Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с ОНР↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с ОНР
Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога. Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития. В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель). Предисловие Если ребенок в возрасте 4—5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах. Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста — вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание. Данное пособие является результатом многолетнего опыта работы и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей. Достижению подобного результата способствует: • игровой характер речевых упражнений; • коррекционно-развивающий характер речевого материала; • •тесная связь речи и познавательных процессов; • использование малых форм фольклора. на работу в течение всего учебного года (30 недель). Блок упражнений на неделю составлен с учетом определенной темы. Занятия должны проводиться ежедневно в течение 15—25 минут и иметь исключительно игровую форму. Работа ведется по следующим направлениям: •лексико-грамматические игры и упражнения; •развитие связной речи; •сенсорное развитие; • работа над звуковой стороной речи; • физкультминутка-логоритмика. Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер и ориентирован на успешную компенсацию психоречевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у малышей. Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют богатый опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал при подготовке к занятиям. Это пособие составлено с учетом рекомендаций методик С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой, Р. А. Беловой-Давид и др. Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя) Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик. Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть. • «Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя: Кукла лежит, а ежик стоит. Робот стоит, а мишка сидит. Машина едет, а самолет летит. Мячик скачет, а шарик висит. Гномик прыгает, а кукла спит. • «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания. Логопед выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку). • «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа. Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.) • «Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кукла — куколка, матрешка — матрешечка, мяч — мячик. •Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми. Мы поссорились с подружкой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам». Я пойду и помирюсь, Дам ей мишку, извинюсь. Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» А. Кузнецова Развитие связной речи • Составление рассказа «Мишка» по серии картинок. «Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»1.
Сенсорное развитие • «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая. • Выполнение инструкций логопеда. — Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков. — Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол. — Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек. Работа над звуковой стороной речи •«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш... • «Повтори чистоговорки» Бик-бик-бик — кубик; бан-бан-бан — барабан; ла-ла-ла — юла; лет-лет-лет — самолет; на-на-на — машина; ка~ка-ка — куколка; Физкультминутка-логоритмика • Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан». Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Но назад идет отряд, Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя) Дети должны усвоить: речевой материал первой недели; отличие игрушек от других предметов. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Логопед выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.) • «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию. Логопед раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились рифмованные предложения. У Руслана — домик, у Танюши — гномик. У Иринки — флажок, у Никитки — петушок. У Коли — матрешка, у Миши — гармошка. У Вовы — мишка, у Гоши — мартышка. У Кости — Петрушка, у Нади — лягушка. У Кати — неваляшка, у Гриши — черепашка. У Наташи — самолет, у Тамары — вертолет. У Маши — пушка, у Паши — хлопушка. Логопед произносит каждое предложение, дети повторяют за ним. •«Один — много». Формирование категории родительного падежа множественного числа. Логопед обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине много... (гномиков)» и т. д. • «Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие. Логопед выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он — не игрушка, с ним не играют). Развитие связной речи • Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик». Логопед читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми. «Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша: —Дай башню! —Не дам! —Дай хоть кубик! —Один кубичек возьми! Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!» Логопед помогает детям понять, почему башня развалилась, какой кубик должен был взять Миша. Сенсорное развитие • «Где игрушка?» У детей в руках по игрушке. Логопед показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями». • «Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка. Логопед вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку. Развитие связной речи • Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам. «Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!» Сенсорное развитие • «Обведем листочек». У каждого ребенка на столе — лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда: Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Карандашик я найду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Я листочек обведу. Ой-ой-ой, ой-ой-ой, Мой листочек небольшой. Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй, Ветер, ветер, ты не дуй! Ай-ай-ай, ай-ай-ай, Ты, листок, не улетай! Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе. Физкультминутка-логоритмика •Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень». Дождь, дождь Целый день Барабанит в стекла. Вся земля, Вся земля От воды размокла... Я. Аким Развитие связной речи • Составление рассказа «В огороде» по опорным предметным картинкам. «Маша с бабушкой пришли в огород. Там грядки. Вот морковка, вот лук, вот капуста, вот свекла, вот горох. Это овощи. Бабушка нарвала гороха. Маша помогала бабушке. Какой вкусный горох!» Сенсорное развитие • «Волшебный мешок». Дети по очереди нащупывают в мешке какой-либо овощ, не вытаскивая его, сообщают: «Я нащупал лук» или «Я нащупал помидор» и т. д. • «Собери картинку». Формировать у детей целостный образ предмета и пространственное расположение деталей. У каждого ребенка на столе — разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей. Зачин логопеда: «Ты внимательно смотри и картинку собери!» После работы: «Мы с ребятами играли и картиночки собрали». Развитие связной речи • Рифмованный рассказ «В саду». Оборудование: корзина, два апельсина, два яблока, одна груша, картинка с изображением сада. Девочка Маринка пришла в сад, Там на деревьях фрукты висят. Дедушка сорвал Маринке Оранжевые апельсинки, Дал Маринке в кулачки Красные яблочки. Дал Маринке желтую грушу: — Ты, Маринка, фрукты кушай. Вот тебе, Марина, для фруктов корзина. Сенсорное развитие • «Разложи фрукты». Учить детей раскладывать фрукты правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы фруктов и пользоваться понятиями «поровну», «больше», «меньше». • «Посчитай фрукты». Учить пересчитывать предметы (сливы, яблоки, груши и т.д.) в пределах пяти и называть итоговое число. Физкультминутка-логоритмика • Импровизация движений в такт стихотворения. На носочки я встаю, Яблочко я достаю, С яблочком бегу домой, Мамочке подарок мой! Развитие связной речи • Выполнение инструкций логопеда. —Возьми яблоко, понюхай его, положи в вазу и возьми огурец. —Возьми огурец из корзинки, положи его в вазу, а яблоко отдай Тане. —Возьми яблоко, покатай его по столу и положи рядом с картошкой. И так далее. Затем ребенок по просьбе логопеда и с его помощью должен рассказать, что он делал. Сенсорное развитие • «Посчитай фрукты (овощи)». Учить пересчитывать предметы в пределах пяти и называть итоговое число. • «Разложи фрукты (овощи)». Учить детей раскладывать предметы правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы предметов и пользоваться понятиями поровну, больше, меньше. •«Обведи пальчиком». Обведение пальчиком овощей и фруктов по контуру на предметных картинках. Зачин логопеда: «Мы яблочко возьмем и пальчиком обведем». «Мы огурчик возьмем и пальчиком обведем» (повторить с детьми). Развитие связной речи • Рифмованный рассказ «Маша и деревья» (с опорой на предметные картинки). Вышла Маша на крыльцо: Вот растет деревцо, Вот растет другое — Красивое какое! Стала Машенька считать, Насчитала ровно пять. Все деревья эти Сосчитайте, дети! Дети (считают). «Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев». Логопед. Сколько деревьев возле дома? Дети. Возле дома пять деревьев. Стихотворение заучивается наизусть. Сенсорное развитие • «Нарисуем дерево». Предварительно дети рассматривают деревья на участке. Воспитатель проводит беседу. Логопед рассматривает с детьми образец нарисованного дерева и объясняет приемы рисования. 1. Ствол дерева рисуется сверху вниз, вверху ствол тоньше, а внизу толще. 2. Ветки рисуют сверху вниз, прикрепляя их к стволу. 3. К большим веткам пририсовывают маленькие веточки. 4. К веткам подрисовывают листочки зеленого, желтого и красного цвета. Развитие связной речи • Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек». Жил да был грибочек, Вот его дом — кусточек. Была у него ножка, Одна ножка — без сапожка. Была у него шляпка. Нашли его ребятки, Грибочек сорвали И бабушке отдали. Бабушка суп сварила И деток накормила. Сенсорное развитие • «Сравни деревья». Учить детей сравнивать несколько предметов (до пяти) разной высоты, расставляя их по одной линии. На игровом поле — пять елочек разной высоты. Дети с помощью полоски из картона определяют размер деревьев, прикладывая ее к каждой елочке: «Самая большая елка, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая елочка». • «Вверху или внизу?» Развитие пространственного восприятия. Логопед называет какие-либо предметы, а дети должны сказать, где они находятся в лесу — вверху или внизу (листочки, грибочки, птички, муравьи, веточки, травка, гнездо, ежик, белка, волк, дерево, кузнечик, стрекоза). Развитие связной речи • «Оденем куклу». Логопед. Дети, давайте оденем нашу куклу. Я сшила для нее одежду. Что сначала наденем, что потом? Одевая куклу вместе с детьми, логопед подробно описывает предметы одежды. Дети повторяют: «Платье зеленого цвета. Вот карман — он один. Вот рукава — их два. Вот воротник. Вот пояс — он один. Платье короткое, красивое и т.д.». Сенсорное развитие • «Покажи кружок». Развитие зрительного внимания. Усвоение основных цветов. Логопед раздает всем детям разноцветные кружки. Затем называет слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет. • «Найди одинаковые». Развитие зрительного внимания, навыка сравнения. Усвоение и употребление понятия одинаковые. На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: «Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые». Развитие связной речи • Рассказ-описание «Шкаф с посудой». «Это шкаф с посудой. У него три полки: верхняя полка, средняя полка и нижняя полка. На верхней полке — кастрюля и чайник. На средней полке — тарелки, чашки, блюдца. На нижней полке — вилки, ложки, ножи. В шкафу много посуды». Дети пересказывают рассказ с опорой на вопросы логопеда и картинки. Сенсорное развитие • «Построй по росту». Формирование умения выстраивать предметы по определенному признаку. На игровом поле — пять контуров чашек разной величины. Логопед вместе с детьми располагает их «по росту»: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая. • «Найди шкафчик». Формирование воображения, внимания. На игровом поле — три картонных силуэта шкафчиков одного размера. На каждом из них изображен предмет-заместитель. Детям предлагаются картинки с изображением предметов посуды (ложка, вилка; чашка, тарелка, стакан). Ребенку нужно положить картинку возле того шкафчика, на котором изображен предмет-заместитель, больше всего похожий на предмет посуды на его картинке.
Развитие связной речи • «У куклы Маши день рождения». Используются предметы-заместители. «У нашей куклы Маши сегодня день рождения. Она будет нас угощать. Сначала мы будем кушать суп с грибами, картошку с мясом, салат с майонезом, яичницу с колбасой. Потом мы будем пить чай с тортом и конфетами». Далее логопед спрашивает детей, что с чем они кушали на празднике у куклы Маши. Дети вместе с логопедом хором пересказывают рассказ. Сенсорное развитие • Лепка из пластилина. Дети знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, гибкий, липкий). Дети лепят яблоко, бублик, морковку, печенье, шоколад, буханку. Логопед подчеркивает форму предметов. • «Чей предмет?» Развитие ассоциативного мышления. Используются предметы-заместители или натуральные продукты: брусок — сыр; палочка — сосиска; конус — морковка; шарик — яблоко; цилиндр — конфета; колечко — баранка; кубик — чай (коробка). Логопед раздает детям предметы-заместители, показывает картинку и спрашивает: «Чей предмет похож на баранку?» Ребенок, у которого колечко (от пирамиды), поднимает его и отвечает: «Мой предмет похож на баранку». После этого он получает от логопеда картинку. И так далее. Развитие связной речи • «Машенька». Закрепление знаний детей по теме. «Вот девочка Машенька. На лице у нее глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги...» Сенсорное развитие • «Скажи правильно». Ноги у тебя вверху или внизу? Нос у тебя сзади или спереди? Эта рука у тебя правая или левая? Этот пальчик у тебя на руке или на ноге? • «Обведи пальчиком». Обведение кукол на картинке. Зачин логопеда: Мы картиночку возьмем, Куклу пальцем обведем. Развитие связной речи • Рассказ «Зима». На тонированном игровом поле логопед раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки. «Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках». Сенсорное развитие • «Нарисуем картинки». Логопед раздает детям «книжки» (альбомные листы, сложенные пополам). Милые детишки, Откройте свои книжки, Их Незнайка читал И картинки украл! Далее логопед предлагает детям нарисовать на первой странице елочку, а на второй странице — игрушку для елочки. После этого дети по очереди рассказывают, что они нарисовали на первой странице, а что на второй. Логопед (можно повторить с детьми). Мы картинки рисовали И о них мы рассказали. Физкультминутка-логоритмика • «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытяну- тыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя). Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь! И. Токмакова Развитие связной речи • Рассказ «Елочка». Закрепление знаний детей по теме. Логопед вместе с детьми подходит к наряженной елочке и составляет рассказ. «Вот нарядная елочка. Она пришла к нам из леса. Она маленькая, зеленая, колючая, ароматная. На ней много веточек. На ветках вися игрушки. Кто повесил игрушки на елочку? (Дети). Кто какую игрушку повесил? Какие игрушки висят вверху? Какие внизу? А какие игрушки висят посередине? Наша елочка какая? (Нарядная, красивая)». Сенсорное развитие • «Составь елочку». Усвоение понятий верхний, нижний, средний. Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они собирают елочку. Физкультминутка-логоритмика • Импровизация движений в такт стихотворения. Мчусь как ветер на коньках, Разгорелись ушки... Рукавицы на руках, Шапка на макушке — Раз-два, Вот и поскользнулся... Раз-два, Чуть не кувыркнулся. С. Черный Развитие связной речи •Чтение отрывка из рассказа «Снежинка» Т. Бушко (перевод с белорусского). «Выбежала Татьянка из дома. Снег падает. Вытянула Таня руки в синих нарядных рукавицах. Мама на них белые снежинки вышила. Вот к маминым снежинкам еще одна снежинка прибавилась. Настоящая. Маленькая. Таня разглядывает снежинку, а она все меньше и меньше становится. А потом совсем пропала. Куда же она делась? А тем временем на ладошку опустилась другая снежинка. «Ну, теперь я ее не потеряю», — подумала Таня. Сжала она снежинку в рукавичке и побежала домой к маме. — Мама, смотри, — закричала Татьянка и разжала руку. А на ладошке нет ничего. — Куда же делась снежинка? — расплакалась Татьянка. — Не плачь, не потеряла ты ее... И мама объяснила Тане, что случилось со снежинкой. А вы догадались, куда она делась?» Опираясь на вопросы логопеда, дети пересказывают рассказ. Сенсорное развитие • «Снеговика сложи и об этом расскажи». Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они складывают снеговика. Затем рассказывают о том, что они делали. • «Построй по росту». На столе пять снеговиков, разных по величине. Логопед просит детей расположить их по росту: самый большой, большой, поменьше, маленький, самый маленький. Физкультминутка-логоритмика •Импровизация движений в такт стихотворения «Снег идет». Тихо, тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой... М. Познанская Развитие связной речи • Чтение и пересказ сказки К. Д. Ушинского «Бишка». Используются книжка и игрушечная собачка. «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не мое, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю,' на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску (можно — сумку) тащу — будет с меня и этого». Сенсорное развитие • «Найди конуру». Учить детей сравнивать предметы по величине и классифицировать их. Логопед выставляет картонные муляжи-символы собачьей конуры и подбирает 5 игрушечных собачек разной величины. Каждая собачка должна «найти» свою конуру: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая. • «Обведи пальчиком». У каждого ребенка на столе — картинка с изображением домашнего животного. Дети обводят указательным пальцем изображенных животных по контуру. Я картинку возьму и собаку обведу. Я картинку возьму и корову обведу. И так далее. Физкультминутка-логоритмика • Импровизация движений в такт стихотворения. Я лошадка, я скачу, Я копытами стучу: Цок-цок, цок-цок, Ты скачи-скачи, конек! Развитие связной речи • Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л. Н. Толстого «Жучка и кошка». Используются игрушки: собака и кошка. Во время чтения сказки рекомендуется демонстрация действий, описываемых в произведении. «Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой» Сенсорное развитие • «Составь картинку». Составление разрезных картинок из четырех частей. Зачин логопеда (повторяется с детьми): Ты внимательно смотри. И картинку собери! Мы с ребятами играли И картиночки собрали! • «Кто больше?» Учить сравнивать два предмета разной величины. Используются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Кто больше — лошадь или жеребенок? (Лошадь больше жеребенка). И так далее. Физкультминутка-логоритмика • Импровизация движений в такт стихотворения. У коровы есть ребенок: Брык-брык, скок-скок, А зовут его теленок, А зовут его бычок. Развитие связной речи • «Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа. Закрепление знаний детей по теме. Логопед с детьми «идет» в лес на прогулку. Действие происходит в игровом уголке, где расставлены игрушки -зверюшки. Рекомендуется стимулировать речевую активность детей — дети должны говорить вместе с логопедом. Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе. Вот медведь, он большой, косолапый, медведь живет в берлоге. Вот белка, она маленькая, ловкая, белка живет на дереве. Вот заяц, он белый, быстроногий, заяц живет под кустом. Далее логопед спрашивает детей, кого они видели в лесу. Дети отвечают: «Мы видели лису. Мы видели волка». И так далее. Прогулка в лес повторяется, дети самостоятельно рассказывают о животных. Сенсорное развитие • «Длинный или короткий?» Развивать у детей умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов-антонимов. У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие). У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий). У белки длинный хвост, а у медведя... (короткий). У белки короткие ноги, а у волка... (длинные). У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный). У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные). Развитие связной речи • Рассказ «Лиса и лисята». «Это лиса. Она рыжая, хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост и четыре быстрые лапы. У лисы есть лисята. Это ее детеныши. Лиса с лисятами живет в норе». Сенсорное развитие • «Зоопарк». Формирование представлений о величине предметов. На игровом поле — три «клетки» для животных (из картона): большая, средняя, маленькая. Дети «рассаживают» зверей (картинки или игрушки) по клеткам, соотнося их по величине. Медведь живет в большой клетке. Лиса живет в средней клетке. Ежик живет в маленькой клетке. И так далее. •«Обведи пальчиком». Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного восприятия. Дети указательным пальцем обводят по контуру животных, изображенных на картинках. Физкультминутка-логоритмика • «Мишка». Импровизация движений в такт стихотворения. Мы потопаем, как мишка: Топ-топ-топ-топ! Мы похлопаем, как мишка: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Лапы вверх мы поднимаем, На другие приседаем. Развитие связной речи • Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка» по серии сюжетных картинок. Можно изготовить силуэты птиц из картона. «Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали-думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, Цыпленок на утенке, а курица на утке!» Сенсорное развитие • «Расскажи о курочке». Развитие пространственного восприятия. «Впереди у курочки — голова с клювом. Сзади — хвостик. Посередине — туловище. С одной стороны — крыло, с другой стороны — тоже крыло, у курочки два крыла. Внизу у курочки — две лапки». Рассказ о курочке повторяется с помощью вопросов. Физкультминутка-логоритмика • «Как у наших у ворот». Импровизация движений в такт потешке. Как у наших у ворот Петух зернышки клюет, Петух зернышки клюет, К себе курочек зовет. Развитие связной речи • Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака и вороны». «Собака ела мясо. Прилетели две вороны. Одна ворона клюнула собаку, другая ворона схватила мясо. Собака кинулась на ворон, вороны улетели»1 Сенсорное развитие • «Покажи пальчики». Логопед выставляет на наборном полотне сначала одну, затем две (три, четыре, пять птиц). Дети должны показать столько пальчиков, сколько птиц. • «Исправь ошибку». Развитие пространственного восприятия. У вороны впереди хвост. У воробья сзади клюв. У совы вверху лапы. У дятла внизу крылья. У синицы сбоку хвост.
Развитие связной речи •Рассказы-описания «Корова» и «Ежик». «Корова — это домашнее животное. Она живет около человека. Корова приносит ему пользу: дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, масло. Корова большая. У нее есть голова, рога, туловище, хвост, четыре ноги. У коровы есть детеныши — маленькие телята. Корова и телята едят травку». «Ежик — это дикое животное. Он живет в лесу. Он маленький, колючий — у него иголки. У ежика есть детеныши — ежата. Еж и ежата едят яблоки, грибы, мышей». Сенсорное развитие • «Угостим ежиков». Учить сравнивать и группировать предметы различной величины. Для игры используются фигурки ежиков из картона (большой, средний, маленький), а также силуэты трех яблок и грибов. Игра проводится на игровом поле. Детям предлагается подобрать каждому ежику яблоко и гриб подходящего размера. Все действия сопровождаются объяснениями. • «Кто меньше?» Учить детей сравнивать предметы различной величины, используя слово меньше. Кто меньше — волчонок или корова? (Волчонок меньше.) Кто меньше — лиса или ежик? Кто меньше — медведь или медвежонок? Кто меньше — заяц или лошадь? Кто меньше — ежонок или медвежонок? И так далее. Физкультминутка-логоритмика • «Как у нашего кота». Импровизация движений рук в такт потешке. Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Развитие связной речи •Логопед вместе с детьми составляет рассказы-описания различных игрушек: их строение, цвет, как с ними нужно играть и т. д. Сенсорное развитие • «Волшебный мешок». Логопед готовит для занятия мешок с игрушками. Каждый ребенок по просьбе логопеда должен найти в мешке две игрушки и назвать их, не вытаскивая из мешка, а потом показать всем. Я нашел матрешку и куклу. Я нашел кубик и мячик. И так далее. Физкультминутка-логоритмика • Считалка под мяч. В гости к нам пришла считалка, Рассказать ее не жалко. Мы считалочку учили И мячом по полу били. Развитие связной речи • «-Рисуем картину». Учить проводить прямые линии (дорожка, забор); прямые замкнутые линии (гараж, окошко, дверь, крыша, дом); сюжетному рисованию; располагать предметы на листе бумаге (вверху, внизу, посередине, с одной стороны, с другой стороны); последовательному рассказу о ходе работы. «Посередине я нарисовал дом: вот окно, вот крыша, вот дверь. С одной стороны — забор. С другой стороны — дерево. Около дерева я нарисовал гараж. Вверху — солнышко и птичку. Внизу — травку и цветочек». Сенсорное развитие • «Соберем домик». Обратить внимание на пространственное расположение деталей предмета. У каждого ребенка на столе лежит геометрическая фигура, изображающая какую-либо часть дома. Дети подходят к игровому полю и составляют домик. Зачин логопеда (дети повторяют): Мы с ребятами играем, Домик быстро собираем. Физкультминутка-логоритмика • «Строим дом». Импровизация движений в такт стихотворения. Молотком и топором Строим, строим новый дом. В доме много этажей, Много взрослых и детей. Развитие связной речи • Рассказ по сюжетной картине «Семья». «Это дом. Здесь живет семья: мама и папа (это родители детей); бабушка и дедушка (это родители мамы и папы); братик и сестричка (это дети мамы и папы и внуки для бабушки и для дедушки). Папа читает газету. Мама шьет на машинке. Дедушка чинит велосипед. Бабушка вяжет носки. Братик делает уроки. Сестричка играет с игрушками. Эта семья дружная». Сенсорное развитие • «Утром, днем, вечером». Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий. Каждый ребенок рассказывает, как он провел выходной день: что он делал утром, днем и вечером. При необходимости логопед помогает. Утром я завтракал, играл с игрушками. Днем ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы. Утром я читала с мамой книжку. Днем ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклой. Развитие связной речи •Рифмованный рассказ-описание «Грузовик». С помощью логопеда рассказ заучивается наизусть. Вот машина грузовая, Большая-пребольшая! Она перевозит грузы. У нее есть кузов. Вот кабина — в ней шофер, Впереди у машины мотор. У машины крутятся Все четыре колеса. Сенсорное развитие • «Пальчиком показывай, про самолет рассказывай». Учить дете
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.018 с.) |