Шкала оценки психомоторного развития (А. Л. Гезелл) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала оценки психомоторного развития (А. Л. Гезелл)



Эта комплексная методика рассчитана на обследование детей в возрасте от момента рождения до 6 лет. На первом году жизни она позволяет следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — 3 месяца, начиная с 3-го года — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по 5 основным областям:

1) адаптивное поведение — восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграция, координация движений глаз и рук в достижении и захваты­вании предметов, использование моторных возможностей для достижения практических целей, способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

2) грубая моторика — входят постуральные (связанные с изменениями положения тела) реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3)тонкая моторика— использование пальцев и руки в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие — анализируются все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализа­ция, слова, фразы и предложения;

5) социализация личности — до какой степени имеющиеся двигательные навыки используются в повседневной жизни (в игре, гигиенических действи­ях, в работах по дому и т. п.).

Основное содержание методики сводится к сопоставлению выполняемых или невыполняемых проб с тем, что должен уметь делать ребенок соответ­ствующего возраста. В материалах методики предусмотрены специальные таб­лицы по каждой из вышеописанных областей. При этом в некоторых случа­ях методика выявления предусматривает естественную ситуацию, стихийно складывающуюся в процессе наблюдения, а в других случаях имеют место элементы провоцирования со стороны экспериментатора.

Целенаправленные пробы предусматривают использование широкого спектра вспомогательных материалов — мячиков, колокольчиков, погрему­шек, блоков, кукол, кубиков, карт с картинками и др.

В качестве примера приведем два фрагмента методики с пробами, рас­считанными на обследование ребенка 12-ти месяцев (по Методическим ре­комендациям СПбГПМА).

Действия с предметами

1. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.)

Материал — привычные для ребенка пособия и игрушки.

Методика выявления — ситуация естественная или провоцирующая. Взрослый в течение 30 минут наблюдает за играющим ребенком. Если ребе­нок бездействует или не пользуется игрушками, взрослый раскладывает иг­рушки в разных местах так, чтобы они привлекли внимание ребенка и побу­дили его к действию: например, куклу сажает или кладет на кукольное оде­яло, мяч кладет на горку, около собачки ставит блюдце и т. д.

Реакция ребенка — играя, самостоятельно воспроизводит известные ему действия или при виде расставленных игрушек действует ими так, как рань­ше показывал взрослый: мяч скатывает с горки, куклу накрывает одеялом, баюкает, собачку кормит из блюдца и др. Действия могут быть однократны­ми или повторяющимися.

2. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой.

Материал — машина, тележка, кукла, мишка, собака. Методика выявле­ния — ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок на полу, в обыч­ной для бодрствования обстановке. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут. Если ребенок бездействует или не выполняет требуемых действий, взрослый расставляет игрушки, привлекая его внимание, может предложить: «Покорми мишку, уложи спать», «Покатай тележку» и др.

Реакция ребенка — выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит, заворачивает, качает куклу, мишку, собаку, катает тележку, машину и т. д.

Навыки и умения в процессах

1. Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками, ставит на стол).

Материал — широкая чашка, объем жидкости до 100 г. Методика выяв­ления — ситуация провоцирующая (кормление). Ребенок сидит за низким столом для кормления. Взрослый ставит чашку с питьем на стол, контроли­рует действия ребенка.

Реакция ребенка— при виде чашки протягивает руки, берет ее двумя руками, поднимает, подносит к губам и пьет. По мере питья больше накло­няет чашку, запрокидывая голову. Чашку из рук не выпускает. Выпив, ставит двумя руками на стол.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.004 с.)