Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ пространственного расположения

Поиск

Данная проба относится к числу графических. Испытуемому предлагает­ся копировать на листе бумаги показываемые ему плоские геометрические фигуры с учетом особенностей расположения линий, из которых они состоят (рис. 50). При другом способе исполнения той же пробы испытуемый вы­кладывает заданные фигуры из спичек или палочек.

Рис. 50. Образцы геометрических фигур для копирования

С целью усложнения задания в инструкции может формулироваться тре­бование делать копии симметричными или перевернутыми, либо ориентиро­ванными так, как их видит сидящий напротив экспериментатор.

Рис. 51. Образцы стандартных фигур для поочередного срисовывания двумя руками

Эксперимент обычно начинается с предложения испытуемому самосто­ятельно нарисовать образцы «домик» и «куб». Взрослые с недостаточным образованием и дети часто не способны отобразить трехмерный предмет на плоскости. В случае неадекватности рисунка предлагается скопировать тот же предмет с образца. Происходит замена пространственных свойств предмета его рисунком в ортогональной проекции, недорисовываются элементы неви­димого контура (на кубе). Перечисленные дефекты во взрослой клинике встре­чаются вне зависимости от латерализации очага поражения, но типичным для дисфункции именно правого полушария оказывается уход от традицион­ных способов отображения перспективы с заменой на воспроизведение от­дельных сторон или граней в развернутом виде, как бы «распластывание» объекта на плоскости. Устойчивые проекционные представления у здоровых детей формируются лишь к 10 годам, а формирование навыков самостоятель­ного трехмерного рисования может отодвигаться до 12 лет.

Последние три фигуры являются показательными по отношению к на­рушениям координатных представлений в виде 90°-й и 180°-й развертки. По­вороты рисуемого изображения на 90° чаще встречаются у левшей.

Если в норме и при дисфункции левого полушария демонстрация об­разца, как правило, приводит к существенному сглаживанию дефекта, у боль­ных с правосторонней локализацией патологического очага и у детей функ­ция копирования часто страдает более грубо, чем самостоятельный рисунок. У взрослых больных как при гипо-, так и при гиперфункции правого полу­шария могут наблюдаться поштриховое изображение и тенденция к излиш­ней реалистичности, детализации, а иногда и вычурности рисунка.

Аналогичное состояние левого полушария, напротив, приводит к макси­мальной схематизации, сверхусловности изображения.

Срисовывание сложных фигур (А. В. Семенович)

Более информативной, по сравнению со срисовыванием относительно простых фигур, является методика копирования конструктивно сложных фигур Тейлора и Рея-Остеррица, направленная на исследование зрительно-пространственных синтезов и построения целостного образа (рис. 52 и 53).

Рис. 53. Фигура Рея-Остеррица

Среди возможных деформаций рисунков и стратегий их рисования назы­ваются рисование справа налево (у левшей и при недостаточности комиссу-ральных структур мозга), в особо сложных случаях (при дисфункции среднего

Рис. 52. Фигура Тейлора

мозга) — изменения направленности восприятия и копирования с горизонталь­ной оси на вертикальную. Также встречается левостороннее игнорирование (при поражениях правого полушария и нарушениях межполушарных связей). Появле­ние правостороннего игнорирования в зрелом возрасте всегда свидетельствует об изменении межгемисферных взаимодействий (например, при наличии фак­тора левшества) в сторону функциональной амбилатеральности мозга на кор­тикальном и/или субкортикальном уровне.

Нарушения координатных представлений (неверное верхне-нижнее и право-левое расположение объекта и его деталей, реверсия — зеркальное переворачивание) возникают у взрослых при поражениях как правого, так и левого полушарий. Указывается на то, что у взрослых поворот изображения на 90° может являться признаком локализации патологического очага в пре­делах мосто-мозжечковой системы. Вне органического поражения во взрос­лом возрасте его актуализация свидетельствует (ретроспективно) о суборга­ническом или функциональном дизонтогенезе межполушарных взаимоотно­шений на уровне стволовых образований мозга. У детей дефицит координатных представлений является закономерным этапом онтогенеза— пик-количества реверсий наблюдается в возрасте 6-7 лет.

Нарушения метрических синтезов выражаются ошибками при оценке расстояний, углов и пропорций — не соблюдается соответствие величин от­дельных элементов рисунка или копируемого объекта, не состыковываются линии и точки пересечения. Подобные дефекты являются признаком страда­ния правого полушария. У детей до 8—9 лет дизметрии сопровождают нормаль­ный онтогенез, но в дальнейшем они также могут свидетельствовать о недо­статочности правого полушария (как гипофункции, так и гиперфункции).

Структурно-топологический дефицит выражается в нарушениях принци­пиальной схемы пространственного строения предмета — части и целое сме­щаются относительно друг друга.

Важно, чтобы лист бумаги, предлагаемый для выполнения задания, пре­восходил образец по размеру, чтобы не ограничивать возможность выбора размера и расположения рисунка. Это позволяет обнаружить замаскирован­ную тенденцию к игнорированию какой-либо части перцептивного поля, отследить стратегию сканирования. На всем протяжении пробы эксперимен­татор воздерживается от любых замечаний.

Для отслеживания стратегии рисования сложных фигур у детей реко­мендуется использовать набор цветных карандашей, которые эксперимента­тор в процессе копирования меняет по порядку цветов радуги.

-. Срисовывание фигур (Э. Тейлор)

Задание обладает довольно высокой диагностической способностью в отношении нарушений пространственного праксиса, недостаточной сформи­рованное™ формообразующих движений, неполноценности зрительно-мотор­ной координации. Предлагается наиболее адекватный набор фигур для копи­рования, отобранных из существующих психометрических методик (рис. 54).

 

Рис. 54. Набор фигур Тейлор для копирования

Без грубых погрешностей большинство детей воспроизводит по образцу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фигуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 — с 5,5 лет, фи­гуру 4— с 6лет и фигуру 5— с 7лет (пит. по А. Н. Корневу).

Таким образом, для целей нейропсихологической диагностики данный набор фигур будет адекватен с 4-х лет (возрастные нормативы выполнения рисунков будут соответствовать вышеприведенным с поправкой на 1 год у детей с сохранным интеллектом, на 2 года — у детей с ЗПР, на 3 года — у детей с легкой степенью умственной отсталости).

Графический тест (Эллис)

Методика предназначена для обследования детей старше 8 лет. Ребенку последовательно предлагают воспроизвести по памяти 10 геометрических фи­гур, каждая из которых (рис. 55) сначала на короткое время предъявляется для запоминания. В зависимости от степени погрешности при воспроизведении фигур каждая оценивается в 1, 0,5 или 0 баллов. Затем оценки суммируются.

Рис. 55. Набор фигур Эллис для воспроизведения по памяти

Причинами снижения результатов в данном задании могут быть как диспраксия, конструктивная апраксия, так и зрительная агнозия. А. Н. Кор-нев для дифференциации расстройств зрительного гнозиса от диспраксий рекомендует сопоставлять результаты выполнения данной пробы с результа­тами, полученными в палочковом тесте Гольдштейн — Ширера, менее чув­ствительного к нарушениям пальцевого праксиса.

Тематический рисунок «Дом-дерево-человек»

Данная методика в основном используется в качестве проективной при исследованиях личности, но ее диагностические возможности выходят за рамки традиционных интерпретаций и могут быть распространены и на сфе­ру нейропсихологической проблематики. В этом аспекте задание является адекватным для детей 5 лет и старше.

Ребенку предлагается по вербальной инструкции, без образца последо­вательно нарисовать дом, дерево и человека (в некоторых проективных вер­сиях специально оговаривается возможность их совместного рисования). Оценка полученных рисунков производится как по параметру зрелости гра­фического символизма, так и в плане оценки сформированности графомо-торных навыков и формирующих движений, способности передать простран­ственные признаки объекта и их пропорции.

Грубые нарушения пространственных взаимоотношений элементов изоб­ражения, распад целостной структуры изображения у ребенка 6 лет и старше с сохранным интеллектом обычно свидетельствуют о выраженных оптико-про­странственных нарушениях, часто сочетаемых с расстройствами праксиса (ти­пично для очагового повреждения правой гемисферы). Для левополушарных по­ражений более характерны бедные деталями схематичные рисунки (О. А. Кра-совская — цит. по А. Н. Корневу).

Элементы предметного изображения оцениваются по наличию или от­сутствию значимых признаков, затем полученные оценки суммируются. Для начисления баллов используется формализованная схема, предусматриваю­щая дифференцированный подход для каждого возможного фрагмента (голо­вы, деталей лица, крыши, окон, перспективы, ветвей, коры и т. п.).

Кроме того, в рисунках оценивается и техническое исполнение. Описы­ваются 5 признаков «органичности» в рисунках детей (индикатором резидуаль-но-органических церебральных поражений являются 2 и более): наклон фигу­ры более чем на 15° от вертикальной оси, наличие двойных линий, прерыви­стых линий, дрожащие («трясущиеся») линии, неприсоединенные линии.

Низкие результаты в данном тесте наблюдаются у большинства детей с дислексией и детей с первичным недоразвитием устной речи. При этом чаще всего встречаются такие недостатки, как бедность деталей, чрезмерный схе­матизм рисунков, отсутствие перспективы, нарушение пропорций, микрори­сунки. Большинство перечисленных недостатков можно интерпретировать как проявления левополушарной недостаточности (А. Н. Корнев).

Рис. 56. Контурные фигуры для обведения

Дефекты исполнения данной пробы возможны при сужении зрительного внимания, вызванного симультанной агнозией и атаксией взора (при исклю­чении нарушений со стороны моторной сферы).

Проба с вращением фигур

Испытуемому предлагается бланк с рядами нарисованных квадратов, внутри каждого из которых имеется одна или две графических метки, опре­деленным образом расположенных в пространстве квадрата (рис. 57). Левый крайний квадрат является образцом, по отношению к которому нужно совер­шить мысленный его поворот на 90° по часовой стрелке. А из четырех остав­шихся в ряду квадратов необходимо выбрать тот, который полностью будет соответствовать представляемой повернутой фигуре. Перед началом пробы необходимо убедиться, что испытуемый правильно понял инструкцию, и в сомнительном случае продемонстрировать желаемое на примере. Существует несколько серий подобных заданий.

Разновидностью данной пробы является такая, в которой предусмотрено вращение фигур и на другие углы (см. ниже).

Обведение контура предмета

Испытуемому предлагается бланк с изображением контуров геометри­ческих форм, знакомых предметов или знаков, обрисованных тонкой пунк­тирной линией (рис. 56). Необходимо аккуратно обвести их карандашом, не отрывая грифеля от бумаги и не отклоняясь от линии.

 

 

Рис. 57. Образцы стимульного материала к пробе с вращением фигур



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 13161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.008 с.)