Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация физико-антропологических типов в современном Китае.

Поиск

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

 

Кафедра современного Востока

 

Белова Лада Дмитриевна

 

Классификация физико-антропологических типов в современном Китае.

Специальность «Востоковедение и африканистика»

Курсовая работа студентки 2-го курса очной формы обучения

 

    Научный руководитель ______________ А.М. Маурер  

Москва 2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Представление о физико-антропологических типах.................. 3

Физико-антропологические типы................................................. 5

Классификация физико-антропологических типов...................... 5

Чебоксаров Н.Н............................................................................... 3

Научная деятельность.................................................................... 6

Классификация этнологических типов по Н.Н.Чебоксарову....... 7

Рогинский Я.Я................................................................................ 10

Научная деятельность................................................................... 6

Левин М.Г....................................................................................... 13

Научная деятельность................................................................... 6

Классификация этнологических типов по Рогинскому Я.Я., Левину М.Г... 7

Сравнение классификаций........................................................... 15

Физико-антропологические типы в Китае................................. 18

Национальные меньшинства в Китае........................................ 21

Современная политика в Китае и нац. меньшинствам.............. 23

ВВЕДЕНИЕ

Цель: Определить классификации физико-антропологических типов и на их основе выявить имеющиеся типы в Китае на данном этапе развития.

Актуальность: На современном этапе развитиямеждународных отношений иностранные представители часто сталкиваются с трудностями во взаимопонимании с китайскими партнёрами. Переговоры с китайцами нередко заходят в тупик. Причина кроется в том, что приезжие депутаты и иные представители иностранных государств имеют лишь мизерное понятие о мышлении и поведении китайцев. Понятие этики для граждан Китая весьма высоко и духовно, одновременно как низко и приземленно. А говоря о китайской духовности и культуре, мы подразумеваем конфуцианство. Эта острая проблема, заключающаяся в некоем «непонимании», привела к необходимости поднять вопрос о влиянии конфуцианской этики на формирование современной деловой этики Китая.

 

 

 

ЧЕБОКСАРОВ Н.Н.

Чебоксáров Николáй Николáевич (23 апреля 1907 – 1 февраля 1980) является создателем этнографической классификации народов. Его труды являются отправной точкой моей работы. Чебоксаров Н.Н. являлся советским этнографом, доктором исторических наук. Одним из значимых его достижений, повлиявших на историю развития этнографии, как науки, в России стала поддержка в организации преподавания данной сферы в МГУ. Среди его работ выделяют «Очерки общей этнографии» и «Народы мира», в коих он являлся ответственным редактором и соавтором. В 1947 и 1966 стал лауреатом премии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Также был удостоин различных наград, в том числе и ордена «Знак Почёта».

Биография.

Окончил кафедру антропологии Московского университета, основанную Д. Н. Анучиным, на которой, наряду с естественными предметами, читался курс по этнографии. С 1943 сотрудник Института этнографии АН СССР, с 1957 — заведующий сектором зарубежной Азии, Австралии и Океании.

С 1951 по 1956 — заведовал кафедрой этнографии исторического факультета МГУ. Годы руководства Н. Н. Чебоксаровым кафедрой этнографии ознаменовались оживлением научной и преподавательской деятельности, увеличением притока студентов и аспирантов, привлечением на кафедру новых молодых преподавателей (К. И. Козловой, Г. Е. Маркова, М. В. Витова, Г. Г. Громова). Большое значение для профессиональной подготовки учащихся имело развертывание по его инициативе экспедиционной работы, в которой он сам принимал участие, руководя практикой студентов в Прибалтике.

Н. Н. Чебоксаров создал школу исследователей истории и культуры народов Зарубежной Азии и Зарубежной Европы, продолжающих дело своего учителя.

Научная деятельность.

Научные интересы Н. Н. Чебоксарова были разносторонни. Он изучал этнографию Китая, Зарубежной Европы.

Особый интерес у ученого вызывала этническая история Китая. С 1956 по 1958 годы Чебоксаров работал в Китае, где собрал, а затем опубликовал уникальный антропологический и этнографический материал. В 1947 году вышел в свет труд «Северные китайцы и их соседи (исследование по этнической антропологии Восточной Азии)», который был удостоен премии им. Н. Н. Миклухо-Маклая и получил широкое признание. Обобщающая монография «Этническая антропология Китая» вышла в свет уже после его смерти.

Вторую премию им. Н. Н. Миклухо-Маклая Чебоксаров получил в 1966 году за руководство авторским коллективом и как один из авторов тома «Народы Восточной Азии».

Большим вкладом в этнологию были сформулированные Н. Н. Чебоксаровым совместно с М. Г. Левиным принципы этнографической классификации народов по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям. Такой подход позволял систематизировать население Земли не только по этническому признаку, но и по способам жизнедеятельности, что имело большое значение при этногенетических исследованиях.

В последние годы жизни большое внимание уделял созданию типологии элементов материальной культуры народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Был руководителем авторского коллектива по написанию монографии «Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии».

Социальный идеал Конфуция

Совершенный человек (цзюнь-цзы), сконструированный философом в качестве эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) в трактовке Конфуция включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жэнь - это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гуманным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством - чувством долга (и), продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде",- учил Конфуций. В понятие "и" поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Таким образом, "благородный человек" Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей.

Трансформация конфуцианства

Конфуцианство превратилось в жесткую консервативную схему, имевшую заранее готовый и строго фиксированный ответ-рецепт для любого случая, оказалось очень удобным для организации управления огромной империей. Система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим, умело скрывала эксплуататорскую сущность чиновничье-бюрократического государства с его хорошо налаженной системой государственного крепостничества. Правителей империи реформированное конфуцианство вполне устраивало, но оно накладывало на них и определенные обязательства перед конфуцианской доктриной - обязательства, имевшие характер гарантии лояльности.

Опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати дэ, конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной лишь постольку, поскольку он был добродетельным - в конфуцианском смысле этого слова. На страже нормы бдительно стояли конфуцианские ученые-чиновники, олицетворявшие единство и слитность высшей администрации и религиозно-идеологической власти. Воспроизводство этих ученых-чиновников превратилось в конфуцианском Китае в одну из важнейших задач государственного значения.

«Искусство управлять людьми, заставлять их следовать за собой, рождать в них при неправильном их поведении чувство стыда, но не страха — все это является составной частью должным образом упорядоченной системы администрации…[3]».

НОВАЯ ЭТИКА КОНФУЦИЯ

Этика как разновидность духовной деятельности зарождается в глубокой древности в эпоху совершенствования производительных сил, разделения труда, расслоения общества на классы. Люди понимают, что кроме сложной системы отношений с природными объектами и явлениями, складываются отношения внутри человеческой ячейки и между обособленными в географическом пространстве человеческими сообществами. Практические проблемы добра и зла, смысла жизни, наиболее целесообразных норм поведения поставили перед фактом необходимости изучения природы морали и сущности нравственных ценностей.

Появление первых этических учений в странах Древнего Востока - Индии и Китае - относится к I тыс. до н.э. В истории человечества выделяются этические концепции, которые стали основой этической традиции, цементирующей силой формирования и устойчивого существования определенного этноса. Среди моральных авторитетов Востока выделяются Будда и Конфуций.

Этика конфуцианства держится на почтительности сыновей и воспитанности. По мнению Конфуция "почтительность к родителям и уважение к старшим братьям - это основа любви к людям". В дальнейшем эта конфуцианская установка получила закрепление в средневековой сборке китайских законов, в которых доносительство на отца, мать, деда, бабушку предусматривало смертную казнь. Для Конфуция ни стремление к новому, ни консервация старого не имеют принципиального значения: есть нечто больше них - согласие и спокойствие в обществе. Вопрос стоит так: как возможны изменения в обществе без хаоса, без того, чтобы разрывалась связь времен и дети шли против родителей. Конфуций учит, что новое надо выводить из старого, что идеалы надо заимствовать в установившемся прошлом, а не в проблематичном будущем.

Этика Конфуция устанавливает взаимность в отношениях между людьми вектором времени: почитание сыном отца возвращается к нему через его собственных детей.

Согласованность взаимодействия различных социальных состояний в обществе Конфуций видит в такой формуле: "Государь должен быть государем, чиновник - чиновником, отец - отцом, сын - сыном[4]", а в результате добросовестного выполнения каждым своих обязанностей царит стабильность отношений в семье и государстве (большая семья).

Моральные обязанности ритуала формируются в процессе воспитания, образования и в результате человек приобретает определенного уровня культуру, приближается к состоянию благородной идеальной личности. Благородный человек относится ко всем ровно, одинаково; заимствует только хорошее и сближается только с лучшими; судит только самого себя. Дела благородного человека должны предшествовать его словам.

Благородному человеку в учении Конфуция противостоит низкий человек, который проявляется через следующие качества:
- Смотрит не в гору, вниз;
- Думает о том, чтобы получить выгоду;
- Не умеет переносить трудности;
- Предъявляет многочисленные требования другим людям;
- Склонен к распрям и может дойти до разбоя.

Если благородный человек создает себя упорным трудом, то низкий человек есть результат равнодушия человека к самому себе. Человек по своим возможностям открыт как к добру, так и злу. Поэтому, учит Конфуций, творить добро и противостоять злу - должно стать постоянным моральным бытием человека. «…Человек в учении и особенно в этике Конфуция— это прежде всего Человек добродетельный, воспитанный, достойный, этически безупречный…[5]»

МЭН-ЦЗЫ И СЮНЬ-ЦЗЫ

Школа Мэн-цзы

Развив и систематизировав основные идеи Конфуция, Мэн-цзы убеждал, что любое сопротивление воле неба как верховной силы приводит к гибели Оно является образцом совершенства и всеобъемлющей нормой поведения людей: "Небо обнаруживает моральное совершенство (чень), а человек обязан постоянно думать и стремиться к нему Чэнь - путь неба, а рассуждения о чень - путь человекаюдини".

Принципиально новой идеей Мэн-цзы является признание того, что человек добр от рождения, присущие ему правду и доброту следует развивать, однако для такого развития способны лишь благородные люди, простому люду это не под силу. При обучении благородных мужей важную роль играют личный пример, усовершенствования добродетелей, развитие способностей, стремление человека самостоятельно укреплять и развивать в себе добрые начала данные природой.

Этика Мэн-цзы охватывает следующие элементы:

- жень (общий нравственный закон, основанный на гуманности, любви к людям);

- и (чувство долга, справедливости);

- ли (требование выполнения норм и форм поведения);

- чжи (знание нравственных качеств)

Каждый из этих элементов определяет внутренний мир человека и его связи с другими людьми Гуманность, например, проявляется в отношениях между отцом и сыном, чувство долга, справедливости - в отношениях ах между правителем и подданными, соблюдения соответствующих норм поведения - между хозяином и гостями, знание нравственных качеств - в подражании мудрецам.

Школа Сюнь-цзы

Сюнь-цзы, настоящее имя – Сюнь Цинь (Ш в. до н. э.), полемизируя с Мэн-цзы, выдвинул противоположные взгляды на сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Сюнь-цзы был виднейшим конфуцианцем периода ста школ.

Небо он понимал как постоянное, имеющее свой путь (тянь дао) и наделенное силой, сообщающей человеку сущность и существование. Вместе с землею небо соединяет мир в единое целое. Отсюда вытекает, что человек является частью природы. Более того, в противовес Мэн-цзы он выдвигает тезис о дурной природе человека, а все его способности и хорошие свойства являются результатом воспитания. Люди организуются и объединяются в общество, чтобы одолеть природу. Делают они это, однако, при строгом разграничении функций и отношений. «Если мы определяем границы морального сознания, то мы имеем гармонию. Гармония означает единство. Единство умножает силы... Если человек сильный, он может побеждать вещи».

Заслуживает внимания членение природы у Сюнь-цзы.

1. Явления неживые, состоящие из ци-материального вещества.

2. Явления живые, состоящие из материального вещества и обладающие шэн – жизнью.

3. Явления, состоящие из материального вещества, живущие и обладающие чжи – сознанием.

4. Человек, состоящий из материального вещества, живущий, обладающий сознанием, имеющий, кроме того, и моральное сознание – и. Человек образует имена для того, чтобы называть вещи, отношения и понятия, различать и четко определять явления действительности. Здесь можно заметить отзвук «Книги перемен».

Сюнь-цзы, хотя его и причисляют к конфуцианцам, преодолевает классическое понимание порядка в конфуцианской социальной этике. Способности человека не являются фатально, или наследственно, предопределенными, они должны соответствовать полученному воспитанию. Такой подход, равно как и подчеркивание абсолютного авторитета правителя, приближает его к школе легистов.

ШКОЛА ЛЕГИСТОВ.

Феодальное общество Ранней Чжоу управлялось двумя принципа­ми - «ли» (ритуалы, церемонии, правила поведения, обычаи) и «син» (наказания). Причем «ли» формировался неписаный кодекс чести арис­тократов, «цзюнь-цзы» (буквально – сын принца, князя или знатного человека), «син» же применялись к людям низкого происхождения, называемым «шу жэнь» (простые люди) или «сяо жэнь» (маленькие люди). В этом заключается смысл фразы из «Ли цзи»: «Ли не опуска­ются до простых людей, син не поднимаются до министров» (гл. 10).

Основатель легизма Шан Ян (390--338 гг. до н. э.), правитель области Шан, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Его единомышленники -- легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной и чиновничьей знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов («конфуцианцы культурой подрывают законы»). Основные положения легизма:

1.«По своей природе народ ненавидит труд, любя покой; при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство» (Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).

2.Конфуцианское человеколюбие нежизнеспособно как принцип управления. «Проливать слезы и не желать прибегать к наказаниям - это человеколюбие; однако нельзя не прибегать к наказанию - таков закон. Древние правители выше всего ставили закон, а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Ян относил к чрезвычайно вредным установлениям («паразитам») конфуцианские институты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель, честность, бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю почтительность, братский долг, справедливость. Хань Фэй приводит примеры вредности таких конфуцианских установлений. Вот один из них. В одной из провинций отец украл барана, а сын донес на него властям. Правитель, действуя по-конфуциански, приказал казнить сына, поскольку он, поступая правильно по отношению к государю, изменил отцу.

3.Введение законов с жесткими нормами, обязательными для всех и обеспеченными наказанием. «Принцип закона состоит в том, что уложения и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко помнит о наказаниях, награды раздаются тем, кто остерегается закона, кары падают на тех, кто нарушает указы». Эти нормы называются законом (фа) в отличие от обычных норм ритуала. «Когда правитель разумен, у него есть закон, благодаря этому он сможет направлять людей к принесению всех своих сил, согласно закону, и самопожертвованию на местах служения» (Хань Фэй).

4.Унификация норм. «Совершенно мудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия не будет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказы будут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будут подчиняться высшим» (Шан Ян). Один экземпляр законов и предписаний должен храниться во дворце государя в запретном здании, опечатанном печатью. Он должен служить для унификации и уяснения смысла закона и предписания высшими чиновниками-законниками, которые разъясняют его народу и чиновникам.

5.Строгая система наказаний. «Коль наказания мягки, невозможно искоренить преступность», «в образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград» (Шан Ян). Необходима борьба против частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне («законы устанавливаются для управления частного: когда законы действуют, частным интересам нет места; частное вносит смуту в закон» - Хань Фэй), а также существует система доносов и даже круговая порука. Необходимо учредить систему взаимной ответственности, чтобы собирать сведения о происходящем («десятки» и «пятерки», которые подвергаются совместным награждениям и (или) наказаниям).

6.Укрепление войска, чиновничьего и карательного аппарата на основе строгой ответственности государственных служащих и почтения к государству. Жесткость законов должна проявляться и по отношению к чиновникам, независимо от занимаемой должности («ранги знатности не спасают от наказаний ни преданного сановника, ни примерного сына» - Шан Ян). Если чиновник не соблюдал законы, то могли пострадать три категории его родственников. Поощрялись доносы на чиновников. Доносивший должен был, по Шан Яну, наследовать должность, ранг знатности, поля и жалованье опального чиновника. Государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенной инертности, активно себя защищающей.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

 

Кафедра современного Востока

 

Белова Лада Дмитриевна

 

Классификация физико-антропологических типов в современном Китае.

Специальность «Востоковедение и африканистика»

Курсовая работа студентки 2-го курса очной формы обучения

 

    Научный руководитель ______________ А.М. Маурер  

Москва 2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Представление о физико-антропологических типах.................. 3

Физико-антропологические типы................................................. 5

Классификация физико-антропологических типов...................... 5

Чебоксаров Н.Н............................................................................... 3

Научная деятельность.................................................................... 6

Классификация этнологических типов по Н.Н.Чебоксарову....... 7

Рогинский Я.Я................................................................................ 10

Научная деятельность................................................................... 6

Левин М.Г....................................................................................... 13

Научная деятельность................................................................... 6

Классификация этнологических типов по Рогинскому Я.Я., Левину М.Г... 7

Сравнение классификаций........................................................... 15

Физико-антропологические типы в Китае................................. 18

Национальные меньшинства в Китае........................................ 21

Современная политика в Китае и нац. меньшинствам.............. 23

ВВЕДЕНИЕ

Цель: Определить классификации физико-антропологических типов и на их основе выявить имеющиеся типы в Китае на данном этапе развития.

Актуальность: На современном этапе развитиямеждународных отношений иностранные представители часто сталкиваются с трудностями во взаимопонимании с китайскими партнёрами. Переговоры с китайцами нередко заходят в тупик. Причина кроется в том, что приезжие депутаты и иные представители иностранных государств имеют лишь мизерное понятие о мышлении и поведении китайцев. Понятие этики для граждан Китая весьма высоко и духовно, одновременно как низко и приземленно. А говоря о китайской духовности и культуре, мы подразумеваем конфуцианство. Эта острая проблема, заключающаяся в некоем «непонимании», привела к необходимости поднять вопрос о влиянии конфуцианской этики на формирование современной деловой этики Китая.

 

 

 

ЧЕБОКСАРОВ Н.Н.

Чебоксáров Николáй Николáевич (23 апреля 1907 – 1 февраля 1980) является создателем этнографической классификации народов. Его труды являются отправной точкой моей работы. Чебоксаров Н.Н. являлся советским этнографом, доктором исторических наук. Одним из значимых его достижений, повлиявших на историю развития этнографии, как науки, в России стала поддержка в организации преподавания данной сферы в МГУ. Среди его работ выделяют «Очерки общей этнографии» и «Народы мира», в коих он являлся ответственным редактором и соавтором. В 1947 и 1966 стал лауреатом премии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Также был удостоин различных наград, в том числе и ордена «Знак Почёта».

Биография.

Окончил кафедру антропологии Московского университета, основанную Д. Н. Анучиным, на которой, наряду с естественными предметами, читался курс по этнографии. С 1943 сотрудник Института этнографии АН СССР, с 1957 — заведующий сектором зарубежной Азии, Австралии и Океании.

С 1951 по 1956 — заведовал кафедрой этнографии исторического факультета МГУ. Годы руководства Н. Н. Чебоксаровым кафедрой этнографии ознаменовались оживлением научной и преподавательской деятельности, увеличением притока студентов и аспирантов, привлечением на кафедру новых молодых преподавателей (К. И. Козловой, Г. Е. Маркова, М. В. Витова, Г. Г. Громова). Большое значение для профессиональной подготовки учащихся имело развертывание по его инициативе экспедиционной работы, в которой он сам принимал участие, руководя практикой студентов в Прибалтике.

Н. Н. Чебоксаров создал школу исследователей истории и культуры народов Зарубежной Азии и Зарубежной Европы, продолжающих дело своего учителя.

Научная деятельность.

Научные интересы Н. Н. Чебоксарова были разносторонни. Он изучал этнографию Китая, Зарубежной Европы.

Особый интерес у ученого вызывала этническая история Китая. С 1956 по 1958 годы Чебоксаров работал в Китае, где собрал, а затем опубликовал уникальный антропологический и этнографический материал. В 1947 году вышел в свет труд «Северные китайцы и их соседи (исследование по этнической антропологии Восточной Азии)», который был удостоен премии им. Н. Н. Миклухо-Маклая и получил широкое признание. Обобщающая монография «Этническая антропология Китая» вышла в свет уже после его смерти.

Вторую премию им. Н. Н. Миклухо-Маклая Чебоксаров получил в 1966 году за руководство авторским коллективом и как один из авторов тома «Народы Восточной Азии».

Большим вкладом в этнологию были сформулированные Н. Н. Чебоксаровым совместно с М. Г. Левиным принципы этнографической классификации народов по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям. Такой подход позволял систематизировать население Земли не только по этническому признаку, но и по способам жизнедеятельности, что имело большое значение при этногенетических исследованиях.

В последние годы жизни большое внимание уделял созданию типологии элементов материальной культуры народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Был руководителем авторского коллектива по написанию монографии «Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии».

Социальный идеал Конфуция

Совершенный человек (цзюнь-цзы), сконструированный философом в качестве эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) в трактовке Конфуция включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жэнь - это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гуманным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством - чувством долга (и), продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде",- учил Конфуций. В понятие "и" поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Таким образом, "благородный человек" Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.011 с.)