Закон распределения внимания Д.Канемана. Эксперимент с использованием вторичной зондирующей задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон распределения внимания Д.Канемана. Эксперимент с использованием вторичной зондирующей задачи.



Распределение внимания – одновременное сосредоточение на 2-х различных видах деятельности. Но распределения внимания нет если:

a) одна деятельность хорошо автоматизирована;

b) обе деятельности скомбинированы в одно целое;

c) происходит быстрое переключение между деятельностями.

Взаимодействие между двумя одновременными действиями изучалось Бине в экспериментах с грушами. Эксперименты:

1. Испытуемые должны нажимать 1, 2 или 3 раза грушу на удар метронома. После обучения испытуемые продолжают это действие + чтение вслух или решение арифметических задач.

2. Каждой рукой нажимать в ответ на удар метронома разное количество раз.

Итоги:

1. Интерференция: нарушалось выполнение обеих задач.

2. Одна рука вовлекалась другой в свой ритм.

Эксперименты, связанные с изучением влияния постоянного мускульного напряжения на умственную работу, показали отсутствие значимой связи между мускульным напряжением и улучшением продуктивности.

Стерзингер. Цель: проверить, способен ли человек производить 2 или более операции одновременно или быстро переключаться между ними.

Методика: испытуемому читали рассказ из 36 пунктов в течение 90 сек., в это время он складывал столбики однозначных чисел. По окончании рассказа испытуемый записывал все, что запомнил. Контрольные испытания проводились раздельно для рассказа и счета.

Результаты: получена возможность считать продуктивность одновременного выполнения двух деятельностей: среднее геометрическое процентных величин правильности задач, выполненных вместе по сравнению с контрольным выполнением. Стрезингер получил среднюю величину 0,6; индексы продуктивности его испытуемых колебались от 0,3 до 0,9.

Вывод: одновременное выполнение 2-х деятельностей имеет место редко. Наиболее приемлемым решением проблемы является комбинирование их в одну деятельность или быстрое чередование.

 

Цели эксперимента: выявление связи между умственным усилием и изменением диаметра зрачка.

Основная идея методики вторичной зондирующей задачи:

Смотри рисунок, на нем изображены:

1. прямая с углом наклона 45о, соответствует случаю, когда расход усилия полностью отвечает требованиям задачи (тире-точка-тире). Идеальные условия для решения основной задачи.

2. поскольку уровень доступной мощности ограничен, то, начиная с определенного уровня, прямая превращается в кривую (сплошная). Реальное усилие для решения основной задачи.

3. функция общего усилия (тире-тире), прикладываемого ко всем действующим или подготавливающихся к действию структурам переработки информации. Общее усилие, которое есть даже если не решается задача.

 

 


Методика:

1. методика вторичной зондирующей задачи (Измерение продуктивности решения вторичной задачи отражает уровень умственного усилия, вкладываемого в решение основной задачи)

2. измерение изменения диаметра зрачка

Основная задача.

a) Предъявляются 4 цифры со скоростью 1 цифра в секунду (3 4 7 5)

b) Пауза ~2 секунды

c) Воспроизвести исходные цифры, увеличенные на 1 в том же темпе (4 5 8 6)

Правильное решение: все цифры правильно названы в нужном ритме.

Вторичная задача.

На экране предъявлялись буквы (5 букв в секунду). Необходимо было запомнить букву, которая предъявлялась между шумами. Ее появление было случайно. Она появлялась в один из пяти моментов: 1, 3-я цифра первого ряда, середина паузы, 2, 4-я цифра ряда-ответа.

Платежная матрица обеспечивала то, что задача на цифры была основной: правильное ее решение награждалось, неправильное – наказывалось.

Результаты:

 

 

 

 


При изменении диаметра зрачка использовались только успешные пробы, т.к. в противном случае изменение диаметра зрачка могло означать либо отсутствие умственного усилия, либо эмоциональную реакцию на ошибку.

Характер кривой продуктивности решения вторичной задачи объясняется тем, что по ходу решения основная задача вначале требует все больше усилий (сохранение ряда цифр и его удержание), которое после паузы идет на спад.

Выводы:

Результаты эксперимента показали связь между прилагаемыми умственным усилием и изменением диаметра зрачка.

Проводилась дополнительная серия, в которой основная задача была усложнена (надо было прибавлять к исходным цифрам 3). В этом случае, результаты были сходными. Отличие состояло лишь в том, что кривая изменения диаметра зрачка поднялась выше на графике. Это изменение позволяет оценить не только динамику изменения умственного усилия, но и его степень.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.004 с.)