Узнавание наложенных, зеркально изображенных и перечеркнутых цифр
Испытуемому предлагается таблица с по-разному расположенными в пространстве цифрами, которые необходимо опознать (рис. 120). Аналогичная задача должна быть решена для зашумленных (перечеркнутых) цифр (рис. 121). Агностические расстройства, определяемые подобным стимульным материалом, связаны с недостаточным функционированием передне-затылочных и теменно-затылочных отделов левого полушария.
Рис. 120. Повернутые цифры
Рис. 121. Зашумленные цифры
Чтение цифр, сходных по конфигурации
Испытуемому на специально подготовленных карточках на короткое время (примерно 3 с) предъявляют пары чисел, которые имеют общие черты написания (рис. 122) и которые часто путают при функциональной слабости или неразвитости затылочных и теменно-затылочных участков мозга.
.
Рис. 122. Пары сходных по начертанию цифр
Если испытуемый с обычным начертанием цифр справляется успешно, можно сократить время предъявления и использовать пары с измененной конфигурацией (рис. 123).
Рис. 123. Стимульный материал для сравнения цифр с измененными очертаниями
■ Оценка количества
Данная проба может проводиться в двух вариантах. В первом случае испытуемому предъявляются листы бумаги, на которых четко нанесено различное количество точек, как упорядоченных в пространстве листа, так и разнесенных хаотично (рис. 124). Их необходимо подсчитать
Рис. 124. Пример стимульного материала к пробе на оценку количества
Для этой цели может использоваться и стимульный материал из методики «Определение „на глаз" количества фигур» (см. рис. 32), который должен предлагаться с иной инструкцией. В другом случае для подсчета используются небольшие реальные предметы (например, спички, мелкие монеты одного достоинства), которые раскладываются перед испытуемым на столе. ' ■
Знание числового ряда
Данная проба рекомендуется для исследования детей на начальном этапе оценки сохранности счетных операций. Перед испытуемым кладется лист бумаги с четко напечатанным числовым рядом, и в случайном порядке показываются несколько цифр с просьбой их назвать.
Составление чисел
Для проведения данной пробы необходим заранее подготовленный набор карточек с написанными на них цифрами. Экспериментатор называет различающиеся по разрядности и по словесному выражению числа, которые испытуемый должен из лежащих перед ним карточек сложить.
Следует особо обращать внимание на правильность составления чисел, словесное обозначение которых не совпадает с их написанием (например, 14) или с нечитаемым нулем (например, 109).
Наглядный показ количества
Испытуемому называют небольшие, в пределах двух десятков, числа, которые нужно показать на пальцах либо с помощью разложенных на столе палочек (спичек).
|