Эксперимент П.И.Зинченко. Закономерности непроизвольного запоминания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксперимент П.И.Зинченко. Закономерности непроизвольного запоминания.



Эксперименты Зинченко

на непроизвольное запоминание

 

Цель – экспериментальное доказательство факта зависимости непроизвольного запоминания от деятельности человека.

Методика.

15 карточек с изображением предмета на каждой из них. Группы предметов:

ü барабан, мяч, игрушечный медвежонок;

ü яблоко, груша, малина;

ü лошадь, собака, петух;

ü примус, чайник, кастрюля.

Состав последних трёх карточек нельзя было классифицировать: ботинки, ружьё, жук.

На каждой карточке в правом верхнем углу была написана цифра.

Первый опыт

Дети дошкольного возраста. На столе отводилось место под «кухню», «сад», «детскую комнату» и «двор». Соответственно в «детскую комнату» дети должны были откладывать карточки, где изображён барабан, мяч и медвежонок. Лишние карточки откладывались. Ученики и взрослые просто классифицировали изображённые объекты.

Карточки убирались, нужно было вспомнить изображённые предметы и числа с карточек. Дошкольники только предметы должны были воспроизвести.

Результаты. Карточки запоминали больше, чем числа (например, взрослые в 19 раз!).

Второй опыт

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 


Давались те же 15 карточек. Давался картонный щит (см. рисунок).

Карточки раскладывались на столе таким образом, чтобы наклеенные на них числа не создавали определённого порядка (последовательности). Когда испытуемому давали инструкцию, карточки закрывались.

Инструкция: «накладывая в определённом порядке карточки на белый квадратик, выложить из них рамку и столбик на щите. Карточки должны быть размещены так, чтобы наклеенные на них числа располагались по возрастанию (как показано на рисунке)».

Вариация для дошкольников. Вместо числа на каждой карточке наклеен особый значок:

ü три формы: крестик, кружочек, палочка;

ü пять цветов: красный, синий, чёрный, зелёный, жёлтый.

Такие же значки были наклеены на щите.

Результаты. Числа запоминались лучше.

 

 

 

Обсуждение результатов

В ходе эксперимента деятельность испытуемых была не мнестической, а познавательной (или игровой). Предмет деятельности (в первом опыте – картинки, а во втором – числа) запоминаются лучше. В обоих опытах продуктивность запоминания оставалась высокой, хотя предмет деятельности и сама деятельность были различными. Если на сами объекты деятельность не направлена (они лишь фоновые раздражители), то эти объекты плохо запоминаются. Причина высокой продуктивности – деятельность испытуемых по отношению к объекту.

Результаты нельзя объяснить вниманием.Внимание нельзя рассматривать в отрыве от деятельности. Внимание объясняется содержанием деятельности (а не объясняет деятельность). Это доказывает эксперимент.?

На столе разложено 15 картинок. Затем испытуемому предлагается ещё 15. Запоминание непроизвольное (так как цель такая не ставилась), потом просили воспроизвести.

Первая серия: предъявляемую картинку положить на картинку на стол таким образом, чтобы они начинались на одну букву: например, молоток-мяч или парта-паровоз. В это случае плохо запоминали.

Вторая серия: разложение картинок по смысловому признаку: например, замок-ключ или арбуз-нож. Лучше запоминали.

Выводы. Внимание есть в обеих сериях, так как испытуемый не только видел картинки, но и называл вслух то, что на них нарисовано.

Объяснением того, что люди младших возрастом чуть больше запоминают «нерелевантных» объектов, служит наблюдение за ними. Дети медленнее входили в задачу и больше от неё отвлекались. Таким образом «нерелевантные» объекты запоминались не просто так, а всё так же в ходе определённых действий.

Причина непроизвольного запоминания – деятельность с объектами.

1) Испытуемым предъявлялись 15 карточек, в центре которых были изображены игрушки, фрукты и т.п, а в углу цифры. Одной группе предлагалось расклассифицировать изображения предметов по группам и записать их, ставя в начале каждой группы её название. Другой группе предлагалось составить возрастающий числовой ряд. Затем просили вспомнить, какие рисунки и цифры были на карточках

Те, кто классифицировал цифры не могли вспомнить картинки и наоборот.

Вывод: высокая продуктивность непроизвольного запоминания картинок и цифр там, где они включены в деятельность, и плохая там, где они были лишь фоновым раздражителем. С возрастом разрыв между запоминанием включенной/не включенной в деятельность информацией увеличивается.

2) Испытуемым предлагалось два набора по 15 карточек. Требовалось составить пары либо по совпадению первых букв (молоко – мяч), либо по смыслу (молоток – гвоздь). Во втором случае испытуемые могли вспомнить значительно больше. Т.о. было показано, что полученный эффект нельзя свести к проблеме внимания. Весь изображенный материал включался в работу, но запоминание было разным.

Эффект Зинченко (закон непроизвольной памяти) – непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной деятельности (не мнемической по своему характеру), а не продуктом непосредственного запечатления. Ориентировочно – исследовательская деятельность, например, изучение цифр на картинках в то время, как основная деятельность была связана с картинками.

3) Важный фактор эффективности непроизвольного запоминания – сложность деятельности, содержательность для испытуемого, его активность.

Роль сложности задания, требующего разной степени активности субъекта.

Испытуемым предлагалось 4 набора слов по 4 слова в каждом. Не было цели запомнить.

Испытуемые были разбиты на три группы и получили одно из трёх заданий:

– объединить первое слово случайным образом с одним из трех оставшихся

– установить конкретную связь первого слова с одним из трёх остальных

– установить логическую связь между первым словом и одним из оставшихся

Результаты: случайно – 2, конкретная связь – 5, логическая связь – 7. Каждое из этих чисел – среднееарифметическое от запомненных слов по группе

Как показали результаты, качество воспроизведения непроизвольно зафиксированного в памяти материала линейно возрастает по мере усложнения задания.

· Непроизвольное запоминание формирует умение воспроизводить материал обобщенно (произвольное запоминание формируюето умение точно воспроизводить индивидуальные черты материала как объекта дальнейшей, конкретно не намеченной работы)

· Непроизвольная память лучше всего отвечала бы задачам научения, если бы не была беспорядочной и неуправляемой.

· Непроизвольное запоминание является результатом деятельности, а не простого запечатления

Две формы непроизвольного запоминания:

1) продукт целенаправленной деятельности. Сюда относятся факты запоминания картинок в процессе их классификации и чисел в процессе составления числового ряда.

2) продукт разнообразных ориентировочных реакций, вызывавшихся этими же объектами как фоновыми раздражителями. Сюда относятся единичные факты запоминания неклассифицируемого материала. Так называемое «случайное запоминание», хотя по факту оно не является случайным.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.007 с.)