Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг 6: Сравнение простых предметов – четыре и более парСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Введите четвертый предмет (D) таким же способом, как вводили предмет С; повторите Шаги со 2 по 4 с предметом D и с любым предметом, который ваш ребенок уже хорошо знает. Когда в шаге 4 вы добьетесь того, что ваш ребенок отвечает правильно в соответствии с нормой, снова введите один из двух предметов, и повторите Шаги 3 и 4 с тремя предметами. И наконец верните последний предмет и повторите Шаги 3 и 4 с четырьмя предметами. Когда вы закончите это, вы можете продолжить вводить новые предметоы в упражнения. Просто повторяйте Шаги со 2 по 4 с новым предметом и с одним из тех, который ваш ребенок хорошо знает; после этого повторяйте Шаги 3 и 4 до тех пор, пока не вернете все оставшиеся предметы. Может случиться так, что ваш ребенок будет сбит с толку слишком большим количеством предметов; или через некоторое время вы поймете, что на столе больше нет места. Если подобное случилось, продлжайте вводить новые предметы в задание, но уменьшите их количество, просто не вводя снова некоторые из уже знакомых предметов, когда повторяете Шаги 3 и 4. Вероятнее всего, что оптимальное количество предметов на столе – 4-5. Таблица 9-1 схематично представляет первые 5 шагов обучающей последовательности. Как только ребенок научится сравнивать двенадцать предметов, самая сложная часть вашего тренинга будет завершена, и составление новых программ станет для вас удовольствием Многим детям нравятся программы сравнения, у них появляется стимул для развития. Основные принципы сравнения могут быть использованы во многих новых программах. К началу Сравнение одинаковых плоских предметов (картинок) Вам будет гораздо проще учить ребенка сравнивать плоские предметы, если они соотносятся с теми объемными предметами, с которыми вы уже работали. Например, если вы учили ребенка сравнивать одинаковые чашки или ложки, вы можете попробовать учить его сравнивать одинаковые картинки, на которых изображены эти чашки и ложки. Научить ребенка сравнивать картинки можно точно таким же способом, как мы делали это выше с объемными предметами. Когда вы сравниваете картинки, попросите ребенка расположить картинку, которую он держит поверх такой же точно картинки, лежащей на столе. Вам надо наклеить картинки из журналов на кусочки картона или на тонкие листы от коробок, чтобы ребенку было проще взять их в руки. Если вы вырезаете картинки из журналов, то у вас могут возникнуть с ними определенные проблемы. Вам придется закрыть или обрезать рамку картинки. Во многих случаях рамка затрудняет сравнение, потому что ребенок отвлекается на нее и не обращает внимание на саму картинку. Похожая проблема может возникнуть и с формой картинки; постарайтесь вырезать все картинки одинаковой формы (либо все круглые, либо прямоугольные и т.п.) для того, чтобы ребенок не отвлекался на форму, а смотрел только на саму картинку. Вы можете обнаружить, что часть картинок расположены по вертикали, а часть – по горизонтали. Не используйте картинки с разной ориентацией до тех пор, пока ребенок не начнет более уверенно сравнивать. К этому моменту вы уже сможете показать ребенку разные отвлекающие особенности (рамки, различные размеры или формы), поскольку ребенок уже более или менее научился концетрировать внимание на существенных особенностях. Таблица 9-1 Схема шагов сравнения
К началу Сравнение объемных предметов с идентичными плоскими Для этого упражнения вам понадобятся предмет и его изображение. Положите картинку на стол и дайте ребенку один из соответствующих объемных предметов, чтобы он смог положить предмет поверх картинки, на которой изображен этот предмет. В дополнение вы можете произнести такие команды: “Положи (предмет) на такой же точно (предмет)”, например: “Положи ботинки к ботинкам”. В начале этой серии упражнений ваш ребенок должен быть способен визуально различать объемные предметы и их плоское изображение; в противном случае он никогда не сможет закончить два предыдущих задания. К слову сказать, соотнести объемный предмет и его изображение – непростая задача для ребенка; обычно это трудная задача и для маленьких детей без отставания в развитии. Тем не менее, сравнение предметов их их изображений – основа образовательного процесса, поэтому очень важно научить этому ребенка. Продолжайте упражнения точно так же, как в вышеописанном тренинге. К началу Сравнение предметов по классам В этой серии упражнений вы научите ребенка основным приемам сравнения похожих, но не идентичных предметов. Например, вы объясните ребенку сравнительно простую концепцию, что различные виды обуви объединяются вместе, хотя они и отличаются друг от друга по внешнему виду. Позже вы сможете научить его сравнивать более сложные предметы, которые сильнее отличаются друг от друга по размеру и форме, как например, одежда, еда и животные. В самом начале вам надо познакомить ребенка с группами предметов, которые лишь слегка отличаются друг от друга. Например, если ребенок научится сравнивать одинаковые коричневые ботинки, вы должны научить его сравнивать коричневые ботинка с черными, красными или полосатыми ботинками. Поставьте предмет, с которым вы собираетесь работать, на стол рядом с предметами других классов, и приступайте к тренингу, как было описано выше. С каждой новой попыткой, в которой вы используете этот предмет, давайте ребенку разные версии этого предмета. Постепенно “растягивайте” понятие класс, включая в него множество разных предметов, которые формируют этот класс. К началу Обобщенное сравнение плоских предметов Для этой серии упражнений вам понадобятся изображения предметов, которые вы используете при обучении сравнению предметов определенного класса Положите на стол две разные картинки (на них должны быть изображены предметы разного класса), затем дайте ребенку картинку, которую он должен сравнить с одной из них; помогите и слегка подскажите ему, как прежде. Например, вы можете положить картинки ложки и коричневых ботинок на стол; после этого дайте ребенку картинку подобных предметов из одного или из другого класса, как например изображение вилки, или красных ботинок, и попросите его найти подобное. К началу Сравнение обобщенных объемных предметов с обобщенным плоским изображением этих предметов Для серии этих упражнений вам понадобятся все предметы и картинки с изображениями этих предметов из двух предыдущих видов упражнений. Выберите две картинки предметов разного класса и положите эти две картинки на стол Дайте ребенку объемный предмет такого же класса, как и предмет на одной из картинок, и попросите сравнить. В каждой новой попытке давайте ребенку разные объемные предметы, принадлежащие к тем же классам, что и предметы на картинках, и просите положить эти предметы к подходящей картинке. Наблюдения из практики, это может происходить таким образом: положите картинки с изображением ботинок (например, женские туфли) и ложки на стол перед ребенком. После этого дайте ему коричневый ботинок и попросите положить его на правильную картинку. Поощрите в случае правильного ответа. Затем перемешайте картинки и дайте ребенку нож, вилку, другой ботинок и т.д. Ребенок будет учиться распознавать классы различных предметов и сравнивать предметы с их изображениями (плоские картинки). К началу Сравнение цветов Поскольку цвет сам по себе не является предметом, вы можете научить ребенка сравнивать цвета только плоских предметов. Как мы обсуждали раньше, вам понадобятся два или больше квадратов одинакового цвета для представления разных цветов. Работайте в той же последовательности, которую мы обсуждали в главе, посвященной сравнению предметов. Поскольку для ребенка визуально легче сравнивать цвета, чем предметы и картинки, и поскольку к этому моменту он уже имеет представление о том, что такое сравнение само по себе, он должен освоить эту задачу достаточно быстро. Используйте инструкцию: “Положи (название цвета) рядом с (название цвета)”. Самое лучшее – заниматься по этой программе три-четыре недели (1 час в день или больше); если прогресса нет – прекратите занятия примерно на месяц, а потом начните заниматься снова. Если и после этого не удается добиться успеха, вы можете начать подозревать, что есть какая-то скрытая причина, как например, дальтонизм. Но это бывает достаточно редко. К началу Сравнение форм Для сравнения форм используется та же самая последовательность действий, как и для сравнения предметов и картинок. Поскольку ребенок уже умеет сравненивать цвета, его может смутить тот факт, что цвет предмета, который вы даете ему, совпадает с цветом другого предмета, лежащего на столе. Например, если желтый квадрат и зеленый круг лежат на столе, а вы даете ребенку желтый круг, он может больше внимание обратить не на форму, а на цвет предмета, который должен сравнить. Таким образом, вы по определению должны устранить любую путаницу в заданиях до тех пор, пока ребенок твердо не усвоит принципы обоих заданий. Один из способов предотвратить сравнение по форме на основе цвета – использовать только черные формы. Позже, когда вы начнете работать с разноцветными формами, имейте в виду, что каждая новая представляемая ребенку форма должна быть другого цвета, или же все формы на столе должны быть одного и того же цвета. В любом случае мы рекомендуем, чтобы предметы, которые вы даете ребенку, были бы отличными по цвету от соответствующих предметов, лежащих на столе, и чтобы вы давали ребенку в каждой новой попытке эти же самые предметы, но разного цвета. Только в этом случае вы научите ребенка обращать внимание на форму, а не на цвет предмета. Материалы, из которых могут быть сделаны предметы для этого упражнения – цветной картон, цветная бумага или пластик. Позже вы научите ребенка основным принципам сравнения форм, используя формы разных размеров. Например, положите большой (30 сантиметров) лист с разными формами (треугольник, квадрат и круг) на стол перед ребенком. После этого дайте ему карточку с маленькой (5 сантиметров по диагонали) формой треугольника и попросите ребенка найти ту же самую форму на столе. Повторите эту процедуру и для остальных форм: для квадрата и круга. К началу Другие программы Фактически нет предела количеству концепций, в которых вы можете применить сравнение. Умение сравнивать – исключительно важное для дальнейшего обучения умение. Например, вы можете использовать его для того, чтобы научить ребенка распознавать типы поведения, просто сравнивая картинки, на которых изображены различные чувства (счастливые и печальные лица), или разные действия (еда, сон, вождение автомобиля). Подобно этому вы можете научить ребенка читать достаточно рано, просто показывая ему карточки, на которых написаны слова (мама), и нарисована мама (в противопоставлении папе или братьям и сестрам). Или вы можете научить ребенка считать, просто предлагая для сравнения карточки с определенными цифрами и карточки, на которых нарисованы группы точек (позже можете использовать предметы), соответствующие этим числам. Разнообразные типы сравнения могут быть очень незаметными, но тем не менее требующими определенного интеллектуального усилия от ребенка. Наш опыт в обучении сравнению достаточно успешный, и эта программа используется практически во всех остальных программах. Удивительно, но многим детям очень нравится учиться сравнивать. Умение сравнить само по себе очень полезно для ребенка, и он всегда радуется, когда замечает сходство и различие событий и вещей. Вы можете заметить, что то же самое происходит с речевой имитацией (Глава 10), когда некоторые дети начинают постоянно повторять за вами, научившись копировать ваши интонации, или при обучении невербальной имитации (Глава 5). Ребенок получает удовольствие от того, что ему удается копировать поведение взрослого, который его учит. К началу
Глава 10
Эта программа предназначена для того, чтобы научить ребенка частично понимать то, что вы ему сказали. В частности, эта программа научит вашего ребенка правильно реагировать на простые команды и просьбы, например: «Встань», «Обними меня», «Подними руки». Обучение «рецептивному общению» состоит в том, что ребенок учится «воспринимать» ваше вербальное сообщение и затем отвечает соответственно данному сообщению.
Программе обучения раннему восприятию языка нужно обучать только после того, как ребенок усвоил навыки имитации, которые представлены в Главе 7. Помните, что начало обучения восприятию речи было положено при обучении командам: «Садись», «Руки спокойны», «Посмотри на меня». Эта программа легка для обучения. Она поможет вам и вашему ребенку управлять его поведением. Она также частично поможет вам в дальнейших программах по обучению ребенка понимать значение установок (предложений), таких как «Подожди, мы сделаем это позже» или «Не дотрагивайся до плиты, обожжешься».
Некоторые родители и учителя могут сказать себе: «Так как ребенок уже знает и понимает эти первые команды, я могу пропустить этот этап и перейти к другому, более продвинутому этапу». Они имеют в виду, что иногда ребенок делает то, что ему говорят, иногда ребенок удивляет вас своими ответами, а иногда он действует так, как будто понимает, что вы ему сказали. Это очень хорошо: ребенок таким образом показывает свои возможности. Однако такая непредсказуемость может помешать вам и ребенку. Поэтому мы советуем вам отнестись к обучению на начальном этапе серьезно с тем, чтобы с самого начала установить контроль над поведением ребенка - он должен делать только то, что вы захотите, и когда вы просите его об этом. Если на начальном этапе программы вы сможете взять это под надежный контроль, вы построите хорошую базу для последующего обучения. Ведь вы не хотите, чтобы ваш ребенок возбуждался или испытывал приступы раздражения; лучше, когда он спокойно сидит на стуле, его руки внизу, визуальный контакт с вами установлен, а при этом он реагирует (послушно) правильно (предсказуемо) на ранние команды («Встань», «Садись», Подними руки»). Если вы не можете контролировать поведение ребенка на этом этапе, далее, возможно, вы уже не сможете это осуществлять, так как дальнейшие программы будут постепенно усложняться. С другой стороны, вы будете приятно удивлены, каким расслабленным и удовлетворенным станет ребенок, как только он поймет, что вы, будучи на «водительском месте», ожидаете от него, что сам он не может увильнуть, используя для этого ненормальное или безрассудное поведение и, что он находится в учебной ситуации, которая дает ему возможность успешно показать свои умения. Будьте терпеливы и не торопите события; очень важно сначала построить хорошую основу. Это необходимо в данной ситуации также, как и в любом другом начинании. Ребенок не сможет успевать на продвинутых этапах обучения, если у него нет основы. К началу Ранний рецептивный язык Для данных занятий надо, чтобы вы и ребенок сидели друг напротив друга на расстоянии 2-х шагов.
К началу
" Подними руки"
Шаг 1: Стимул. Начните обучение с ввода инструкции: «Подними руки». Скажите это громко, внятно и небыстро. Убедитесь, что ребенок не стимулирует себя на отвлеченные действия, что он сидит прямо на стуле и смотрит на вас. Не давайте сложных команд, например: «Джон, послушай, теперь я хочу, чтобы ты поднял руки». Это предложение содержит слишком много ненужных слов (шум) и не позволит вашему ребенку сосредоточиться на необходимой (отличительной) части вашей инструкции, которая очень проста: «Подними руки». Убедитесь, что вы соблюдаете определенную паузу между командами (от 3-х до 5-ти секунд). Если ребенок отвечает вашим критериям (9 правильных ответов из 10 или 18 из 20-ти), переходите к отработке другого приема. Если ребенок реагирует неправильно, переходите к Шагам 2 и 3.
Шаг 2: Визуальная подсказка. Так как ребенок уже умеет имитировать поднятие рук, вы можете подсказать ему, немедленно подняв свои руки после команды. Если ребенку не удается имитировать это действие, повторите попытку или физически помогите ребенку. Заставляйте ребенка «развернуть» свой ответ: пусть он задержит поднятые руки на 2 или 3 секунды, а потом поощрите его. Это поможет ребенку понять (отличить) стимул поощрения.
Шаг 3: Ослабление подсказки. Постепенно и систематически ослабляйте визуальную подсказку, выполняя со своей стороны все меньше действий. Например, после того, как ребенок правильно реагирует на 5 последующих команд, поднимайте свои руки, доводя их только до уровня вашей головы. А ребенок при этом должен поднять свои руки полностью вверх, перед тем, как вы его поощрите. При каждой следующей попытке, имея целью ослаблять подсказку, доводите свои руки сначала до уровня плеча, затем груди, талии, пока визуальная подсказка будет совсем не нужна.
Иногда, целесообразно и полезно заметить, что ребенок может отвечать на команду без того, чтобы вы использовали все этапы ослабевающей подсказки. Это можно заметить, если совсем убрать подсказку для следующих после правильного ответа, 1-ой или 2-х попыток. Эти попытки можно назвать «пробными». Они «испытывают» ребенка на то, какой ответ он может дать. Некоторые дети очень быстро учатся, поэтому они могут пропустить некоторые этапы подсказки или подсказку в целом. Если ребенок не может выполнить команду, вернитесь к использованию подсказки и последовательно ослабляйте ее. В любом случае, ребенок должен поднять свои руки вверх, по вашему требованию задержать их вверху 2 или 3 секунды, перед тем, как его поощрят.
Важно то, что ребенок учится поднимать руки, только когда вы говорите ему сделать это. Если на начальном этапе позволять ему поднимать руки, когда ему самому захочется, он может не научиться слушать вас. Поэтому, когда ребенок поднимает руки по своему желанию, громко скажите: «Нет!» и остановите его действие.
Когда ребенок научится поднимать руки, воспринимая команду, начинайте обучение другому элементу поведения.
К началу
"Дотронься до носа"
Шаг 1: Стимул. Дайте команду: «Дотронься до носа». Эта команда подходит для обучения на втором этапе, так как она отличается от команды: «Подними руки» по звучанию и по физическому исполнению. На начальных этапах подбирайте команды, которые отличаются друг от друга для того, чтобы успех ребенка на этом этапе был максимальным. Например, команда: «Руки в стороны» очень похожа на «Руки вверх» и может поначалу запутать ребенка. На более поздних этапах использование похожих команд станет необходимым для того, чтобы научить ребенка концентрировать свое внимание на деталях, но в начале ему будет очень трудно это делать. Если ребенок правильно реагирует на команду: «Дотронься до носа», переходите к другому элементу поведения. В противном случае, переходите к Шагам 2 и 3.
Шаг 2: Визуальная подсказка. Так как ребенок уже умеет имитировать это действие, вам следует подсказать ему, дотронувшись до своего носа, сразу после произнесения соответствующей команды, для того, чтобы он сделал то же самое. Если имитация ребенку не удалась, помогите ему физически совершить это действие. Поощрить ребенка следует после того, как он сумеет имитировать вас, дотрагиваясь до своего носа. Убедитесь, что ребенок способен задержать свой палец (пальцы) на носу 2 или 3 секунды перед тем, как поощрить его.
Шаг 3: Ослабление визуальной подсказки. Как только ребенок начнет с готовностью вас имитировать, постепенно и систематически ослабевайте подсказку. Например, после 5-ти успешных последовательных имитаций, выполненных ребенком, не доносите свою руку до носа сначала на 1 дюйм (2,5 см), затем на 2 и на 3 дюйма. Следующий шаг: постепенно поднимайте свою руку, доводя указательный палец сначала до уровня подбородка, затем груди, пока ребенку совсем не понадобится визуальная подсказка. В любом случае, ребенок должен расположить свой палец (пальцы) непосредственно на носу и, по требованию, удержать его там в течение 2 или 3 секунд перед получением награды. Когда ребенок может дотрагиваться до своего носа по команде, переходите к случайному чередованию.
К началу
Случайное чередование
Когда вы закончили обучение команде "Дотронься до носа" и сразу после этого скажите "Подними руки", возможно ребенок дотронется до своего носа. Ребенок пока еще не понимает разницу между командами; все, что вы говорите, для него является "шумом". Ваша задача научить его понять, что команды бывают разными; вы должны научить ребенка отличать их. Случайное чередование является частью этого процесса обучения.
Шаг 1: Снова дайте команду: "Подними руки". Если ребенок ничего не сделает или выполнит команду неправильно, громко скажите: "Нет!"; повторите команду и подскажите правильный ответ. Первая подсказка должна быть самой незначительной из тех, которые применяются для данной команды. Если она не работает, вы должны применить другую, более явную подсказку. Продолжайте усиливать подсказку при последующих попытках, пока ребенок не ответит правильно. Как только это произойдет, уберите подсказку совсем, как вы это делали на начальном этапе обучения. Продолжайте тренировать правильный ответ, чтобы достичь 5-ти правильных ответов без подсказки. (Надо контролировать, чтобы неудача в выполнении отдельной попытки не повлияла на отношения ребенка к заданию в целом. Вспомните, как он справлялся с похожими проблемами ранее. Если у ребенка не получается выполнить задание, он может сорвать занятие. Агрессия, которая глубоко сидит в нем, может выйти наружу или он может снова начать себя заводить. Не позволяйте ребенку вести себя так.)
Шаг 2: Дайте другую команду ("Дотронься до носа"). Подскажите ребенку так, чтобы он правильно прореагировал на команду. Когда он трижды правильно ответит, снова дайте первую команду ("Подними руки"). Подскажите и повторяйте команду, как вы это делали ранее. После двух правильных реакций, дайте первую команду и повторяйте все, как раньше. Как только ребенок научится выполнять обе команды по первому требованию, переходите к Шагу 3.
Шаг 3: Важно быть уверенным в том, что ребенок умеет различать две первые команды, прежде чем переходить к изучению третьей. Для этого надо дать ребенку серию из первых двух команд в случайном порядке. Например, попросите его дотронуться до носа дважды, затем один раз поднять руки вверх, потом один раз дотронуться до носа, после чего три раза поднять руки вверх и т.д. Важно менять последовательность и число команд с тем, чтобы ребенок не привыкал к какому-то определенному образцу чередования команд, а слушал вас. Например, если вы всегда начинаете с одной команды и по порядку чередуете ее с другой командой, ребенок запомнит порядок выбора правильных ответов и, фактически, уже не будет слушать ваши команды. Не повторяйте одну и ту же команду много раз подряд, так как вы можете научить ребенка упорно повторять эту команду снова и снова. Вы должны быть уверены, что ребенок использует ваши слова как сигналы к своим ответам. Продолжайте заниматься, пока ребенок не достигнет успеха.
К началу
Сложносоставные требования
Теперь введите новые требования, такие как "Похлопай в ладоши", "Садись", "Встань", "Потрогай животик"; другие команды вы можете найти в списке команд для невербальной имитации в главе 7. Сначала научите правильно отвечать на команду, а затем чередуйте ее с двумя предыдущими. Проделайте это на десяти командах, с тем, чтобы ребенок получил хорошую подготовку.
По мере того, как вы продолжаете давать новые команды, всегда проверяйте ребенка на умение выполнять как предыдущие команды, так и чередуемые с ними новые. Используйте случайную подачу различных команд для того, чтобы проверить, понимает ли ребенок их смысл.
Если вы находите, что ребенок испытывает трудности с выполнением одной из команд, вернитесь к ней и работайте с ней до получения правильного результата. Давайте для этого только эту команду и подскажите правильный ответ, если это необходимо. Продолжайте занятия, пока действия ребенка не ответят вашим критериям. Затем возвращайтесь к случайной подаче всех выученных команд, поначалу отдавая предпочтение "проблемным" командам, чтобы окончательно удостовериться, что ребенок их выучил.
Как только ребенок сможет правильно реагировать на 5-10 команд, вы должны настойчиво работать с ним, заставляя отвечать на различные команды. Давайте команду примерно каждые 5 секунд (это 12 команд в минуту) и останавливайтесь на 1-минутный перерыв каждые 10 минут. Работайте с ним по такому графику, по крайней мере, 1 час в день (идеальный вариант - 3 или 4 разрозненных часа в течение дня). "Удивляйте" ребенка неожиданными разными командами в течение дня. Ваша задача, чтобы ребенок был занят полезными вещами, (это сократит время для самовозбуждений и других неестественных манер в его поведении), "настройте" голову ребенка на то, чтобы он вас слышал, и научите его концентрировать свое внимание. Не забывайте часто целовать и обнимать ребенка, а также используйте другие знаки поощрения (конфеты) за правильное выполнение (можно его целовать таким образом десять раз в минуту, в том случае, если он принимает это как выражение любви); также не забывайте иногда о своевременном шлепке (ниже спины) в случае, если ребенок начинает себя заводить или не выполняет ваши команды.
Стоит заметить, что этот вид упражнений достаточно прост, поэтому может проводиться неопытными братьями или сестрами ребенка или учениками старших классов. Не забывайте также обобщать обучение, т.е. ребенок должен уметь правильно отвечать, когда он стоит, находится в другой части дома или за его пределами. Ребенка, где бы он не находился, надо стараться постоянно занимать обучением.
К началу
Предподготовка к сложным (утонченным) манерам поведения
Работа со следующей группой команд требует более сложного поведения со стороны ребенка, чем предыдущие команды. Например, ребенок должен уметь обращаться с предметами, к которым он не может немедленно прикоснуться. Эта предварительная подготовка поможет обучить ребенка различать свои собственные действия, а также относить окружающие предметы к различным группам и категориям. Процедура обучения этому похожа на используемую в предыдущих главах.
К началу
"Возьми (предмет)"
Шаг 1: Стимул. Положите предмет (книгу, стакан, или щетку) в пределах досягаемости ребенка. Выберите предмет, который ребенок легко узнает. Начните с подачи команды: "Возьми книгу". Если ребенок отвечает на команду, попробуйте дать другую инструкцию, например: "Возьми щетку", или "Возьми стакан" (см. ниже). Если это не происходит, подскажите ему правильный ответ (Шаг 2).
Шаг 2: Подсказка и ослабление подсказки. Дайте команду: "Возьми книгу" и одновременно, взяв руку ребенка в свою, поднесите ее к книге, заставьте его взять ее и поднести к вам. Возьмите книгу и закрепите действие ребенка поощрением. Положите книгу снова на стол, повторите команду и начинайте ослаблять подсказку; т.е. физическая помощь должна быть в размере, необходимом ребенку, чтобы достичь правильного ответа. Как только ребенок ответит правильно согласно вашим критериям, постепенно отодвигайте книгу все дальше и дальше от него, в конечном счете, попросите ребенка найти и принести вам книгу из другой части комнаты или вообще из другой комнаты.
Шаг 3: Категории предметов. Следующими командами после "Возьми книгу" могут быть "Возьми щетку", "Возьми стакан". Вы должны быть уверены, что ребенок умеет различать предметы, а не только брать то, что лежит на столе. Правильный ответ потребует умения правильно категоризировать предметы. Мы предлагаем помочь вашему ребенку отвечать правильно на ваши команды (инструкции). Во-первых, ребенку легче распознать предмет по ассоциациям с его функциональным назначением, чем по тому, что предмет ему просто покажут. Например, ребенку легче распознать щетку для волос, когда он услышит команду: "Причешись", чем когда он услышит: "Покажи расческу". Во-вторых, ребенок легче возьмет стакан с молоком, если услышит: "Выпей стакан молока", чем после инструкции: "Покажи стакан". Поэтому используйте в инструкциях действие (т.е. "Выпей стакан молока") для того, чтобы ребенок нашел и взял предмет, а потом постепенно ослабляйте действие ("выпей"), придя к тому, что в вашей инструкции будет звучать только название предмета (стакан), который ребенок возьмет и вручит вам.
Шаг 4: Ввод новых инструкций. По мере того, как продвигается обучение ребенка, постепенно добавляйте новые инструкции, включающие новые предметы, например, "Возьми кусочек хлеба" или "Возьми куклу". Позже вы можете давать две команды на два разных предмета одновременно. Начинайте это занятие, расположив два предмета равно удаленно от ребенка, один слева, другой справа от него. Постепенно удаляйте предметы от него (на 6 футов (6 х 30 см), на 12 футов и, в конце концов, в другую комнату) так, чтобы ребенок должен был двигаться и искать предметы для вас. Чем больше инструкций ребенок научится выполнять, тем успешнее вам удастся занять его свободное время.
А теперь давайте перейдем к другому виду команд, которые требуют немного другой отработки.
К началу
"Включи свет" (манипуляция предметами) Шаг 1: Стимул. Начните с подачи команды: "Включи свет". Если ребенок реагирует правильно, согласно вашему критерию, начинайте обучение другому приему. Если ребенок не правильно реагирует, подскажите правильный ответ (Шаг 2).
Шаг 2: Подсказка. Дайте эту команду, стоя вместе с ребенком рядом с включателем. После произнесения команды (не задерживайтесь более чем на 1 секунду), возьмите руку ребенка, поднесите ее к включателю и помогите ему включить свет. Наградите ребенка за выполненный по подсказке ответ. Выключите свет, подождите несколько секунд и произнесите снова инструкцию. Подскажите ребенку так, как это ему необходимо (не больше). Например, после команды, подождите секунду другую, чтобы посмотреть, будет ли ребенок тянуться к включателю, прежде чем подсказать ему это действие. Как только рука ребенка окажется на включателе, неважно сам ли он ее туда доставил или вы помогли ему сделать это, прежде чем подсказать ему следующее действие, сделайте опять секундную паузу, чтобы посмотреть сможет ли ребенок сам справиться с выключателем.
Шаг 3: Ослабление подсказки. Ослабляйте подсказку, лишь слегка дотрагиваясь до руки ребенка или держа его руку очень слабо. Убирайте свою руку во время, когда нужно будет нажать на кнопку выключателя, затем перед тем, как ребенок достанет выключатель, затем, когда его рука будет на середине пути к кнопке и т.д. пока ребенок не осуществит действие самостоятельно, без вашей подсказки. Не забывайте проследить у ребенка несколько успешный попыток, всякий раз, ослабляя подсказку. Помните, что ребенок должен включить свет только, когда вы дадите ему соответствующую инструкцию. Ведь вы хотите, чтобы он учился слушать вас.
Шаг 4: На этом этапе вы обучаете ребенка реагировать на команду, когда он находится вдали от выключателя. Как только ребенок ответит на серию предыдущих команд, переместитесь на несколько футов (1 фут ~ 30 см) от выключателя и дайте эту же команду. Если ребенку не удастся совершить действие, подскажите ему, слегка подтолкнув его к выключателю. Если он опять не реагирует правильно, придвиньтесь ближе к выключателю. Когда ребенок научится пересекать комнату и включать/выключать свет, начинайте обучение другому элементу поведения.
Вы заметите, что при обучении некоторым элементам поведения, вам не потребуется использовать поощрения, т.к. ребенку уже доставляет удовольствие их выполнение. Например, детям, которым нравиться включать и выключать свет не нужно дополнительных поощрений за выполнение этого задания. Однако при этом вы должны быть уверены, что ребенок выполняет вашу команду, а не просто делает это из удовольствия. Если он выполняет действие без вашего разрешения, вы должны выразить ему свое разочарование так, чтобы он понял, что должен слушать ваши инструкции, а не поступать, как ему захочется.
К началу Обучение нежному поведению Используя методику, изложенную в данной главе, вы можете научить ребенка нежным манерам поведения, например, обниматься, целоваться, гладить вас оп голове или по щеке. Существует множество вопросов, касающихся данного обучения: "Можно ли научить нежности в первую очередь?", "Не будет ли это обучение поверхностным?", "Правильно ли обучать нежности?", "Не должно ли это происходить непринужденно?". Действительно, однозначного ответа на все эти вопросы нет, можно лишь сказать, что для учебного процесса, этому нужно научить обязательно. (На самом деле детей с нормальным развитием обучают нежным манерам таким же образом). Дети, которые умеют проявлять нежность, легче обучаются, если же дети не приучены к такому поведению, они никогда не смогут понять, нравиться им такое поведение или нет. Также и вам нужно решить, чего вы хотите добиться, а не только ориентироваться на желание (нежелание) ребенка. Ведь то, что ребенок умеет нежно показывать свои чувства, есть часть той обратной связи, которая нужна взрослым, обучающим детей. Итак, для пользы самого ребенка и для вашего "выживания", ребенок надо научить выражать свои нежные чувства по отношению к другим людям. К началу
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.25 (0.019 с.) |