Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения



Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

 

 


Методические рекомендации «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.

 

Авторская идея Дружининой Лилии Александровны

Научный редактор; Дружинина Л.А. кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.

 

Авторский коллектив: Дружинина Л.А. кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.

 

Шестакова Ирина Александровна- тифлопедагог МДОУ №43

Шержукова Наталья Евгеньевна - тифлопедагог МДОУ №;43

Алёкина Татьяна Александровна- тифлопедагог МДОУ №43

Листратенко Светлана Анатольевна- тифлопедагог М ДОУ №43

 

Рецензенты: Плаксина Любовь Ивановна доктор психологических наук, профессор Московского государственного педагогического университета г. Москва

Сапожникова Галина Алексеевнадиректор комплекса начальная школа-детский сад для детей с нарушениями зрения № 440 г. Челябинска

Осипова Лариса Борисовна старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.

 

Методические рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида, разделу развитие зрительного восприятия.

Включают четко дифференцированные задачи коррекции развития зрительных функций, формирования и уточнения знаний о свойствах и качествах предметов, а также задачи по развитию сенсорных операций, апробированные материалы по годам обучения, тематическое планирование, конспекты занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с трех до семи лет, а также рекомендации по организации и проведению такого рода занятий, с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

 

Данное пособие будет полезно для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Тифлопедагогика», учителей-дефектологов (тифлопедагогов) дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, старших воспитателей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения,

Содержание

Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Содержание требований программы по разделу «Развитие зрительного восприятия»   Формирование представлений о системе эталонов величины   Формирование представлений о системе эталонов формы. Формирование навыков восприятия и воспроизведения сложной формы Формирование представлений о системе эталонов цвета   Формирование и уточнение знаний о свойствах и качествах предметов. Развитие сенсорных операций и систем исследовательских действий   Развитие предметности восприятия. Развитие восприятия сюжетных изображений   Примерное тематическое планирование занятий по годам обучения   Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников первого года обучения. Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников второго года обучения. Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников третьего года обучения. Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников четвертого года обучения. Литература  

Характеристика зрительных представлений о предметном мире

детей с нарушенным и нормальным зрением (в %)

  Действия детей по уровням
  I уровень II уровень III уровень
подгруппа с нарушенным зрением с нормальным зрением с нарушенным зрением с нормальным зрением с нарушенным зрением с нормальным зрением
4 - 5 лет 29,4 70,6 41,2 29,4 29,4 0,0
5 - 6 лет 23,5 47,0 47,0 35,5 29,5 17,5
6 - 7 лет 31,2 62,5 62,5 31,2 6,3 6,3
                   

 

Оценка результатов осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:

· дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно были отнесены к первому уровню;

· ко второму уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок);

· к третьему уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.

Полученные результаты еще раз показали, необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия с дошкольниками, имеющими косоглазие и амблиопию.

Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для дошкольников с нарушениями зрения предусмотрено проведение такого рода занятий, подробно расписаны задачи на четыре года обучения и предложены дидактические игры и упражнения

 

 

Методика работы с детьми в условиях индивидуального и дифференцированного подходов

Для проведения занятий необходимо создать в детском саду определенные условия:

Это организация работы специального кабинета, где были бы собраны все материалы, способствующие развитию зрительного восприятия, ему можно придумать интересное название, например, «Анютины глазки» или «Хрусталик». Если в учреждении нет такой возможности можно оборудовать уголок в кабинете тифлопедагога и в групповой комнате, где размещают четко дифференцированные пособия с учетом программных требований состояния зрительных возможностей воспитанников. Пособия размещают в доступном для детей месте.

Помещения детского сада, где пребывают дети, должны иметь соответствующее освещение.

Занятия проводят один раз в неделю подгруппой, реально в год получается провести 25 подгрупповых занятий; и от двух до пяти раз в неделю можно заниматься индивидуально в зависимости от потребностей ребенка. Продолжительность занятий должна соответствовать возрасту детей, состоянию зрения и здоровья

Программные задачи по развитию зрительного восприятия указаны в таблицах, чтобы легче было проследить усложнение материала по всем годам обучения.

 

Характеристика детей разных подгрупп

Для эффективной реализации программных задач мы предлагаем проводить занятия по подгруппам, с учетом познавательных возможностей детей и состоянием зрения.

Дети, входящие в первую подгруппу (первого уровня) активны, проявляют большой интерес к игре и занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога.

Во второй подгруппе дети второго уровня развития требуют в любой деятельности помощи педагога, менее активны, задания выполняют значительно медленнее, а допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют.

В третью подгруппу объединены дети третьего уровня, которые в большинстве своем не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, мало инициативны, замкнуты, трудно общаются друг с другом.

Опыт показывает, что при проведении фронтальных занятий педагоги чаще уделяют внимание активным детям, которые быстро и хорошо справляются с заданием, а дети, у которых имеются в чем-то затруднения часто остаются без достаточной помощи педагога, тогда как им тоже необходима индивидуальная помощь, позволяющая детям продвинуться в своем развитии.

Поэтому объединение детей с третьем уровнем развития педагог выстраивает с учетом конкретной задачи по развитию каждого ребенка, при этом уровень дидактических требований к каждому предъявляется индивидуально.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников первого года обучения

Ход занятия

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Разделить пополам грушу (яблоко) на рисунке.

Ход занятия

Организационный момент. Звучит фрагмент музыкальной сказки Л. Рычковой «Репка».

- Вы узнали, кто сегодня захотел прийти к нам в гости? К нам репка пришла и морковку привела. Давайте придумаем новую сказку про репку и морковку.

Основная часть.

Педагог предлагает детям выбрать геометрические формы похожие на репку и морковку и приступают к составлению сказки, используя приём хорового договаривания окончания фразы.

- Посадил дед…(репку и морковку). Выросли …(репка и морковка) большими …(пребольшими). Наступила ночь.

Педагог выставляет экран теневого театра, направляет лампу. Продолжает сказку.

- Ночью встретились на грядке … (морковка и репка) и не узнали друг друга. А вы узнали, где тень репки, а где тень морковки?

Зрительная гимнастика.

Закрой глаза, открой и правильно назови.

Дети узнают овощи в объёмном, предметном и силуэтном изображении и называют его.

- Морковка и репка очень хотят узнать запомнили ли вы, какой они формы и поиграть с ними в игру. С одной стороны карточки нарисован их портрет (предметное изображение), а с другой геометрические фигуры.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Обвести по трафарету и раскрасить овощи.

2. Рассказать по рисунку, какой овощ.

Ход занятия

Организационный момент. Хороводная игра «По малину в сад пойдём» (первый куплет и припев)

- Где выросла ягодка-малинка? (в саду)

Основная часть

- А вы хотите узнать, какие ещё ягоды растут в саду?

Педагог демонстрирует корзинку с муляжами ягод, называет их, с помощью детей уточняет, какие они по цвету, форме.

- А сейчас посмотрим, сможете ли вы узнать, какие это ягоды.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Дорисовать по точкам «Ягоды в банке».

2. Узнать и назвать какое варенье (клубничное, малиновое).

Ход занятия

Организационный момент. Педагог предлагает детям вспомнить название нового зелёного друга в уголке природы. Обращается к детям с вопросом: «Вы – девочки и мальчики, а все мы – люди. А наш «Огонёк» что?». Уточняет ответы детей: «Огонёк – это цветок». Предлагает назвать части цветка по показу педагога (стебель, листья, цветок): «Вокруг нас много людей, в детском саду, на улице. А мы можем сказать Огоньку, что вокруг много растений?». Педагог уточняет с детьми, какие растения растут в группе, на улице. Предлагает рассказать «Огоньку», какие деревья растут на участке группы. Огонёк помещают около демонстрационного фланелеграфа, дети усаживаются за столы

Основная часть.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Составить елочку, деревце из частей, используя геометрическую мозаику.

Ход занятия.

Организационный момент: Перед детьми на мольберте цветная картинка, на которой изображены береза, ель. Одна сторона деревьев намечена контуром и не раскрашена. Педагог обращает внимание детей на деревья, называет их. Показывает другой рисунок, на котором деревья раскрашены, поясняет, что на первом рисунке деревья загрустили. Спрашивает, почему (предположения детей). Предлагает детям помочь деревьям «приобрести» красивый наряд.

Основная часть.

Физкультурная минутка.

Дети выполняют движения, согласно словам, которые говорит педагог.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Веточки все ниже, ниже.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Раскрасить елочку, березку.

2. Выложить елочку из бумажных треугольников.

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог предлагает детям рассмотреть подарок Осени – демонстрационную картинку.

Основная часть.

- Ребята, Осень поторопилась и не успела дорисовать свою картинку. Давайте поможем ей закончить работу.

Физкультурная минутка.

Выполнение заданий на движение под музыку: Кружатся листочки. Плавно опускаются на землю.

Рассматривание готовой картинки и ответы на вопросы педагога:

- Назовите и покажите, все, что видите на картинке?

- О чём картинка? (об осени).

- Какой день на картинке? (осенний, дождливый, пасмурный).

- Что вы оденете и обуете осенью, возьмёте с собой на осеннюю прогулку? (Последовательный показ, имитация движений)

- Наденем шапки, застегнём куртки, завяжем шарфы, обуем сапожки, возьмём зонт и пойдём на осеннюю прогулку.

Педагог хвалит детей: «Молодцы! Осени очень понравилось, что вы знаете о ней так много: какого цвета листья на деревьях осенью, какой бывает погода осенью и как нужно одеваться осенью, чтобы быть здоровыми».

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Найти и раскрасить осенние одинаковые листочки.

 

Программные задачи

1. Учить сличению силуэтных и реальных изображений с игрушками.

2. Развивать навыки ориентировки в игровых упражнениях. Учить понимать словесные указания педагога.

Словарная работа:

Предметы: петушок, курица, цыплёнок.

Признаки: маленький, жёлтенький, пушистенький, кругленький.

Действия: поёт, клюёт, кукарекает.

Материал к занятию

Демонстрационный материал. Игрушки: курица, петух, цыплёнок.

Аудиозапись «На птичьем дворе».

Раздаточный материал. Силуэтные изображения петуха, курицы, цыплёнка и 2-3 других, знакомых детям изображений.

Разрезные картинки курицы, петуха, цыплёнка.

Предварительная работа

1. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»

2. Чтение русских народных потешек «Петушок, петушок, ты подай голосок», «Курочка Рябушечка».

Ход занятия

Организационный момент. Дети сидят полукругом. Педагог демонстрирует детям игрушку-курицу:

- Кто это? – курица.

- Послушайте, как она поёт: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко».

Основная часть.

Педагог предлагает поиграть в «заводных курочек»: как только педагог «заводит курочку ключиком», она поёт: «Ко-ко-ко».

- Посмотрите, что сейчас делает курочка? – клюёт зёрнышки.

- Покажите, как курочка клюёт зёрнышки? – дети пальчиком стучат по ладошке.

- Выглянуло солнышко, пошла курочка гулять и зовёт: «Ко-ко-ко», - дети повторяют тихим голосом. – не услышал цыплёнок. Стала курочка звать громче: «Ко-ко-ко», - дети повторяют громче. – Прибежал цыплёнок к маме-курице, - показ игрушечного цыплёнка, - и запищал тоненьким голоском: «Пи-пи-пи», - дети повторяют.

- Дети, посмотрите внимательно на курицу и цыплёнка. Какая курица? – курица большая, а цыплёнок маленький.

- Курица … (назвать цвет), а цыплёнок желтенький, пушистый.

Дидактическая игра «Назови ласково» (с показом картинок)

- У курицы голова, а у цыплёнка – головка; у курицы клюв, а у цыплёнка клювик; у курицы крылья, а у цыплёнка крылышки; у курицы ноги, а у цыплёнка ножки.

Физкультурная минутка

- Гуляет цыплёнок, а курица рядышком с ним, не оставляет одного. «Ко-ко-ко», не ходите далеко! – просит курица цыплёнка. Что она говорит своему малышу? (хоровые и индивидуальные ответы). Чтобы цыплёнку не было скучно, давайте «превратимся» в цыплят и погуляем с мамой курицей. Мама-курица советует пойти влево, поискать зёрнышки, вправо, прямо и т.д.

- Пошёл дождик, все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки.

Дети садятся на свои места. Детям предлагают выполнить задание: «Дорисуй лучики солнца- согрей каждого цыпленка» (На листочках бумаги изображены цыплята и солнышко без лучиков)

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Дидактическое упражнение «Подскажи словечко» (У курицы …(цыплята); у петуха на голове … (гребешок)).

2. «Раскрасить петуху гребешок»

Ход занятия

Организационный момент. Педагог включает фонограмму знакомой песни «На лугу»(1 куплет). Предлагает детям узнать, кто пасётся на лугу?

Основная часть.

Педагог выставляет перед детьми домик-ширму, дети рассаживаются полукругом.

Педагог стучит в воображаемую дверь: «Тук – тук – тук».

Зрительное упражнение «Кто в домике живет?».

Педагог перемещает за ширмой, чтобы дети увидели, рога коровы: «Кто же это, ребята, я не успела рассмотреть?». Снова перемещает за ширмой игрушку, чтобы дети увидели часть туловища и хвост: «Так кто же это?». Прячет игрушки и заглядывает за ширму: «Есть рога, длинный хвост с кисточкой на конце, четыре ноги». Имитирует за ширмой мычание коровы: «Кто же это мычит?». Обобщает ответы детей: «Это корова». Поднимает игрушку над ширмой, предлагает детям: «Давайте ласково позовём корову – коровушка!». Пересаживается вместе с игрушкой перед детьми.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Дидактическая игра «Назови всю семью».

 

Ход занятия

Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.

Дети на ковре вокруг педагога. Педагог рассказывает детям, что умеет превращать пальцы в разных зверей, сопровождая показом. Предлагает детям научиться показывать пальчиками зайчонка, лисёнка, медвежонка.

Наши пальчики играли на одной руке

Нам зайчонка показали. выставлен указательный палец;

Наши пальчики играли на двух руках

Медвежонка показали. кулачки сложены, большие.пальцы выставлены

Наши пальчики играли на одной руке

И лисёнка показали. пальцы сложены щёпотью.

Выполнение заданий детьми по указанию педагога:

· покажите одного зайчонка, лисёнка, медвежонка;(Дети показывают один пальчик)

· покажите много. (Дети показывают много пальчиков)

· Кто это? Зайчата, лисята, медвежата;

· зайчонок пугливый, прислушивается, слушает (движения указательными пальцами), пищит – и-и-и. Что делает зайчонок?

· лисёнок осторожный, принюхивается, нюхает)движения кистью руки в разные стороны, тяфкает – тяф-тяф-тяф. Что делает лисёнок?

· Медвежонок неуклюжий, переваливается, топает (повороты сложенными кулачками по оси), ворчит – ы-ы-ы. Что делает медвежонок?

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Подобрать картинки с изображением взрослых зверей и их детёнышей.

2. Рассмотреть картинки и назвать, кто маленький, кто большой.

 

Ход занятия

Организационный момент. Дети и педагог исполняют песню В. Метлова «Воробей с берёзы..».

Основная часть.

- Пока мы пели, в группу прилетела птичка- невеличка, маленькая синичка. Ей понравилось, как вы пели.

Педагог выставляет демонстрационную картинку с изображением птички из геометрических фигур. Предлагает детям выложить подружек синичек.

Физкультурная минутка.

Красивые птички у вас получились. Давайте превратимся в птичек и полетаем.

- Птички летят быстро.

- Птички летят медленно.

- Птички клюют зернышки.

- Птички следят за бабочкой.

Дидактическая игра «Разрезные картинки». ( Детям предлагают образец)

Педагог раздает разрезные картинки с изображением птиц и предлагает составить портрет птички.

После выполнения задания оценивает работу детей.

-Узнайте, портреты каких птичек у вас получились?

- А на участке понаблюдаем за теми птицами, которые прилетят к нам на кормушку.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Выучить с детьми стихотворение И. Токмаковой «Птичка».

2. Наклеить изображения птиц.

Ход занятия

Организационный момент. Звучит фрагмент М. Иорданского «Голубые санки». Педагог вносит куклу на санках.

- Ребята, кукла слышала, как вы договаривались, как будете кататься на санках с горки. Ей тоже очень захотелось покататься на санках. Как вы думаете, можно куклу отпустить кататься на санках?

Педагог выслушивает ответы детей и обобщает:

- Зимой на улице холодно. Люди одеваются в теплую одежду. Кукла, тебе нужно одеться теплее.

Основная часть.

Педагог предлагает детям рассказать кукле, как они катаются на санках. Выкладывает перед детьми карты для моделирования сюжета.

- Давайте выберем солнышко для нашей картинки.

Физкультурная минутка.

Хороводная игра «В лесу родилась ёлочка». Дети выполняют движения по тексту песни и возвращаются к своим местам.

- Найдите на своей картинке горку. Давайте покажем кукле, как кататься с горки на санках.

Раздаёт детям изображения человечков в разных позах. (Фигурки в положении стоя и сидя)

- Покажи человечков, которые сидят на санках?

- Уберите лишнюю фигурку.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Выполнить вместе с детьми «портрет новогодней ёлочки» для выставки.

2. Разучить стихотворение о ёлочке по выбору.

 

Материал к занятию

Игрушки: вертолёт, флажки (4 цвета, 5 наборов), матрёшка (5 сложений или 2 по 3 сложения), воздушный шарик.

Наборы картинок «Вертолёты» в цветном, силуэтном, контурном изображении на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

1. Лепка игрушек из пластилина.

2. Обучение игровым действиям с предметными игрушками.

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог читает стихотворение и демонстрирует игрушки.

Привезли нам всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет.

Вот матрёшка в сарафане, пирамидка,

Шар, флажок и вертолёт.

- Как жалко, что всех игрушек по одной. Но эти игрушки волшебные. Если вы расскажите, как с ними нужно играть, то у каждого будет такая же игрушка.

Основная часть.

- Посмотрите, какой вертолёт. Как с ним можно поиграть (покатать, полетать «в воздухе»). Вы правильно назвали. Вот сколько вертолётов у нас появилось. – Педагог раздаёт картинки.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Собрать, разобрать пирамидку, назвать цвета.

2. Заучить стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки» (по выбору).

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог демонстрирует кукол в одежде разного цвета.

Основная часть.

- Посмотрите, ребята к нам в гости пришли куклы. Какие они все красивые! Все куклы в одежде разного цвета.

Дидактическое упражнение «Найди игрушку».

Дети выполняют задание по указанию педагога.

- Найди и возьми куклу в красной шапке. (в зелёной кофте, в синих штанишках, в желтых носках).

- Внимательно рассмотрите одежду на своих куклах и скажите, что на ваших куклах желтого (красного, зелёного, синего) цвета.

Дети называют предметы одежды кукол, педагог хвалит детей за правильное называние.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Упражнять детей в застёгивании пуговиц на кофте, завязывании тесёмок на шапке.

 

Ход занятия

Организационный момент. Занятие проводится в игровом уголке, дети стоят рядом с педагогом.

Появление нового кукольного домика в группе (без мебели) в группе (или макета кукольной комнаты без мебели).

- Посмотрите, дети, какой красивый домик. Чей же он? А вот хозяйка! - показывает куклу, стоящую рядом с домиком.- Какой замечательный дом у тебя, Катя! Но чего же в нём не хватает, дети? – Если дети затрудняются, педагог предлагает наводящие вопросы:

- Если Катя захочет отдохнуть, что может ей понадобиться? (покушать, разложить одежду и посуду, спать)

Когда дети назовут все предметы мебели, педагог обобщит их ответы:

- Конечно, у Кати в доме нет мебели: стола, стульев, шкафов, кровати. Давайте поможем ей их подобрать.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Дорисовать по точкам предмет мебели, узнать и назвать его.

2. Выучить загадку о предметах мебели.

 

Занятие № 15 «Жила- была посуда, чайник, чашка, блюдо…»

Программные задачи:

1. Формировать зрительные способы обследования предметов, умения, различать, находить и называть форму реальных предметов игрушечной посуды.

2. Развивать полисенсорное восприятие, классифицируя предметы посуды по материалу.

3. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира.

4. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Словарная работа::

Предметы: кастрюля, чайник, чашка, блюдце, блюдо.

Признаки: большой, маленький, круглый, металлический, пластмассовый, стеклянный.

Действия: стучит, звенит, гремит, наливать, есть, кипятить.

Материал к занятию:

Игрушечная посуда: пластмассовые кружки, металлический чайник, стеклянное блюдо.

Силуэтные изображения чашек и блюдец.

Геометрические фигуры для составления узоров.

Предварительная работа:

1. Рассматривание предметов посуды и соотнесение их с изображениями на картинке.

2. Ролевая игра «Семья».

 

Ход занятия

Организационный момент. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая чтение показом картины:

Жила-была посуда:

Чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка,

Кастрюля и поварёшка.

Посуда дружила с едой,

Посуда дружила с водой,

Она с человеком дружила,

Его она вкусно кормила.

Основная часть.

-Есть ли у нас в группе посуда?

- Для чего она нам нужна?

Педагог обобщает ответы детей: «Есть посуда, из которой едим мы с вами, а есть посуда кукольная. Она похожа на настоящую, но нужна нам для игры с куклой.

Педагог демонстрирует куклу в нарядном платье и приглашает детей отметить её день рождения.

1. - Маша хочет угостить нас чаем. Давайте поможем Маше накрыть на стол.

Педагог даёт индивидуальные задания детям в дидактической игре «Найди такой же цвет в игрушках». (Например, Саша, найди чашку и блюдце такого цвета как твоя салфетка)

Аналогичные задания получают другие дети по поиск предметов посуды разного цвета в групповой комнате.

2. - Как вы думаете, какая еще посуда понадобиться Маше для чаепития?

Педагог выслушивает ответы детей.

- Маша поставила на плиту кастрюлю, чтобы вскипятить воду. А как вы думаете, в чем удобнее вскипятить воду для чая?

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Раскрасить узор на чашке и блюдце.

 

Занятие № 16 «Я пеку, пеку, пеку…»

Программные задачи:

1. Закреплять знания о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях разных видов деятельности.

2. Развивать моторные навыки в работе с тестом и формочками для печенья.

3. Упражнять в зрительно-осязательном узнавании формы.

Словарная работа:

Предметы: печенье, продукты, формочки.

Признаки: круглые, квадратные, треугольные.

Действия: раскатывать, печь.

Материал к занятию:

Песочное тесто.

Формы для печенья (круглая, овальная, треугольная, квадратная).

Цветные леденцы – монпансье.

Предварительная работа:

1. Организация сюжетно- ролевой игры «Дом».

2. Закрепление знаний о геометрических фигурах в играх «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме».

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог вносит песочное тесто.

- Вы узнали что это? Что делают ваши мамы из теста?

Педагог обобщает ответы детей: «Из теста делают пироги, торты, печенье и другие изделия».

Основная часть.

К нам в гости придут ребята из подготовительной группы. Они сами придумали и покажут нам сказку. А мы с вами сами сделаем и угостим их вкусным печеньем.

- Что нам понадобиться, чтобы сделать печенье из теста?

Достаёт продукты и предметы, которые называют дети: скалку, муку, разделочную доску, мешочек с формочками.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Дорисовать и раскрасить печенье круглой, треугольной и овальной формы.

2. Назвать, какое печенье по форме и цвету.

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог просит детей выполнять движения соответственно словам.

Утром встал шофёр Потянулись.

«Заводи скорей мотор Имитация движений «мотор».

Отправляясь в дальний путь

Ты друзей взять не забудь.

Едем, гудим, уйди с пути!»

«Машина, машина идёт, гудит…». Дети вместе с педагогом подпевают и показывают движения.

Основная часть.

- Хотите отправиться в гости к Грузовичку. Вот билеты на автобус.

Педагог демонстрирует геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник.

- Вы получите билет, если правильно назовёте форму фигуры, которую покажу.

- Все получили билеты? Автобус отправляется.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Докрась машину.

2. Подбери дорожки для цветных автомобилей.

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог вносит коробку с кубиками и картинки с разными домами.

Основная часть.

- Посмотрите, какие красивые картинки. Что на них нарисовано?

Дидактическая игра «Какого цвета и формы нарисованный домик?». ( Определение формы с подключением мануальных действий)

Педагог предлагает детям рассмотреть, выбрать картинку с тем домом, который понравился, и рассказать, из каких по цвету и форме деталей он состоит. Если ребёнок правильно отвечает, то получает эту картинку.

- А сейчас, давайте поиграем в игру «Прятки».

По сигналу «закрыть глазки», дети закрывают глаза, педагог убирает силуэтные изображения домика и раздаёт парные к ним изображения в контуре и геометрические формы для выкладывания к ним.

По сигналу «открыть глазки», дети открывают глаза.

- Посмотрите на картинку, чего не хватает у домика. Вспомните, какой дом был на вашей картинке, и выложите правильно недостающие по цвету фигуры.

Физкультурная минутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы построим новый дом.

Крыша, окна будут в нём.

Низкий дом, высокий дом.

Хорошо нам будет в нём.

Посмотрите сколько кубиков! Что из них можно построить?

Итог занятия.

Домашнее задание.

Рассмотреть изображения разных домиков, выбрать одинаковые дома, рассказать, какие они по высоте, цвету и форме.

 

Ход занятия.

Организационный момент. Педагог выставляет знакомую книжку со сказкой «Три медведя».

- Найдите в групповой комнате и принесите игрушки, которые помогут нам рассказать эту сказку.

Педагог помогает детям найти и принести трёх медведей разной величины и куклу Машеньку.

Основная часть.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Принести фото семьи.

2. Наклеить кроватки для медведей нужной величины.

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог вносит игрушку поварёнка и набор продуктов.

- Кто это? Как вы догадались, что это повар, а не доктор.

Выслушивает ответы детей.

Основная часть.

1.- Ребята, нашему поварёнку нужна помощь. Он забыл, что нужно положить в компот.

Работа с перфорированным полем «Цвет фруктов».

Задание детям:

· Рассмотреть контурные изображения овощей и фруктов.

· Наложить на контурные изображения силуэты фруктов.

Помоги каждому фрукту пройти к своей краске. (Дети выкладывают дорожку с помощью мозаики)

Педагог проверяет правильность выполнения задания и приглашает детей.

2. - Ребята, перед тем как начать готовить повар надевает фартук.

- Давайте, подберём фартук нашему поварёнку.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Раскрасить те плоды, из которых готовят компот.

 

Ход занятия

Организационный момент. Дети стоят около педагога. Раздается смех Петрушки: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо!»

- Ребята, кто это так весело смеется? Отгадайте! (дети отгадывают)

- Это Петрушка.

Появляется Петрушка.

- Здравствуйте, девочки и мальчики! У меня сегодня хорошее настроение, потому что растаял снег, ярко светит солнышко, по небу плывут облака, появились листья на деревьях, распустились цветы. А все потому, что пришло мое любимое время года. Пришла…. весна. (дети помогают Петрушке ответить). Давайте все вместе повторим, что происходит весной, а помогут нам такие картинки.

Основная часть.

Педагог помогает Петрушке выставить на фланелеграф по одной картинке с изображением солнца, травы, цветов, облака. Дети называют весенние признаки, Петрушка и педагог помогают. (с опорой на картинки)

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. К нарисованному стебельку дорисовать цветок одуванчик, раскрасить.

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог проводит Дидактическое упражнение, дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Мы по улице идём,

Слева дом и справа дом.

Слева дом стоит высокий,

У него так много окон.

Справа домик низкий,

Он к дороге близко.

Основная часть

- А что ещё можно увидеть на улице?

Педагог выслушивает ответы детей, делает обобщение: «По улицам едут автомобили. Вдоль улицы, по тротуарам идут пешеходы. Вдоль тротуаров стоят разные дома».

Педагог подводит детей к демонстрационному фланелеграфу.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Наклеить картинку «Дом большой и маленький».

2. Раскрасить автомобиль.

 

Ход занятия

Организационный момент. Педагог вносит книги разной формы, размера, цвета и уточняет правила рассматривания книг.

· Книгу смотрят, переворачивая страницы, справа - налево.

· Страницу берут аккуратно за уголок.

· Посмотрев книгу, убирают её на место.

Предлагает детям поочерёдно повторить правила. Тем, кто правильно называет, выкладывает книги на стол, лицевой стороной вниз.

Основная часть.

Обведи пальчиком книгу по контуру и отгадай, какой предмет в ней спрятался.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Раскрасить контурное изображение на титульной странице книги.

 

Ход занятия

Организационный момент. Дети стоят около педагога. В гости прилетает Карлсон.

- Ребята, я прилетел к вам, чтобы рассказать, что я видел. Никогда не думал, что есть такие чудеса на свете! Жил себе да жил на своей крыше, думал, что я сверху все уже увидел, все уже узнал.

- Карлсон, ну скорее расскажи нашим ребятам, где и какие чудеса ты видел.

Основная часть.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Дидактическая игра «Найди одинаковых жуков».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог собирает детей в раздевалке и сообщает им: «Сейчас мы с вами зайдём в группу (кабинет), посмотрите внимательно вокруг, что необычного вы увидите?» (в центре на столе стоит красивая ваза с цветами)

Основная часть

Дети отвечают на вопросы педагога, рассматривают цветы:

- Где



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.322 с.)