Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дорисовывание недостающих частей тела

Поиск

Испытуемому предлагается несколько картинок со схематичными (обыч­но) изображениями лица и тела, на которых не хватает каких-то анатомиче­ских фрагментов (носа, губ, глаз, уха, кисти, ноги и др.). Необходимо дори­совать недостающую часть.

Показ пальцев по подражанию

Испытуемому предлагается повторить несколько поз руки (вытянуть II и III, II и V пальцы, сложить пальцы в кольцо, положить II и III пальцы друг на друга и т. д.) (рис. 82). При этом желательно, чтобы человек как можно меньше контролировал собственные движения зрением, вплоть до возможно­сти экранирования кисти «работающей» руки от глаз. Исследования прово­дятся для обеих рук.

Нарушение кинестетической основы движений выявляется в случаях, если испытуемый не в состоянии сразу найти нужный набор движений или если движения по формированию позы начинают носить диффузный харак­тер (выставляется большее число пальцев, чем требуется в пробе). В некото­рых случаях при наличии кинестетической недостаточности испытуемый начинает помогать себе, загибая пальцы другой рукой. Указанные дефекты представляют собой признаки афферентной апраксии, то есть указывают на слабость функционирования переднетеменных зон коры противоположного полушария. В некоторых случаях, но в меньшей степени, описанные наруше­ния могут проявляться и на одноименной очагу стороне. Способность вос­производить позы пальцев только правой рукой и игнорирование левой мо­жет свидетельствовать об односторонней пространственной агнозии, связан­ной с дефектами височных, теменных и затылочных долей правого полушария, а также комиссуралъных межполушарных связей. В последнем случае затрудня­ется и перенос жеста с одной руки на другую.

К числу вторичных симптомов, не связанных с нарушениями кинесте­тической основы движений, относятся явления «зеркальности», при которых испытуемый, сидя напротив экспериментатора, начинает вытягивать пальцы, отраженно их копируя (вместо указательного пальца правой руки пытается вытянуть мизинец правой руки и т. п.). Подобные ошибки, имеющие отно­шение к эхопраксии (за которой скрываются нарушения со стороны работы лобной коры), исчезают, если экспериментатор садится рядом с испытуемым. Аналогичная топическая трактовка производится и в том случае, если испы­туемый с трудом переключается на новый жест и повторяет одно из преды­дущих движений.

Рис. 82. Взаимное расположение пальцев рук, демонстрируемое экспериментатором

Усложненным вариантом данной пробы является такой, при котором от испытуемого листом бумаги или другим подходящим предметом закрывают (экранируют) его руки, и повторение позы пальцев приходится выполнять «вслепую», что увеличивает нагрузку на соответствующую теменную долю.

В другом варианте (предназначенном для детей) ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизвести различные конфигурации пальцев:

а) все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

б) I палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

в) II палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

г) II и III пальцы расположены в виде буквы V;

д) II и V пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

е) II и III пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

ж) II и III пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, а I, IV и V пальцы собраны в щепоть («зайчик»);

з) I и II пальцы соединены кольцом, остальные — выпрямлены. Выполнение этого задания в значительной степени зависит от состояния

кинестетического анализатора и «схемы тела». Часто нарушения подобных операций рассматриваются как одно из проявлений синдрома Герстманна, который у взрослых наблюдается при поражениях теменных зон коры доми­нантного по речи полушария.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.140 (0.009 с.)