Теория активного внимания У.Найссера. Внимание как перцептивное действие. Эксперименты с избирательным смотрением.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория активного внимания У.Найссера. Внимание как перцептивное действие. Эксперименты с избирательным смотрением.



 

Найссер 1967. Внимание – акт активного выбора. Внимание как перцептивное действие. В переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде участвуют схемы или внутренние когнитивные структуры. Критика моделей ранней и поздней селекции. Отрицает существование специальных процессов и механизмов отбора информации. Но согласен, что внимание выполняет селективную функцию.

Критика Теории фильтра Бродбента: у него процесс внимания негативный (что-то отфильтровывается или ослабляется), надо рассматривать их как позитивные: мы осуществляем активную переработку информации определенной части входа, а не оставшихся частей. Найссер указывает на связь процессов восприятия и целенаправленных моторных действий субъекта.

Вывод по критике: Найссер подчеркивает активный, гибкий и конструктивный характер построения перцептивного образа.

 

Перцептивный цикл.

Человек не воспринимает пассивно ничего; у него всегда есть исследовательская активность, направляемая предвосхищающими схемами (функция предвнимания); результат исследования модифицирует схему и исследование продолжается. Уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впоследствии. Есть временные схемы: схема настраивается на оптическое событие в целом.

Стадии переработки информации.

1) предвнимательная стадия (для всей стимуляции, поступающей на органы чувств). Происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности и намерений субъекта. Простая переработка информации достаточна для управления многими видами привычного поведения. Два класса процессов: а. сегментация стимульного входа на ряд единиц, объем единиц зависит от материала и навыков субъекта. Отчасти эти операции соответствуют работе перцептивных сил. Когнитивные единицы, полученные на выходе структур предвнимательной переработке, сохраняются в течение непродолжительного времени в системах сенсорной (эхоической и иконической) памяти и служат возможным материалом последующей переработки (потенциальные объекты внимания); б. Процессы бдительности, обнаружение жизненно значимых стимулов (интенсивных, движущихся, внезапных). Не все процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов (восприятие имени обусловлено опытом и научением). Текущая деятельность субъекта прерывается, и внимание переключается на процессы этого класса, которые требуют неотложной и более глубокой переработки информации.

Специальный механизм отбора не нужен. Активность распределяется на часть входа, остальное игнорируется. Исследования бдительности по методике селективного чтения.

2) Стадия фокального внимания. На этой стадии происходят процессы анализа и синтеза. Сюда входят процессы построения перцептивного образа (они различны в разных задачах и ситуациях, но всегда активны). Пример. Зрительное восприятие: анализ – выделение углов и линий буквенных символов, синтез – их соединение в соответствующий контексту и ожиданиям символ. При слуховом восприятии речи происходит также (помимо выделения фонем) активный процесс внутреннего проговаривания. По сути внимание – активный процесс синтеза перцептивного образа.

 

 

 

 

Внимание – не пассивный отбор (теории внимания Трейсман и Дойчей), а активный выбор (Найссер). Найссер и Беклин: визуальный аналог эксперимента на избирательное слушание.

Цель – критика модели фильтра.

Методика – избирательное (селективное) смотрение.

Описание.

В первой серии опытов испытуемые должны были смотреть на экран и фиксировать нажатием на кнопку события одной игры (броски мяча или хлопки ладони). Скорость событий была приблизительно 40 в минуту. На экран транслировалось два наложенных друг на друга сюжета с играми.

Вторая серия. Чтобы проверить предположение о возможности периферической селекции благодаря движению глаз наблюдателя (то есть испытуемый мог двигать глазами, и релевантное сообщение попадало в фовеальную область, а периферия автоматически отсеивалась), испытуемым запретили двигать глазами.

Третья серия. Она была направлена на варьирования сходства между двумя наложенными друг на друга изображениями. Испытуемым транслировалось два сюжета, в обоих сюжетах по три игрока играли в мяч, но для одной группы разные игроки (из разных сюжетов) различались по цвету одежды, для второй – все были одеты одинаково. Задача испытуемого заключалась в фиксации событий.

Четвёртая серия. Сюжеты, транслируемые испытуемым, были такими же, как предыдущими. Однако в определенный момент времени на экране появлялась девушка с открытым зонтом. Также этот тест прошли и опытные наблюдатели.

Результаты

1. Испытуемые как в первой, так и во второй сериях легко справлялись с задачей.

2. В третьей серии экспериментов продуктивность первой группы составила 0,87, второй – 0,67. Для испытуемых, которые смотрели вообще один сюжет, продуктивность была – 0,96.

3. В последней серии испытуемые не замечали девушку с зонтом. Однако половина опытных наблюдателей заметили девушку.

Выводы

1. Не в видовом, ни в индивидуальном опыте животных и человека зрительная задача такого типа (избирательное смотрение) никогда не встречалось. Следовательно, специальный механизм фильтрации релевантной стимуляции не мог быть сформирован ни в процессе эволюции, ни в процессе индивидуального научения. И если теория фильтра была бы верна, то восприятие одного из сюжетов было бы крайней затруднительным, следовательно, лёгкость, с которой справлялись испытуемые с данным заданием, говорит против теории фильтра (даже четырёхмесячные младенцы могут отслеживать один из наложенных фильмов).

2. Разница в успехе испытуемых разных групп в третьей серии эксперимента интерпретируется Найссером как подтверждение о решающей роди предвосхищения в селекции релевантной игры. Таким образом, можно говорить, что избирательность обеспечивается предвосхищением необходимой информации и непрерывном настройкой перцептивной схемы.

3. Результаты последней серии эксперимента говорят для Найссера о принципиально возможности восприятия как релевантного, так и нерелевантного сюжетов, что в свою очередь, моет быть связано с наличным опытом испытуемого, а значит, и с научением, что в сою очередь говорит о том, что не существует ограничений, а существует недоученность.

 

6. Формирующий эксперимент П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницицкой. Формирование внимания.

 

Теория поэтапного формирования

Умственных действий

(ТПФУД)

 

Предмет психологии по Гальперину – ориентировочная деятельность. Первичная форма психики – психическое отражение потребности. Разработал формирующий эксперимент.

Внимание – это свёрнутое, автоматизированное, умственное идеальное действие контроля.

1.Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, то есть определённое свойствош этой деятельности.

2.Внимание не имеет собственного продукта. Его результатом является улучшение деятельности.

 

В результате исследования «умственных действий» было установлено, что формирвоание «умственных действий» приводит к формированию мысли, которая представляет двойное образование: 1) мыслимое, предметное, содержание; 2) и собственно мышление о нём как обращённое на это содержание – этовнимание (то есть пункт 2). Оно формируется из контроля за предметом содержания действий. Контроль составляет неотъемлемый элемент психички как ориентировочной деятельности, так как управление действий в среде требует сопоставления задания с исполнением. Таким образом, внимание можно понимать как контроль. Это деятельность контроля складывается стихийно, она становится умственной и сокращённой. Это обязательное условие превращения её во внимание.

Не всякий контроль – внимание. Конроль оценивает деятельность, внимание улучшает деятельность. Это происходит благодаря тому, что контроль осуществляется с помощью образца («предваряющего образа») – создавая возможность более чёткого сравнения и различения.

Пример. Если песня знакомая, то даже при плохой передаче мы её узнаем.

Применение образца объясняет два основных свойство внимания:

1) избирательность;

2) положительное влияние на деятельность.

 

Структура внимания

Внимание – это контроль за действием, выполняемый на основе заранее созданного плана с помощью установленных критерием и способов применения. Сначала внимание выступает и осваивается во внешней форме, которая ещё не является вниманием. А затем в речевой форме переходит в умственный план и становится произвольным вниманием. Благодаря этому мы модем направлять внимание на то, что хотим, на всё, что бросается в глаза.

Непроизвольное внимание –это тоже контроль (за тем, что устанавливает восприятие, память, чувства и мышление). Зарождается из особенностей объекта и потребностей субъекта и из внешней материальной деятельности контроля.

Внимание можно обучать. Наряду с основной деятельностью дать задание проверять её, указать при этом критерии и приёмы, указать общий путь и последовательность во внешней форме. Далее организованные действия контроля путём поэтапной обработки доводятся до умственной, обобщённой, сокращённой и автоматизированной формы. То есть становятся актом внимания.

Эксперимент Гальперина в Иваново. Изложение и диктанты в школе. Дети со СДВиГом (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Сначала дети проговаривали правила проверки вслух, затем шёпотом, а потом вообще внешнее средство контроля убирали. Результаты: дети улучшили знания в области русского языка, но и стали лучше успевать по другим предметам, развили внимательность.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.014 с.)