Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение различению на слух музыкальных ритмовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Угадай, это марш или вальс? Цель: учить различать на слух контрастные музыкальные ритмы. Оборудование: проигрыватель или магнитофон, пластинки или кассеты, таблички. Речевой материал: будем слушать, что звучит? Что вы слышали?, будем танцевать, танцуйте, да, нет, верно, неверно, ПЛАСТИНКА (КАССЕТА), МАРШ, ВАЛЬС. Ход игры. Дети стоят полукругом вокруг проигрывателя или магнитофона или сидят за столами, если используется аппаратура коллективного пользования. Педагог показывает детям пластинку или кассету, называет ее и помещает в наборное полотно табличку со словом пластинка (кассета). Он говорит детям: «Там (на пластинке) музыка: марш и вальс. Будем слушать музыку». Затем он включает проигрыватель или магнитофон, звучит музыка (например, марш). Педагог показывает соответствующую табличку (марш) и побуждает детей выполнять определенные действия, например: марш - шагать на месте, вальс - выполнять плавные движения руками над головой. Затем дети еще раз прослушивают данную запись и выполняют определенное движение в момент ее звучания. Познакомив детей со звучанием марша и вальса, педагог предлагает им различать их на слух (Важно подбирать музыкальные произведения в одном - умеренно-быстром - темпе. В противном случае дети будут ориентироваться на темп звучания, а не на его ритм, т.е. медленно - вальс, быстрее – марш) и каждый раз спрашивает: «Что звучит?» или «Что вы слушали?» В момент звучания дети выполняют соответствующие движения, а после его окончания называют, что они услышали. Каждый раз, когда кто-то из детей ошибается, педагог показывает соответствующую табличку (марш или вальс) и еще раз дает послушать данные произведения (его фрагмент). Постепенно игра может изменяться и усложняться: · если вначале детям предлагается различать на слух контрастные музыкальные ритмы - марш и вальс, вальс и польку, то в дальнейшем им предлагается отличать и более близкие звучания - марш и полька; · если вначале детям предлагается различать на слух музыкальные ритмы при выборе из двух, то в дальнейшем - при выборе из трех: маршвальс - полька; · когда дети научатся различать на слух первые марш, вальс, польку, вводятся новые произведения. При включении в работу нового марша (вальса, польки) педагог дает образец его звучания. С этой целью, показывая соответствующую табличку (например, марш), он дает прослушать дошкольникам новое произведение (его фрагмент). В ходе одной игры должны звучать разные марши, вальсы, польки. РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ ГОЛОСОВ ПТИЦ И ЖИВОТНЫХ Это кто? Цель: учить различать при ограниченном выборе голоса птиц и животных. Оборудование: пластинки или кассеты с записью голосов, например, мычание коровы, стук дятла, кукуканье кукушки или лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с подписями, игрушки. Речевой материал: будем играть, слушайте, пластинка (кассета), да, нет, верно, неверно, КОРОВА, ДЯТЕЛ, КУКУШКА, СОБАКА, КОШКА, ЛЯГУШКА. Ход игры. Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает (СНОСКА: По возможности детям нужно показать живую кошку, дать возможность понаблюдать за ней, послушать звуки, которые она издает). После воспроизведения детьми голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Аналогично педагог знакомит детей с голосом другого животного или птицы. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки он, не выключая записи, показывает соответствующую игрушку или картинку. Вначале дети различают наиболее противопоставленные по звучанию голоса при ограниченном (из двух-трех) выборе, например: мычание коровы - стук дятла (голос кукушки), лай собаки - мяуканье кошки - кваканье лягушки и т.п. Постепенно выбор расширяется. ОБУЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ЗВУКА Кто играл? Цель: учить определять направление звука: слева или справа. Оборудование: барабан (или бубен, гармошка и т.п.), платок, таблички. Речевой материал: будем играть, слушаи(те), барабан (бубен, гармошка...), кто играл? Где звучало? да, нет, верно, неверно, СПРАВА, СЛЕВА. Ход игры. Один ребенок становится в центре, справа и слева от него на одинаковом расстоянии (например, в 1-2 м) выстраиваются в две шеренги остальные дети. У первого ребенка той и другой шеренги - барабан (или бубен, гармошка и т.п.). Педагог предлагает играть на барабане ребенку из первой шеренги, а затем спрашивает водящего (т.е. ребенка находящегося в центре), кто играл. Водящий показывает на играющего на барабане ребенка и называет его. Дошкольник, который играл на барабане, передает его рядом стоящему ребенку и встает последним в свою шеренгу. Аналогично проводится работа и с ребенком из другой шеренги. Затем водящему завязывают платком глаза, и он на слух определяет, кто играл на барабане (т.е. определяет направление звука). Игра повторяется два-три раза, а затем выбирается новый водящий (или водящие, т.к. ими могут быть сразу два - три ребенка). Аналогично можно проводить работу по определению направления звука, расположенного спереди - сзади, справа слева - спереди - сзади. Главное чтобы двое или четверо детей находились на одинаковом расстоянии от водящего и все имели одну и ту же звучащую игрушку (например, барабан, дудку и т.п.), или звучащая игрушка может быть одна, а после извлечения из нее звука ее берет педагог и только затем развязывает платок, которым завязаны глаза водящего. При правильно подобранном режиме работы даже глухие дети слышат звук голоса с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5 - 2 м. Поэтому, если дети протезированы бинаурально, т.е. двумя индивидуальными слуховыми аппаратами заушного типа, следует учить их определять направление звучания голоса. Упражнения могут проводиться в той же форме, при этом произносится имя ребенка. Постепенно детей нужно научить отвечать не только на вопрос «Кто играл?», но и на вопрос «Где звучало?» - справа, слева и т.д. При этом нужно, чтобы ребенок сначала показывал направление звука, а затем - называл его, т.к. он мог еще не усвоить слов, определяющих направление. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА При развитии речевого слуха используются разнообразные игры и игровые приемы аналогичные тем, которые применяются в ходе развития речи детей. Обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух речевого материала должно проходить в интересной, занимательной форме. Можно использовать различные игровые приемы поощрения детей с тем, чтобы повысить их интерес к занятиям, например, предложить наклеить изображение услышанного, нарисовать или слепить. При восприятии фраз детям интересно не только показывать соответствующую картинку, но и самим производить требуемые ситуацией действия, изображая их по-разному. Речевой материал вместо педагога может «произносить» игрушка. В этом случае она должна стать полноправным действующим лицом занятия: игрушка не только «предлагает» материал, но и «хвалит», «выражает свое одобрение», ей дети дают те или иные предметы и картинки. За правильный ответ ребенок может получать фишки, его самолетик может подниматься все выше и выше, а при ошибке опускаться; у кого из детей групп самолет поднялся выше, тот лучше слушал. Приведем некоторые игры, которые могут быть использованы на индивидуальных и фронтальных занятиях в основном в начальный период обучения. При обучении детей различению на слух речевого материала важно обеспечить осмысленность, мотивированность деятельности детей при выборе той или иной игрушки, предмета. Важно следить за тем, чтобы выбор при различении на слух в ходе игры не сокращался. Уберем игрушки Оборудование: по три-четыре разных маленьких машинки и птички, коробка или мешочек, маленький экран. Речевой материал: будем играть, слушай, верно, неверно, да, нет, молодец, убери, у, пипипи. Ход игры. Педагог показывает ребенку коробку (или мешочек), заинтересовывает его содержимым. Он достает одну машинку, называет ее у, показывает, как она едет, организует игру с ребенком, повторяя вновь и вновь у. При этом малыш воспринимает звучание вначале на слухо-зрительной основе - видя губы педагога, а затем - только на слух - при произнесении звукоподражания за маленьким экраном. Машинка устанавливается на столе справа от малыша. Затем педагог достает из коробки (мешочка) птичку, показывает, как она летает, клюет, организует игру с нею ребенка, многократно называя игрушку пипипи; малыш воспринимает звукоподражание вначале на слухо-зрительной основе, а затем - на слух. Птичка ставится на столе слева от ребенка. Аналогично в разной последовательности из коробки (мешочка) извлекаются оставшиеся в нем игрушки и расставляются на столе: машинки справа, а птички слева. После того как ребенок вместе с педагогом поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Педагог говорит: «Убери (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) пипипи (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия ребенок воспринимает на слух каждое слово по три-четыре раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за педагогом то, что услышал, а потом брать соответствующую игрушку. Нередко бывает так, что ребенок, повторив звукоподражание верно, берет затем не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила»,— и повторить слово вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, слово предъявляется слухо-зрительно (т.е. ребенок видит лицо говорящего), а затем опять на слух. Таким же образом можно расставлять игрушки на полке, в шкафу, приносить, чтобы их вымыть, дать кому-то из игрушек и т. д. Это кто? Оборудование: шапочки-маски коровы, собаки, лошади, кошки, овцы, птички, лягушки, маленький экран. Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, молодец это кто? Кто? My, ав-ав-ав, прр, мяу, бэ, пипипи, ква-ква-ква. Ход игры. Педагог раздает детям шапочки-маски (или вешает на шею картинки) с изображением животных, звукоподражательные названия которых дети уже знают. Он произносит одно из звукоподражаний, например, му. Дети показывают на того ребенка, у которого маска коровы (или картинка), повторяют звукоподражание, малыш изображает корову, а педагог вместе с детьми еще два-три раза повторяет звукоподражание, предъявляя его не только для слухо-зрительного восприятия (видя его губы и слушая), но и на слух - за маленьким экраном. Аналогично педагог в разной последовательности произносит то одно, то другое звукоподражания. По мере того, как дети начинают уверенно справляться с данным заданием при восприятии звукоподражаний на слухо-зрительной основе, они начинают предлагаться педагогом уже на слух - за маленьким экраном. Дети повторяют услышанное, показывают на того ребенка, у которого соответствующая маска, и он изображает то или иное животное. Вариант игры (когда дети овладеют умением самостоятельно произносить звукоподражания). Из детей выбирается один водящий. Он поворачивается к детям спиной. По указанию педагога один из детей произносит звукоподражательное название животного, соответствующее его маске. Педагог зовет водящего по имени или поворачивает его сам и спрашивает: «Это кто?» Водящий повторяет звукоподражание и показывает на ребенка в соответствующей маске. У кого? Оборудование: предметы или картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, соответствующие таблички, маленький экран. Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет предъявляться для различения на слух, У кого? У меня. Ход игры. Педагог показывает детям предмет (или картинку), просит назвать его и выбрать из нескольких соответствующую табличку. Затем педагог сам повторяет слово, словосочетание или фразу, не закрывая лицо экраном, а затем на слух - за экраном и отдает предмет или картинку одному из детей. Аналогично раздаются и все остальные предметы или картинки. Педагог в разной последовательности называет предметы или картинки, находящиеся у детей и спрашивает: «У кого?» Тот или иной ребенок показывает соответствующий предмет или картинку и табличку, называет его и говорит: «У меня». Когда дети начинают справляться с заданием при восприятии речевого материала на слухо-зрительной основе, педагог предлагает его только на слух - за маленьким экраном. Вариант игры (для индивидуального занятия). Предметы или картинки раздаются игрушкам, например, кукле, зайке, мишке. Игра проводится аналогично тому, как описано выше. Ребенок повторяет услышанное, показывает соответствующий предмет или картинку и говорит: «У мишки. Собака у куклы» и т.п. Лото Оборудование: карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, маленький экран. Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, молодец, лото, у кого? У меня, выиграл(а), я первый (первая), речевой материал слуховых упражнений. Ход игры. Педагог раздает детям самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух. Карточки-лото имеют одинаковое количество «делений», но составляются индивидуально для каждого ребенка с учетом уровня его слухоречевого развития. У одного ребенка на карточке-лото более сложный речевой материал, у другого - более простой, у одного ребенка на карточках картинки с подписями, у другого - без подписей, а у третьего - часть картинок заменена написанным словом или фразой. Педагог предлагает детям игру в лото: выигрывает тот, кто быстрее заполнит картинками свою карту. Вначале игра проводится при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, а затем - только на слух. Вариант игры (для индивидуального занятия) Самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, «раздаются» игрушкам - мишке, зайке. При проведении игр в ходе обучения опознаванию и распознаванию речевого материала на слух следует помнить, что дети должны научиться узнавать на слух знакомые слова, словосочетания и фразы (СНОСКА: А позже для слабослышащих детей и малознакомый и незнакомый речевой материал) без опоры на наглядный образец (т.е. перед ними не должно быть игрушек, предметов, названия которых предлагаются на слух). При этом речевой материал должен относиться к разным тематическим группам. Приведем в качестве примера отдел. игры. Что нарисовал художник (дети)? Оборудование: картинки, соответствующие речевому Материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, фланелеграф, маленький экран. Речевой материал: будем играть, слушайте, картинки, возьми картинку, повесь картинку, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет предъявляться на слух. Ход игры. Педагог показывает картинку, на которой художник рисует и предлагает детям, угадать, что он нарисовал (или, показав до занятия, как старшие ребята рисуют, узнать, что они изобразили). Он размещает на доске фланелеграф или ставит наборное полотно, показывает, что у него есть картинки, и предлагает угадать, какие это картинки. Педагог за экраном называет картинку, например, «у мальчика мяч» и предлагает детям повторить, что они услышали. Тот из детей, кто первым точно повторит данную фразу, получает картинку и размещает ее на фланелеграфе или наборном полотне. Если фраза точно не воспринята, педагог предъявляет ее для восприятия на слухозри-тельной основе (дети повторяют ее, при необходимости прочитывают по табличке), а затем на слух, показывает картинку и с сожалением убирает. После предъявления других слов, словосочетаний или фраз он вновь называет эту картинку. Украсим елку Оборудование: вырезанная из бумаги большая елка, картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, маленький экран. Речевой материал: будем играть, слушайте, елка, повесь, отложи, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет предъявляться на слух. Ход игры. Педагог показывает детям вырезанную из бумаги большую елку и предлагает украсить ее. Он называет первую картинку, например, «большой красный шар». Дети воспринимают словосочетание на слухо-зрительной основе, повторяют его (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог размещает картинку на елке, а затем называв следующую, например, «Мама спит», дети повторяют воспринятое (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог спрашивает, показывая на елку: «Можно повесить на елку?» и помогает детям ответить: «Нет». Картинка устанавливается в наборном полотне. Аналогично педагог предъявляет для слухо-зрительного восприятия еще две-три картинки. По мере того, как дети начинают справляться с заданием при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, педагог начинает предъявлять его на слух. Тот ребенок, который первым точно повторил слово (фразу, словосочетание), получает соответствующую картинку и размещает ее на елке или помещает в наборное полотно. Волшебный кубик Оборудование: кубик пластмассовый или из бумаги, на гранях которого написаны цифры от 1 до 6; таблички-задания, на обороте которых написаны цифры от 1 до 6; картинки и предметы, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, маленький экран. Речевой материал: будем играть, слушайте, кубик, брось кубик, Сколько? Покажи табличку, дай табличку, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет предъявляться на слух. Ход игры. Педагог показывает детям кубик и предлагает одному из них бросить его. Затем дети называют цифру, написанную на верхней грани, находят соответствующую табличку и отдают ее педагогу. Он произносит слово, словосочетание, фразу, написанную на данной табличке, которую дети воспринимают слухо-зрительно. Дети повторяют услышанное, или отвечают на вопрос, или выполняют поручение. Аналогично предъявляется следующее задание. В дальнейшем задания предъявляются на слух - за маленьким экраном, в случае затруднения речевой материал предъявляется на слухо-зрительной основе и прочитывается, а затем вновь предлагается для восприятия на слух.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.238.204 (0.009 с.) |