Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Испытуемому на короткое время (примерно 5 с) предлагаются специально отобранные сюжетные картинки, в которых персонажи равномерно распределены в левой, правой и центральных ее частях либо на которых смысловой полюс происходящего смещен в одну из сторон. Размер картинки должен соответствовать стандартному размеру бумаги в альбомном формате. Смысл происходящего на ней может быть правильно понят только в том случае, если испытуемый способен за отпущенный временной интервал воспринять и определить все детали ситуации и роль всех ее персонажей. После экспозиции картинку убирают, и экспериментатор просит рассказать (записать), что на ней изображено и в чем краткая фабула происходящего. Упорная недооценка в пересказе того, что изображено в какой-то стороне картинок (как правило, левой), будет свидетельствовать о функциональной асимметрии зрительного внимания и функциональной слабости теменной и теменно-затылочных зон полушарий (чаще правого). ЛИЦЕВОЙ ГНОЗИС Непосредственное узнавание лиц (наблюдение) В период пребывания испытуемого в клинике или на консультации либо в другой бытовой обстановке, экспериментатор методом наблюдения отслеживает, способен ли больной в обыденной жизни узнавать ранее знакомых людей и осуществляется ли это узнавание именно по лицам или же по иным, вспомогательным признакам (одежда, голос, походка и т. п.). Узнавание знакомых лиц Испытуемому в любой последовательности предъявляются несколько фотографий (отчетливо опознаваемых портретов) выдающихся отечественных писателей (например, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова, Горького; рис. 41) либо иных безусловно знакомых лиц. Рис. 41. Стимульный материал к пробе «Узнавание знакомых лиц» Идентификация незнакомых лиц Испытуемому одновременно предъявляются 3 изображения незнакомых лиц — это эталоны. Глядя на них, испытуемый должен отыскать идентичные в наборе из 20 изображений. Степень детализации лиц из набора может различаться: от реалистичных, фотографических изображений, в которых присутствуют детали оформления внешности, служащие дополнительной опорой для опознания, до весьма схематичных и однообразных, лишенных «индивидуальности» (рис. 42). Это необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов.
Рис. 42. Образцы стимульного материала к пробе «Идентификация незнакомых с различной степенью детализации Опыт проводят 3 раза. Если испытуемый не справляется (все 3 пробы делает с ошибками), то те же задания трижды исполняются с двумя или одной фотографиями. Если испытуемый с заданием справляется, ему может быть предложен сенсибилизированный вариант пробы. Он заключается в том, что 3 изображения одновременно предъявляются испытуемому лишь на Юс, после чего проба повторяется по той же схеме. Существенную роль в психологической структуре данной пробы играет сохранность кратковременной зрительной памяти. Лицевая агнозия обычно связывается с поражением правой нижне-заты-лочной области и соседних с ней зон коры. Эмоциональная идентификация портретов Испытуемому последовательно предлагаются изображения лиц (от фотографических до схематичных), на которых, по мнению экспертов, отражены различные достаточно определенные эмоции или эмоциональные состояния, которые нужно определить. В качестве изображаемых эмоциональных состояний часто выступают: радость, удовольствие, удивление, спокойствие, тревога, страх, страдание, отвращение, гнев, горе, ненависть, презрение, возмущение, обида, печаль, жалость, растерянность, безразличие, внимание, решительность, гордость, нежность. Для этой цели могут использоваться фотографии, некоторые картинки из стимульного материала проективного теста Сонди, фрагменты живописных произведений (портреты) с конкретными эмоционально насыщенными отношениями или специально подготовленные графические изображения (рис. 43). Можно использовать несколько технологий предъявления портретов: 1) предъявлять небольшими сериями, в которых идентификации подлежит каждый портрет, причем в одних случаях испытуемый сам формулирует опознаваемую эмоцию, а в других ему предлагается готовый список формулировок, из которого необходимо выбрать одну или две формулировки, наиболее подходящих для описания изображенных эмоций; 2) предложить испытуемому ранжировать до 10 картинок по знаку и интенсивности эмоций с последующими пояснениями структуры полученного ряда;
3) предложить испытуемому классифицировать до 24 портретов по группам, объединив их по сходному эмоциональному выражению, причем количество групп не ограничивается; 4) попросить в нескольких наборах портретов по 4 в каждом, где 3 выражают одинаковую эмоцию, найти «лишний»; 5) предъявить 3 эталонные портрета, к которым из 9 других необходимо отобрать такие, на которых изображаются сходные эмоции; 6) попросить испытуемого описать ситуацию, в которой может встречаться предъявленное выражение лица. Рис. 43. Варианты стимульного материала к методике эмоциональной идентификации портретов Наиболее грубые дефекты в узнавании знака и модальности эмоций по мимическим характеристикам могут свидетельствовать о функциональной недостаточности нескольких участков мозга, и прежде всего правого полушария. Обобщение эмоционально-экспрессивных изображений (в пробах типа «Исключение лишнего») нарушается при поражении передних отделов мозга, преимущественно левой лобной области. При работе с подобными методиками следует иметь в виду, что трактовка некоторых эмоциональных состояний даже здоровыми испытуемыми может быть неоднозначной. Определение эмоционального состояния персонажей на сюжетной картинке
Испытуемому поочередно предлагают несколько сюжетных картин, обычно репродукции (открыточного формата) известных полотен, на которых изображены персонажи разного возраста, находящиеся в разных житейских ситуациях по-разному эмоционально окрашенных (К. Ушинская-Колмогорова «Не взяли на рыбалку», А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (рис. 44) и др.). Экспериментатор указывает на некоторые из них (персонажи) и просит описать их пол, возраст и эмоциональное состояние. Это достаточно сложная проба, в которой оценка эмоционального состояния неотрывна от внешнего контекста ее возникновения. Рис. 44. Примеры репродукций художественных полотен для определения эмоционального состояния персонажей
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.83 (0.012 с.) |