Проставление точек в стоклеточном квадрате 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проставление точек в стоклеточном квадрате



Испытуемому предлагается бланк, на котором изображен квадрат со сто­роной 5 см, разбитый на 100 клеток (их примерная величина совпадает с размером клетки в школьных тетрадях). Необходимо с максимальной быст­ротой и точностью, не останавливаясь, расставить карандашом по одной точке в каждой из клеток, просматривая их слева направо и переходя со строки на строку, как при чтении.

Проба выполняется сперва для правой руки, потом для левой. Фиксиру­ется время работы каждой рукой, а также количество допущенных ошибок (пропущенные клетки, промахи мимо клеток, несколько точек в одной клет­ке, превращение точки в скользящую линию). Сравниваются характеристики для правой и левой рук, и на этом основании делается вывод о ведущей конечности.

Треморометрия

Этот прием используется для измерения дрожательных движений конеч­ностей, которые являются косвенным показателем состояния ЦНС и полу­шария, «обслуживающего» данную руку. Для проведения подобной пробы необходим специальный аппарат — тремометр (обычно конструкции Меде или Ю. Н. Верхало), представляющий собой металлический планшет (панель) с фигурными прорезями уменьшающегося размера (рис. 164).

Рис. 164. Тремометр

Испытуемый должен по команде экспериментатора погрузить специаль­ный щуп в каждую из прорезей или провести щуп по извилистой щели. Аппарат подключен к электрической сети и снабжен электросчетчиком и электросекундомером, что позволяет получать объективные сведения о коли­честве прикосновений щупа тремометра к стенкам планшета, а также о вре­мени, которое требуется испытуемому для «прохождения» фигур.

Задание выполняется аккуратно в удобном для испытуемого темпе. Испы­туемый работает попеременно правой и левой руками. Рабочая рука находит­ся на весу. Движения производятся каждой рукой слева направо, затем спра­ва налево. На основании отмеченных на индикаторе числа касаний подсчи-тывается коэффициент асимметрии по формуле:

К =[(N -N)/(N +N ]х100,

ас Lv np лев' ' v np лев-1 '

где Nn — число касаний, допущенных правой рукой, Ылев — левой.

Динамометрия

Измерение силы каждой руки с помощью динамометра. Проба начина­ется с предложения испытуемому взять лежащий перед ним на столе дина­мометр и сжать его сперва одной рукой, затем другой. Отслеживается, какая рука первой берет прибор. Сила каждой руки измеряется трижды и вычисля­ется среднее значение для каждой руки. Ведущей считается рука, превосхо­дящая другую по силе больше, чем на 2 кг. Разница в силе меньше 2 кг рас­ценивается как проявление равенства рук по этому показателю.

Простая сенсомоторная реакция

Для проведения данной пробы необходимо специальное оборудование, в частности, экран (панель) для предъявления стимулов и блок клавиатуры (в современных модификациях роль подобного прибора часто выполняет пер­сональный компьютер).

Испытуемому через небольшие случайные периоды времени (в диапазо­не 3-8 с) на экран подается световой сигнал, обычно вспышка, в ответ на которую надо максимально быстро нажать на кнопку, на которой уже лежит указательный или средний палец одной из рук. После 20-30 реакций руки меняются. Пробы для каждой руки попеременно повторяются 2—3 раза. Ав­томатически фиксируемое время реакций для каждого стимула в серии сум­мируется и вычисляется среднее для правой и левой рук.

Ведущая рука демонстрирует меньшее время сенсомоторной реакции.

Бимануальная простая двигательная реакция

Испытуемому предлагается по команде, звуковому или световому сигна­лу одновременно нажать указательными пальцами обеих рук на две кнопки

прибора. Проба повторяется от 20 до 30 раз. Ведущая рука по скорости реак­ций в среднем опережает неведущую.

Определение ведущей ноги

Определение толчковой и маховой ноги. Эта характеристика обычно опре­деляется по самооценке и методом наблюдения за движениями, в которых имитируется роль, типичная для каждой ноги при исполнении согласован­ных действий.

Кроме того, для определения ведущей ноги широко распространены не требующие специальных приспособлений тесты: вставание на стуле на коле­ни, шаг назад и вперед, начало движение по лестнице и т. п. Нога, соверша­ющая движения во всех этих действиях первой, считается ведущей.

Удар по мячу. Проба направлена на уточнение преобладания одной из ног в координации, точности движений и программировании условий для их осу­ществления. Испытуемому предлагается попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногами. В другом тесте испытуемый должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору (Э. X. Амбаров — цит. по Н. Н. Браги -ной, Т. А. Доброхотовой).

Подпрыгивание на одной ноге. Определяется нога, с которой испытуемый начинает прыгать, а также качество прыжков на обеих ногах— на ведущей ноге прыжки осуществляются лучше и устойчивей.

Закидывание ноги на ногу. Считается, что сверху чаще оказывается функ­ционально преобладающая нога.

Размер стопы. Эта характеристика асимметрии может быть получена как прямым измерением стопы, так и наблюдением за тем, на какой ноге обувь свободнее. Опорная нога шире.

Измерение длины шага. Эта проба основана на том, что шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей. Для ее проведения необходимо обеспечить оставление следов от подошвы обуви на поверхности, по которой осуществ­ляются шаги. Измеряется длина 5-10 шагов каждой из ног и вычисляется средняя арифметическая для каждой ноги.

Отклонение от заданного направления. Данная проба основана на разли­чии длины ног. Исследуемый должен пройти к цели (лист бумаги на полу, лежащий примерно на расстоянии примерно 5 м) в светонепроницаемых оч­ках (с завязанными глазами). За ведущую принимается нога, противополож­ная направлению отклонения.

Определение ведущего глаза

Оценка остроты зрения. Оценка данного параметра осуществляется с помощью специальных таблиц, описанных выше. Острота зрения выше у ведущего глаза.

Оценка монокулярных полей зрения периметром Ферстера. Технология измерения полей зрения описана выше. Ширина полей зрения для ведущего глаза больше.

Проба Розенбаха. Испытуемого просят, не закрывая обоих глаз, совме­стить вертикально расположенный в вытянутой руке карандаш с какой-ни­будь точкой или вертикальной линией (углом комнаты, шкафа, окна). После чего, не прерывая опыта, экспериментатор просит испытуемого закрыть пра­вый глаз. Если после этого карандаш смещается вправо, то можно делать вывод о том, что ведущий глаз — правый. Отсутствие смещения будет гово­рить в пользу левого глаза.

Усовершенствованный вариант этой пробы предполагает проведение ис­следования в темной комнате: испытуемому предлагается фиксировать взгля­дом зажженную свечу, а затем прикрыть пламя указательным пальцем вытя­нутой руки. Находясь сбоку от испытуемого, экспериментатор может опреде­лить, на какой глаз падает тень (это ведущий глаз).

Проба Э. С. Аветисова. Испытуемому дают карандаш или линейку и просят держать этот предмет вертикально в вытянутой руке так, чтобы при обоих открытых глазах прикрыть им точечный источник света (лампочку, свечу). Тень от карандаша падает на ведущий глаз.

Проба «Карта с дыркой». В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезается отверстие 1 х 1 см. Держа эту карту на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отверстие находящийся на расстоянии 2-3 м предмет, указанный экспериментатором. При закрывании ведущего глаза предмет смещается (исчезает в отверстии).

Проба Розенбаха с цветным стеклом. Цветное прозрачное стекло ставит­ся сначала перед одним, а затем перед другим глазом. Ведущим считается глаз, воспринимающий цвет рассматриваемого предмета так же, как он вос­принимался при рассматривании обоими глазами.

Проба с прицеливанием. Испытуемого просят имитировать прицелива­ние из пистолета в какой-то предмет (прищурить глаз). Ведущий глаз оста­ется открытым. Следует иметь в виду, что исполнение данной пробы может оказаться зависимым от стереотипа, вырабатываемого после службы в ар­мии: независимо от реально ведущего глаза прицеливание осуществляется с помощью правого.

Проба с калейдоскопом. Испытуемому дают детский калейдоскоп и про­сят в него посмотреть. Калейдоскоп прикладывается к ведущему глазу. Ана­логичный эффект может быть получен и при замене калейдоскопа подзорной трубой (ее имитацией с помощью руки, свернутого листа бумаги и т. п.).

Проба с прищуриванием. Испытуемого просят прищурить один глаз (не указывая, какой). Первым прищуривается неведущий. Аналогичный эффект возникает и при просьбе моргнуть только одним глазом.

Тахистоскопия. Данный метод оценки функциональной асимметрии осно­ван на особенностях структурно-функциональной организации зрительной сис­темы человека: объекты, находящиеся в левом полуполе зрения каждого глаза, оказываются спроецированными на правую половину сетчатки и обрабатываются

корой правого полушария. Информация из правых полуполей зрения поступает в левое полушарие. Экран тахистоскопа (описание см. выше) располагается в 1,5 м от испытуемого. Взгляд испытуемого фиксируется на центральной точке, после чего справа и слева от нее начинают предъявляться вербальные или не­вербальные стимулы. Определяются пороги опознания, начиная с минимальной экспозиции, время предъявления увеличивают до тех пор, пока испытуемый не опознает стимул. Например, здоровые испытуемые имеют порог опознания букв, предъявляемых в левую часть поля зрения (правое полушарие), равный 7,92+1,1 мс, а в правую часть поля зрения— 3,25+0,43мс (В. С. Ефремов).

Определение ведущего уха

Разговор по телефону. Это форма целенаправленного наблюдения за поведением испытуемого во время телефонного разговора. Можно просить испытуемого имитировать телефонный разговор. При прочих равных услови­ях телефонная трубка прикладывается к ведущему уху. Данная проба не яв­ляется надежной, поскольку часто телефонная трубка стереотипно подстав­ляется к левому уху левой рукой (у правшей), освобождая правую для набора номера или записи.

Прислушивание. После предложения испытуемому прислушаться к шуму за окном экспериментатор наблюдает, каким ухом он поворачивается к ис­точнику звука.

Проба с часами. Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и определяет ли разными ушами громкость тиканья одинаково.

Проба «шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом (испытуемого можно посадить в 1,5-3 м спиной к экспериментатору). При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет говорящему ведущее ухо, то есть то ухо, услышанное которым быстрее осознается (поворачивает голову).

Тональная пороговая аудиометрия. Аппаратурная проба, в процессе кото­рой испытуемому через телефоны подаются звуки увеличивающейся громко­сти. Пороги слышимости регистрируются испытуемым при помощи кнопки, которая соединена с записывающей системой. При появлении звука испыту­емый нажимает на кнопку, что вызывает автоматическое уменьшение интен­сивности звучания, при исчезновении звука испытуемый отпускает кнопку, что автоматически вызывает увеличение интенсивности звучания. Сначала тоны поочередно подаются на правое, затем на левое ухо.

Методика исследования профиля латеральной организации (ПДО) (Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова)

Эта комбинированная методика включает набор проб, часть из которых описывалась выше.

В основе метода определения типа ПЛО лежат следующие принципы:

1) использование 3 типов асимметрий: мануальной, слухоречевой, зри­тельной;

2) оценка не только факта асимметрии, но и его степени (то есть выде­ление степени «рукости», «ухости» и «глазости») в баллах;

3) признание разной значимости мануальной, слухоречевой и зритель­ной асимметрий, что отражается в порядке их расположении при описании варианта ПЛО: рука — ухо — глаз.

Соответственно, каждый вариант ПЛО характеризуется определенным сочетанием буквенных обозначений, где:

П — преобладание правых функций над левыми;

А— их равенство;

Л — преобладание левых функций.

Методика исследования ПЛО включает 3 группы тестов.

А. Оценка мануальной асимметрии

1. Самооценка с помощью опросника Аннет (см. выше).

2. Моторные пробы, при которых определяется ведущая рука:

1) «переплетение пальцев кистей»;

2) «скрещивание рук или поза Наполеона»;

3) «тест на аплодирование».

3. Динамометрия. Рассчитывается коэффициент асимметрии (К правой руки).

4. Теппинг-тест — оценка темпа, ритма и устойчивости движений. Воз­можно использование различных методик:

1) бланковой (лист бумаги, разделенный на 4 части): испытуемый дол­жен карандашом ставить точки последовательно в 4 частях листа в течение определенного промежутка времени (15-30 с);

2) с использованием металлической платформы, касание которой клю­чом замыкает электрическую цепь и позволяет отсчитывать число произве­денных ударов, задача испытуемого — как можно чаще ударять ключом по платформе за фиксированный промежуток времени (15-30 с);

3) с использованием механического счетчика: испытуемый нажатием пальца на кнопку прокручивает барабан счетчика ударов, время ограничива­ется (15-30 с). Выполнение теста предусматривает работу правой и левой руками попеременно. Фиксируется число ударов, сделанных правой (Nn) и левой (Млев) руками. Рассчитывается коэффициент асимметрии по следую­щей формуле:

К =[(N -N)/(N +N)]х100.

асе пр лев' ' v пр леи7-1

5. Треморометрия (см. выше). Испытуемый работает попеременно пра­вой и левой руками. Рабочая рука находится на весу. Движения производят­ся каждой рукой слева направо, затем — справа налево. На основании отме­ченного на индикаторе количества касаний подсчитывается коэффициент асимметрии по формуле:

К =[(N -N)/(N +N ]xlOO,

ac L4 np лев' ' v np лев1 '

где Nn — число касаний, допущенных правой рукой, NMB — левой.

Б. Оценка слухоречевои асимметрии

Для определения латерализации слухоречевых функций используется ме­тод дихотического прослушивания с определением «коэффициента правого уха» (К). Дихотическая стимуляция осуществляется с помощью стереофо­нического магнитофона: через наушники в оба уха одновременно по раздель­ным каналам предъявляются 2 набора вербальных стимулов (слов). Слова подаются сериями. В перерыве между сериями испытуемый должен вспом­нить стимулы и воспроизвести их на бумаге. На двух дорожках магнитной ленты записывается 16 серий из 4 пар односложных слов; интервалы между словами— 0,5 с, между сериями— 20 с. В эксперименте после прослушива­ния 8 серий наушники меняют местами.

К определяется по формуле:

пу *;

Кпу = [(Епл)/(Еп + Е)]хЮ0,

где Кпу — коэффициент правого уха; Еп и Ел — общее число слов, правильно вос­произведенных с правого и левого ушей.

Положительное значение Кпу указывает на преобладание правого уха (соответственно, левого полушария) в восприятии речевого материала; значе­ния -5 < К < +5 считаются симметричными.

пу f



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.03 с.)