Проба на тактильное запоминание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проба на тактильное запоминание



■'

Испытуемому душ ощупывания с закрытыми глазами и запоминания пред­лагаются один-два предмета, которые не могут быть опознаны как однозначно

знакомые образы. Например, это могут быть предварительно вырезанные из картона или пластмассы небольшие фигуры из стимульного материала к пробе «Узнавание полувербализуемых графических изображений». После ощупыва­ния одной или двумя руками (в зависимости от конкретных задач исследова­ния) делается пятиминутная пауза, после которой запомненные фигуры нужно наощупь найти среди нескольких схожих.

Перенос тактильного образа в зрительную сферу

Для выполнения данной пробы используется тот же стимульный мате­риал и та же инструкция («запомнить»), что и в предыдущей пробе. Но пос­ле ощупывания испытуемому предлагается нарисовать форму запомненной наощупь фигуры. Последовательно предлагается 5—10 фигур.

Для детей и больных с целью облегчения пробы для тактильного запоми­нания могут предлагаться и более знакомые, то есть лучше вербализируемые предметы.

Доски Э. Сегена

Обычно эта методика используется для исследования доступности очень простых целенаправленных действий, диагностики грубых расстройств прак-сиса, зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного гно-зиса, наглядно-действенного мышления у детей в возрасте от Здо 8 лет, а также оценки невербального интеллекта у детей с 6 лет. Возможно использо­вание методики при обследовании слабоумных взрослых. Элементарная дос­ка из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего воз­раста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше Злет

Само задание предусматривает вкладывание плоских фигур различного профиля в выемки соответствующей формы, проделанные в небольших досках. Более сложные варианты отличаются тем, что выемки в доске могут быть за­полнены лишь комбинацией нескольких вкладок (рис. 77, 78). Ценность данной методики состоит в том, что она не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригод­на для исследования даже умственно отсталых детей, которые с трудом понима­ют обращенную к ним речь или вообще не имеют сформированной речи.

Экспериментатор показывает доски с правильно вложенными вкладками (время предъявления-- примерно Юс), а затем на глазах у испытуемого опро­кидывает доску так, что вкладки выпадают на стол. Нужно разместить выпав­шие вкладки на соответствующих местах. Время выполнения хронометрируется.

В случае, если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера. В даль­нейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендация изменить

способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали.

Рис. 77. Вкладки к разным вариантам досок Сегена

Интеллектуально полноценные дети в раннем дошкольном возрасте (с 2 лет) способны правильно соотнести фигуру с пазом и уложить каждую в соответ­ствующее ей место. Некоторые из них, правильно понимая задание, испытыва­ют чисто технические трудности при укладке фигур из-за неловкости мелких движений рук (вследствие общей моторной недостаточности).

 

Умственно отсталые дети бесцельно манипулируют фигурками, сосут их, стучат ими. Другие пытаются положить вкладки, но действуют хаотично и бессистемно, так называемым методом проб и ошибок (тычут любую фигурку в любой паз, накладывают фигурки на уже занятые пазы). Более сохранные дети воспринимают задачу правильно, но испытывают некоторые трудности при дифференциации более сложных сводных геометрических форм (овал и полукруг, ромб и шестиугольник и т. д.).

Другим критерием для оценки интеллектуальной деятельности является восприимчивость детей к помощи. Даже среди тех, кто выполняет задание ме­тодом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влиянием указания экспериментатора. Особенно хорошо удается диагностиро­вать обучаемость ребенка при повторных и даже трехкратных предъявлениях того же задания.

Эта же проба может использоваться и для исследования гаптического восприятия. В подобном случае ребенок после предварительного зрительного ознакомления с доской выполняет задание с завязанными глазами. Половина доски заполняется правой рукой, а половина— левой. Экспериментатор на протяжении пробы фиксирует время, затрачиваемое отдельно каждой рукой.

Также описывается вариант проведения данной методики, используемый в батарее Холстед-Рейтана, предназначенный для оценки тактильного восприятия и тактильной памяти. После предварительного ощупывания доски с закрытыми глазами испытуемый должен как можно быстрее вставить 10 фигурок разной формы в соответствующие им углубления сначала ведущей, потом неведущей рукой, а затем двумя руками. После каждой пробы делается пауза в 1—2 мину­ты, глаза остаются завязанными. Превышение времени выполнения неведущей рукой по сравнению с ведущей более чем на треть имеет латерализационное значение. Третья проба (двумя руками) в норме также выполняется на треть быстрее благодаря межполушарному взаимодействию. Увеличение времени вы­полнения трех проб по сравнению с нормативным (в норме время не должно превышать 15,6 минут) указывает на поражение мозга, и прежде всего теменных структур. Время выполнения свыше 25 минут говорит о тяжелом поражении.

Рис. 78. Исследовательский комплект досок Сегена

Во второй части теста испытуемого просят нарисовать доску со всеми фигурками в нужном месте. Количество правильно изображенных фрагментов (в норме не менее 7) характеризует тактильную память, а количество правиль­но локализованных фигурок (в норме не менее 6) является показателем про­странственной памяти. Показатели грубого нарушения: менее 4 правильно изоб­раженных и менее 3 правильно локализованных фигур (Ж. М. Глозман).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.007 с.)