Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны)



Испытуемому на короткое время (примерно 5 с) предлагаются специаль­но отобранные сюжетные картинки, в которых персонажи равномерно рас­пределены в левой, правой и центральных ее частях либо на которых смыс­ловой полюс происходящего смещен в одну из сторон. Размер картинки должен соответствовать стандартному размеру бумаги в альбомном формате. Смысл происходящего на ней может быть правильно понят только в том случае, если испытуемый способен за отпущенный временной интервал вос­принять и определить все детали ситуации и роль всех ее персонажей.

После экспозиции картинку убирают, и экспериментатор просит рассказать (записать), что на ней изображено и в чем краткая фабула происходящего.

Упорная недооценка в пересказе того, что изображено в какой-то сторо­не картинок (как правило, левой), будет свидетельствовать о функциональ­ной асимметрии зрительного внимания и функциональной слабости темен­ной и теменно-затылочных зон полушарий (чаще правого).

ЛИЦЕВОЙ ГНОЗИС

Непосредственное узнавание лиц (наблюдение)

В период пребывания испытуемого в клинике или на консультации либо в другой бытовой обстановке, экспериментатор методом наблюдения отсле­живает, способен ли больной в обыденной жизни узнавать ранее знакомых людей и осуществляется ли это узнавание именно по лицам или же по иным, вспомогательным признакам (одежда, голос, походка и т. п.).

Узнавание знакомых лиц

Испытуемому в любой последовательности предъявляются несколько фо­тографий (отчетливо опознаваемых портретов) выдающихся отечественных писателей (например, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова, Горь­кого; рис. 41) либо иных безусловно знакомых лиц.

Рис. 41. Стимульный материал к пробе «Узнавание знакомых лиц»

Идентификация незнакомых лиц

Испытуемому одновременно предъявляются 3 изображения незнакомых лиц — это эталоны. Глядя на них, испытуемый должен отыскать идентичные в наборе из 20 изображений. Степень детализации лиц из набора может разли­чаться: от реалистичных, фотографических изображений, в которых присут­ствуют детали оформления внешности, служащие дополнительной опорой для опознания, до весьма схематичных и однообразных, лишенных «индивидуаль­ности» (рис. 42). Это необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов.

Рис. 42. Образцы стимульного материала к пробе «Идентификация незнакомых с различной степенью детализации

Опыт проводят 3 раза. Если испытуемый не справляется (все 3 пробы делает с ошибками), то те же задания трижды исполняются с двумя или одной фотографиями. Если испытуемый с заданием справляется, ему может быть предложен сенсибилизированный вариант пробы. Он заключается в том, что 3 изображения одновременно предъявляются испытуемому лишь на Юс, после чего проба повторяется по той же схеме. Существенную роль в психо­логической структуре данной пробы играет сохранность кратковременной зрительной памяти.

Лицевая агнозия обычно связывается с поражением правой нижне-заты-лочной области и соседних с ней зон коры.

Эмоциональная идентификация портретов

Испытуемому последовательно предлагаются изображения лиц (от фото­графических до схематичных), на которых, по мнению экспертов, отражены различные достаточно определенные эмоции или эмоциональные состояния, которые нужно определить. В качестве изображаемых эмоциональных состо­яний часто выступают: радость, удовольствие, удивление, спокойствие, тре­вога, страх, страдание, отвращение, гнев, горе, ненависть, презрение, возму­щение, обида, печаль, жалость, растерянность, безразличие, внимание, ре­шительность, гордость, нежность. Для этой цели могут использоваться фотографии, некоторые картинки из стимульного материала проективного теста Сонди, фрагменты живописных произведений (портреты) с конкретны­ми эмоционально насыщенными отношениями или специально подготовлен­ные графические изображения (рис. 43).

Можно использовать несколько технологий предъявления портретов:

1) предъявлять небольшими сериями, в которых идентификации подле­жит каждый портрет, причем в одних случаях испытуемый сам формулирует опознаваемую эмоцию, а в других ему предлагается готовый список форму­лировок, из которого необходимо выбрать одну или две формулировки, наи­более подходящих для описания изображенных эмоций;

2) предложить испытуемому ранжировать до 10 картинок по знаку и интенсивности эмоций с последующими пояснениями структуры полученно­го ряда;

3) предложить испытуемому классифицировать до 24 портретов по груп­пам, объединив их по сходному эмоциональному выражению, причем коли­чество групп не ограничивается;

4) попросить в нескольких наборах портретов по 4 в каждом, где 3 выра­жают одинаковую эмоцию, найти «лишний»;

5) предъявить 3 эталонные портрета, к которым из 9 других необходимо отобрать такие, на которых изображаются сходные эмоции;

6) попросить испытуемого описать ситуацию, в которой может встре­чаться предъявленное выражение лица.

Рис. 43. Варианты стимульного материала к методике эмоциональной идентификации портретов

Наиболее грубые дефекты в узнавании знака и модальности эмоций по мимическим характеристикам могут свидетельствовать о функциональной недостаточности нескольких участков мозга, и прежде всего правого полуша­рия. Обобщение эмоционально-экспрессивных изображений (в пробах типа «Исключение лишнего») нарушается при поражении передних отделов мозга, преимущественно левой лобной области.

При работе с подобными методиками следует иметь в виду, что трактов­ка некоторых эмоциональных состояний даже здоровыми испытуемыми мо­жет быть неоднозначной.

Определение эмоционального состояния персонажей на сюжетной картинке

 

Испытуемому поочередно предлагают несколько сюжетных картин, обыч­но репродукции (открыточного формата) известных полотен, на которых изоб­ражены персонажи разного возраста, находящиеся в разных житейских ситу­ациях по-разному эмоционально окрашенных (К. Ушинская-Колмогорова «Не взяли на рыбалку», А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (рис. 44) и др.). Экспериментатор указывает на некоторые из них (персонажи) и просит опи­сать их пол, возраст и эмоциональное состояние. Это достаточно сложная проба, в которой оценка эмоционального состояния неотрывна от внешнего контекста ее возникновения.

Рис. 44. Примеры репродукций художественных полотен для определения эмоционального состояния персонажей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.011 с.)