Конфуцианство после Конфуция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфуцианство после Конфуция.



МЭН-ЦЗЫ И СЮНЬ-ЦЗЫ

Школа Мэн-цзы

Развив и систематизировав основные идеи Конфуция, Мэн-цзы убеждал, что любое сопротивление воле неба как верховной силы приводит к гибели Оно является образцом совершенства и всеобъемлющей нормой поведения людей: "Небо обнаруживает моральное совершенство (чень), а человек обязан постоянно думать и стремиться к нему Чэнь - путь неба, а рассуждения о чень - путь человекаюдини".

Принципиально новой идеей Мэн-цзы является признание того, что человек добр от рождения, присущие ему правду и доброту следует развивать, однако для такого развития способны лишь благородные люди, простому люду это не под силу. При обучении благородных мужей важную роль играют личный пример, усовершенствования добродетелей, развитие способностей, стремление человека самостоятельно укреплять и развивать в себе добрые начала данные природой.

Этика Мэн-цзы охватывает следующие элементы:

- жень (общий нравственный закон, основанный на гуманности, любви к людям);

- и (чувство долга, справедливости);

- ли (требование выполнения норм и форм поведения);

- чжи (знание нравственных качеств)

Каждый из этих элементов определяет внутренний мир человека и его связи с другими людьми Гуманность, например, проявляется в отношениях между отцом и сыном, чувство долга, справедливости - в отношениях ах между правителем и подданными, соблюдения соответствующих норм поведения - между хозяином и гостями, знание нравственных качеств - в подражании мудрецам.

Школа Сюнь-цзы

Сюнь-цзы, настоящее имя – Сюнь Цинь (Ш в. до н. э.), полемизируя с Мэн-цзы, выдвинул противоположные взгляды на сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Сюнь-цзы был виднейшим конфуцианцем периода ста школ.

Небо он понимал как постоянное, имеющее свой путь (тянь дао) и наделенное силой, сообщающей человеку сущность и существование. Вместе с землею небо соединяет мир в единое целое. Отсюда вытекает, что человек является частью природы. Более того, в противовес Мэн-цзы он выдвигает тезис о дурной природе человека, а все его способности и хорошие свойства являются результатом воспитания. Люди организуются и объединяются в общество, чтобы одолеть природу. Делают они это, однако, при строгом разграничении функций и отношений. «Если мы определяем границы морального сознания, то мы имеем гармонию. Гармония означает единство. Единство умножает силы... Если человек сильный, он может побеждать вещи».

Заслуживает внимания членение природы у Сюнь-цзы.

1. Явления неживые, состоящие из ци-материального вещества.

2. Явления живые, состоящие из материального вещества и обладающие шэн – жизнью.

3. Явления, состоящие из материального вещества, живущие и обладающие чжи – сознанием.

4. Человек, состоящий из материального вещества, живущий, обладающий сознанием, имеющий, кроме того, и моральное сознание – и. Человек образует имена для того, чтобы называть вещи, отношения и понятия, различать и четко определять явления действительности. Здесь можно заметить отзвук «Книги перемен».

Сюнь-цзы, хотя его и причисляют к конфуцианцам, преодолевает классическое понимание порядка в конфуцианской социальной этике. Способности человека не являются фатально, или наследственно, предопределенными, они должны соответствовать полученному воспитанию. Такой подход, равно как и подчеркивание абсолютного авторитета правителя, приближает его к школе легистов.

ШКОЛА ЛЕГИСТОВ.

Феодальное общество Ранней Чжоу управлялось двумя принципа­ми - «ли» (ритуалы, церемонии, правила поведения, обычаи) и «син» (наказания). Причем «ли» формировался неписаный кодекс чести арис­тократов, «цзюнь-цзы» (буквально – сын принца, князя или знатного человека), «син» же применялись к людям низкого происхождения, называемым «шу жэнь» (простые люди) или «сяо жэнь» (маленькие люди). В этом заключается смысл фразы из «Ли цзи»: «Ли не опуска­ются до простых людей, син не поднимаются до министров» (гл. 10).

Основатель легизма Шан Ян (390--338 гг. до н. э.), правитель области Шан, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Его единомышленники -- легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной и чиновничьей знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов («конфуцианцы культурой подрывают законы»). Основные положения легизма:

1.«По своей природе народ ненавидит труд, любя покой; при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство» (Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).

2.Конфуцианское человеколюбие нежизнеспособно как принцип управления. «Проливать слезы и не желать прибегать к наказаниям - это человеколюбие; однако нельзя не прибегать к наказанию - таков закон. Древние правители выше всего ставили закон, а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Ян относил к чрезвычайно вредным установлениям («паразитам») конфуцианские институты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель, честность, бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю почтительность, братский долг, справедливость. Хань Фэй приводит примеры вредности таких конфуцианских установлений. Вот один из них. В одной из провинций отец украл барана, а сын донес на него властям. Правитель, действуя по-конфуциански, приказал казнить сына, поскольку он, поступая правильно по отношению к государю, изменил отцу.

3.Введение законов с жесткими нормами, обязательными для всех и обеспеченными наказанием. «Принцип закона состоит в том, что уложения и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко помнит о наказаниях, награды раздаются тем, кто остерегается закона, кары падают на тех, кто нарушает указы». Эти нормы называются законом (фа) в отличие от обычных норм ритуала. «Когда правитель разумен, у него есть закон, благодаря этому он сможет направлять людей к принесению всех своих сил, согласно закону, и самопожертвованию на местах служения» (Хань Фэй).

4.Унификация норм. «Совершенно мудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия не будет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказы будут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будут подчиняться высшим» (Шан Ян). Один экземпляр законов и предписаний должен храниться во дворце государя в запретном здании, опечатанном печатью. Он должен служить для унификации и уяснения смысла закона и предписания высшими чиновниками-законниками, которые разъясняют его народу и чиновникам.

5.Строгая система наказаний. «Коль наказания мягки, невозможно искоренить преступность», «в образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград» (Шан Ян). Необходима борьба против частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне («законы устанавливаются для управления частного: когда законы действуют, частным интересам нет места; частное вносит смуту в закон» - Хань Фэй), а также существует система доносов и даже круговая порука. Необходимо учредить систему взаимной ответственности, чтобы собирать сведения о происходящем («десятки» и «пятерки», которые подвергаются совместным награждениям и (или) наказаниям).

6.Укрепление войска, чиновничьего и карательного аппарата на основе строгой ответственности государственных служащих и почтения к государству. Жесткость законов должна проявляться и по отношению к чиновникам, независимо от занимаемой должности («ранги знатности не спасают от наказаний ни преданного сановника, ни примерного сына» - Шан Ян). Если чиновник не соблюдал законы, то могли пострадать три категории его родственников. Поощрялись доносы на чиновников. Доносивший должен был, по Шан Яну, наследовать должность, ранг знатности, поля и жалованье опального чиновника. Государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенной инертности, активно себя защищающей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.006 с.)