Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности



Что лежит в мешочке?

Цели: учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов - названий предметов, формы, величины.

Оборудование: парные предметы - объемные геометрические формы (шар, кубик, овощ-яйцо, пирамида и др.), предметы разной величины (большие и маленькие шары, кубики, овощи, машинки, матрешки и др.), «чудесный мешочек», салфетка или ширма.

Речевой материал: название игрушек, используемых в игре, кубик, шар, круглый, квадратный, треугольный, большой, маленький, угадал, что там?

Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, шар, кубик и яблоко). У педагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. «Верно? Угадал?». Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и предлагает обследовать предмет, уточняет свойства предмета: например, выделяет грани у кубик. В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога - матрешка, яблоко, шар, а в мешочке - шар). Далее задача усложняется: ребенку нужно установи различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (напр-р, под салфетку кладут две матрешки (большую и маленькую), и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается тем же.

Возможен другой вариант. Педагог предлагает детям разные игрушки, они их рассматривают, называют, определяют их форму и величину. Затем педагог складывает игрушки в мешок и предлагает одному из детей опустить в мешок руку и взять одну игрушку, определить, какая она по форме и по величине и сказать об этом вслух, не называя предмет. Дети должны угадать, что это. Когда большинство детей дали ответ, педагог предлагает ребенку, наконец, вытащить мешочка игрушку и посмотреть, верно ли он описал и вер ли отгадали предмет дети. Например, ребенок сообща «Круглый, маленький. Что это?» Дети: «Мяч». В случаях затруднений в назывании свойств предметов можно предложить детям выбрать таблички. Возможно увеличение количества предметов, определяемых на ощупь. Таким же образом можно проводить классификацию предметов. В мешочек, например, кладут предметы кукольной бели и игрушки. Ребенок на ощупь должен определить, что у него в руках и положить к той или иной табличке (мебель, игрушки). Затем, когда все предметы будут выбраны из мерочка и подложены к двум ширмам, ширмы убираются и осуществляется проверка правильности классификации.

Платочек для куклы

Цель: узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала.

Оборудование: три куклы в разных платочках: одна - в шелковом, другая - в шерстяном, третья - в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Речевой материал: платочек, куклы пришли в гости, сними, найди на ощупь, завяжи кукле платок.

Ход игры. Игра проводится сначала по два, а затем по три ребенка в подгруппе. Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной - шелковый платок, на другой тканевый - шерстяной, на третей - вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает усадить кукол за стол и угостить их чаем; «Куклы - гости. Давайте угостим их чаем». «Надо снять платочки». Педагог предлагает каждому ребенку взять куклу и помочь ей снять платочек, усадить за стол. Педагог дает детям хорошо ощупать каждый платок, запомнить, у какой он куклы. Педагог предлагает сложить платки в мешочек. Затем педагог действует с куклами - пьет чай. Затем вместе с куклами педагог благодарит ребят за вкусный чай с пирогом и делает вид, что куклы собираются уходить, прося вернуть им платочки. Педагог предлагает на ощупь найти платочек для каждой куклы. «Дети, будьте внимательны. Найдите этой кукле платок». Ребята на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на кукол. После этого куклы прощаются, уходят.

Обведи и нарисуй

Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее его движение очерчивает контур предмета; называть предмет и его изображение.

Оборудование: экран или ширма, игрушки простой формы, листы бумаги и фломастеры по числу детей, таблички.

Речевой материал: обведи, нарисуй бумага, фломастер, что ты нарисовал? Что там? Названия игрушек, вер неверно.

Ход игры. Игра проводится индивидуально. Педагог помогает ребенку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит нарисовать его. Затем спрашивает ребенка, что он нарисовал что находится за экраном. («Обведи. Нарисуй. Что ты нарисовал? Что там? Назови»), в заключение педагог убирает экран и ребенок проверяет, этот ли он предмет нарисовал.

Ощупай и слепи

Цели: учить изображать полученные путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.

Оборудование: «чудесный мешочек», предметы простой формы хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик, и пр.), пластилин, клеенка, салфетки по числу детей, таблички.

Речевой материал: ощупай, что там, слепи такой что это? Названия предметов, правильно, угадал(а), угадал, возьми игрушку.

Ход игры

1-й вариант. Педагог объясняет ребенку, что он дол; ощупать в мешочке предмет и, не называя, его вылепить. «Ощупай, что там. Мне не говори. Слепи такой же». «Я том посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке». Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедится в правильности выбора. «Я угадал(а)? Возьми игрушку. Что это? Да, я угадал(а). Это шар. Правильно.

2-й вариант. Игра проводится с подгруппой детей. Каждый из детей получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом.

По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи - обследование предметов, состоящих из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и т.п.).

Найди картинку

Цели: соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение.

Оборудование: набор предметов-игрушек, их изображений, «чудесный мешочек», таблички.

Речевой материал: посмотри, ощупай, будь внимательным; покажи, что там; скажите, что там; назовите, что в мешочке; верно, неверно, тут, там.

Ход игры. Педагог размещает на доске наборное полотно (или использует фланелеграф) и выставляет на него три-четыре картинки. Затем предлагает кому-либо из детей ощупать предмет, находящийся в «чудесном мешочке», и показать его на картинке. «Ощупай. Покажи, что это». Ребенок показывает нужную (как он считает) картинку, не называя предмета, и педагог просит всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет (устно и при помощи табличек), а ребенок после этого достает предмет из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.

Большие и маленькие шары

Цель: учить находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.

Оборудование: три пары мишек и кукол разной величины (большой мишка и большая кукла, мишка и кукла среднего размера, маленький мишка и маленькая кукла), три шара (большой, средний, маленький) и другие игрушки (матрешки, утенок), «чудесный мешочек».

Речевой материал: шарик, мяч, названия игрушек, большой, поменьше (средний), самый маленький, какой? Какая величине? Найди на ощупь, верно, неверно.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Дети сидят за столами парами, каждой паре педагог дает мишку и куклу (можно двух мишек или двух кукол) примерно одинакового размера: одной паре - больших, другой - средних, третьей - маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят поиграть, покатать друг другу шарик (мячик), но шариков у них нет, их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке - большой шарик, средним - шарик поменьше, а маленьким - самый маленький шарик. «Кукла с мишкой будут играть в мяч. Какой мишка? Какая кукла по величине? Дайте им мячик. Какой нужен мяч? Найди на ощупь». Один ребенок из каждой пар достает шарики. Когда дети получат шарики, они могут играть с ними, выполняя действия за игрушки: куклу и мишку - катают шарики от мишки к кукле и обратно.

Холодно - горячо

Цель: учить детей воспринимать температурные различия.

Оборудование: три бутылки с водой (холодной, теплой, горячей), чашки, ширма.

Речевой материал: там вода, горячая, теплая, холод} где такая? такая, не такая.

Ход игры. Перед детьми три стеклянных бутылки (с завинчивающимися крышками). Педагог предлагает прикоснуться к каждой бутылке, предъявляет слова, подкрепляя их табличками, «холодная», «теплая», «горячая». Затем педагог за ширмой отливает часть воды из каждой бутылки в чашки, убирает ширму и предлагает детям определить, из какой бутылки вода в каждой чашке.

Тактильное домино

Цели: развивать тактильное восприятие, развитие вибрационной чувствительности, умение определять текстуру материала на ощупь.

Оборудование: набор деревянных домино из 24 штук размером 10x15 см с восемью различными текстурами, таблички.

Речевой материал: домино, ощупай, положи такой же, найди такой же.

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть в новую игру. До этого дети должны быть знакомы с игрой в обычное детское домино. Для начала тактильное домино внимательно рассматривается и ощупывается детьми. Можно поиграть в него как в обычное один раз. Затем педагог завязывает детям глаза и предлагает играть на ощупь. «Ощупай. У тебя есть такой же? Положи сюда. Нет? Выбери тут такой». Педагог постоянно помогает, координирует игру.

Тактильные яблоки

Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.

Оборудование: 20 маленьких яблок из разного материала, прикрепленных к матерчатой яблоне (размет яблони: 60x58 см, размер яблок: 5,6x5,6 см) (см. рис. 10).

Речевой материал: возьми яблоко, ощупай, найди такое же, верно, не верно.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку поиграть. Касаясь яблок на яблоне, дети должны определить идентичные пары. Проверить правильность выбора можно по идентичным рисункам, напечатанным на обратной стороне каждой пары.

Так же может быть использована различная крупа, зашитая в яблоки.

Рис. 10. К игре «Тактильные яблоки

Шумящие коробочки

Цель: развитие вибрационных ощущений, слухового в приятия.

Оборудование: два ящичка, в них по шесть коробочек, каждое наполнено каким-либо материалом, отличным от материала в других коробочках.

Речевой материал: возьми, потряси, найди такую верно, неверно.

Ход игры. Для каждого ребенка педагог должен приготовить 2 ящичка, в каждом из которых находится по 6 небольших коробочек. Каждая коробочка в наборе заполнена различным материалом и поэтому издает различные шумы и вибрации - от тихого до громкого. Наборы в обоих ящичках одинаковые. Коробочки в одном ящичке окрашены в красный цвет, а другом голубой. Ребенок берет из одного ящичка коробочку и из другого одну, трясет их, сравнивая между собой. Если шумы и вибрация совпадают, коробочки в паре откладываются в сторону. Это продолжается до тех пор, пока не будут подобраны все пары.

Вначале педагог показывает, что надо делать, как сравнивать.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ

Лабиринт

Цель: развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание.

Оборудование: карточка с лабиринтом, карандаш.

Речевой материал: пчела, варенье, помоги пчеле найти дорожку в лабиринте к варенью, куда летит пчела?

Ход игры. Педагог дает ребенку карточку с лабиринтом и предлагает найти дорожку к варенью, помочь пчеле. Ребенок вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно (рис.11).

Рис. 11. К игре «Лабиринт»

Шкафчики

Цели: развивать зрительное внимание и запоминание. Учить детей запоминать местонахождение спрятанных предметов и находить их после отсрочки.

Оборудование: шкафчики с выдвижными ящичками, мелкие игрушки, таблички.

Речевой материал: будем играть, там, тут, где, покажи, такой, не такой.

Ход игры. Педагог ставит на стол один из шкафчиков (из трех-четырех ящичков), рассматривает его вместе с детьми. Затем (при первом предъявлении игры), не убирая шкафчик из поля зрения детей, прячет мелкую игрушку или фишку в один из ящиков. После выполнения этих действий детям предлагается найти игрушку, показать нужный ящичек (используются таблички «Будем играть», «Где?», «Покажите», «Там»; предъявление табличек сопровождаются естественными жестами). В следующий Раз, спрятав игрушку, педагог закрывает шкафчик ширмой и несколько раз отстукивает ладонью по столу или вместе с детьми отхлопывает. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо из детей показать ящик, в котором спрятана игрушка.

Усложнение идет по пути увеличения количества ящиков (до десяти) и увеличения времени отсрочки. Можно запомнить месторасположение сразу двух предметов, а после предъявления образца вспомнить, где лежит парная игрушка. В этом случае вводятся дополнительные таблички: «Т кой», «Не такой», «Где такой?»

Найди половинку

Цели: научить детей узнавать предметы по одному из его изображений, запоминать предмет.

Оборудование: наборы парных изображений предмет (на картинках один и тот же предмет изображен в разных ракурсах - с лицевой и с обратной стороны, размер карточки с животными 15x18 см) (см. прил. 8).

Речевой материал: названия предметов, верно, не верно, что (кто) это?

Ход игры

Рис. 12. К игре «Найди половинку»

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (контурные, черно-белые), назвать изображенные предметы и подобрать таблички, если эти слова есть в словаре ребенка. Затем педагог предлагает картинку из второго набора, в котором предметы изображены с обратной стороны. Если возникают трудности в узнавании, то педагог предъявляет детям сам предмет для рассматривания, ощупывания, после чего игр возобновляется. Если же затруднений не возникает, то игра продолжается. Возможно усложнение игры за счет увеличения отсрочки (по типу «лото с отсрочкой»), введения картинок с более сложным для узнавания ракурсом.

Узнай по контуру

Цели: учить детей узнавать предметы по контурному изображению, запоминать изображения.

Оборудование: наборы парных картинок (предметное и контурное изображение).

Речевой материал: названия предметов, такой, не такой, что (кто) это?

Ход игры. Игра проводится аналогично «Лото с отсрочкой». При затруднениях при подборе парного изображения предложить детям использовать метод наложения (для этого необходимы изображения предметов, вырезанные по контуру).

Запомни и найди

Цель: учить детей узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов.

Оборудование: лото или парные картинки.

Речевой материл: у кого такая же? Что это? Это... (названия предметов), запомни, смотрите внимательно, у тебя больше, ты победил.

Ход игры

1 вариант. Педагог предлагает детям поиграть. Перед детьми выкладывается небольшое количество картинок (от четырех до десяти), ребенок рассматривает свои картинки, называет их, педагог предлагает запомнить этот ряд («Посмотри внимательно и запомни «). Затем картинки предлагается перевернуть изображением вниз. После этого педагог берет картинку, парную картинке у кого-то из детей, и спрашивает: «У кого такая?» Ребенок должен вспомнить, есть ли у него такая картинка и на каком именно месте в ряду она лежит, показать, сказав: «У меня».

Усложнение: выкладываются все имеющиеся парные картинки изображением вниз. Педагог первым переворачивает сначала одну, затем другую картинку. Если картинки оказываются парными, он их убирает в сторону, объясняя: «Одинаковые «. Если картинки не совпали, педагог кладет их обратно, переворачивая обратно изображением вниз и говорит: «Запомните, тут «кошка», а там «дерево». Затем ребенок таким же образом вступает в игру, пытаясь при необходимости вспомнить, где уже переворачивалась картинка, необходимая ему для пары. Игра продолжается до тех пор, пока все парные картинки не разойдутся по игрокам. Выигрывает тот, у кого больше пар.

2 вариант: задание дается подобное, но только с табличками. Они могут быть по одной теме, а могут быть из разных тем.

Что изменилось?

Цели: учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание.

Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам, изучаемым в данной возрастной группе, ширма (или экран), салфетка, таблички.

Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек, что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?

Ход игры

1. Педагог предлагает детям рассмотреть последовательное из трех-четырех предметов, назвать их, затем ряд на некоторое время (-10-15 сек.) закрывается ширмой, педагог за ней убирает один предмет из ряда. После этого ширма открывается и детям предлагается назвать т предмет, которого не стало («Чего нет? Чего не стало?»). Ребенок устно отвечает. На первых порах можно для ответа использовать такой же ряд предметов, чтобы ребенок мог показать, чего не хватает, чего не стало казать ту игрушку, которую теперь не видит.

2. Детям предлагается ряд картинок, которые таким же разом, как и предметы, выкладываются в ряд, Затем количество изменяется в связи с удалением одной картинки за ширмой. Картинки могут быть представлены на фланелеграфе.

3. Детям предлагается запомнить ряд предметов, затем он закрывается на некоторое время ширмой и за ней предметы меняют местами, после этого ширма убирается, детям предлагается сказать: «Что изменилось?», «Что не так?» То же самое возможно с картинками. Такие же задания можно проводить с использованием табличек с названиями различных предметов.

Усложнения:

· увеличивается ряд предметов, картинок до 10-12;

· сначала даются для игры предметы, игрушки, а затем можно использовать и картинки с изображением предметов, игрушек;

· убирать можно сначала один предмет или игрушку, затем и больше до пяти-шести. То же самое и с картинками;

· менять местами так же можно сначала 2 предмета, затем больше до четырех-пяти.

Чего не хватает?

Цели: развивать зрительное внимание, учить находить недостающие детали, уточнять представления о предметах, о его частях.

Оборудование: сборно-разборные игрушки (игрушки у которых можно снимать отдельные части), картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

Речевой материал: посмотри внимательно, чего нет? Все верно? Чего не хватает? Названия предметов и их частей.

Ход игры. Чаще всего дети замечают неполадки в объемных игрушках, указывая на эту часть и говоря или показывая жестом, что тут сломалось. Поэтому 1-й вариант игры может быть следующим: педагог ставит перед детьми игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части и просит детей сказать, целая игрушка или нет: «Чего нет? Все верно?», «Чего не хватает?» Дети указывают место, где отсутствует Деталь. Педагог предлагает из коробки, в которой находятся различные части игрушек, в том числе и данной, выбрать недостающую деталь и прикрепить ее на место.

2-й вариант предполагает поиск недостающих деталей на картинках.

Усложнения:

· поиск недостающих частей на силуэтных изображ-ях, на предметных и сюжетных картинках;

· поиск недостающих деталей в аппликации на фланелеграфе;

· увеличение количества отсутствующих деталей у предметов.

Прятки с игрушками

Цели: развивать внимание и память детей, развивать способность удерживать в памяти определенную цель - искать конкретную игрушку.

Оборудование: три-четыре (пять-семь) новых, незнакомых детям игрушек.

Речевой материал: найди, названия игрушек, большой, маленький, названия основных цветов, ищите, спрячь

Ход игры. Педагог привлекает внимание детей к новым игрушкам: «У нас гости. Посмотрите, какие игрушки. Что это? А это? После рассматривания игрушек педагог предлагает: «Будем играть с ними. Игрушки будут прятаться, я вы будете искать». Педагог предлагает детям выбрать понравившуюся им игрушку и говорит: «Ты будешь искать мишку и т. п. Что (кого) ты будешь искать?» После этого дети отворачиваются к стене, закрывают глаза или выходят за дверь педагог прячет новые игрушки среди старых, знакомых и затем предлагает детям: «Ищите. Где твоя игрушка?» Каждый из детей должен найти выбранную им ранее игрушку. Первому нашедшему - приз: наклейка или значок. В конце игры те, у кого больше всех значков, выходят вперед, остальные им аплодируют.

Усложнения:

· сначала педагог может показать, как надо искать, затем дети самостоятельно выполняют;

· можно выбрать водящих - они будут искать игрушки остальные дети, знающие, куда педагог спрятал игрушки, не должны подсказывать;

· одни дети прячут игрушки, другие потом ищут их. Педагог помогает найти место, куда лучше спрятать;

· увеличивается число участников игры, следователь увеличивается и количество игрушек.

Подбери слово

Цели: развитие зрительного внимания и памяти, закрепление названий знакомых предметов, развитие словесной памяти.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией (размер карточки 10x12 см). Предметы могут быть из одной тематической группы или из разных (см. рис. 13).

Речевой материал: будем играть, что это? Названия предметов, изображенных на карточках.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку поиграть. Он дает ребенку половинки двух-трех картинок и задает вопрос: «Что это?» Если ребенок знает название предмета, он может сразу подобрать вторую половинку с табличкой к изображению, опираясь только на глобальное восприятие таблички с названием данного предмета. Если ребенок не знает название предмета, он просто подбирает нужную половинку с написанным словом, опираясь на конфигурацию выреза и совмещая половинки. Каждая картинка совмещается только со своей половинкой, на которой написано ее название. Игра также может использоваться для закрепления навыков глобального чтения слов по определенной теме.

Рис. 13. К игре «Подбери слово»

Послушай и запомни

Цели: развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме, либо по разным.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом, кто запомнил? повтори.

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть. Называет слово и кладет табличку. Например, «пирамида». Затем называет второе слово - «мяч» и кладет эту табличку вслед за первой, образу ряд. Когда выложены три таблички, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори». Ребенок повторяет. Затем педагог выкладывает новую табличку и читает новое слово, кладет табличку вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала. Можно предложить детям таблички (по одной или по две которые они выкладывают друг за другом, выстраивая и за поминая ряд, затем воспроизводя этот ряд устно.

Усложнения:

· слова берутся из разных тем;

· увеличивается число запоминаемых слов;

· игра проводится без табличек, только на слух.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.073 с.)