Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ пространственного расположенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная проба относится к числу графических. Испытуемому предлагается копировать на листе бумаги показываемые ему плоские геометрические фигуры с учетом особенностей расположения линий, из которых они состоят (рис. 50). При другом способе исполнения той же пробы испытуемый выкладывает заданные фигуры из спичек или палочек. Рис. 50. Образцы геометрических фигур для копирования С целью усложнения задания в инструкции может формулироваться требование делать копии симметричными или перевернутыми, либо ориентированными так, как их видит сидящий напротив экспериментатор. Рис. 51. Образцы стандартных фигур для поочередного срисовывания двумя руками Эксперимент обычно начинается с предложения испытуемому самостоятельно нарисовать образцы «домик» и «куб». Взрослые с недостаточным образованием и дети часто не способны отобразить трехмерный предмет на плоскости. В случае неадекватности рисунка предлагается скопировать тот же предмет с образца. Происходит замена пространственных свойств предмета его рисунком в ортогональной проекции, недорисовываются элементы невидимого контура (на кубе). Перечисленные дефекты во взрослой клинике встречаются вне зависимости от латерализации очага поражения, но типичным для дисфункции именно правого полушария оказывается уход от традиционных способов отображения перспективы с заменой на воспроизведение отдельных сторон или граней в развернутом виде, как бы «распластывание» объекта на плоскости. Устойчивые проекционные представления у здоровых детей формируются лишь к 10 годам, а формирование навыков самостоятельного трехмерного рисования может отодвигаться до 12 лет. Последние три фигуры являются показательными по отношению к нарушениям координатных представлений в виде 90°-й и 180°-й развертки. Повороты рисуемого изображения на 90° чаще встречаются у левшей. Если в норме и при дисфункции левого полушария демонстрация образца, как правило, приводит к существенному сглаживанию дефекта, у больных с правосторонней локализацией патологического очага и у детей функция копирования часто страдает более грубо, чем самостоятельный рисунок. У взрослых больных как при гипо-, так и при гиперфункции правого полушария могут наблюдаться поштриховое изображение и тенденция к излишней реалистичности, детализации, а иногда и вычурности рисунка. Аналогичное состояние левого полушария, напротив, приводит к максимальной схематизации, сверхусловности изображения. Срисовывание сложных фигур (А. В. Семенович) Более информативной, по сравнению со срисовыванием относительно простых фигур, является методика копирования конструктивно сложных фигур Тейлора и Рея-Остеррица, направленная на исследование зрительно-пространственных синтезов и построения целостного образа (рис. 52 и 53). Рис. 53. Фигура Рея-Остеррица Среди возможных деформаций рисунков и стратегий их рисования называются рисование справа налево (у левшей и при недостаточности комиссу-ральных структур мозга), в особо сложных случаях (при дисфункции среднего Рис. 52. Фигура Тейлора мозга) — изменения направленности восприятия и копирования с горизонтальной оси на вертикальную. Также встречается левостороннее игнорирование (при поражениях правого полушария и нарушениях межполушарных связей). Появление правостороннего игнорирования в зрелом возрасте всегда свидетельствует об изменении межгемисферных взаимодействий (например, при наличии фактора левшества) в сторону функциональной амбилатеральности мозга на кортикальном и/или субкортикальном уровне. Нарушения координатных представлений (неверное верхне-нижнее и право-левое расположение объекта и его деталей, реверсия — зеркальное переворачивание) возникают у взрослых при поражениях как правого, так и левого полушарий. Указывается на то, что у взрослых поворот изображения на 90° может являться признаком локализации патологического очага в пределах мосто-мозжечковой системы. Вне органического поражения во взрослом возрасте его актуализация свидетельствует (ретроспективно) о суборганическом или функциональном дизонтогенезе межполушарных взаимоотношений на уровне стволовых образований мозга. У детей дефицит координатных представлений является закономерным этапом онтогенеза— пик-количества реверсий наблюдается в возрасте 6-7 лет. Нарушения метрических синтезов выражаются ошибками при оценке расстояний, углов и пропорций — не соблюдается соответствие величин отдельных элементов рисунка или копируемого объекта, не состыковываются линии и точки пересечения. Подобные дефекты являются признаком страдания правого полушария. У детей до 8—9 лет дизметрии сопровождают нормальный онтогенез, но в дальнейшем они также могут свидетельствовать о недостаточности правого полушария (как гипофункции, так и гиперфункции). Структурно-топологический дефицит выражается в нарушениях принципиальной схемы пространственного строения предмета — части и целое смещаются относительно друг друга. Важно, чтобы лист бумаги, предлагаемый для выполнения задания, превосходил образец по размеру, чтобы не ограничивать возможность выбора размера и расположения рисунка. Это позволяет обнаружить замаскированную тенденцию к игнорированию какой-либо части перцептивного поля, отследить стратегию сканирования. На всем протяжении пробы экспериментатор воздерживается от любых замечаний. Для отслеживания стратегии рисования сложных фигур у детей рекомендуется использовать набор цветных карандашей, которые экспериментатор в процессе копирования меняет по порядку цветов радуги. -. Срисовывание фигур (Э. Тейлор) Задание обладает довольно высокой диагностической способностью в отношении нарушений пространственного праксиса, недостаточной сформированное™ формообразующих движений, неполноценности зрительно-моторной координации. Предлагается наиболее адекватный набор фигур для копирования, отобранных из существующих психометрических методик (рис. 54).
Рис. 54. Набор фигур Тейлор для копирования Без грубых погрешностей большинство детей воспроизводит по образцу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фигуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 — с 5,5 лет, фигуру 4— с 6лет и фигуру 5— с 7лет (пит. по А. Н. Корневу). Таким образом, для целей нейропсихологической диагностики данный набор фигур будет адекватен с 4-х лет (возрастные нормативы выполнения рисунков будут соответствовать вышеприведенным с поправкой на 1 год у детей с сохранным интеллектом, на 2 года — у детей с ЗПР, на 3 года — у детей с легкой степенью умственной отсталости). Графический тест (Эллис) Методика предназначена для обследования детей старше 8 лет. Ребенку последовательно предлагают воспроизвести по памяти 10 геометрических фигур, каждая из которых (рис. 55) сначала на короткое время предъявляется для запоминания. В зависимости от степени погрешности при воспроизведении фигур каждая оценивается в 1, 0,5 или 0 баллов. Затем оценки суммируются. Рис. 55. Набор фигур Эллис для воспроизведения по памяти Причинами снижения результатов в данном задании могут быть как диспраксия, конструктивная апраксия, так и зрительная агнозия. А. Н. Кор-нев для дифференциации расстройств зрительного гнозиса от диспраксий рекомендует сопоставлять результаты выполнения данной пробы с результатами, полученными в палочковом тесте Гольдштейн — Ширера, менее чувствительного к нарушениям пальцевого праксиса. Тематический рисунок «Дом-дерево-человек» Данная методика в основном используется в качестве проективной при исследованиях личности, но ее диагностические возможности выходят за рамки традиционных интерпретаций и могут быть распространены и на сферу нейропсихологической проблематики. В этом аспекте задание является адекватным для детей 5 лет и старше. Ребенку предлагается по вербальной инструкции, без образца последовательно нарисовать дом, дерево и человека (в некоторых проективных версиях специально оговаривается возможность их совместного рисования). Оценка полученных рисунков производится как по параметру зрелости графического символизма, так и в плане оценки сформированности графомо-торных навыков и формирующих движений, способности передать пространственные признаки объекта и их пропорции. Грубые нарушения пространственных взаимоотношений элементов изображения, распад целостной структуры изображения у ребенка 6 лет и старше с сохранным интеллектом обычно свидетельствуют о выраженных оптико-пространственных нарушениях, часто сочетаемых с расстройствами праксиса (типично для очагового повреждения правой гемисферы). Для левополушарных поражений более характерны бедные деталями схематичные рисунки (О. А. Кра-совская — цит. по А. Н. Корневу). Элементы предметного изображения оцениваются по наличию или отсутствию значимых признаков, затем полученные оценки суммируются. Для начисления баллов используется формализованная схема, предусматривающая дифференцированный подход для каждого возможного фрагмента (головы, деталей лица, крыши, окон, перспективы, ветвей, коры и т. п.). Кроме того, в рисунках оценивается и техническое исполнение. Описываются 5 признаков «органичности» в рисунках детей (индикатором резидуаль-но-органических церебральных поражений являются 2 и более): наклон фигуры более чем на 15° от вертикальной оси, наличие двойных линий, прерывистых линий, дрожащие («трясущиеся») линии, неприсоединенные линии. Низкие результаты в данном тесте наблюдаются у большинства детей с дислексией и детей с первичным недоразвитием устной речи. При этом чаще всего встречаются такие недостатки, как бедность деталей, чрезмерный схематизм рисунков, отсутствие перспективы, нарушение пропорций, микрорисунки. Большинство перечисленных недостатков можно интерпретировать как проявления левополушарной недостаточности (А. Н. Корнев). Рис. 56. Контурные фигуры для обведения Дефекты исполнения данной пробы возможны при сужении зрительного внимания, вызванного симультанной агнозией и атаксией взора (при исключении нарушений со стороны моторной сферы). Проба с вращением фигур Испытуемому предлагается бланк с рядами нарисованных квадратов, внутри каждого из которых имеется одна или две графических метки, определенным образом расположенных в пространстве квадрата (рис. 57). Левый крайний квадрат является образцом, по отношению к которому нужно совершить мысленный его поворот на 90° по часовой стрелке. А из четырех оставшихся в ряду квадратов необходимо выбрать тот, который полностью будет соответствовать представляемой повернутой фигуре. Перед началом пробы необходимо убедиться, что испытуемый правильно понял инструкцию, и в сомнительном случае продемонстрировать желаемое на примере. Существует несколько серий подобных заданий. Разновидностью данной пробы является такая, в которой предусмотрено вращение фигур и на другие углы (см. ниже). Обведение контура предмета Испытуемому предлагается бланк с изображением контуров геометрических форм, знакомых предметов или знаков, обрисованных тонкой пунктирной линией (рис. 56). Необходимо аккуратно обвести их карандашом, не отрывая грифеля от бумаги и не отклоняясь от линии.
Рис. 57. Образцы стимульного материала к пробе с вращением фигур
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 13161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.008 с.) |