Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проба на автоматизированную речь («рядоговорение»)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследования автоматизированной речи, являющейся необходимым условием для осуществления плавного развернутого высказывания, обычно предшествуют исследованию речи повествовательной, то есть позволяют произвести дифференциацию различных речевых расстройств более высокого уровня. Испытуемому предлагается перечислить привычный натуральный ряд чисел (1, 2, 3, 4, 5 и т. д.) или привычный ряд дней недели, месяцев года (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль) и т. д. Учитываются возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов или их замены, искажения порядка следования элементов, персеверации и парафазии. Кроме этих проб больному может быть предложено произнести короткие, но хорошо знакомые с детства стихотворения или пропеть куплет хорошо знакомой песни. Потеря подобной способности может возникать при разных формах афазий, то есть ассоциировать с различными локализациями поражений мозга. Поражения премоторных отделов будут сопровождаться нарушением высших автоматизированных процессов, дефектами кинетических синтезов: перечисление ряда лишается плавности и каждое слово начинает требовать специального усилия, между словами возникают паузы. При преимущественном вовлечении передних отделов мозга больной может механически (эхолалично) повторить предложенную экспериментатором группу слов, обозначающих ряд (1, 2, 3, 4... 1, 2, 3, 4...), но не в состоянии этот ряд самостоятельно продолжить, либо, сохраняя предложенный исследователем ритм, продолжает ряд в виде «инертных пачек» (январь, февраль..., март, апрель..., май, июнь и т. д.). ..: ' Проба на дезавтоматизированную речь Данная проба предназначена для установления способности испытуемого преодолевать упроченные речевые стереотипы. Больному предлагается повторить числовой ряд, дни недели, месяцы года в обратном порядке. Неспособность выполнить это задание свидетельствует о большой инертности ранее упроченных стереотипов, что следует рассматривать как признак поражения или функциональных изменений со стороны лобных долей мозга, хотя сходные внешние проявления могут встречаться и при других мозговых повреждениях, в том числе его неспецифических систем. ■ Проба на диалоговую речь Эта проба в силу своей простоты и очевидности часто предшествует более детальному исследованию речи, ее повествовательных форм. Испытуемому предлагается ряд коротких вопросов, которые предполагают различные по сложности ответы, начиная от элементарных утверждений или отрицаний и заканчивая содержательными текстами, требующими образования новых связей: «Вы сегодня обедали?»; «Как вы себя чувствуете?»; «Где вы живете?»; «Где вы работаете?»; «Как вы собираетесь провести отпуск?»; «Какую погоду обещали на завтра?» и т. п. Анализ полученных результатов включает учет быстроты, с которой даются ответы, наличие эхолалических повторений вопроса в словах ответа, возможности быстро переходить от пассивного типа ответов к активному, различия в ответах на эмоционально значимые и индифферентные для испытуемого вопросы. При поражении височных систем на фоне акустико-мнестической афазии будут возникать трудности, связанные с нестойкостью словесных следов и отчуждением смысла слов: ответ на вопрос не вызывает трудностей, но решающим является отсутствие нужных, к месту «всплывающих» слов. Поэтому ответы на вопросы часто начинают замещаться парафазиями, поисками слов, восклицаниями, выражающими замешательство. При поражениях премоторных отделов проявляется распад высокоавтоматизированных речевых процессов: речевой процесс оказывается резко замедленным, а его плавность нарушенной. Больной, легко показывающий отдельные предметы и повторяющий изолированные слова, не в состоянии вести развернутый диалог, отвечает на вопросы неадекватно кратко и обнаруживает заметные затруднения, когда в тексте вопроса не содержится формулировок ответа, то есть когда нужно сформировать новую систему связей. ■ Проба на репродуктивную повествовательную речь В данной пробе экспериментатором прочитывается вслух небольшой, в несколько строк, рассказ. Испытуемый должен самостоятельно в развернутой повествовательной форме передать его сюжет. Необходимо обращать внимание на замену связного изложения ограниченными номинативными элементами (перечислением предметных деталей) и способность испытуемого оставаться в пределах предложенной фабулы. Если больной оказывается не в состоянии связно передать нужное содержание, экспериментатор может воспользоваться контрольными вопросами, расчленяющими сюжет на отдельные детали. В качестве исходного материала могут выступить следующие короткие рассказы. «У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко». «Хотела галка пить. Во дворе стоял кувшин с водой, но воды в нем было мало, только на дне. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки, вода поднялась, и галка смогла напиться». Характерные изменения повествовательной формы речи будут возникать при височных поражениях: при сохранности интонационной схемы высказывания грубо нарушается его словарный состав. Особенно страдают «вещественные» (А. Р. Лурия) слова, включенные в предложения: они либо выпадают, либо заменяются парафазиями. Поэтому смысл высказывания можно понять, лишь зная общий контекст того, что хочет сказать больной, а также улавливая его интонационно-мелодическую структуру. В более легких случаях структура высказывания может заполняться контаминациями. При поражениях премоторных систем на фоне эфферентной моторной афазии плавная повествовательная речь оказывается невозможной. Типичной для таких больных будет форма рассказа, состоящего из одних номинативных слов («телеграфный стиль»). При задавании контрольных или наводящих вопросов в ответах больного можно услышать их эхолаличное повторение либо ответа вообще не следует. При вовлеченности префронтальных участков левой лобной доли, даже внимательно рассмотрев картинку или прослушав рассказ, больные не в состоянии развернуто передать их содержание, ограничиваются изолированными фрагментами, заявляя, что «все забыли». Однако в этих случаях разбиение содержание на отдельные фрагменты с помощью серии последовательных вопросов позволяет убедиться, что больной не только удержал содержание прочитанного рассказа или увиденного рисунка, но и может воспроизвести его в виде отдельных ответов. В подобных случаях основной регистрируемый дефект связан с нарушениями активности высказывания. Неспецифические нарушения повествовательной речи, вызванные значительной истощаемостью и нестойкостью мнестических следов, могут возникать и при общемозговых нарушениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.008 с.) |