Проба на автоматизированную речь («рядоговорение») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проба на автоматизированную речь («рядоговорение»)



Исследования автоматизированной речи, являющейся необходимым усло­вием для осуществления плавного развернутого высказывания, обычно пред­шествуют исследованию речи повествовательной, то есть позволяют произве­сти дифференциацию различных речевых расстройств более высокого уровня.

Испытуемому предлагается перечислить привычный натуральный ряд чисел (1, 2, 3, 4, 5 и т. д.) или привычный ряд дней недели, месяцев года (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль) и т. д.

Учитываются возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов или их замены, искажения поряд­ка следования элементов, персеверации и парафазии.

Кроме этих проб больному может быть предложено произнести корот­кие, но хорошо знакомые с детства стихотворения или пропеть куплет хоро­шо знакомой песни.

Потеря подобной способности может возникать при разных формах афазий, то есть ассоциировать с различными локализациями поражений мозга. Поражения премоторных отделов будут сопровождаться нарушением высших автоматизированных процессов, дефектами кинетических синтезов: перечисление ряда лишается плавности и каждое слово начинает требовать специального усилия, между словами возникают паузы.

При преимущественном вовлечении передних отделов мозга больной может механически (эхолалично) повторить предложенную экспериментато­ром группу слов, обозначающих ряд (1, 2, 3, 4... 1, 2, 3, 4...), но не в состо­янии этот ряд самостоятельно продолжить, либо, сохраняя предложенный исследователем ритм, продолжает ряд в виде «инертных пачек» (январь, фев­раль..., март, апрель..., май, июнь и т. д.).

..: '

Проба на дезавтоматизированную речь

Данная проба предназначена для установления способности испытуемо­го преодолевать упроченные речевые стереотипы. Больному предлагается повторить числовой ряд, дни недели, месяцы года в обратном порядке.

Неспособность выполнить это задание свидетельствует о большой инерт­ности ранее упроченных стереотипов, что следует рассматривать как признак поражения или функциональных изменений со стороны лобных долей мозга, хотя сходные внешние проявления могут встречаться и при других мозговых

повреждениях, в том числе его неспецифических систем.

Проба на диалоговую речь

Эта проба в силу своей простоты и очевидности часто предшествует более детальному исследованию речи, ее повествовательных форм. Испытуемому предлагается ряд коротких вопросов, которые предполагают различные по

сложности ответы, начиная от элементарных утверждений или отрицаний и заканчивая содержательными текстами, требующими образования новых свя­зей: «Вы сегодня обедали?»; «Как вы себя чувствуете?»; «Где вы живете?»; «Где вы работаете?»; «Как вы собираетесь провести отпуск?»; «Какую погоду обещали на завтра?» и т. п.

Анализ полученных результатов включает учет быстроты, с которой да­ются ответы, наличие эхолалических повторений вопроса в словах ответа, возможности быстро переходить от пассивного типа ответов к активному, различия в ответах на эмоционально значимые и индифферентные для ис­пытуемого вопросы.

При поражении височных систем на фоне акустико-мнестической афа­зии будут возникать трудности, связанные с нестойкостью словесных следов и отчуждением смысла слов: ответ на вопрос не вызывает трудностей, но решающим является отсутствие нужных, к месту «всплывающих» слов. По­этому ответы на вопросы часто начинают замещаться парафазиями, поиска­ми слов, восклицаниями, выражающими замешательство.

При поражениях премоторных отделов проявляется распад высокоавто­матизированных речевых процессов: речевой процесс оказывается резко за­медленным, а его плавность нарушенной. Больной, легко показывающий отдельные предметы и повторяющий изолированные слова, не в состоянии вести развернутый диалог, отвечает на вопросы неадекватно кратко и обнару­живает заметные затруднения, когда в тексте вопроса не содержится форму­лировок ответа, то есть когда нужно сформировать новую систему связей.

Проба на репродуктивную повествовательную речь

В данной пробе экспериментатором прочитывается вслух небольшой, в несколько строк, рассказ. Испытуемый должен самостоятельно в развернутой повествовательной форме передать его сюжет. Необходимо обращать внимание на замену связного изложения ограниченными номинативными элементами (перечислением предметных деталей) и способность испытуемого оставаться в пределах предложенной фабулы. Если больной оказывается не в состоянии связно передать нужное содержание, экспериментатор может воспользоваться контрольными вопросами, расчленяющими сюжет на отдельные детали.

В качестве исходного материала могут выступить следующие короткие рассказы.

«У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в по­гребе кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко».

«Хотела галка пить. Во дворе стоял кувшин с водой, но воды в нем было мало, только на дне. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки, вода поднялась, и галка смогла напиться».

Характерные изменения повествовательной формы речи будут возникать при височных поражениях: при сохранности интонационной схемы высказыва­ния грубо нарушается его словарный состав. Особенно страдают «веществен­ные» (А. Р. Лурия) слова, включенные в предложения: они либо выпадают,

либо заменяются парафазиями. Поэтому смысл высказывания можно понять, лишь зная общий контекст того, что хочет сказать больной, а также улавливая его интонационно-мелодическую структуру. В более легких случаях структура высказывания может заполняться контаминациями.

При поражениях премоторных систем на фоне эфферентной моторной афазии плавная повествовательная речь оказывается невозможной. Типич­ной для таких больных будет форма рассказа, состоящего из одних номина­тивных слов («телеграфный стиль»). При задавании контрольных или наво­дящих вопросов в ответах больного можно услышать их эхолаличное повто­рение либо ответа вообще не следует.

При вовлеченности префронтальных участков левой лобной доли, даже внимательно рассмотрев картинку или прослушав рассказ, больные не в со­стоянии развернуто передать их содержание, ограничиваются изолированны­ми фрагментами, заявляя, что «все забыли». Однако в этих случаях разбие­ние содержание на отдельные фрагменты с помощью серии последователь­ных вопросов позволяет убедиться, что больной не только удержал содержание прочитанного рассказа или увиденного рисунка, но и может воспроизвести его в виде отдельных ответов. В подобных случаях основной регистрируемый дефект связан с нарушениями активности высказывания.

Неспецифические нарушения повествовательной речи, вызванные зна­чительной истощаемостью и нестойкостью мнестических следов, могут воз­никать и при общемозговых нарушениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.005 с.)