Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности зрительных представлений о предметном мире дошкольников с нарушениями зрения

Поиск

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду.(Григорьева Л.П.)

Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия,

Для того, чтобы данный вид работы был эффективен необходимо, в первую очередь, провести исследования состояния зрительного восприятия дошкольников с нарушенным и нормальным зрением

В работе мы использовали диагностические методики, разработанные Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной и другими с некоторой их модификацией.

Детям были предложены задания, по результатам, выполнения которых можно дать характеристику зрительных представлений о предметном мире дошкольников с нарушениями зрения и сравнить с таковыми у дошкольников с нормальным зрением., По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 4-х до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет.

Подгруппе детей 4 - 5 лет было предложено 17 заданий:

Найди две одинаковые по форме фигуры. Предлагалось по 5 больших и маленьких фигур разного цвета (квадраты, круги, треугольники, овалы и прямоугольники), покажи большой квадрат, покажи маленький треугольник, найди круги зеленого цвета и т.д.;

Подбери по цвету украшение к сарафану. К семи сарафанам основных цветов спектра предлагалось несколько украшений (бусы различных оттенков основных цветов), какого цвета этот сарафан, какое лучше подобрать для него украшение;

Найдите в группе самые высокие и самые низкие предметы, назови и покажи высокие предметы, какие предметы ты считаешь низкими и почему;

Подбери к предмету его контурное, силуэтное и наполненное изображение, назови предмет, найди его контур, силуэт, цветное изображение и т.д..

Детям второй возрастной группы (5 - 6 лет) для определения уровня зрительных представлений о предметном мире было предложено 15 заданий:

Игра подбери по цвету карандаши, выбери самый светлый и самый темный из всех карандашей, разложи карандаши по насыщенности от самого светлого к самому темному.

Детей просили назвать и показать предметы по величине, высоте, ширине, толщине, длине, какая книга толще, какой стул выше, какая лента длиннее.

Загадай - мы отгадаем (нахождение предметов по описанию) и придумывание своей загадки.

Составь петрушку из геометрических фигур (на определение формы, цвета, величины предмета).

Для определения уровня развития зрительных представлений о предметном мире детям 6 - 7 лет было предъявлено 11 заданий:

Назови, сколько предметов изображено на рисунке, что изображено ближе, что дальше.

Выбери предметы по заданному признаку (форма, цвет, величина, материал).

Посмотри внимательно и расставь предметы на столе так же, как они расположены на моем столе.

Назови предметы разных геометрических форм, которые нарисованы на картине.

Таким образом, предложенные методики позволили определить особенности в выделении формы, цвета и величины предметов окружающей действительности.

Задания предъявлялись в игровой форме и поэтапно.

Результаты выполнения заданий детьми 4 - 5 лет показали, что наблюдаемые неточности проявились в том, что дети не называли геометрическую форму, а обозначали ее предметом, например, прямоугольник - это дверь или просто столбик. Часто они затруднялись в нахождении пары по цвету и по величине, иногда не выделяли разницу между круглой и овальной формами. Некоторые дети не знали названий геометрических фигур. Однократной словесной инструкции было недостаточно из-за трудностей удержания в памяти цели задания. Успех получен при поэтапном выполнении задания.(приведем пример) Анализируя прямоугольник, большинство детей долго его рассматривали, а потом говорили, что это "просто столбик", при этом пару подбирали верно, обозначив, что это "большой и маленький столбики", круг назвали овалом, подобрать к овалу пару не могли.

Многие дети затруднялись при подборе пары, ориентировались на цвет предмета, а не на его форму. Некоторые из-за рассеянного внимания не понимали педагога, а действовали, игнорируя цель. У них недоставало знаний о сенсорных эталонах, что объясняется снижением зрительного анализа формы предметов.

Отмечались затруднения в словесном обозначении цветов и их оттенков, так как эти знания находятся в пассивном словарном запасе ребенка, хотя большинство зрительно верно соотносили оттенки цвета.

В определении умения сличать и называть величину предмета характерным в ответах детей с косоглазием и амблиопией были названы предметы не по величине, а по месту его расположения, например, клетка для птицы висит под самым потолком, она выше всех. Детям с монокулярным характером зрения трудно определить размер предмета из-за отсутствия выделения удаленности пространства.

Для сравнения уровня овладения эталонами (форма, цвет, величина) аналогичные задания были предложены нормально развивающимся сверстникам.

Сравнивая ответы детей двух групп, необходимо отметить следующее: детям 4 - 5 лет с нарушением зрения требовалось больше времени для выполнения некоторых заданий. Они дольше обследовали предметы, были неуверенны в своих действиях, искали поддержку в лице педагога.

Детям 5 - 6 лет при выполнении заданий необходимо было определить основные оттенки цвета, его насыщенность, светлоту, контрастность. Было предложено детям по шесть карандашей каждого цвета разных оттенков, предварительно перемешав их.

Дети задание выполняли разными способами. Одни брали все карандаши в руку и поочередно раскладывали по цветам и оттенкам, другие - сразу выбирали, например, желтый карандаш, а затем искали и складывали по порядку все оттенки данного цвета. Трудности возникали при определении насыщенности цвета, дети не могли определить правильную последовательность от светлого к темному, затруднялись определить самый светлый карандаш и самый темный. Один ребенок взял все карандаши в руки, очень долго смотрел и думал. Затем выбрал по два карандаша всех цветов (два красных, два зеленых и т.д.) остальные карандаши по группам разложить не смог, потребовались дополнительные наводящие вопросы, при помощи которых он разложил карандаши. Определить самый светлый карандаш не смог, показал наугад.

Результаты выполнения заданий позволили сделать следующие выводы. Детям с косоглазием и амблиопией 5 - 6 лет трудно определить насыщенность, оттенки, светлоту предметов из-за ограниченных возможностей зрения дети испытывали трудности при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру;

Дети с нарушениями зрения и нормально развивающиеся одинаково отгадывали загадки, но при загадывании своей загадки, дети с нормальным зрением описывали предмет всесторонне и времени для этого им требовалось меньше, в отличие от детей с нарушенным зрением, которые описывали предмет лишь по одному - двум признакам за счет ограничения зрительного восприятия и монокулярного характера зрения.

Анализ ответов детей 6 - 7 лет показал, что при определении зашумленных предметов дети испытывали трудности: воспринимали часть предмета как отдельный предмет, например, остановилась глазами на черенке лопаты, называя его палочкой, не замечая его основания; затем мы предложили девочке следить за контуром предмета, обводя его пальцем, после чего она справилась с заданием. Другие дети из четырех предметов выделяли два или три, путали листок и гриб, гитару и гриб. Некоторые дети при предъявлении картины называли предметы, которые находились вдалеке; небо, облака, дерево, ферма. Больше никаких предметов не называли, не обращали внимание на те, которые расположены на переднем плане; кормушка, забор, трава, куры. Такие ответы были характерны для большинства детей с косоглазием и амблиопией за счет неумения сосредоточить внимание на объекте и за счет нарушений прослеживающих функций глаза.

В определении формы, цвета и величины игрушек дети, в основном, не испытывали затруднений, а для того, чтобы определить материал, из которого они изготовлены испытуемые просили обследовать предмет руками (резиновый, деревянный), то есть требовалось дополнительное обследование при помощи осязания.

Остановимся на характере выполнения детьми задания по выделению формы предметов на сюжетной картинке.

Приведем примеры выполнения данного задания: Один из воспитанников отметил все предметы круглой формы без труда, при этом выделяя форму и в деталях предмета (колесо у машины, ручка у шкафа), и в самих предметах (клубок, яблоко). Для выделения квадратной и прямоугольной формы долго присматривался и из десяти предметов назвал только три (телевизор, стол, шкаф). Не заметил и не выделил предметы треугольной формы (лепестки цветов, рыбки в аквариуме). Другой ребенок долго не мог сосредоточиться на задании, в силу особенностей нервно-психического здоровья, предметы называл без учета геометрических форм. После словесного указания педагога о необходимости отмечать форму, стал называть предметы вперемешку: прямоугольная ваза, круглый аквариум, квадратный шкаф, т.е. не группируя предметы по форме.

При выполнении данного задания, дети быстрее выделяли предметы круглой и квадратной формы, меньше замечали и называли предметы прямоугольной и овальной формы и только несколько детей определили предметы треугольной формы. Трудности зрительного узнавания, выделение и отнесение формы объемных предметов можно объяснить невосприимчивостью монокулярным зрением объемных предметов.

Детям 6 - 7 лет с нормальным зрением были предложены аналогичные задания.

Осуществляя анализ результатов выполненных заданий детьми 6 - 7 лет, следует сказать, что дети с нормальным зрением воспринимают картину в целом, перечисляют предметы по степени удаленности в нужном порядке, дети с нарушенным зрением лучше воспринимают предметы, которые расположены вдалеке. Воспринимая картину фрагментарно за счет монокулярного характера зрения, низкой остроты зрения и общим состояние здоровья, они называют предметы вразброс, зачастую выдавая часть предмета как отдельный предмет; у обеих групп детей вызвало затруднение задание на определение материала, из которого изготовлен предмет, возникала необходимость дополнительного обследования руками. Дети с нарушением зрения сами просили потрогать предмет, а детям с нормальным зрением потрогать предмет предлагал педагог. При выявлении умения выделять геометрические формы в предметах у детей с нормальным зрением трудностей не возникало, тогда, как детям с нарушенным зрением было трудно выделить предметы треугольной формы.

Анализ данных проведенного обследования по выполнению заданий позволяет сделать следующие общие выводы: у детей с косоглазием и амблиопией из-за снижения остроты зрения и недостаточности состояния здоровья возникают трудности накопления чувственно - практического опыта и сложностей ориентировки в окружающем мире.

Полученные данные приведем в таблице.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.222.205 (0.012 с.)