. Некоторые из них, правильно понимая задание, испытывают чисто технические трудности при укладке фигур из-за неловкости мелких движений рук (вследствие общей моторной недостаточности).
Умственно отсталые дети бесцельно манипулируют фигурками, сосут их, стучат ими. Другие пытаются положить вкладки, но действуют хаотично и бессистемно, так называемым методом проб и ошибок (тычут любую фигурку в любой паз, накладывают фигурки на уже занятые пазы). Более сохранные дети воспринимают задачу правильно, но испытывают некоторые трудности при дифференциации более сложных сводных геометрических форм (овал и полукруг, ромб и шестиугольник и т. д.). Другим критерием для оценки интеллектуальной деятельности является восприимчивость детей к помощи. Даже среди тех, кто выполняет задание методом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влиянием указания экспериментатора. Особенно хорошо удается диагностировать обучаемость ребенка при повторных и даже трехкратных предъявлениях того же задания. Эта же проба может использоваться и для исследования гаптического восприятия. В подобном случае ребенок после предварительного зрительного ознакомления с доской выполняет задание с завязанными глазами. Половина доски заполняется правой рукой, а половина— левой. Экспериментатор на протяжении пробы фиксирует время, затрачиваемое отдельно каждой рукой. Также описывается вариант проведения данной методики, используемый в батарее Холстед-Рейтана, предназначенный для оценки тактильного восприятия и тактильной памяти. После предварительного ощупывания доски с закрытыми глазами испытуемый должен как можно быстрее вставить 10 фигурок разной формы в соответствующие им углубления сначала ведущей, потом неведущей рукой, а затем двумя руками. После каждой пробы делается пауза в 1—2 минуты, глаза остаются завязанными. Превышение времени выполнения неведущей рукой по сравнению с ведущей более чем на треть имеет латерализационное значение. Третья проба (двумя руками) в норме также выполняется на треть быстрее благодаря межполушарному взаимодействию. Увеличение времени выполнения трех проб по сравнению с нормативным (в норме время не должно превышать 15,6 минут) указывает на поражение мозга, и прежде всего теменных структур. Время выполнения свыше 25 минут говорит о тяжелом поражении. Рис. 78. Исследовательский комплект досок Сегена Во второй части теста испытуемого просят нарисовать доску со всеми фигурками в нужном месте. Количество правильно изображенных фрагментов (в норме не менее 7) характеризует тактильную память, а количество правильно локализованных фигурок (в норме не менее 6) является показателем пространственной памяти. Показатели грубого нарушения: менее 4 правильно изображенных и менее 3 правильно локализованных фигур (Ж. М. Глозман).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.41 (0.008 с.) |