Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проставление точек в стоклеточном квадратеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Испытуемому предлагается бланк, на котором изображен квадрат со стороной 5 см, разбитый на 100 клеток (их примерная величина совпадает с размером клетки в школьных тетрадях). Необходимо с максимальной быстротой и точностью, не останавливаясь, расставить карандашом по одной точке в каждой из клеток, просматривая их слева направо и переходя со строки на строку, как при чтении. Проба выполняется сперва для правой руки, потом для левой. Фиксируется время работы каждой рукой, а также количество допущенных ошибок (пропущенные клетки, промахи мимо клеток, несколько точек в одной клетке, превращение точки в скользящую линию). Сравниваются характеристики для правой и левой рук, и на этом основании делается вывод о ведущей конечности. Треморометрия Этот прием используется для измерения дрожательных движений конечностей, которые являются косвенным показателем состояния ЦНС и полушария, «обслуживающего» данную руку. Для проведения подобной пробы необходим специальный аппарат — тремометр (обычно конструкции Меде или Ю. Н. Верхало), представляющий собой металлический планшет (панель) с фигурными прорезями уменьшающегося размера (рис. 164). Рис. 164. Тремометр Испытуемый должен по команде экспериментатора погрузить специальный щуп в каждую из прорезей или провести щуп по извилистой щели. Аппарат подключен к электрической сети и снабжен электросчетчиком и электросекундомером, что позволяет получать объективные сведения о количестве прикосновений щупа тремометра к стенкам планшета, а также о времени, которое требуется испытуемому для «прохождения» фигур. Задание выполняется аккуратно в удобном для испытуемого темпе. Испытуемый работает попеременно правой и левой руками. Рабочая рука находится на весу. Движения производятся каждой рукой слева направо, затем справа налево. На основании отмеченных на индикаторе числа касаний подсчи-тывается коэффициент асимметрии по формуле: К =[(N -N)/(N +N ]х100, ас Lv np лев' ' v np лев-1 ' где Nn — число касаний, допущенных правой рукой, Ылев — левой. Динамометрия Измерение силы каждой руки с помощью динамометра. Проба начинается с предложения испытуемому взять лежащий перед ним на столе динамометр и сжать его сперва одной рукой, затем другой. Отслеживается, какая рука первой берет прибор. Сила каждой руки измеряется трижды и вычисляется среднее значение для каждой руки. Ведущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг. Разница в силе меньше 2 кг расценивается как проявление равенства рук по этому показателю. Простая сенсомоторная реакция Для проведения данной пробы необходимо специальное оборудование, в частности, экран (панель) для предъявления стимулов и блок клавиатуры (в современных модификациях роль подобного прибора часто выполняет персональный компьютер). Испытуемому через небольшие случайные периоды времени (в диапазоне 3-8 с) на экран подается световой сигнал, обычно вспышка, в ответ на которую надо максимально быстро нажать на кнопку, на которой уже лежит указательный или средний палец одной из рук. После 20-30 реакций руки меняются. Пробы для каждой руки попеременно повторяются 2—3 раза. Автоматически фиксируемое время реакций для каждого стимула в серии суммируется и вычисляется среднее для правой и левой рук. Ведущая рука демонстрирует меньшее время сенсомоторной реакции. Бимануальная простая двигательная реакция Испытуемому предлагается по команде, звуковому или световому сигналу одновременно нажать указательными пальцами обеих рук на две кнопки прибора. Проба повторяется от 20 до 30 раз. Ведущая рука по скорости реакций в среднем опережает неведущую. Определение ведущей ноги Определение толчковой и маховой ноги. Эта характеристика обычно определяется по самооценке и методом наблюдения за движениями, в которых имитируется роль, типичная для каждой ноги при исполнении согласованных действий. Кроме того, для определения ведущей ноги широко распространены не требующие специальных приспособлений тесты: вставание на стуле на колени, шаг назад и вперед, начало движение по лестнице и т. п. Нога, совершающая движения во всех этих действиях первой, считается ведущей. Удар по мячу. Проба направлена на уточнение преобладания одной из ног в координации, точности движений и программировании условий для их осуществления. Испытуемому предлагается попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногами. В другом тесте испытуемый должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору (Э. X. Амбаров — цит. по Н. Н. Браги -ной, Т. А. Доброхотовой). Подпрыгивание на одной ноге. Определяется нога, с которой испытуемый начинает прыгать, а также качество прыжков на обеих ногах— на ведущей ноге прыжки осуществляются лучше и устойчивей. Закидывание ноги на ногу. Считается, что сверху чаще оказывается функционально преобладающая нога. Размер стопы. Эта характеристика асимметрии может быть получена как прямым измерением стопы, так и наблюдением за тем, на какой ноге обувь свободнее. Опорная нога шире. Измерение длины шага. Эта проба основана на том, что шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей. Для ее проведения необходимо обеспечить оставление следов от подошвы обуви на поверхности, по которой осуществляются шаги. Измеряется длина 5-10 шагов каждой из ног и вычисляется средняя арифметическая для каждой ноги. Отклонение от заданного направления. Данная проба основана на различии длины ног. Исследуемый должен пройти к цели (лист бумаги на полу, лежащий примерно на расстоянии примерно 5 м) в светонепроницаемых очках (с завязанными глазами). За ведущую принимается нога, противоположная направлению отклонения. Определение ведущего глаза Оценка остроты зрения. Оценка данного параметра осуществляется с помощью специальных таблиц, описанных выше. Острота зрения выше у ведущего глаза. Оценка монокулярных полей зрения периметром Ферстера. Технология измерения полей зрения описана выше. Ширина полей зрения для ведущего глаза больше. Проба Розенбаха. Испытуемого просят, не закрывая обоих глаз, совместить вертикально расположенный в вытянутой руке карандаш с какой-нибудь точкой или вертикальной линией (углом комнаты, шкафа, окна). После чего, не прерывая опыта, экспериментатор просит испытуемого закрыть правый глаз. Если после этого карандаш смещается вправо, то можно делать вывод о том, что ведущий глаз — правый. Отсутствие смещения будет говорить в пользу левого глаза. Усовершенствованный вариант этой пробы предполагает проведение исследования в темной комнате: испытуемому предлагается фиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть пламя указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку от испытуемого, экспериментатор может определить, на какой глаз падает тень (это ведущий глаз). Проба Э. С. Аветисова. Испытуемому дают карандаш или линейку и просят держать этот предмет вертикально в вытянутой руке так, чтобы при обоих открытых глазах прикрыть им точечный источник света (лампочку, свечу). Тень от карандаша падает на ведущий глаз. Проба «Карта с дыркой». В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезается отверстие 1 х 1 см. Держа эту карту на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отверстие находящийся на расстоянии 2-3 м предмет, указанный экспериментатором. При закрывании ведущего глаза предмет смещается (исчезает в отверстии). Проба Розенбаха с цветным стеклом. Цветное прозрачное стекло ставится сначала перед одним, а затем перед другим глазом. Ведущим считается глаз, воспринимающий цвет рассматриваемого предмета так же, как он воспринимался при рассматривании обоими глазами. Проба с прицеливанием. Испытуемого просят имитировать прицеливание из пистолета в какой-то предмет (прищурить глаз). Ведущий глаз остается открытым. Следует иметь в виду, что исполнение данной пробы может оказаться зависимым от стереотипа, вырабатываемого после службы в армии: независимо от реально ведущего глаза прицеливание осуществляется с помощью правого. Проба с калейдоскопом. Испытуемому дают детский калейдоскоп и просят в него посмотреть. Калейдоскоп прикладывается к ведущему глазу. Аналогичный эффект может быть получен и при замене калейдоскопа подзорной трубой (ее имитацией с помощью руки, свернутого листа бумаги и т. п.). Проба с прищуриванием. Испытуемого просят прищурить один глаз (не указывая, какой). Первым прищуривается неведущий. Аналогичный эффект возникает и при просьбе моргнуть только одним глазом. Тахистоскопия. Данный метод оценки функциональной асимметрии основан на особенностях структурно-функциональной организации зрительной системы человека: объекты, находящиеся в левом полуполе зрения каждого глаза, оказываются спроецированными на правую половину сетчатки и обрабатываются корой правого полушария. Информация из правых полуполей зрения поступает в левое полушарие. Экран тахистоскопа (описание см. выше) располагается в 1,5 м от испытуемого. Взгляд испытуемого фиксируется на центральной точке, после чего справа и слева от нее начинают предъявляться вербальные или невербальные стимулы. Определяются пороги опознания, начиная с минимальной экспозиции, время предъявления увеличивают до тех пор, пока испытуемый не опознает стимул. Например, здоровые испытуемые имеют порог опознания букв, предъявляемых в левую часть поля зрения (правое полушарие), равный 7,92+1,1 мс, а в правую часть поля зрения— 3,25+0,43мс (В. С. Ефремов). Определение ведущего уха Разговор по телефону. Это форма целенаправленного наблюдения за поведением испытуемого во время телефонного разговора. Можно просить испытуемого имитировать телефонный разговор. При прочих равных условиях телефонная трубка прикладывается к ведущему уху. Данная проба не является надежной, поскольку часто телефонная трубка стереотипно подставляется к левому уху левой рукой (у правшей), освобождая правую для набора номера или записи. Прислушивание. После предложения испытуемому прислушаться к шуму за окном экспериментатор наблюдает, каким ухом он поворачивается к источнику звука. Проба с часами. Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и определяет ли разными ушами громкость тиканья одинаково. Проба «шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом (испытуемого можно посадить в 1,5-3 м спиной к экспериментатору). При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет говорящему ведущее ухо, то есть то ухо, услышанное которым быстрее осознается (поворачивает голову). Тональная пороговая аудиометрия. Аппаратурная проба, в процессе которой испытуемому через телефоны подаются звуки увеличивающейся громкости. Пороги слышимости регистрируются испытуемым при помощи кнопки, которая соединена с записывающей системой. При появлении звука испытуемый нажимает на кнопку, что вызывает автоматическое уменьшение интенсивности звучания, при исчезновении звука испытуемый отпускает кнопку, что автоматически вызывает увеличение интенсивности звучания. Сначала тоны поочередно подаются на правое, затем на левое ухо. Методика исследования профиля латеральной организации (ПДО) (Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова) Эта комбинированная методика включает набор проб, часть из которых описывалась выше. В основе метода определения типа ПЛО лежат следующие принципы: 1) использование 3 типов асимметрий: мануальной, слухоречевой, зрительной; 2) оценка не только факта асимметрии, но и его степени (то есть выделение степени «рукости», «ухости» и «глазости») в баллах; 3) признание разной значимости мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрий, что отражается в порядке их расположении при описании варианта ПЛО: рука — ухо — глаз. Соответственно, каждый вариант ПЛО характеризуется определенным сочетанием буквенных обозначений, где: П — преобладание правых функций над левыми; А— их равенство; Л — преобладание левых функций. Методика исследования ПЛО включает 3 группы тестов. А. Оценка мануальной асимметрии 1. Самооценка с помощью опросника Аннет (см. выше). 2. Моторные пробы, при которых определяется ведущая рука: 1) «переплетение пальцев кистей»; 2) «скрещивание рук или поза Наполеона»; 3) «тест на аплодирование». 3. Динамометрия. Рассчитывается коэффициент асимметрии (К правой руки). 4. Теппинг-тест — оценка темпа, ритма и устойчивости движений. Возможно использование различных методик: 1) бланковой (лист бумаги, разделенный на 4 части): испытуемый должен карандашом ставить точки последовательно в 4 частях листа в течение определенного промежутка времени (15-30 с); 2) с использованием металлической платформы, касание которой ключом замыкает электрическую цепь и позволяет отсчитывать число произведенных ударов, задача испытуемого — как можно чаще ударять ключом по платформе за фиксированный промежуток времени (15-30 с); 3) с использованием механического счетчика: испытуемый нажатием пальца на кнопку прокручивает барабан счетчика ударов, время ограничивается (15-30 с). Выполнение теста предусматривает работу правой и левой руками попеременно. Фиксируется число ударов, сделанных правой (Nn) и левой (Млев) руками. Рассчитывается коэффициент асимметрии по следующей формуле: К =[(N -N)/(N +N)]х100. асе 1ч пр лев' ' v пр леи7-1 5. Треморометрия (см. выше). Испытуемый работает попеременно правой и левой руками. Рабочая рука находится на весу. Движения производятся каждой рукой слева направо, затем — справа налево. На основании отмеченного на индикаторе количества касаний подсчитывается коэффициент асимметрии по формуле: К =[(N -N)/(N +N ]xlOO, ac L4 np лев' ' v np лев1 ' где Nn — число касаний, допущенных правой рукой, NMB — левой. Б. Оценка слухоречевои асимметрии Для определения латерализации слухоречевых функций используется метод дихотического прослушивания с определением «коэффициента правого уха» (К). Дихотическая стимуляция осуществляется с помощью стереофонического магнитофона: через наушники в оба уха одновременно по раздельным каналам предъявляются 2 набора вербальных стимулов (слов). Слова подаются сериями. В перерыве между сериями испытуемый должен вспомнить стимулы и воспроизвести их на бумаге. На двух дорожках магнитной ленты записывается 16 серий из 4 пар односложных слов; интервалы между словами— 0,5 с, между сериями— 20 с. В эксперименте после прослушивания 8 серий наушники меняют местами. К определяется по формуле: пу *; Кпу = [(Еп-Ел)/(Еп + Е)]хЮ0, где Кпу — коэффициент правого уха; Еп и Ел — общее число слов, правильно воспроизведенных с правого и левого ушей. Положительное значение Кпу указывает на преобладание правого уха (соответственно, левого полушария) в восприятии речевого материала; значения -5 < К < +5 считаются симметричными. пу f
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.011 с.) |