Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффект универсального «пика» автобиографических воспоминаний.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функции автобиографической памяти можно разделить на 3 группы: 1) интерсубъективные (связанные с жизнью человека, как члена социума); – достижение социальной солидарности или отторжения – передача своего уникального опыта жизни – установление межличностных контактов – предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни – эмпатийная функция 2) интрасубъетивные (связанные с саморегуляцией личности); – Саморегуляция – Формирование я-концепции – Осознанное построение или выбор индивидуально приемлимых жизненных стратегий 3) экзистенциальные (необходимы для переживания и понимания своей уникальности); – функция самопознания; – функция самоопределения; – функция определения смысла жизни; – функция культурной, исторической и социальной отнесенности; – функция осознания уникальности своей жизни; – функция субъективной оценки изменений личности на протяжении жизненного пути; – функция финальной интеграции личности («вся жизнь прошла предел глазами»; в критической ситуации при возникновении угрозы существованию происходит виртуальной переживание всей жизни заново; финальная интеграция перед завершением физической существования иногда помогает сконцентрировать все ресурсы для продолжения жизни). Р. Моуди: умирающий человек пытается оценить свою жизнь; этот обзор можно опистаь в терминах воспоминаний, но от обычных воспоминаний он отличется свой большой скоростью. Автобиографическое воспоминание может актуализироваться в виде: – яркого эпизода прошлого (короткая вспышка); – лишенное наглядности воспоминания о важных событиях; – представления о своей жизненной истории и судьбе. Модели автобиографичекой памяти: 1) модель М. Конвея: трехуровневая структура; верхний уровень – последовательность жизненных периодов (учеба в школе, армия, университет), средний уровень – уровень общих событий (визиты ко врачу, походы в горы, семейные обеды), нижний уровень – уникальные специфические события (первый поцелуй, первый рабочий день, первый день в школе). 2) модель, созданная на основе представления об уровневом иерархическом строении автобиографической памяти, разработанного Дж. Скулером, Д. Германом, М. Конвеем. Представлена в виде пирамиды, горзонтальные сечения — это эпизодическая и семантическая память, а вершина — концепция Я, принадлежащая личности. Грани пирамиды представляют собой оси времени, уровня обобщенности, опыта (знаю — помню) и отнесенности к Я. От основания пирамиды к вершине показатели по осям обобщенности и отнесенности к Я нарастают, показатели по оси опыта снижаются, а показатели по оси времени скачкообразно изменяются. Виды воспоминаний в автобиографической памяти: 1) «Яркая, полная деталей картина» (круг): например,эпизод из детства. Это яркая картина, в которую можно перенестись, погрузиться. Непрерываное событие. Минимум отнесенности к Я, т.к. не отражает полноты личности. 2) «Важное воспоминание» (треугольник): основное содержание – описание результатов и последствий события («взгляд на прошлое из сегодняшнего дня»). Событие прогружено не в ситуативный, а смысловой контекст истории жизни. Как это событие отразилось на дальнйшей жизни. Прерывное событие. Фактор времени абстрактен. Инструкция «вспомнить важное событие из жизни»: в памяти вызывается целый жизненный этап, конкретное же воспоминание – ключ к этому этапу, его смысловой центр. – стартовые воспоминания – первый опыт человека в какой-то значимой области; – воспоминания якоря – важны для конструирования пердставления себя как личности; «ваша дочь будет звездой». – воспоминания модели – важны для понимая внешнего мира; модели разных типов поведения в определенных ситуациях. – переломное воспоминание (квадрат): отличается критической важностью, вызывает изменения в жизни человека. Структура: что было «до» и что было «после». Образный компонент почтив сегда отсутствует. Описывается как «знаю», «помню», значения о поси опыта низкие. 3) «Судьба человека как автобиографическая память» (звездочка): несколько событий, в которых личность человека воспрощается как единео целое. Знания и опыт неразличимы. Абстрактность достигает высшего уровня, а время становится вечностью. Эффект «пика» воспоминаний, Д. Рубин, С. Ветцлер, Р. Небис: люди вспоминают непрапорционально высокое количество автобиографических событий, относящихся к периоду 16 – 26 лет. Испытуемые должны были вспомнить как можно больше в ответ на ключевые слова. Средний возраст респондентов – 70 лет. Эффект пика воспоминания (своеобразного сгущения воспоминаний) наблюдался в периоде между 15 и 30 годами. Распределение количества воспоминаний: 1) Много воспоминаний о событиях, которые произошли за несколько лет до опроса (это отражает оперативную составляющую автобиографической памяти). 2) Низкое количество воспоминаний о раннем детстве (следствие детской амнезии – люди обладают лишь фрагментарными воспоминаниями о событиях до трех лет). 3) Пик воспоминания на 15 – 30 лет. Когда людей просили вспомнить наиболее яркие и существенные события, эффект оперативной составляющей стирался, а процент воспоминаний, относящихся к периоду «пика» возрастал с 17% до 57 %. Оказалось также, например, что книги, музыка и фильмы, относящие к периоду 15 – 30 лет, оцениваются как наиболее приятные и оставившие наиболее сильные впечатления. Взрослые люди вспоминают большее количество событий, относящихся к их юности. Интепретация феномена «пика» воспоминания: 1) Результат присвоения культурных жизненных сценариев: типичное содержание жизненных событий, которое разделяется всеми членами культурной общности. Исследование Д. Рубена, Д. Бернтсена: испытуемые должны были указать семь наиболее вероятных событий жизни человека, датировать, оценить субъективную важность и вероятность. Было установлено: – культурные сценарии, действительно, существуют и разделяются большинством членов общества; наиболее часто указываемые составляли 90% от указанных вообще. – культурные сценарии включают в себя главным образомсоциально желательные, позитивные события. – даты событий, вошедших в культурные сценарии, образуют эффект «пика»: 6 из 7 наиболее часто упоминаемых относятся к возрасту 16 – 30. Эффект «пика» наблюдается только для позитивных событий. Эффект «пика» - реализация механизма структурированияпоступающей автобиографической информации в соответствии с культурными сценариями. 2) Продукт формирования личности: автобиографическая память – один из главных ресурсов формирования и поддержания личности, поэтому можно предположить существования особо механизма, который сохраняет высокую плотность воспоминаний, связанных с юность, к с моментом приобретени первой самостоятельной идентичности. М. Шам (исследователь календарных пиков в автобиографической памяти): связывает «пик» воспоминаний с периодом первых опытов, которые запечатлеваются в силу своей новизны и эмоциональной насыщенности. Эти моменты в дальнейшем используются как «опорные точки памяти». Существуют моменты, так называемой «прерванной идентичности» (переоценка, переопределение своей личности) - воспоминания о переломных собятиях. Они обеспечивают человеку возможность рефлексировать путь развития, становления своей личности, разбивать его на осмысленные этапы. Концентрация важных событий вокруг переломных моментов позволяет вспомнить как можно больше о тех периодах жизни. Обычно предшествующие переломным события пердвещают о будущих серьехных изменениях. Поэтому: – ожидание переломного моменты должно стимулировать запечатление событий – предшественников; – переломное событие чатсо является неожиданным, поэтому первоначально воспринятому, как неслишком важное, позже приписывается вторичная значимость. Высокая насыщенность воспоминаний периода, который следует после переломного моменты, говорит о том, что человек после переломного моменты воспринимает все более обостренно – эффект шлейфа. Исследование В.В. Нурковой: 40 испытуемых, они должны были изложить свою автобиографию, а затем отметить переломные моменты. Наиболее доступные для воспроизведения воспоминания скапливались вокруг переломных моментов, возрастание доступности этих перодов описывает степенной функцией. Эффект «пика» воспоминаний не является только возрастным универсальным феноменом, важен фактор индивидуальной конфигурации событий, пережитых как переломные. 28. Эффект неравномерного распределения воспоминаний во временной оси прошлого. «Сгущения» и «пустоты» в индивидуальной картине прошлого. Искажения в автобиографической памяти – личные воспоминания достаточно легко поддаются искажениям. (Эксперимент Лофтус с рассказом старшего сиблинга младшему истории из его детства. Потом младший додумывал элементы истории и рассказывал ее так, сложно она и правда происходила). Внушающий эффект могут оказывать «документы» за счет своей визуальной очевидности (фотографии с полетом мальчика на воздушном шаре, сделанные в фотошопе). Большую роль в процессе имплантации ложных воспоминаний играет воображение. Если материал включается в творческую деятельность, то имплантация ложных воспоминаний тоже происходит легче (писатели верят в то, что описываемое с их героями было на самом деле). Отдельный вид ошибок – ошибки времени. Они бывают из-за: циклического календарного эффекта (помню день недели, не помню месяц, помню месяц, не помню число и т.д.). Обнаруживается и краевой эффект, который заключается в том, что если попросить человека вспоминать о событиях определенного периода жизни, то большинство событий будут относиться к началу и концу этого периода. Телескопический эффект удаляет или приближает во времени события в зависимости от личностной значимости. Эффект пика воспоминаний – взрослые люди вспоминают большое количество событий, относвящихся к возрасту юности. Забывание в автобиографической памяти – долгое время предполагалось, что кривая забывания автобиографических воспоминаний имеет такой же вид, что и кривая забывания Эббингауза. На протяжении одного года автобиографическая память и правда ведет себя подобно другим видам долговременной памяти, но если взять большее время – обнаружили эффект пика воспоминаний. Он заключается в том, что люди вспоминают непропорционально большое количество воспоминаний, относящихся к 16-26 годам. Впервые описан Рубиным, Ветцлером и Небисом в 1980х. Распределение количества воспоминаний по оси времени складывается из трех независимых компонентов: Возрастание количества воспоминаний о событиях, произошедших за несколько лет до опроса Низкое количество воспоминаний о раннем детстве, отражающее действие детской амнезии. Пик воспоминаний, относящийся к периоду 15-30 лет. Если просить испытуемых вспомнить самые яркие события. Самые важные, то процент вспоминания событий из пика повышается с 17% до 57%. Эффект пика наблюдается для позитивных, но не наблюдается для негативных событий. Интерпретации пика воспоминаний – 1. культурные жизненные сценарии (которые опосредуют и запоминание, и воспроизведение. 2. Понятие индентичности (у нас остается наиболее плотная память о событиях, во время которых формировалась наша идентичность) 3. Переопределение идентичности (индивидуальный фактор перехода от «я был» к «я стал»), т.к. человеку необходимо хранить не только воспоминания о переломных собятиях, но и те, что близки им во времени. Или же действует эффект шлейфа – после переломного события человек все воспринимает обостренно и потому оценивает последующие события как важные и фиксирует их в памяти. Таким образом, влияют как общие факторы (типа культурной идентичности), так и индивидуальные. 29. Развитие автобиографической памяти в онтогенезе. Эффект детской амнезии.
Память – производная форма речи. Формируется у ребёнка в 3-4 года. Амнемозия – физическое отсутствие памяти (то есть её просто не может быть). Наблюдается у детей и у стариков. Возможные причины: 1) недостаточное использование словарного запаса и 2) выпадение из ситуации социального взаимодействия. ã Дормашев. В первые годы, пока ребенок не умеет говорить, он запоминает колоссальные объемы информации, но структурировать ее никак не может, потому что у него нет для этого главного инструмента — языка. Поэтому возникает эффект детской амнезии — человек не помнит почти ничего из того, что произошло с ним в первые годы жизни, поскольку эта информация позже становится бесполезна — ее практически невозможно извлечь. Существует несколько объяснений этого феномена. Фрейд в мотивационной гипотезе говорит, что детская амнезия возникает вследствие вытеснения и подавления социально табуированного содержания, а именно агрессии и сексуального влечения к родителям. Пиаже в когнитивной гипотезе утверждает, что для ребенка до определенного возраста все события жизни приблизительно равнозначны, поэтому ребенок не может выстроить линию своей судьбы, и АП возникает только при формировании обратимости операций и осмысленной ретроспективы. АП не формируется у детей Маугли и поздно появляется в онтогенезе. АП, как подсистема долговременной декларативной памяти, формируется в качестве новообразования на основе семантической и эпизодической
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.009 с.) |