Узнавание реалистических изображений (лист 10-11) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узнавание реалистических изображений (лист 10-11)



Ребенку предъявляются реалистические изображения бытовых предметов. Его просят назвать их и дать названия отдельных частей этих предметов. Для исследования пассивного словаря просят показать предмет или его часть по названию. Таким образом используется как для выявления особенностей зрительного восприятия, так и для определения объема активного и пассивного словаря, в том числе и на материале мапочастотных слов (диск, трубка, цепь, педаль, спица, форзац, пряжка и т.п.).

Узнавание перечеркнутых изображений (лист 12)

Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название.

Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора) (лист 13)

Ребенку предлагают узнать все изображенные наложенные друг на друга контуры реальных объектов и дать каждому из объектов свое название.

Узнавание недорисованных изображений (лист 14)

Ребенку предлагается узнать недорисованный предмет и дать им название. При этом учитывается вероятностный характер узнавания.

Буквенный гнозис (лист 15)

Ребенку предлагается назвать правильно расположенные буквы и выделить правильно и неправильно расположенные (зеркальные и наложенные) буквы. В зависимости от возраста и обученности ребенка оцениваются разные параметры выполнения (печатные, письменные, наложенные, зеркальные буквы).

Блок 3. Исследование невербального и вербально- логического мышления

Узнавание конфликтных изображений (нелепицы) (лист16-17)

Исследуется возможность узнавания конфликтных изображений

(зрительный гнозис), возможность критической оценки предлагаемых фигур. Чувство юмора ребенка как один из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Доступны детям с 3,5-4-летнего возраста.

Подбор парных аналогий (лист 18)

Ребенку предлагается подобрать слово по аналогии в соответствии с предложенным примером. Оценивается возможность и стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями. Задание может быть предъявлено ребенку на слух, при условии достаточного объема слухоречевой памяти. Может быть применен с 6-7- летнего возраста.

Простые аналогии (лист 19)

Ребенку предъявляется бланк методики и его просят подобрать такое слово из нижнего правого столбца, которое так же будет относится к верхнему слову, как нижнее слово из левого ряда относится к верхнему.

Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левом столбце и подбор по аналогии с этим нижнего слова из правого столбца. Хорошо выявляет процесс утомления при работе с вербально-логическим материалом.

Может быть применен с 7-8-ми летнего возраста.

Простые невербальные аналогии (лист 20-23)

Ребенку предлагается в соответствии с соотношением изображений в левой части рисунка по аналогии подобрать одно изображение из нижней правой части рисунка к верхней его (рисунка) части. В данной методике представлены как конкретные изображения для подбора по аналогии (лист 20-22), так и абстрактные фигуры (лист 23). Методика используется для детей 5,5-6,5 летнего возраста.

Выделение двух существенных признаков (лист 24)

Бланк задания должен находится перед ребенком, которого просят выбрать только два слова из пяти, расположенных в скобках, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова, т.е. то, без чего он не может быть. После этого может быть разобрано первое, обучающее задание.

Оценивается не только правильность выполнения, но и умение самостоятельно выбирать решение, умение произвольно сохранять способ анализа, отмечаются типичные ошибки, в т.ч. выбор большего или меньшего количества слов и т.п.

Может быть применен с 9-1О-ти летнего возраста.

 

лист III Исключение понятий (лист 25)

Ребенку предлагают выделить одно неподходящее понятие и объяснить, по какому признаку он это сделал. Также ребенок должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово. Оценивается может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения. Задание может быть предъявлено ребенку на слух, при условии достаточного объема слухоречевой памяти.

Простые варианты могут быть использованы с 6-7-летнего возраста.

Исключение предметов (лист 26-27) Задание аналогично предыдущему. Вместо групп слов ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется "лишним". Лист 26 можно использовать для детей начиная с 4-4,5 летнего возраста, лист 27 — начиная с 6-7-летнего возраста.

Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок (лист 28)

Ребенку предлагают объяснить смысл метафор, объяснить смысл и применение пословиц и поговорок. Оценивается доступность понимания отвлеченного смысла их, или склонность к отражению предметов с их фактическими наглядными связями, т.е. трактовка метафор или пословиц 'в прямую".

Может быть применен с 8-10-ти летнего возраста, понимание метафор можно исследовать с 6-ти, 7-ми летнего возраста.

Понимание прочитанного текста (лист 29-3t) Ребенку зачитывается четко и внятно текст (дети, владеющие навыками чтения, читают сами) простого рассказа. После этого его просят пересказать рассказ. Оценивается возможность выделения основной мысли (самостоятельное понимание смысла), принятие ребенком помощи (пересказ по наводящим вопросам), а также понимание смысла рассказа (по наводящим вопросам). Кроме того оценивается возможность построения ребенком развернутого высказывания, наличие аграмматизмов и т.п., то есть характеристики связной речи ребенка. Может быть использовано начиная с 7 лет.

Понимание сюжетной картины (лист 32) Направлено на исследование возможности осмысления изображения. Рассмотрев картину, ребенок должен рассказать, что на ней изображено. Задача заключается в выделении существенных деталей картины и определения ее основ ного содержания. Оцениваются те же характеристики, что и в предыдущем исследовании. Данная сюжетная картина может быть использована для работы с детьми с 6-7-ми летнего возраста.

 

Блок 3. Исследование невербального и вербально- логического мышления

Узнавание конфликтных изображений (нелепицы) (лист16-17) Исследуется возможность узнавания конфликтных изображений (зрительный гнозис), возможность критической оценки предлагаемых фигур. Чувство юмора ребенка как один из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Доступны детям с 3,5-4-летнего возраста.

Подбор парных аналогий (лист 18) Ребенку предлагается подобрать слово по аналогии в соответствии с предложенным примером. Оценивается возможность и стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями. Задание может быть предъявлено ребенку на слух, при условии достаточного объема слухоречевой памяти. Может быть применен с 6-7- летнего возраста.

Простые аналогии (лист 19) Ребенку предъявляется бланк методики и его просят подобрать такое слово из нижнего правого столбца, которое так же будет относится к верхнему слову, как нижнее слово из левого ряда относится к верхнему.

Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левом столбце и подбор по аналогии с этим нижнего слова из правого столбца. Хорошо выявляет процесс утомления при работе с вербально-логическим материалом.

Может быть применен с 7-8-ми летнего возраста. Простые невербальные аналогии (лист 20-23)

Ребенку предлагается в соответствии с соотношением изображений в левой части рисунка по аналогии подобрать одно изображение из нижней правой части рисунка к верхней его (рисунка) части. В данной методике представлены как конкретные изображения для подбора по аналогии (лист 20-22), так и абстрактные фигуры (лист 23). Методика используется для детей 5,5-6,5 летнего возраста.

Выделение двух существенных признаков (лист 24) Бланк задания должен находится перед ребенком, которого просят выбрать только два слова из пяти, расположенных в скобках, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова, т.е. то, без чего он не может быть. После этого может быть разобрано первое, обучающее задание.

Оценивается не только правильность выполнения, но и умение самостоятельно выбирать решение, умение произвольно сохранять способ анализа, отмечаются типичные ошибки, в т.ч. выбор большего или меньшего количества слов и т.п.

Может быть применен с 9-10-ти летнего возраста.

 

лист!!! Исключение понятий (лист 2$)

Ребенку предлагают выделить одно неподходящее понятие и объяснить, по какому признаку он это сделал. Также ребенок должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово. Оценивается может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения. Задание может быть предъявлено ребенку на слух, при условии достаточного объема слухоречевой памяти.

Простые варианты могут быть использованы с 6-7-летнего возраста.

Исключение предметов (лист 26-27)

Задание аналогично предыдущему. Вместо групп слов ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется "лишним". Лист 26 можно использовать для детей начиная с 4-4,5 летнего возраста, лист 27 - начиная с 6-7-летнего возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.044 с.)