Понимание инвертированных конструкций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание инвертированных конструкций



Испытуемому предлагаются грамматические конструкции с непривыч­ным расположением элементов, в которых порядок слов противоположен порядку действия. Например:

Как правильно? «Земля освещается солнцем», «Солнце освещается зем­лей», «Солнцем освещается земля», «Землей освещается солнце», «Рабочими строится дом», «Домом строятся рабочие».

Кто драчун? «Колю ударил Петя», «Петя ударен Колей».

Что я сделал раньше? «Я позавтракал после того, как прочитал газеты», «Прежде чем сдать экзамены, я хорошо подготовился».

Что произошло позже? «Я стал купаться после того, как установилась жар­кая погода».

Аналогичная нагрузка на психические процессы ложится и при анализе инвертированных предложений, касающихся временных отношений. При подобной направленности исследования испытуемому предлагается оценить правильность фраз «весна бывает перед летом» или «лето бывает перед вес­ной», «зима после весны» и т. п. либо объяснить последовательность действий, отраженных в фразе «Я позавтракал после того, как прочитал газеты», «Пос­ле того как сходил в магазин, он пошел на работу».

Неспособность мысленно идентифицировать и преобразовать простран­ственно-временные отношения свойственна больным с поражениями темен-но-затылочной коры левого полушария, но может встречаться и при поражени­ях лобной коры, являясь следствием дефектов в звене целенаправленной ин­теллектуальной деятельности.

В версии М. М. Семаго и Н. Я. Семаго после устного зачитывания во­просов испытуемый поочередно должен давать на них ответы. При этом обя­зательно учитывается объем слухоречевой памяти. Выделенные ключевые слова должны акцентировать внимание отвечающего. Задание доступно де­тям с 7-8-летнего возраста.

1. Маша старше Юли. Кто из девочек младше?

2. Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже?

3. Оля светлее Кати. Кто из девочек темнее?

4. В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше?

5. Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?

6. Я взял книгу у девочкиной мамы. У кого я взял книгу?

7. Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?

8. Мужчина обижен женщиной. Кто кого обидел?

9. На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?

10. Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым?

■ ■. ■

Понимание пространственных отношений между предметами

Анализ понимания подобных отношений, выраженных в вербальной форме, возможен с помощью ряда схожих по направленности проб.

1. Испытуемому предлагается выполнить простую инструкцию, в кото­рой с помощью предлогов и наречий места выражаются известные простран­ственные отношения, например, на листе бумаги «поставить крест под кру­гом», «круг под крестом», «точку под треугольником», «крест справа от кру­га» и т. п. Для сенсибилизации этой пробы можно попросить испытуемого выполнить рисунок сверху вниз (как его должен увидеть сидящий напротив

экспериментатор) либо использовать в инструкции более сложную форму предложения: «Поставить крест справа от круга, но слева от треугольника».

2. К индикаторам той же направленности относится и разновидность пробы, при которой испытуемому предлагается не рисовать, а манипулиро­вать конкретными предметами, расположенными перед ним. Например, ис­пользуя словосочетание с одним предлогом: «Положите ручку под книгу», «Положите книгу на ручку», «Положите ручку на книгу», «Положите ручку справа от книги», «Положите книгу перед ручкой», «Положите ручку между книгой тетрадью» и т. п.; с двумя предлогами: «Положите тетрадь в книгу, но под ручку», «Положите ручку на тетрадь, но под книгу», «Положите ручку в тетрадь, но над книгой». Возможен и обратный ход исследовательской про­цедуры: сам экспериментатор определенным образом располагает реальные предметы на столе перед испытуемым или удерживает их руками и просит кратко описать их взаимное расположение.

3. Испытуемому предлагается набор картинок, среди которых нужно найти такую, на которой изображено пространственное отношение между предметами, выраженное заданной вербальной формой, например: «Показать бочку за ящиком» и т. п. (рис. 109— по Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной; см. также стимульный материал к методике «Вербализация пространственных отношений»),

Рис. 109. Стимульный материал к пробе «Понимание пространственных отношений»

 

Исполнение данных проб вызывает серьезные затруднения у больных с семантической афазией (поражения теменно-височно-затылочной области ле­вого полушария): они не способны уловить пространственные отношения, задаваемые инструкцией, и выполняют действия в последовательности, ана­логичной последовательности слов в фразе. Функциональная неполноценность именно данного участка мозга является основным предметом исследования с помощью указанных приемов. Близкие результаты получаются и при предло­жении определить, к какому из 2 предложенных рисунков относится каждая из данных ему грамматических конструкций.

Эту категорию больных необходимо отличать от испытуемых, имеющих слабость со стороны височных отделов, — они могут понять логико-граммати­ческую отношения, но при выполнении задания теряют правильное обозна­чение фигур и заменяют одну фигуру другой.

Больные с поражением передних отделов мозга, усваивая нужную систе­му отношений, не в состоянии перейти к решению измененной задачи, даже если она является более легкой. Уже актуализированный способ решения («крест под кругом») начинает инертно повторяться, хотя инструкция уже звучит по-другому («крест над кругом»), либо возникают персевераторные повторения одной и той же фигуры.

-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.173.244 (0.008 с.)