Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Узнавание пространственно деформированных изображений (Л. И. Вассерман и соавт.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данная тахистоскопическая проба проводится тремя способами, в рамках которых испытуемому на экране прибора кратковременно предъявляются 12 объектных изображений с полным набором деталей: 1. Предъявляется рисунок, где детали каждого объекта разобщены и беспорядочно расположены. 2. Предъявляется полный рисунок объекта, но правильное пространственное соотношение деталей на нем искажено (например, дом с дверью и окнами на крыше и дымовой трубой на стене). 3. Демонстрируется «правильный» рисунок, перевернутый на 180° (рис. 23).
Рис. 22. Примеры изображений-химер Рис. 23. Примеры пространственно деформированных изображений Исследование начинается с минимальной экспозиции 500 мс с увеличением ее в каждой очередной серии на 100 мс. Визуальные стимулы с разобщенными деталями опознаются здоровыми испытуемыми в среднем за 1000 мс. При меньшей экспозиции встречаются единичные ошибки. Примерно такое же время (1200 мс) регистрируется у больных с заднелобными поражениями и несколько более (1500 мс)— у больных с поражением височных отделов. Способность пространственно соотносить детали изображения и объединять их в целостный образ, необходимый для опознания, в наибольшей степени нарушается при теменных очагах поражения. Время опознания v таких больных составляет не менее 4500 мс. У больных с затылочными поражениями отмечается парадоксальный факт: опознание «разорванных» изображений происходит у них при тех же временных показателях, как и обычных. И в том и в другом случае больные просто перечисляют детали. Успешность опознания у них оказывается зависимой от количества элементов (деталей), которые может выделить и суммировать больной. При выполнении заданий по опознанию искаженных и необычно ориентированных изображений также выделяется группа больных с теменными и особенно правосторонними поражениями. Они допускают наибольшее число ошибок даже при максимальной экспозиции 5000 мс. Это число превышает среднее время опознания у больных с заднелобными и височными очагами поражения в 3-4 раза. Больные с затылочными очагами (в отличие от других групп больных) при предъявлении пространственно искаженных и необычно ориентированных изображений дополнительных трудностей, по сравнению с опознанием обычных изображений, не испытывают. Дорисовывание предметных изображений по фрагменту (Е. Г. Гришина) Испытуемому предлагаются карточки с изображенными на них фрагментами различных предметов. В качестве стимульного материала могут использоваться рисунки из методики «Узнавание предметов с недостающими признаками». Необходимо догадаться, что изображено в отсутствующей части рисунка («Часть рисунка стерлась»), и восстановить его до целого. Время выполнения задания не ограничивается. При затруднении оказывается помощь: называется семантическая группа или дается функциональное описание изображенного предмета. Если подобные подсказки не помогают, экспериментатор называет предмет с просьбой дорисовать фрагмент до полного изображения. После окончания рисования все изображенные предметы должны быть названы. Методика предназначена не столько для исследования собственно восприятия, сколько для исследования образных представлений — возможности опознания и реконструкции предметного изображения по его фрагменту. Обращают внимание на искажение предметного изображения (несоответствие реальному предмету), на трудности соотнесения образа-представления с графическими элементами даже при назывании предмета, а также на отсутствие учета всех графических элементов стимульного изображения. Нарушения образов-представлений достаточно четко выступают как при функциональной недостаточности затылочных и теменно-затылочных зон больших лолушарий, так и в рамках синдрома поражения второй височной извилины, на фоне акустико-мнестической афазии (при исключении собственно двигательных расстройств, влияющих на качество рисунка). Идентификация индивидуализированных изображений Данная проба относится к числу тахистоскопических, хотя может проводиться (например, у детей) и в обычном варианте. Испытуемому не более чем на 3000 мс с предварительной инструкцией запомнить предъявляется изображение того или иного объекта, обладающего большим количеством индивидуальных признаков (кувшина, жука, стула и т. п.) (рис. 24). Почти сразу же, спустя 2000 мс, больного просят показать его на карте, где представлены 6 различных индивидуализированных изображений объекта того же класса. Задание повторяется не менее 6 раз с различными объектами. Рис. 24. Индивидуализированные изображения Если для здоровых испытуемых такого рода задания трудностей не представляют, то больные с очаговой патологией мозга делятся на две группы в зависимости от латерализации очага поражения. При левополушарных поражениях с очагами в заднелобной, теменной и височных долях количество ошибочных ответов не превышает 2. Примерно 3 ошибки на 6 предъявлений допускают больные с левозатылочными очагами (не имеющие клинически выраженных зрительно-гностических расстройств). Все правополушарные больные, независимо от локализации очага поражения в пределах полушария, испытывают значительные трудности при идентификации изображений. Количество ошибочных ответов у больных с лобноцентральными, теменными и височными очагами в правом полушарии в 2 раза превышает количество ошибок при тех же очагах в левом полушарии. Для больных с правозатылоч-ными очагами задание оказывается предельно трудным и ответы начинают носить практически случайный характер. При этом время опознания изображений различных знакомых объектов может не ухудшаться. Эта проба рекомендуется в дополнение к другим для определения латерализации очага поражения при отсутствии четких клинических и нейропси-хологических критериев (Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.009 с.) |