Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проба конструирования из частей (дж. Э. Кинг — по М. О. Шуаре)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика предназначена для анализа адекватности отражения пространственных соотношений, то есть способности мысленно манипулировать зрительными образами. Испытуемому предлагаются наборы нарисованных фигур, среди которых левая фигура является разобщенной (состоящей из фрагментов), а среди 4 правых (собранных) фигур надо найти такую, которая по своей структуре совпадает с образцом (рис. 62). Всего в наборе 24 карточки с подобными заданиями, среднее количество ошибок— 1. Рис. 62. Яримеры стимульного материала к пробе конструирования из частей Регистрируются время работы с методикой и количество допущенных ошибок. Больные с поражениями лобно-базалъных отделов мозга и с поражениями левого полушария выполняют пробу существенно медленнее. Качественный анализ ошибок показывает, что возможны нарушения как операции мысленного переворачивания фигуры (у «передних» больных), так и операции построения самой фигуры, даже если операции переворачивания не требуется (у «задних» больных). Лица с поражениями заднелобно-теменных отделов мозга допускают ошибки обоих типов. Для больных с поражениями правого полушария характерны ошибки в оценке деталей фигуры, в том числе и в тех заданиях, где не требовалось переворачивания фигуры. Испытуемые с поражениями левого полушария часто ошибаются при нахождении принципа построения фигуры. Проба Р. Иеркса Испытуемому предлагается несколько картинок (рис. 63), на которых изображены различные по конфигурации объемные фигуры, сложенные из кубиков (по А. Р. Лурия). Необходимо подсчитать, какое количество кубиков потребовалось для изготовления данной фигуры. Трудность анализа заключается в том, что на картинке видны не все кубики, составляющие конструкцию, —
их необходимо образно, учитывая пространственные параметры всей фигуры, «додумать» и включить в подсчет. Ошибки при исполнении данной пробы связаны с функциональной слабостью теменно-затылочных участков коры. Рис. 63. Стимульный материал к пробе Иеркса Перед началом пробы Иеркса для более точной дифференциальной диагностики необходимо убедиться в сохранности калькуляционных функций испытуемого, которые также могут нарушаться при поражении аналогичных или близких им участках мозга. Кубики К. Коса Данная методика относится к числу приемов, оценивающих сформиро-ванность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления, способность к программированию и последовательной реализации конструктивной деятельности, которые, в свою очередь, являются составной частью более общих интеллектуальных функций. Церебральное обеспечение подобной деятельности, по-видимому, будет включать одновременно несколько функциональных систем. У взрослых это преимущественно теменно-затылочные и лобные отделы мозга. У детей, кроме того, еще и передняя и задняя центральные извилины и премотор-ная кора, раннее поражение которой также негативно сказывается на формировании конструктивной деятельности. Испытуемому предлагается ряд увеличивающихся по сложности образцов двухцветных узоров, которые необходимо выложить из верхних граней небольших кубиков (рис. 64). Рис. 64. Образец кубика и образцы орнаментов к методике «Кубики Коса» Сами кубики имеют специфическую окраску — две противоположные грани окрашены красным цветом, две — белым, а две диагонально разделены на белый и красный треугольники. Взрослым и детям предлагаются разные по сложности образцы. Учитываются характер работы с кубиками, правильность сложения орнаментов, а также время выполнения задания. На представленном рисунке фигура 1 доступна для безошибочного исполнения большинству детей 6 лет и старше, фигура 2 — для детей 7 лет и старше, 3 — для детей 9 лет и старше, 4и 5— для детей Шлет и старше. Исполнение данной пробы связано не только с функциональной сохранностью теменно-затылочных отделов мозга, повреждение которых будет вторично вызывать конструктивную апраксию, связанную с неспособностью анализа однородных частей узора на составляющие их элементы, а также дефектность оценки их пространственных отношений. Активно и заинтересованно относясь к заданию, испытуемый все-таки с большим трудом, задумываясь над возможными решениями, складывает самые простые узоры и отдает себе отчет в тех случаях, когда результат неудачен. Обычно он видит допущенные ошибки, пытается их, хотя и безрезультатно, исправить. Но если в патологический процесс вовлекаются передние отделы мозга, то их повреждение будет приводить к иным последствиям в работе с методикой (интеллектуального, программного и целеполагающего, избирательного
характера) — нарушениям последовательности самих операций, а иногда и беспорядочному, импульсивному манипулированию кубиками, стереотипным повторениям уже неудачных действий, явному несовпадению результата с образцом при отсутствии к подобному итогу критики, попыткам начать работу еще не дослушав инструкцию и другим признакам «лобного синдрома». Дополнительная помощь таким больным в форме вспомогательных инструкций, упорядочивающих последовательность действий («посмотри сюда», «выдели ряд», «теперь подсчитай кубики» и т. п.), может существенно облегчать их работу. Больные с теменно-затылочными поражениями в таких инструкциях не нуждаются. Куб Линка В обычных экспериментах используется как тест специальных способностей. Предназначен для оценки наблюдательности, пространственных представлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики испытуемого. Методика позволяет судить и о степени сообразительности испытуемого при решении простейшей конструктивной задачи. Данная методика является тестом скорости, поэтому время выполнения каждой попытки строго фиксируется. В рамках нейропсихологического исследования испытуемому показывается одноцветный куб, сложенный из 27 кубиков размером 3x3 (иногда 4x4) см, разные грани которых окрашены в различные цвета — красный, желтый, зеленый (на момент показа этого обстоятельства не видно). После этого большой куб на глазах у испытуемого разваливается и ему предлагается вновь его воссоздать в первоначальном виде. Подобная операция требует активации сложных пространственных представлений, одновременно учитывающих и общее расположение кубиков в большом кубе (независимо от цвета граней), и необходимость их пространственного упорядочения в зависимости от окраски одной, двух и трех граней — для кубиков в центральной части каждой плоскости, в центральной части каждой грани и на стыке трех ребер куба.
После того как испытуемый складывает первый куб, ему предлагается сложить второй, а затем и третий (других цветов). Поскольку на кубиках нет ни одной лишней грани каждого цвета, куб можно сложить только при правильном использовании кубиков. Кубики с тремя гранями заданного цвета (таких кубиков 8) следует употреблять только для вершин трехгранных углов куба, кубики с двумя гранями заданного цвета (таких кубиков 12) — только для середины двенадцати ребер куба. Кубики с одной гранью, окрашенной в данный цвет (таких кубиков 6), должны быть использованы для середины граней; единственный кубик, не имеющий ни одной грани данного цвета, надо положить в центр куба. При выполнении задания экспериментатор наблюдает за производимыми действиями, фиксирует характер ошибок, выявляет особенности внимания испытуемого. При выполнении данной пробы могут использоваться 2 стратегии складывания. Первая заключается в том, что, желая заполнить какое-то очередное место, испытуемый ищет нужный для этого места кубик, перебирая все остальные. Вторая, более совершенная стратегия состоит в том, что, беря любой кубик, испытуемый ищет для него соответствующее место. При наблюдении за действиями исследуемого необходимо выявить оттенки поведения, отметив следующее: 1)была ли стадия «проб и ошибок» и если да, то насколько длительная; наблюдалось ли возвращение к ней на более поздних этапах, когда, казалось бы, закономерность действий исследуемому уже понятна; 2) как исследуемый осознал принцип решения: сразу или путем частичных догадок; 3) понял ли, сложив первый куб, по каким правилам надо действовать, или собирал второй куб случайно, допуская те же самые ошибки. При опросе следует установить: а) может ли исследуемый сформулировать правила решения данной задачи; б) что он может рассказать о том, как выполнял задание. При усложненном варианте данной пробы испытуемому изначально демонстрируют большой куб, все грани которого окрашены в разные цвета (типа «кубика Рубика»). Цветов, как и граней, 6. Дальнейшие действия экспериментатора и задача для испытуемого аналогичны первому варианту. В протокол записывается время, потребовавшееся больному, чтобы закончить складывание куба, а также все способы и особенности его работы. Характер интерпретации поведения и ошибок испытуемого для этой пробы такой же, как и в методике «Кубики Коса» (см. выше).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.187.119 (0.009 с.) |