Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проба конструирования из частей (дж. Э. Кинг — по М. О. Шуаре)

Поиск

Методика предназначена для анализа адекватности отражения простран­ственных соотношений, то есть способности мысленно манипулировать зри­тельными образами. Испытуемому предлагаются наборы нарисованных фи­гур, среди которых левая фигура является разобщенной (состоящей из фраг­ментов), а среди 4 правых (собранных) фигур надо найти такую, которая по своей структуре совпадает с образцом (рис. 62). Всего в наборе 24 карточки с подобными заданиями, среднее количество ошибок— 1.

Рис. 62. Яримеры стимульного материала к пробе конструирования из частей

Регистрируются время работы с методикой и количество допущенных ошибок.

Больные с поражениями лобно-базалъных отделов мозга и с поражения­ми левого полушария выполняют пробу существенно медленнее. Качествен­ный анализ ошибок показывает, что возможны нарушения как операции мысленного переворачивания фигуры (у «передних» больных), так и опера­ции построения самой фигуры, даже если операции переворачивания не требуется (у «задних» больных). Лица с поражениями заднелобно-теменных отделов мозга допускают ошибки обоих типов. Для больных с поражениями правого полушария характерны ошибки в оценке деталей фигуры, в том числе и в тех заданиях, где не требовалось переворачивания фигуры. Испытуемые с поражениями левого полушария часто ошибаются при нахождении принци­па построения фигуры.

Проба Р. Иеркса

Испытуемому предлагается несколько картинок (рис. 63), на которых изоб­ражены различные по конфигурации объемные фигуры, сложенные из куби­ков (по А. Р. Лурия). Необходимо подсчитать, какое количество кубиков по­требовалось для изготовления данной фигуры. Трудность анализа заключается в том, что на картинке видны не все кубики, составляющие конструкцию, —

 

их необходимо образно, учитывая пространственные параметры всей фигуры, «додумать» и включить в подсчет. Ошибки при исполнении данной пробы связаны с функциональной слабостью теменно-затылочных участков коры.

Рис. 63. Стимульный материал к пробе Иеркса

Перед началом пробы Иеркса для более точной дифференциальной диа­гностики необходимо убедиться в сохранности калькуляционных функций испытуемого, которые также могут нарушаться при поражении аналогичных или близких им участках мозга.

Кубики К. Коса

Данная методика относится к числу приемов, оценивающих сформиро-ванность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления, способность к программированию и последовательной реализации конструктивной деятельности, которые, в свою очередь, являются составной частью более общих интеллектуальных функций. Церебральное обеспечение подобной деятельности, по-видимому, будет включать одновременно несколько функциональных систем. У взрос­лых это преимущественно теменно-затылочные и лобные отделы мозга. У де­тей, кроме того, еще и передняя и задняя центральные извилины и премотор-ная кора, раннее поражение которой также негативно сказывается на форми­ровании конструктивной деятельности.

Испытуемому предлагается ряд увеличивающихся по сложности образ­цов двухцветных узоров, которые необходимо выложить из верхних граней небольших кубиков (рис. 64).

Рис. 64. Образец кубика и образцы орнаментов к методике «Кубики Коса»

Сами кубики имеют специфическую окраску — две противоположные грани окрашены красным цветом, две — белым, а две диагонально разделены на белый и красный треугольники. Взрослым и детям предлагаются разные по сложности образцы. Учитываются характер работы с кубиками, правильность сложения орнаментов, а также время выполнения задания. На представленном рисунке фигура 1 доступна для безошибочного исполнения большинству детей 6 лет и старше, фигура 2 — для детей 7 лет и старше, 3 — для детей 9 лет и старше, 4и 5— для детей Шлет и старше.

Исполнение данной пробы связано не только с функциональной сохран­ностью теменно-затылочных отделов мозга, повреждение которых будет вто­рично вызывать конструктивную апраксию, связанную с неспособностью анализа однородных частей узора на составляющие их элементы, а также дефектность оценки их пространственных отношений. Активно и заинтере­сованно относясь к заданию, испытуемый все-таки с большим трудом, заду­мываясь над возможными решениями, складывает самые простые узоры и отдает себе отчет в тех случаях, когда результат неудачен. Обычно он видит допущенные ошибки, пытается их, хотя и безрезультатно, исправить.

Но если в патологический процесс вовлекаются передние отделы мозга, то их повреждение будет приводить к иным последствиям в работе с методи­кой (интеллектуального, программного и целеполагающего, избирательного

 

характера) — нарушениям последовательности самих операций, а иногда и бес­порядочному, импульсивному манипулированию кубиками, стереотипным по­вторениям уже неудачных действий, явному несовпадению результата с образ­цом при отсутствии к подобному итогу критики, попыткам начать работу еще не дослушав инструкцию и другим признакам «лобного синдрома». Дополни­тельная помощь таким больным в форме вспомогательных инструкций, упоря­дочивающих последовательность действий («посмотри сюда», «выдели ряд», «те­перь подсчитай кубики» и т. п.), может существенно облегчать их работу. Боль­ные с теменно-затылочными поражениями в таких инструкциях не нуждаются.

Куб Линка

В обычных экспериментах используется как тест специальных способ­ностей. Предназначен для оценки наблюдательности, пространственных пред­ставлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики испытуемого. Методика позволяет судить и о степени сообразительности испытуемого при решении простейшей конструктивной задачи. Данная ме­тодика является тестом скорости, поэтому время выполнения каждой попыт­ки строго фиксируется.

В рамках нейропсихологического исследования испытуемому показывает­ся одноцветный куб, сложенный из 27 кубиков размером 3x3 (иногда 4x4) см, разные грани которых окрашены в различные цвета — красный, желтый, зеле­ный (на момент показа этого обстоятельства не видно). После этого большой куб на глазах у испытуемого разваливается и ему предлагается вновь его вос­создать в первоначальном виде. Подобная операция требует активации слож­ных пространственных представлений, одновременно учитывающих и общее расположение кубиков в большом кубе (независимо от цвета граней), и необ­ходимость их пространственного упорядочения в зависимости от окраски од­ной, двух и трех граней — для кубиков в центральной части каждой плоско­сти, в центральной части каждой грани и на стыке трех ребер куба.

 

 

Количество кубиков Количество окрашенных граней
красных зеленых желтых
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

После того как испытуемый складывает первый куб, ему предлагается сложить второй, а затем и третий (других цветов).

Поскольку на кубиках нет ни одной лишней грани каждого цвета, куб можно сложить только при правильном использовании кубиков. Кубики с тремя гранями заданного цвета (таких кубиков 8) следует употреблять только для вершин трехгранных углов куба, кубики с двумя гранями заданного цве­та (таких кубиков 12) — только для середины двенадцати ребер куба. Кубики с одной гранью, окрашенной в данный цвет (таких кубиков 6), должны быть использованы для середины граней; единственный кубик, не имеющий ни одной грани данного цвета, надо положить в центр куба.

При выполнении задания экспериментатор наблюдает за производимы­ми действиями, фиксирует характер ошибок, выявляет особенности внима­ния испытуемого. При выполнении данной пробы могут использоваться 2 стратегии складывания. Первая заключается в том, что, желая заполнить какое-то очередное место, испытуемый ищет нужный для этого места кубик, перебирая все остальные. Вторая, более совершенная стратегия состоит в том, что, беря любой кубик, испытуемый ищет для него соответствующее место.

При наблюдении за действиями исследуемого необходимо выявить от­тенки поведения, отметив следующее:

1)была ли стадия «проб и ошибок» и если да, то насколько длительная; наблюдалось ли возвращение к ней на более поздних этапах, когда, казалось бы, закономерность действий исследуемому уже понятна;

2) как исследуемый осознал принцип решения: сразу или путем частич­ных догадок;

3) понял ли, сложив первый куб, по каким правилам надо действовать, или собирал второй куб случайно, допуская те же самые ошибки.

При опросе следует установить:

а) может ли исследуемый сформулировать правила решения данной за­дачи;

б) что он может рассказать о том, как выполнял задание.

При усложненном варианте данной пробы испытуемому изначально де­монстрируют большой куб, все грани которого окрашены в разные цвета (типа «кубика Рубика»). Цветов, как и граней, 6. Дальнейшие действия экспери­ментатора и задача для испытуемого аналогичны первому варианту.

В протокол записывается время, потребовавшееся больному, чтобы за­кончить складывание куба, а также все способы и особенности его работы.

Характер интерпретации поведения и ошибок испытуемого для этой пробы такой же, как и в методике «Кубики Коса» (см. выше).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.008 с.)