Проблема управления памятью. Образные и вербальные мнемотехники. Случай Шерешевского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема управления памятью. Образные и вербальные мнемотехники. Случай Шерешевского.



 

Мнемоника (= мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Виды мнемотехник (Клацки, Солсо):

· Метод мест (топологический метод, метод размещения). Йейтс:

1. Идентификация знакомых мест, расположенных последовательно.

2. Создание образов элементов, подлежащих воспроизведению и ассоциированных с местами.

3. Воспроизведение путем «посещения» этих мест, служащих признаки для элементов.

· Придумывание рассказа. Надо запомнить число π. Пр.: «Надо только постараться, и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть». «Что я знаю о кругах?». «Кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уж знает». «Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны».

· «Слова-вешалки». Одни слова выучиваются методом рифм («one is bun, two is shoe…»), а второй список слов (молоко, батон) «навешивается» на первый. Пр.: Молоко льется на булку, башмак ударяет по батону и ломает его пополам.

· Метод ключевых слов. Пр.: английское слово «vessel» (корабль) → русское слово «весло»→образ «корабль с веслами».

 

Образ памяти – наглядная репродукция чувственного опыта.

В образах памяти прослеживаются индивидуальные различия. Установили Фехнер и Гальтон. У каждого человека различная степень ясности. Гальтон установил это при помощи своего знаменитого метода «стол завтрака». Испытуемых просили припомнить, что они ели на завтрак. Также было обнаружено, что многие люди преимущественно вспоминают ощущения какой-либо модальности.

Скинер. Он предположил, что существуют некие моторные слова-образы. В его исследованиях испытуемые пытались вспоминать с открытым ртом.

Бетис разработал специальную шкалу ясности. Он давал образы разной модальности. В шкале было 7 ступеней ясности.

Объективная проверка памяти

С точки зрения Вудвортса, критерий объективности – субъективный отчёт тренированного испытуемого (не стоит забывать, что учебник Вудвортса в России вышел в 1950 году, а на Западе ещё раньше… Тогда были другие взгляды на объективность).

1. Метод ассоциации. Если у человека идут ассоциации одного типа (зрительные, например), то значит его память лучше работает в зрительной модальности.

2. Анализ стиля автора. Какие слова чаще встречаются, такой и тип памяти (если много звуков, то, значит, память лучше работает в слуховой модальности).

3. Заучивание стимульного материала разных модальностей. Если человек лучше запоминает зрительные стимулы, то, значит, у него лучше работает зрительная память.

4. Метод отвлечения. Если человека отвлекают обонятельные образы, то не исключено, что и память у него на запахи хорошая.

5. Орфографический метод. Слова нужно записать в обратном порядке (справа налево). Если у человека лучше работает зрительная память, то он это должен делать без проблем. Но все делают с проблемами.

6. Метод квадрата букв. После предъявления квадрата из букв надо по просьбе экспериментатора воспроизвести его строки или столбцы. Считали, что люди со зрительной памяти это делают лучше. Но все это делают одинаково.

7. Описание картины. Какие метафоры и слова присутствуют в описании, то такая память лучше и работает. Чем больше звуков описано, тем, значит, лучше работает слуховая память.

 

Великий российский психолог Александр Романович Лурия (1902-1977) описал в своей «Маленькой книжке о большой памяти» результаты тридцатилетних наблюдений за уникальным «экспериментом природы» феноменальной памятью С. Шерешевcкoгo. С. Шерешевский, начинающий репортер одной из московских газет, был послан в психологическую лабораторию на обследование своим начальником, который был возмущен тем, что его подчиненный не записывал в блокнот редакционные задания. Каково же было его изумление, когда выяснилось, что «нерадивый» репортер может слово в слово повторить любую инструкцию своего шефа! Исследования А. Р. Лурия не обнаружили границ памяти с. Шерешевского ни по объему (он мог запомнить и воспроизвести ряды из 30, 50, 70 и более элементов), ни по прочности (вся информация сохранялась в неизменном виде и спустя десятки лет). Пожалуй, единственным естественным «ограничителем» для него было время, так как на запоминание каждого элемента ему требовалось несколько секунд. Оказалось, что одной из особенностей психики с. Шерешевского было наличие многочисленных «синестезий», т. е. знаки (буквы, числа), которые для нас не несут практически никакой чувственной окраски, во внутреннем мире этого уникального человека приобретали цвет, запах, специфические «повадки». Аналогичной особенностью восприятия обладал французский поэт А. Рембо. В сонете «гласные» он пишет о «цветах» букв: «А черный, белый Е, И красный, У зеленый, О синий, тайну их скажу я в свой черед...» Прямым следствием такого способа восприятия мира была предельная (или, вернее сказать, запредельная для обычного человека) образность памяти.

Так, однажды с. Шерешевскоrо попросили заучить наизусть первую строфу «Божественной комедии» Данте. Текст был на итальянском языке, которым r {I: «Nelтezzodelcaтiпdiпostravita / Miritrovaiperипаselvaoscura...» «<Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу...»). Вот как Шерешевский выполнял это задание: «Nel....... я заплатил членские взносы, и там в коридоре была балерина Нельская; тezzo....... это женский rолос сопрано, я скрипач, поэтому я поставил рядом с ней скрипача, который иrрает на скрипке; рядом папиросы "Дели"....... это del; рядом тут же ставлю камин (caтiп); di....... это рука показывает на дверь; пos....... это нос, человек попал носом в дверь и прищемил ero; tra....... он поднимает Hory через пороr, там лежит ребенок....... это vita, витализм; Mi....... я поставил еврея, который rоворит "ми....... здесь ни при чем"; ritro....... реторта, трубочка прозрачная, она пропадает,....... и еврейка бежит, кричит ей "вай"....... это vai... Она бежит, и вот на уrлу Лубянки на извозчике едет per....... отец. На уrлуСухаревки стоит милиционер, он вытянут, стоит как единица (ипа). Рядом с ним я ставлю трибуну, и на ней танцует Сельва (selva); но чтобы она не была Сильва....... под ней ломаются ПОДмОстки....... это звук "э"».

Парадоксально, но такой на первый взrляд чрезвычайно переrруженный образный ряд помоr С. Шерешевскому безошибочно воспроизвести заученную строфу через 15 лет! С одной стороны, eгo природный дар дал возможность проявить себя (после встречи с А. Р.Лурия он оставил репортерскую деятельность и стал профессиональным мнемонистом, демонстрирующим на сцене чудеса памяти). С друrой стороны, необычные способности в сфере памяти приносили ее обладателю немало проблем. Чрезмерное развитие мнемических способностей неблаrоприятно сказывалось на друrих психических функциях.с. Шерешевскому было очень трудно решать задачи, требующие абстрактноrо мышления, жизнь в целом и ero место в ней казались ему не совсем реальными. Он путался в созданном им же самим мире образов и не Mor практически ничеrо забыть.с. Шерешевский пытался даже создать своеобразную «амнезотехнику». Для борьбы со своей избыточной памятью он старался усилием воли задерживать rенерацию образов, рвал записанные на листки ряды цифр, которые хотел забыть, и т.д. Жизненная драма человека с уникальной памятью, описанная А. Р.Лурия, интересна сама по себе, но особенно показателен тот факт, что с. Шерешевский интуитивно прибеrал к технолоrиям запоминания, которые более двух тысячелетий известны в истории человеческой цивилизации.

 

13. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.

 

Цель – экспериментальная разработка того, что при рассмотрении феномена памяти учёный имеет дело с двумя операциями: 1) непосредственное запоминание и 2) запоминание с помощью дополнительного стимула.

Методика.

Функциональный стимул (стимул-объект) – слово, которое надо запомнить.

Инструментальный стимул (стимул-знак) – карточка.

Давалось для заучивания 4 серии по 15 слов. Первая серия была из 10 бессмысленных слогов.

Инструкция для первых двух серий: «Запомните слова».

Инструкция для третьей и четвёртой серии: «Когда я назову слово, посмотри в карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе припомнить слово». На карточках были изображены рисунки, которые не были связаны со словами, которые давали для запоминания. Слова давали в слуховой модальности.

После называния карточки располагались в исходной последовательности.

Результаты исследования представлены на графике.?

Обсуждение результатов.

У дошкольников введение стимулов-средств (карточек) почти не увеличивает эффективность запоминания (4/5,5). Это происходит из-за того, что операция всё ещё непосредственна – натуральна: и без карточек, и с карточками.

Дети младшего школьного возраста. Введение стимулов-средств заметно улучшает эффективность запоминания. Стимулы средства действуют из вне. Ребёнок пользуется ими, но пока ещё не перевёл их во внутренний план.

Взрослые. Запоминание одинаково опосредствованное. Стимулы-средства переведены во внутренний план. Эффективность с карточками и без карточек не сильно разнится.

Динамика развития памяти. У дошкольников эта функция натуральна, так как результаты что с карточками, что без них, очень близки. Далее идёт резкое увеличение линии запоминания при помощи внешних стимулов-средств. Мы наблюдаем резкий скачок этой линии у школьников, и небольшое увеличение линии, где карточки не использовались. Таким образом, школьник использует стимул-средство в памяти, но он не интериоризовал его ещё. Затем мы видим крупный скачок в линии, где карточки не использовались. Линия с карточками изменяется менее заметно. Это связано с тем, что взрослый человек использует стимулы-средства уже во внутреннем плане. Поэтому и показатели в сериях с карточками и без них не сильно разнятся.

Вывод: «Развитие высших человеческих форм памяти идёт через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.008 с.)