Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие эмоционального тона рассказов

Поиск

Данная проба может проводиться в 3 вариантах: 1) испытуемый сам («про себя») прочитывает небольшие, эмоционально насыщенные тексты; 2) тек­сты вслух с выражением прочитывает экспериментатор, делая экспрессивные акценты на значимых для понимания сюжета местах; 3) рассказы для уни­фикации предъявления предварительно записываются на магнитофон. Тон рассказов может быть трагическим, комическим, нейтральным или сочетать в себе несколько разнородных компонентов. Для исследования детей обычно используются фрагменты сказок.

Отслеживается адекватность понимания испытуемым эмоциональных отношений, представленных в рассказах, для чего ему задаются зондирую­щие вопросы и проводится наблюдение за мимическими и пантомимически­ми реакциями.

Правильная передача формальной стороны рассказа при отсутствии уче­та эмоционального (интонационно-мимического) компонента будет свидетель­ствовать о слабости функционирования правой височной доли.

Запоминание «эмоциональных» слов (Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова)

Стимульный материал представляет несколько групп слов, первая из которых связана с ситуацией болезни, вторая выражает эмоциональные со­стояния, третья имеет отношение к житейским ситуациям (всего 21 слово), а четвертая нейтральна (47 слов). Слова уравнивались по длине и частоте встре­чаемости в русской речи.

1. Будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, коллектив, последствия.

2. Страх, тревога, радость, удивление, страдание, успех.

3. Обида, любовь, слезы, семья, хирург.

4. Явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция, изобретение, точка, автор, почва, степь, отряд, строй, песок, сцена, аппарат, принцип, минерал, граница, крыльцо, раствор, чемодан, зеркало, го­стиница, пластинка, провинция, спортсмен, делегация, интервент, коллекция, известняк, звезда, рукав, парта, шапка, забор, дрова, лента, туман, крыльцо, волна, труба, зерно, вокзал.

Проба состоит в предъявлении испытуемому сначала 10 «эмоциональных» слов с просьбой повторить все, что он запомнит. Затем предъявляются 10 «ней­тральных» слов с той же инструкцией. Тем самым учитывается влияние эмо­ционального фактора на продуктивность воспроизведения, а косвенно — и способность испытуемого дифференцировать эмоциональные и нейтральные стимулы.

У лобных больных тенденция к преимущественному запоминанию эмоци­онально значимых слов снижена либо продуктивность их запоминания не отличается от продуктивности запоминания и воспроизведения «нейтраль­ных» слов. Кроме того, имеется феномен связи воспроизведения положи­тельных и отрицательных слов в зависимости от стороны поражения. Пре­имущественное воспроизведение негативных по эмоциональному значению слов связано с поражением левой лобной доли, а позитивных — с поражением правой.

Метод свободных ассоциации

Он преследует ту же цель, что предыдущая проба, и предполагает ис­пользование того же стимульного материала. Испытуемому последовательно предъявляются 10слов, одна половина которых— «эмоциональные», а вто­рая — «нейтральные», с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое сло­во. Подбор «эмоциональных» слов целесообразно производить индивидуаль­но, исходя из анамнеза испытуемого. С помощью секундомера фиксируется время ассоциативной реакции. Для более точного оценивания процедуру эксперимента целесообразно записывать на магнитофон.

Распознавание эмоций по голосу

Для проведения данной пробы необходимо произвести предварительную запись на магнитофон небольшого сюжетно нейтрального текста. Этот текст несколько раз прочитывается с различным интонационным фоном, свойствен­ным человеку, находящемуся в гипертимном (жизнерадостном), депрессив­ном (подавленном) или усталом состоянии. От испытуемого требуется по голосу определить то настроение, в котором находится читающий человек. Разновидностью методики является проба, в которой зачитывается рассказ очевидного эмоционального содержания (например, скорбный), но с не со­ответствующими теме интонациями. Тогда от испытуемого требуется почув­ствовать это противоречие.

Близким по смыслу вариантом этой пробы является тот, при котором прочитывается не текст, а лишь с определенной окраской отдельные эмоци­онально-выразительные слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.007 с.)