Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запоминание по обобщениям (гробер — бушке)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данный тест относится к числу методик, стимулирующих внимание испытуемого на этапе запоминания. Испытуемому предлагается набор карточек со словами, которые нужно рассортировать по смысловым группам (растения, животные и т. д.), а затем название группы используется в качестве подсказки при воспроизведении. Считается, что при наличии лишь физиологического снижения памяти подобная стимуляция внимания выравнивает показатели пожилых и молодых лиц. Методика «ДиаКор» (Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова) Эта комплексная методика обследования памяти у детей 7-10 лет состоит из 3 блоков, каждый из которых включает набор субтестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из 3 основных модальностей: слухо-речевой, зрительной и двигательной. В тестах, относящихся к перечисленным блокам, использовался стимульный материал, относящийся к разным уровням организации мнестической деятельности: запоминание элементов, не связанных между собой, и запоминание стимулов, объединенных общим признаком, который обследуемый может самостоятельно выделить и использовать при запоминании. Это позволяет исследовать память и ее связи с другими процессами, такими как восприятие, мышление, речь и др. Исследование слухоречевой памяти проводится с помощью тестов на запоминание двух групп по 3 слова с последующим воспроизведением каждой из них: а) заучивание серий слов, сходных по звучанию и ритмически сгруппированных: 1-я группа: «рана— пена— тина»; 2-я группа: «мина — сена — шина»; б) заучивание серий слов, относящихся к одному родовому понятию: 1-я группа: «утка— зубр— краб»; 2-я группа: «волк — грач — удав»; в) заучивание серии слов с последующим выполнением задания объединить их в рассказ (включение следов в смысловые связи и подчинение логико-грамматической системе, связь памяти с вербально-логическим мышлением): «зима — поле — снег — река — лед — зверь — птица». Исследование зрительной памяти: а) запоминание серии фигур в заданном порядке (рис. 126а); б) запоминание 2 групп по 3 фигуры с последующим воспроизведением каждой из триад: фигуры в группах имеют общий признак (графическая категоризация) (рис. 1266); фигуры в каждой из групп доступны объединению в единый структурно-целостный контур (перцептивная целостность, гештальт) (рис. 126в). Рис. 126. а. Фигуры для запоминания порядка следования. б. Фигуры для запоминания группами, в. Фигуры для запоминания, объединенные контурами
Исследование двигательной памяти включает тесты на запоминание серии положения пальцев на руке (при отсутствии зрительного контроля, на основе кинестетической афферентации) с последующим воспроизведением каждого положения противоположной рукой: а) позиции запоминаются и воспроизводятся на правой руке: • вытянуты II, III пальцы, остальные сжаты; • I и II пальцы в кольце; • вытянуты III, IV, V пальцы; • I и IV пальцы в кольце; • вытянуты II и V пальцы; б) позиции запоминаются и воспроизводятся на левой руке: • I, II пальцы в кольце; • II, V пальцы вытянуты; • III, IV, V пальцы вытянуты; • I, IV пальцы в кольце, II, III пальцы вытянуты; в) перенос позы с правой руки на левую; г) перенос с левой руки на правую. Ошибки в исполнении этих проб обусловлены недостаточным функционированием систем, обеспечивающих межполушарное взаимодействие и формирование кинестетической и кинетической схем движения. Исследование латеральных признаков (дополнительно) — по «Шкале латеральных признаков» (здесь не приводится). Авторы методики выделяют следующие параметры памяти: • эффективность заучивания (связана с количеством предъявлений сти-мульного материала, необходимым для заучивания); • прочность следов (связана с воспроизведением заученного материала после «пустой» паузы в одну минуту); • устойчивость к интерференции (связана с количеством правильно воспроизведенных элементов в разных предъявлениях); • стабильность регуляции и контроля мнестической деятельности (связана с количеством ошибок в воспроизведениях); • объем непосредственной памяти (связан с количеством элементов, воспроизводимых после первого предъявления); • семантическая устойчивость (связана с ошибками в воспроизведениях типа парафазии и параграфий); • наличие смыслового объединения стимулов (связано с объединением слухоречевых стимулов в связный текст); • сохранение пространственных характеристик зрительных стимулов; • сохранение порядка стимулов в воспроизведении; • объем запоминания позиций пальцев на правой и левой руках; • правильность переноса позиции пальцев с левой руки на правую и с правой руки на левую. Исследование динамики становления памяти у детей 7-10 лет показывает, что ее развитие связано с активным включением в формирование функциональных мнестических систем различных структур левого полушария моз- га, как передних, так и (особенно) задних, при меньшей включенности структур задних отделов правого полушария. Непроизвольное запоминание Испытуемому предлагается карточка с 6 рядами фигур по 15-20 фигур в ряду (рис. 127) и дается инструкция быстро сосчитать фигуры в каждом ряду и запомнить их количество. Время при этом учитывается. Рис. 127. Стимульный материал к пробе на непроизвольное запоминание После того как испытуемый справляется с заданием, ему предлагается вспомнить все типы фигур, которые он считал, и зарисовать их. Фиксируется количество правильно воспроизведенных фигур, количество ошибок и время воспроизведения. Для данной пробы может использоваться и иной стимульный материал с «маскирующей» инструкцией, которая ориентирует испытуемого на иные, по сравнению с запоминанием, цели исследования. Например, это может быть усложненный вариант (увеличивается разнообразие букв на бланке) корректурной буквенной пробы (см. ниже), после исполнения которой испытуемого просят вспомнить все предъявлявшиеся буквы.
ВНИМАНИЕ -
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.008 с.) |