Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание инвертированных конструкций
Испытуемому предлагаются грамматические конструкции с непривычным расположением элементов, в которых порядок слов противоположен порядку действия. Например: Как правильно? «Земля освещается солнцем», «Солнце освещается землей», «Солнцем освещается земля», «Землей освещается солнце», «Рабочими строится дом», «Домом строятся рабочие». Кто драчун? «Колю ударил Петя», «Петя ударен Колей». Что я сделал раньше? «Я позавтракал после того, как прочитал газеты», «Прежде чем сдать экзамены, я хорошо подготовился». Что произошло позже? «Я стал купаться после того, как установилась жаркая погода». Аналогичная нагрузка на психические процессы ложится и при анализе инвертированных предложений, касающихся временных отношений. При подобной направленности исследования испытуемому предлагается оценить правильность фраз «весна бывает перед летом» или «лето бывает перед весной», «зима после весны» и т. п. либо объяснить последовательность действий, отраженных в фразе «Я позавтракал после того, как прочитал газеты», «После того как сходил в магазин, он пошел на работу». Неспособность мысленно идентифицировать и преобразовать пространственно-временные отношения свойственна больным с поражениями темен-но-затылочной коры левого полушария, но может встречаться и при поражениях лобной коры, являясь следствием дефектов в звене целенаправленной интеллектуальной деятельности. В версии М. М. Семаго и Н. Я. Семаго после устного зачитывания вопросов испытуемый поочередно должен давать на них ответы. При этом обязательно учитывается объем слухоречевой памяти. Выделенные ключевые слова должны акцентировать внимание отвечающего. Задание доступно детям с 7-8-летнего возраста. 1. Маша старше Юли. Кто из девочек младше? 2. Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже? 3. Оля светлее Кати. Кто из девочек темнее? 4. В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше? 5. Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду? 6. Я взял книгу у девочкиной мамы. У кого я взял книгу? 7. Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас? 8. Мужчина обижен женщиной. Кто кого обидел? 9. На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера? 10. Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым?
■ ■. ■ Понимание пространственных отношений между предметами Анализ понимания подобных отношений, выраженных в вербальной форме, возможен с помощью ряда схожих по направленности проб. 1. Испытуемому предлагается выполнить простую инструкцию, в которой с помощью предлогов и наречий места выражаются известные пространственные отношения, например, на листе бумаги «поставить крест под кругом», «круг под крестом», «точку под треугольником», «крест справа от круга» и т. п. Для сенсибилизации этой пробы можно попросить испытуемого выполнить рисунок сверху вниз (как его должен увидеть сидящий напротив экспериментатор) либо использовать в инструкции более сложную форму предложения: «Поставить крест справа от круга, но слева от треугольника». 2. К индикаторам той же направленности относится и разновидность пробы, при которой испытуемому предлагается не рисовать, а манипулировать конкретными предметами, расположенными перед ним. Например, используя словосочетание с одним предлогом: «Положите ручку под книгу», «Положите книгу на ручку», «Положите ручку на книгу», «Положите ручку справа от книги», «Положите книгу перед ручкой», «Положите ручку между книгой тетрадью» и т. п.; с двумя предлогами: «Положите тетрадь в книгу, но под ручку», «Положите ручку на тетрадь, но под книгу», «Положите ручку в тетрадь, но над книгой». Возможен и обратный ход исследовательской процедуры: сам экспериментатор определенным образом располагает реальные предметы на столе перед испытуемым или удерживает их руками и просит кратко описать их взаимное расположение. 3. Испытуемому предлагается набор картинок, среди которых нужно найти такую, на которой изображено пространственное отношение между предметами, выраженное заданной вербальной формой, например: «Показать бочку за ящиком» и т. п. (рис. 109— по Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной; см. также стимульный материал к методике «Вербализация пространственных отношений»), Рис. 109. Стимульный материал к пробе «Понимание пространственных отношений»
Исполнение данных проб вызывает серьезные затруднения у больных с семантической афазией (поражения теменно-височно-затылочной области левого полушария): они не способны уловить пространственные отношения, задаваемые инструкцией, и выполняют действия в последовательности, аналогичной последовательности слов в фразе. Функциональная неполноценность именно данного участка мозга является основным предметом исследования с помощью указанных приемов. Близкие результаты получаются и при предложении определить, к какому из 2 предложенных рисунков относится каждая из данных ему грамматических конструкций.
Эту категорию больных необходимо отличать от испытуемых, имеющих слабость со стороны височных отделов, — они могут понять логико-грамматическую отношения, но при выполнении задания теряют правильное обозначение фигур и заменяют одну фигуру другой. Больные с поражением передних отделов мозга, усваивая нужную систему отношений, не в состоянии перейти к решению измененной задачи, даже если она является более легкой. Уже актуализированный способ решения («крест под кругом») начинает инертно повторяться, хотя инструкция уже звучит по-другому («крест над кругом»), либо возникают персевераторные повторения одной и той же фигуры. -
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.173.244 (0.008 с.) |