Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика умственной хронометрии. Использование методики для подтверждения гипотезы о логическом принципе организации семантических сетей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сканирование памяти и зрительная КП. Цель: изучить, каким образом происходит извлечение информации из КП: воспринимается ли она целиком, считывается или сканируется. Методика. Дают стандартный набор 4 цифры. Дают контрольный стимул: цифра, которая может входить/ не входить в стандартный набор. Надо ответить, входила эта цифра в набор или нет. Измеряли ВР – время между предъявлением контрольного стимула и ответом. При появлении контрольного стимула в КП содержится стандартный набор элементов. Этапы переработки: 4. воспринимается контрольный стимул и переводится во внутреннюю форму. 5. этот стимул сравнивается с элементами набора 6. дается ответ на основании сравнения Гипотезы: 4) о параллельных процессах в КП: испытуемый может обследовать сразу все, что есть в КП → добавление 1 цифры не повлияет на ВР 5) «гипотеза самопрекращения»: задача решается путем последовательного сканирования, которое прекращается как только испытуемый находит элемент, соответствующий контрольному: стимул по очереди сравнивают с каждым элементом КП и решают одинаковы они или нет 6) «гипотеза полного просмотра»: задача решается путем последовательного сканирования, при котором испытуемый просматривает весь стандартный набор,независимо от того, на какой стадии он нашелэлемент, соответствующий контрольному стимулу. Исследования Стернберга подтвердили гипотезу 3) последовательного полного сканирования. Процесс сканирования: o акт сканирования как таковой o принятие решения относительно результатов сравнения (занимает большое время, поэтому быстрее и продуктивнее вначале сравнить все элементы с контрольным стимулом, а потом решить) Дополнительная серия. Процесс сканирования очень быстрый, поэтому предположили, что сравниваются зрительные коды, а не акустические. Предъявляется замаскированный стимул. → восприятие и кодирование замаскированного стимула больше времени, менее выражен эффект увеличения времени, затрачиваемого на сравнение. Выводы: 5. Извлечение информации из КП происходит путем полного последовательного сканирования (просмотра). 6. Код стимула, используемый в задаче Стернберга, является зрительным кодом КП.
1. После воздействия зрительного стимула зрительная информация может сохраняться в условиях несовместимых с иконическим хранением. 2. Зрительная информация может также поступать на короткое время из ДП Методика. Длинный ряд проб. Каждая проба – 2 буквы. Нужно дать ответ: одинаковы буквы или нет.
ВР – время, необходимое для дачи ответа. ВР показывает, сколько требуется времени для того, чтобы зрительно воспринять буквы, сопоставить их, решить одинаковы они или нет, нажать нужную кнопку. Используя ВР можно выделять отдельные компоненты заданий и исследовать некоторые свойства психических процессов. ВР на пробы с полным совпадением на 0,1 сек меньше, это объясняется различиями во внутренних процессах, которые осуществляют эту задачу:
Доказательства того, что информация остается в памяти и после исчезновения стимула + эта информация хранится в КП, а не в иконическом виде: Дополнительная серия 1. Буквы даем последовательно. → ВР при полном совпадении меньше, пока межстимульный интервал ~1 сек. При межстимульном интервале > 2 сек, ВР становится таким же. Это объясняется постепенным угасанием в памяти зрительного следа первой буквы. Эти зрительные следы имеют несенсорную природу, т.к. 1)они сохраняются даже после исчезновения иконического образа, 2) соответствующий образ может быть заимствован из ДП (см. эксперимент ниже) Дополнительная серия 2. Первую букву предъявляли на слух: «Это заглавное А». Испытуемый создавал ее зрительный образ, извлекая его из ДП. Потом сравнивал этот образ со 2-й буквой. ВР сопоставимо с ВР для полного совпадения (межстимульный интервал 1 сек и более. Если < 1 сек → ВР несколько меньше.
Метод хронометрии в исследованиях памяти: эксперимент Стернберга. Цель – изучить, каким образом происходит извлечение информации из кратковременной памяти. Методика. Предъявлялось 4 цифры (например, 2,4,7,3). Потом давали цифру. Испытуемый отвечает ДА, если она была в списке. Отвечает НЕТ, если её не было. Мерили время реакции – промежуток между предъявлением стимула и ответом испытуемого. Стадии переработки стимулы: 4) восприятие и кодировка контрольного стимула; 5) сравнение стимула с набором предъявления; 6) дача ответа на основе сравнения. Гипотезы извлечения информации из кратковременной памяти III. Параллельное сканирование. Обследуется сразу весь стимульный материал, который находится в кратковременной памяти. Добавление цифры к набору предъявления не увеличит время реакции. IV. Последовательное сканирование. Контрольный стимул сравнивается лишь с одним элементом набора предъявления. Время реакции увеличится, если увеличить предъявляемый набор. 1. Гипотеза «самопрекращения». Дан положительный ответ ДА, контрольный стимул идентифицировался как бывший в наборе предъявления. То, что было за этим стимулом в предъявленном наборе, рассматриваться не будет. В этом случае график для ответа ДА был бы вдвоё меньше, чем график для ответа НЕТ (см. тот график, что сверху). 2. Гипотеза «полного просмотра». Просматривается весь набор предъявления. Нет различия в графиках для отетов-ДА и ответов-НЕТ.
Как видно из графика, ответы обоих типов ложатся вокруг одной прямой. Это доказывает, что последовательное исчерпывающее сканирование имеет место быть в кратковременной памяти. Теоретическое объяснение Механизмы процесса исчерпывающего сканирования: 3) акт сравнения контрольного стимула с элементом предъявляемого набора; 4) принятие решения (относительно результатов сравнения). Если принятие решения занимает больше времени, то объяснение дано. А сравнение действительно очень быстрое – 35 мс. Эти данные также говорят о том, что сравнение происходит не в акустической форме (слишком мало времени получается): внутренняя речь – процесс более медленный. Так что скорее тут имеет место быть зрительное представление. Стернбрег это показал, когда маскировал контрольный стимул «шахматной доской».
Метод хронометрии в исследованиях памяти: эксперимент Познера. Цель – ответить на вопрос: возможно ли зрительное кодирование в кратковременной памяти? Гипотезы: 3) после воздействия зрительного стимула зрительная информация может храниться в условиях, несопоставимых с иконическим хранением; 4) зрительная информация может поступать на короткое время из долговременной памяти. Познер давал на сравнение буквы. Последовательно: сначала одну, потом вторую. Нужно было ответить, одинаковые они или разные. Мерили время реакции – интервал между предъявлением букв и ответом испытуемого. Время реакции зависит от процессов называния и сравнения. Когда буквы одинаковые, времени на эти процессы должно уходить меньше.
Психические процессы в ситуации АА: 5) восприятие; 6) зрительное кодирование; 7) сравнение физических образов; 8) дача ответа.
Психические процессы в ситуации Аа, Аб: 6) восприятие; 7) зрительное кодирование; 8) вербальное кодирование (называние); 9) сравнение названий; 10) дача ответа.
Результаты. При увеличении интервала между буквами, время реакции уменьшается. Зрительная информация о первой букве хранится около 2 с. после её исчезновения. Почему это исследование о кратковременной памяти, когда тут столько всего похожего на данные по сенсорным регистрам?.. Доказательство.? Будем давать стимульный материал по-другому. Фраза «это заглавное «А» ® интервал ® зрительное предъявление либо «А», либо любой другой буквы. Если интервал больше или равен 1 с., то время реакции на ДА-ответы равно времени реакции на полное совпадение букв при полностью зрительной стимуляции. Если интервал меньше 1с., то полное совпадение выявляется быстрее. Схема?
Вербальное предъявление ® m ® зрительный образ
Это же правила соответствия звучание и написания букв. это информация из долговременной памяти!
Семантическая память – это тип памяти, отражающий обобщенные знания о мире. Впервые описал семантическую память Майкл Росс Квиллиан в 1970 году. Он предложил сетевую модель, объясняющую, как в памяти организуется и извлекается информация, представляющая знания о мире. Квиллиан предположил, что информация в семантической памяти хранится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Принцип наследования свойств: каждому узлу соответствует набор свойств, который является истинным для него самого и всех категорий нижележащего уровня. Доказательство: гипотеза когнитивной экономии. Предполагается, что если задать вопрос про объект, то время ответа на вопрос будет зависеть от пройденного расстояния по сети. Это доказывает то, что семантическая память существует в виде сети. Квиллианом, эксперимент: испытуемым предлагалось оценить истинность утверждений типа «канарейки могут петь», «канарейки имеют перья»,«канарейки имеют кожу». Измерялось время реакции. Результат: время, затраченное на оценку истинности первого утверждения (1310 мс), было меньше, чем затраченное на оценку второго (1380 мс), а оно, в свою очередь, меньше, чем на оценку третьего (1470 мс). Элеонор Рош дополнила модель Квиллиана, введя понятие степень категориального членства – степень, в которой тот или иной объект является типичным представителем своей категории. Время, затраченное на идентификацию более типичных представителей было меньше, чем затраченное на идентификацию менее типичных представителей. Конрад выяснил, что важна также эмпирическая значимость свойства. Кодирование объектов связано с деятельностью. Испытуемые затрачивали меньшее время на то, чтобы оценить ложность или истинность такого высказывания, как «яблоки съедобны», чем такого, как «яблоки имеют темные косточки». Факт того, что яблоки можно есть, является для нас более важным, хотя формально первое свойство находится дальше от узла “яблоки”, чем второе. Модель распространяющейся активации, Дж. Лофтус, Коллинс: расстояния между объектами обозначают степень их семантической связанности (безразлично по какой причине логической или эмпирической она сложилась). Возбуждение, вызванное активацией одной из единиц, распространяется по сети, повышая доступность связанных с ней элементов. Уровень активации понижается по мере увеличения дистанции между единицами и с течением времени.
24. Эвристический потенциал функционирования семантической памяти. Принципы наследования свойств. Принцип специфичности кодирования в эпизодической памяти. Примеры экспериментальных исследований. Эпизодическая память (Э. Тульвинг) – тип памяти, в котором хранятся эпизоды прошлого. Это эволюционно поздняя, легко уязвимая система памяти, ориентированная на прошлое. Информация фиксируется в ней прямо, порядок событий в памяти соответствует хронологическому порядку фиксации в памяти. В эпизодической памяти информация не претерпевает изменений, не генерализуется и не развивается. Фактор времени играет большую роль, временная интерференция способна нарушить доступ к информации. Обращение к эпизодической памяти меняет ее содержание (факт обращения фиксируется в самой памяти). Принцип специфичности кодирования – заключается в том, что доступность информации определяется совпадением ключевых элементов ситуации запоминания и извлечения. Ключевыми элементами может являться состояние (пьяный - трезвий), место (под водой - на суше), окружающий фон (Моцарт – джаз – тишина), запахи (запах шоколада) и т.д. Принцип специфичности кодирования действует даже тогда, когда ключевой элемент не осознается (например, запах). Результат несовпадения ситуации кодирования и ситуации воспроизведения становится феноменом ситуативного забывания (воспоминание недоступно из-за несовпадения ключевых признаков во время кодирования и воспроизведения). При этом принцип спкцифичности предполагает пассивность субъекта. Но есть комбинированная трактовка – принцип деятельной специфичности. Тогда стабильно запоминается та информация, которая соответствует разворачивающейся деятельности, а в иной ситуации «пропуски» заполняются исходя из требований новой задачи. Эксперимент Дж. Эйча: испытуемые заучивали ряд слов после принятия определенной дозы алкоголя. Результат воспроизведения оказывался лучше после принятия такой же дозы алкоголя. Д. Годден и А. Бэддели: похожие результаты для аквалангистов, которые заучивали и воспроизводили списки слов под водой и на суше. В рамках эпизодической выделяют ретроспективную и проспективную память. Ретроспективная хранит воспоминания о прошлом, а проспективная – о будущем (удержание намерений). Успешность вспоминания информации из каждой системы почти не коррелирует, поэтому проспективная память признана относительно самостоятельной. На эффективность работы проспективной памяти оказывают влияние многие факторы: важность и сложность задания, время, на которое отсрочено действие, то, чем заполнено это время и т.д. Если намерение важно, то оно сохраняется вне зависимости от того, чем занимался человек в промежуточной деятельности. Если намерение неважное, то лучше вспомнится оно, если промежутосная деятельность была простой и скучной. Нарушения в области мозга, отвечающей за это, ведут к «полевому эффекту», когда поведение человека полностью обусловлено текущей ситуацией (входит в дверь, потому что она открыта, рисует, потому что видит карандаши и т.д.).
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.011 с.) |