Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4 Регистрация поведения

Поиск

Регистрация поведения может являться для вас единственным способом узнать, работает определенное лечение или нет. Для различных типов поведения обычно нужны различные способы измерения. В данной главе обсуждаются два типа поведения (саморазрушительное и самостимулирующее) и способы их регистрации.

К началу

Регистрация саморазрушительного поведения

Наиболее распространенным способом регистрации саморазрушительного поведения является регистрация частотности поведения, поскольку каждое саморазрушительное действие обычно индивидуальное и короткое и, следовательно, легко поддается подсчету. Каждое саморазрушительное действие называется событие, а процесс называется регистрация событий; т.е. каждый раз, когда ребенок ударяется головой о предмет, кусает себя или совершает другое саморазрушительное действие, учитывается одно событие. События могут происходить стремительно, например, два в секунду, или более медленно, например, одно в минуту.

К началу

Длительность регистрации

Продолжительность времени регистрации зависит от нескольких факторов, включая, как часто ребенок причиняет себе вред, и насколько его поведение варьируется в зависимости от обстановки. Например, ребенок может часто причинять себе вред в классе, но редко за обеденным столом. В любом случае вы можете применить выборочный метод. Выборочный метод означает, что вам не нужно производить регистрацию все время, только в течение определенного периода, возможно в течение 10 минут каждого часа. Иногда вы можете регистрировать поведение в течение 10 минут каждого часа на протяжении дня. В другой раз, может быть достаточно регистрировать поведение в течение 10 минут конкретного часа. Длительность регистрации зависит от ряда условий, таких как степень достоверности данных и степень неустойчивости поведения клиентов. Выборочная регистрация обеспечивает достоверную оценку действия лечебной процедуры. В первый раз или в первый день вы можете зарегистрировать все примеры саморазрушения, встречающиеся в течение 10-минутной сессии наблюдения, чтобы иметь критерий, служащий основой для сравнения более поздних выборок для оценки действия лечения.

К началу

Способ регистрации

Вам понадобится счетчик, который можно обновлять (как, например, используемые для подсчета очков при игре в гольф), точные часы и таблица данных для регистрации поведения. Составьте таблицу (см. Таблицу 4-1), на которой отмечены 10-минутные интервалы, регистрируйте частотность поведения и делайте примечания.

К началу

Продолжительность регистрации до начала лечения

Лечение необходимо начать немедленно, если проблемное поведение ребенка носит настолько острый характер, что ставит под угрозу его жизнь.

В противном случае, мы обычно оценивали поведение в течение 14 дней до начала вмешательства. В случае сокращения поведения, мы воздерживаемся от лечения до тех пор, пока поведение не сократится до такой степени, что перестанет быть проблемным, или пока не стабилизируется на другом уровне. Если поведение остается таким же или возрастает в течение 14 дней регистрации, мы начинаем лечение. Период времени, используемый для определения критерия, в соответствии с которым оценивать эффективность лечения, называется базис; другими словами, мы часто применяем 14-ти дневный базис.

К началу

Как скоро ожидать изменений?

Изменения зависят от многих факторов, настолько отличающихся у детей, что невозможно вывести определенные правила о скорости изменений. В общем, физические аверсивы должны сработать быстрее, чем пресечение или таймаут, и вы должны заметить значительное снижение поведения в течение первого часа. Если поведение подвергается пресечению, оно может увеличиваться в течение первого часа или дня, и затем медленно снижаться в течение нескольких дней. Иногда поведение исчезает через неделю; в другой раз понадобится целый месяц для того, чтобы взять поведение под контроль.

Таблица 4-1. Таблица регистрации саморазрушительного поведения
Имя ребенка___________________
Дата__________________________
Вид поведения_________________

Время Частотность Примечания
9:00-9:10    
10:00-10:10    
11:00-11:10    
12:00-12:10    
1:00-1:10    
2:00-2:10    
3:00-3:10    
4:00-4:10    
5:00-5:10    

К началу

Регистрация самостимулирующего поведения

Во многих случаях невозможно оценить самостимулирующее поведение в рамках частотности, поскольку самостимулирующее поведение обычно носит длительный характер, не имея конкретного начала и конца. Другими словами, мы не можем с готовностью использовать регистрацию событий, как в случае с саморазрушительным поведением, но возможно нам необходимо будет применить процедуру последовательного выбора. При последовательном выборе вы делите определенный временной интервал (например, 10-минутный период наблюдения) на более короткие промежутки (например, 15-секундные периоды). Эти 15-секундные интервалы делятся на период наблюдения (скажем, 10 секунд) и период регистрации (скажем, 5 секунд). То есть вы наблюдаете за ребенком в течение 10 секунд, затем вы регистрируете, то, что он сделал в течение 5 секунд, затем снова за ним наблюдаете в течение 10 секунд, регистрируете его поведение в течение 5 секунд и т.д. Таким образом, у вас будет четыре возможности за 1 минуту зарегистрировать поведение или 40 возможностей, если вы наблюдаете за ребенком в течение 10 минут. Таблица выборочных данных дана в таблице 4-2.

Если вы ставите галочку в колонке «да», когда он демонстрирует самостимулирующее поведение, вы можете зарегистрировать силу его самостимулирующего поведения, просто суммировав эти галочки в рамках 10-минутного интервала. Вы можете получить данные за день, неделю или месяц. Вы можете так же использовать таблицу, описанную ранее, когда мы обсуждали регистрацию саморазрушительного поведения (см. Таблицу 4-1).

Одним из простых и недорогих «способов» такого наблюдения является диктовка временных интервалов на магнитофон и воспроизводство записи на протяжении наблюдения через наушник. Запись гласит в начальный период «наблюдение за первой линией поведения», 10 секунд, «регистрация», 15 секунд, «наблюдение за второй линией поведения», 25 секунд, «регистрация» и т.д. Это упростит регистрацию, и вам не придется постоянно смотреть на секундомер.

Таблица 4-2. Таблица регистрации самостимулирующего поведения
Имя ребенка__________________
Дата___________ Время регистрации____________
Вид поведения________________________________

Линия Минута Секунды Да Нет
1.   0-10    
2.   15-25    
3.   30-40    
4.   45-55    
5.   60-10    
6.   15-25    
7.   30-40    
8.   45-55    
9.   60-10    
10.   15-25    
11.   30-40    
12.   45-55    
13.   60-10    
14.   15-25    
15.   30-40    
16.   45-55    
17.   60-10    
18.   15-25    
19.   30-40    
20.   45-55    

К началу

Длительность регистрации

Некоторые разновидности поведения, например, вспышки раздражения, лучше регистрировать в рамках их длительности. Длительность этого типа поведения, а не частотность, является важнейшим фактором. Ребенок может проявлять вспышки раздражения один или два раза в день, но вспышка раздражения может длиться часами. В этом случае вам необходимо в любой день зарегистрировать проявление вспышек раздражения и их длительность. Вы можете использовать секундомер для упрощения регистрации. Таблица выборочных данных представлена в Таблице 4-3. Вам необходимо перенести эти данные на график, чтобы лучше понимать, что происходит. Отметьте дни на горизонтальной линии (оси абсцисс) и укажите процентное количество времени (минуты, потраченные на вспышки раздражения за общее время наблюдения) на вертикальной линии (оси ординат).

К началу

Надежность регистрации

При проведении регистрации важно удостовериться, что двое людей согласны с результатами наблюдения, т.е. в надежности результатов регистрации. Вы можете проверить надежность регистрации наблюдателя, привлекая второго наблюдателя для самостоятельной регистрации одного и того же поведения одновременно с первым. Данные, полученные от первого наблюдателя, сравниваются затем с данными второго наблюдателя. В идеале второй наблюдатель делает выборочную проверку данных первого наблюдателя с целью проверки согласованности и надежности. То есть второй наблюдатель не присутствует все время, а проверяет 10-20% времени. Результаты наблюдений считаются ненадежными, если наблюдатели расходятся во мнениях настолько, что можно сделать два совершенно различных вывода на основе данных. В общем, будет достигнута большая степень согласованности при регистрации саморазрушительного поведения и меньшая степень при регистрации самостимулирующего поведения. При сильных разногласиях постарайтесь определить поведения более конкретно и не учитывайте неоднозначные проявления. В случае возникновения сомнений, не учитывайте.

Процесс регистрации стал относительно сложным и представляет собой довольно сложную область изучения. Холл (1972) является автором полезной брошюры о способе регистрации поведения. Вы можете проконсультироваться с экспертом поведенческих оценок из Департамента Психологии.

Таблица 4-3. Длительность регистрации – таблица выборочных данных
Имя ребенка________________
Вид поведения______________

Дата Время начала Длительность Комментарии
4 января 9:10 15 минут  
4 января 9:10 15 минут  
5 января 8:00 20 минут  

Рекомендуемая литература указана на стр. 41 оригинала.

К началу

Раздел II
Подготовка к обучению

В разделе II представлена программа «подготовки к обучению». В главах 5 и 6 описана поэтапная методика обучения правильному сидению и концентрации внимания. После обучения подготовительному поведению, необходимо устранить мешающее поведение, чтобы ребенок был готов к обучению. В Главе 7 представлена полезная информация о том, как помочь детям преодолеть вспышки раздражения и сократить иное разрушительное поведение. (Вам может показаться, что Глава 7 повторяет Главы 1 и 2. Мы признаем это повторение, но посчитали его необходимым в попытке достичь эффективного управления разрушительным поведением.)

Когда вы начинаете практическое обучение, лучше всего начать с чего-нибудь простого, ради вас и вашего ребенка. Мы решили начать с простейшего задания, научить ребенка садиться на стул, когда вы даете ему указание «Сесть» (Глава 5). Это простое задание является отличной практикой, т.к. включает в себя все элементы обучающей ситуации: указания, подсказки, определение правильных реакций, поощрения и наказания.

Мы обычно начинаем нашу обучающую программу с того, что ребенок и «учитель» находятся в центре комнаты, а родители и члены «обучающей команды» вокруг них наблюдают за указаниями. После проведения начальной стадии («учитель» научил ребенка садиться по команде), все присутствующие взрослые получают возможность применить на практике обучение поведению. Хотя у родителей будет небольшое преимущество над членами команды, у которых не было опыта обучения людей с отклонениями в развитии, никто не должен чувствовать себя неловко при изучении обучающей методики. При практическом обучении все взрослые должны вести обучение одинаковым образом. Важно сохранять единообразие указаний. Далее по программе вы сможете позволить себе быть более «гибкими» и разнообразными, и вашему ребенку это будет необходимо, чтобы лучше подготовиться к внешнему миру. Но в начале лучше для всех взрослых, ведущих обучение, использовать согласованные и единообразные обучающие методы.

Вы можете захотеть потренировать два или три указания («Сядь», «не шевели руками», «посмотри на меня») в течение первого сеанса. Однако, не учите слишком многому на начальном этапе; лучше научиться контролировать основы («Сядь», «Посмотри на меня») прежде, чем продолжать. Некоторые дети могут начать адекватно реагировать на эти команды меньше, чем через час (или такие основные команды могут быть пропущены в целом); другим понадобится месяц или больше времени для того, чтобы научиться. Другие дети будут противиться вашим усилиям научить их. В общем, ваш ребенок «определит», когда и как начать указания.

К началу

Глава 5 Правильное сидение

Это может прозвучать неожиданно, но для определенных детей обучение правильно сидеть на стуле является их первым опытом обучения. Этот шаг может доставить радость всем. Поработайте над получением такого контроля, прежде чем переходить к другим программам. Также помните, что т.к. это задание является простым для обучения и для ребенка, и для взрослого, ведущего обучение, успех максимально увеличивается для обоих. Очень важно, особенно на начальной стадии, чтобы и учитель и ребенок достигли успеха. Это доставит радость ребенку, потому что он научился чему-то определенному, и также, потому что большинству детей нравятся некоторые формы ограничений. Это обнадежит взрослых и придаст им уверенности как учителям, потому что задание является достаточно простым для обучения. Некоторые родители, возможно, в первый раз осуществляли явный контроль над своим ребенком. Помочь ребенку научиться правильно сидеть во время сеанса обучения могут три команды: «Сядь», «Сиди ровно» и «не шевели руками».

«Сядь»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.009 с.)